Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"
рабочая программа на тему
Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Деловое общение
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
260103 «ТЕХНОЛОГИЯ ХЛЕБА, КОНДИТЕРСКИХ И МАКАРОННЫХ
ИЗДЕЛИЙ»
2012 г.
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Бутурлиновский механико-
технологический колледж»
Разработчик: Самофал И. В.. – преподаватель ФГОУ СПО БМТК
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Деловое общение»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью дисциплиной по выбору профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в среднем профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки специалистов в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Деловое общение» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу и является дисциплиной по выбору профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть речью и языком делового общения;
- применять деловой этикет в деловом общении;
- владеть основами деловой переписки и основами оформления официальных писем;
- организовывать проведение деловых собраний, совещаний, переговоров, презентаций и пресс-конференций;
- владеть навыками публичного выступления;
- уметь применять различные степени разрешения конфликтов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- стили делового общения;
- особенности общения с подчиненными и коллегами в трудовом коллективе;
- стратегии делового поведения в коллективе;
- социально-этические нормы делового стиля общения;
- особенности служебного делового этикета;
- выразительные средства общения;
- имидж делового человека;
- виды и средства деловой коммуникации;
- формы делового общения;
- язык и стиль служебных документов;
- особенности протекания конфликтов и их разрешения;
- особенности телефонной коммуникации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 107 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, из них практических работ 22 часа ;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 107 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | – |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | 6 |
курсовая работа (проект) не предусмотрено | – |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | – |
Подготовка практикоориентированных работ проектного характера | 14 |
домашняя работа | 21 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Деловое общение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | 2 | ||||||
Раздел 1. Социально психологические основы делового общения | 24 | ||||||
Тема 1.1. Цели и содержание делового общения | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Виды и функции делового общении, структура и средства .Виды общения .Цели и содержание делового общения. | 2 | репродуктивный | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение темы: «Виды общения» | 2 | репродуктинвый | |||||
Тема 1.2. Стили общения | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Понятие «стиля общения». Ритуальное, манипулятивное гуманистическое общение. | 2 | репродуктивный | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по темам: «Стили общения». | 6 | продуктинвый | |||||
Тема 1.3. Этапы и структура делового общения | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Общение как взаимодействие. Коммуникационный процесс. Восприятие людьми в процессе делового общения | 2 | репродуктивный | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме «Манера общения, взаимодействие с людьми» | 2 | продуктинвый | |||||
Тема 1.4. Функции параметры и способы делового общения | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Функции делового общения. Параметры и способы. | 2 | репродуктивный | ||||
2 | Общение с подчиненными, стили руководства | 2 | репродуктивный | ||||
3 | Стратегия общения в трудовом коллективе. | 2 | репродуктивный | ||||
4 | Моральный климат в трудовом коллективе. | 1 | репродуктивный | ||||
Контрольная работа «Социально психологические основы делового общения» | 1 | репродуктивный | |||||
Раздел 2. Формы делового общения | 43 | ||||||
Тема 2.1. Вербальная и не вербальная коммуникация | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Особенности вербальной и невербальной коммуникации в деловом общениии | 2 | репродуктивный | ||||
Практические занятия Речь и язык делового общения. Выполнение упражнений. Манеры и жесты в деловом общении. Выполнение упражнений. | 2 2 | ||||||
продуктивный | |||||||
Самостоятельная работа обучающегося: Выполнение теста «Коммуникабельны ли Вы» | 1 | продуктивный | |||||
Тема 2.2. Методика устного выступления | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Особенности устного выступления, культура речи делового человека | 2 | репродуктивный | ||||
Практические занятия Логика в речи оратора. Выполнение упражнений. Методика устного выступления. Конференция. | 2 2 | продуктивный продуктивный |
Тема 2.3. Имидж делового человека | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Имидж делового человека. Формирование образа. Деловые и личные качества специалиста | репродуктивный | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа проектного характера «Деловые и личные качества специалиста»
| 2 | продуктинвый | |||
Тема 2.4. Деловой стиль одежды | Содержание учебного материала | ||||
1 | Деловой стиль одежды. Внешний вид делового человека. | 2 | репродуктивный | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | продуктивный | |||
Тема 2.5. Беседа как форма делового общения | Содержание учебного материала | репродуктивный | |||
1 | Методика проведения деловой беседы. Психологические аспекты деловой беседы. Цели и задачи беседы. Этапы завершения беседы. | 2 | |||
Практическое занятие Беседа при приеме на работу | 2 | продуктивный | |||
Тема 2.6. Организация и проведение совещаний | Содержание учебного материала | ||||
1 | Методика проведения собраний и совещаний. Цели, этапы проведения. Подведение итогов. | 2 | репродуктивный | ||
Практические занятия Проведение совещания в структурном подразделении организации. Деловая игра. Современные формы проведения совещаний. Деловая игра. Проведение собрания трудового коллектива. Имитационное моделирование. | 2 | продуктивный | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Тема «Искусство проведение деловой полемики» Подготовка сценария проведения. | 4 | продуктивный | |||
Тема 2.7. Специфика проведения презентации и пресс-конференции | Содержание учебного материала | ||||
1 | Методика проведения презентаций и пресс-конференций. Цели и задачи. Этапы проведения. Подведение итогов. | 2 | репродуктивный | ||
2 | Демонстрация презентации «Формы делового общения» | 1 | репродуктивный | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка презентации на тему « Формы делового общения» | 2 | продуктивный | |||
Контрольная работа «Формы делового общения» | 1 | репродуктивный | |||
Раздел 3. Деловая этика и этикет | 36 |
Тема 3.1. Деловой этикет | Содержание учебного материала | ||||
1 | Особенности делового этикета. Приветствие, знакомство, представление. Поведение в театре, ресторане, на улице. Использование визитных карточек. | 2 | репродуктивный | ||
Самостоятельная работа Решение практических ситуаций | 2 | продуктивный | |||
Тема 3.2. Деловые приемы | Содержание учебного материала | ||||
1 | Методика проведения приемов. Подготовка, организация пространства, приглашения. Особенности приема иностранных делегаций | 2 | репродуктивный | ||
Самостоятельная работа Решение практических ситуаций. | 2 | продуктивный | |||
Тема 3.3. Культура оформления документов в деловом общении | Содержание учебного материала | ||||
1 | Деловая переписка. Официальная корреспонденция. Официальные письма. Классификация идеологии деловых писем. Резолюция визы. | 2 | репродуктивный | ||
Практическое занятие Оформление деловой корреспонденции | 2 | продуктивный | |||
Самостоятельная работа Служебный речевой этикет в деловом письме. Упражнение. | 2 | продуктивный | |||
Тема 3.4. Телефонная коммуникация | Содержание учебного материала | ||||
1 | Особенности телефонных, деловых бесед. Подготовка беседы. Этапы проведения беседы по телефону. Хронометраж времени. Подведение итогов. | 2 | репродуктивный | ||
Практическое занятие Проведение деловой беседы по телефону. | 2 | продуктивный | |||
Самостоятельная работа Подготовка деловой беседы по телефону. Решение практических ситуаций | 2 | продуктивный | |||
Тема 3.5. Конфликты в деловом общении | Содержание учебного материала | ||||
1 | Понятие конфликта. Причины конфликта. Классификация конфликта. Особенности конфликтного поведения. Стадии протекания конфликта. | 2 | репродуктивный | ||
2 | Способы разрешение конфликта. Организация переговорного процесса | 2 | репродуктивный | ||
Практические занятия Индивидуальный стиль поведения в конфликте. Проведение теста. Организация переговорного процесса. Деловая игра. | 2 | продуктивный | |||
Самостоятельная работа Особенности протекания переговорного процесса. Роль медиатора. Изучение темы. | 2 | продуктивный | |||
Тема 3.6. Психология делового общения | Содержание учебного материала | ||||
1 | Психологические закономерности формального и неформального взаимодействия. Психологические способы влияние в процессе общения. Роль межличностных отношений в деловом общении. | 2 | репродуктивный | ||
2 | Организации свободного времени, делового человека. | 1 | репродуктивный | ||
Контрольная работа «Деловая этика и этикет» | 1 | репродуктивный | |||
Самостоятельная работа Управление негативными психическими состояниями Организация здорового образа жизни. Подготовка сообщения | 2 | продуктивный |
Заключение | 2 | ||
Всего: | 107 | ||
Тематика самостоятельной работы определяется тематикой учебного занятия.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Деловое общение»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Список литературы
Основные источники
1.Баженова, Е. В. Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе / Е. В. Баженова – Москва: АСТ Сова, 2009. – 190 с.
2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения. / Г. В. Бороздина. - Москва: ИНФРА – М, 2006.-295с.
Дополнительная литература
- Минаева, Л. В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. / Л. В. Минаева. – Москва: Аспект-Пресс, 2010. – 287 с.
- Бредемайер, К. Искусство словесной атаки. Практическое руководство. Пер. с нем. / К. Бредемайер – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 190 с.
5. Бредемайер, К. Черная риторика: Власть и магия слова. Пер. с нем. / К. Бредемайер – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 224 с.
6. Деревицкий, А. А. Переговоры особого назначения. / А. А. Деревицкий –Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 192 с.
7. Добротворский, И. Л. Переговоры на 100%: Технологии эффективных переговоров. / И. Л. Добротворский – Москва: А-Приор, 2007. – 192 с.
8. Зельдович, Б. З. Деловое общение / Б. З. Зельдович – Москва: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с.
9. Калабин, А. А. Управление голосом. Уникальный курс для всех, кто хочет добиться успехом в профессиональном и личном общении. / А. А. Калабин – Москва: Эксмо, 2006. – 160 с.
10. Кащенко, С. Г. Искусство общения /С. Г. Кащенко – Симферополь, 2008 .–226 с.
11. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ.- Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 226 с.
12. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет / И. Н. Кузнецов - Москва: ЮНИТН-ДАНА, 2005. - 431 с.
13. Мельник, Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. 2-е изд., перераб. / Г. С. Мельник – Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 235 с.
14. Пиз, А. Говорите точно... Как соединить радость общения и пользу убеждений. / А. Пиз, А. Гарнер – Москва: Эксмо, 2007. – 224 с.
15. Пиз, А. Как писать так, чтобы было понятно всем. / А. Пиз, А. Гарнер — Москва: Изд-во Эксмо, 2005. — 208 с.
16. Гарнер, А. Язык разговора. / А. Пиз, А. Гарнер – Москва: Эксмо-Пресс, 2007, - 224 с.
17. Пиз, А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). / А. Пиз, А. Гарнер – Москва: Эксмо, 2006. – 416 с.
18. Скаженик Е. Н. Деловое общение / Е.Н. Скаженик - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. // http://www.aup.ru/books/m161/
19. Суховершина, Ю. В., Тренинг делового (профессионального) общения / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. – Москва: Академический Проект; Трикста, 2006. — 128 с.
- Ушакова, Н. В. Имиджелогия / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. - 2-е изд. - Москва: Дашков и Ко, 2011. – 277 с.
- Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - [6-е изд.]. - Москва: Дело, 2010. - 557 с.
22. Ханников, А. В. Деловой этикет и ведение переговоров: Правила хорошего тона с комментариями психолога. / А. В. Ханников – Москва: Книжкин дом, Эксмо, 2005. – 384 с.
23. Шахиджанян, В. Учимся говорить публично. / В. Шахиджанян – Москва: Вагриус, 2008. – 464 с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Деловое общение»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять нормы делового этикета в общении; - организовывать проведение переговоров, деловых бесед, собраний и совещаний; - владеть навыками публичного выступления; - применять приемы делового общения. - понимать особенности делового общения в деятельности учреждения. - разбираться в особенностях делового общения по горизонтали и вертикали. - применять прикладные знания в области имиджирования и формирования внешнего вида. - оформлять деловую документацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - цели и содержание делового общения; - основные формы делового общения; - особенности делового стиля и имиджа делового человека; - особенности коммуникативного процесса в деловом процессе общения; - деловую документацию; - этику и психологию делового общения; - конфликты в деловом общении. | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания, упражнения, метод учебных кейсов (решение практических ситуаций); – деловая игра, имитационное моделирование; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – пятибалльная оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-280546-1376589758.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (да...
Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"
Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-253569-1369455163.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-253569-1369455163.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-406789-1438202610.jpg)
Рабочая программа УД Психология общения
Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы, она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205419-1361034316.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.03 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫУД.03 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Культура делового общения» для специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» социально - экономического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело&qu...