Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"
рабочая программа на тему

Самофал Ирина Валентиновна

Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_delovoe_obshchenie.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Деловое общение

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

260103  «ТЕХНОЛОГИЯ ХЛЕБА, КОНДИТЕРСКИХ И МАКАРОННЫХ

               ИЗДЕЛИЙ»

 2012 г.

Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Бутурлиновский механико-  

                                                                             технологический колледж»

Разработчик:   Самофал И. В.. – преподаватель ФГОУ СПО БМТК


 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Деловое общение»

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью дисциплиной по выбору профессиональной  образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в  среднем профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки специалистов в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Деловое общение» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу и является  дисциплиной по выбору профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 - владеть речью и языком делового общения;

- применять деловой этикет в деловом общении;

- владеть основами деловой переписки и  основами оформления  официальных писем;

- организовывать проведение деловых собраний, совещаний, переговоров, презентаций и пресс-конференций;

- владеть навыками публичного выступления;

- уметь применять различные степени разрешения конфликтов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- стили делового общения;

- особенности общения с подчиненными и коллегами в трудовом коллективе;

- стратегии делового поведения в коллективе;

- социально-этические нормы делового стиля общения;

- особенности служебного делового этикета;

- выразительные средства общения;

- имидж делового человека;

- виды и средства деловой коммуникации;

- формы делового общения;

- язык и стиль служебных документов;

- особенности протекания конфликтов и их разрешения;

- особенности телефонной коммуникации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 107 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, из них практических работ 22 часа ;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

107

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

22

     контрольные работы

6

     курсовая работа (проект)                не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

    Подготовка практикоориентированных работ проектного характера

14

    домашняя работа

21

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Деловое общение»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

2

Раздел 1.

Социально психологические основы делового общения

24

Тема 1.1.

Цели и содержание делового общения

Содержание учебного материала

1

Виды и функции делового общении, структура и средства .Виды общения .Цели и содержание делового общения.

2

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение темы: «Виды общения»

2

репродуктинвый

                                      Тема 1.2.

Стили общения

Содержание учебного материала

1

Понятие «стиля общения». Ритуальное, манипулятивное гуманистическое общение.

2

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по темам: «Стили общения».

6

продуктинвый

Тема 1.3.

Этапы и структура делового общения

Содержание учебного материала

1

Общение как взаимодействие. Коммуникационный процесс. Восприятие людьми в процессе делового общения

2

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения по теме «Манера общения, взаимодействие с людьми»

2

продуктинвый

                                     Тема 1.4.

Функции параметры и способы делового общения

Содержание учебного материала

1

Функции делового общения. Параметры и способы.

2

репродуктивный        

2

Общение с подчиненными, стили руководства

2

репродуктивный        

3

Стратегия общения в трудовом коллективе.

2

репродуктивный        

4

Моральный климат в трудовом коллективе.

1

репродуктивный

Контрольная работа «Социально психологические основы делового общения»

1

репродуктивный        

Раздел 2.

Формы делового общения

43

Тема 2.1.

Вербальная и не вербальная коммуникация

Содержание учебного материала

1

Особенности вербальной и невербальной коммуникации в деловом общениии

2

репродуктивный

Практические занятия

Речь и язык делового общения. Выполнение упражнений.

Манеры и жесты в деловом общении. Выполнение упражнений.

2

2

продуктивный
продуктивный

Самостоятельная работа обучающегося:

Выполнение теста «Коммуникабельны ли Вы»

1

продуктивный

Тема 2.2.

Методика устного выступления

Содержание учебного материала

1

Особенности устного выступления, культура речи делового человека

2

репродуктивный

Практические занятия

Логика в речи оратора. Выполнение упражнений.

Методика устного выступления. Конференция.

2

2

продуктивный

продуктивный

Тема 2.3.

Имидж делового человека

Содержание учебного материала

2

1

Имидж делового человека. Формирование образа. Деловые и личные качества специалиста

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа проектного характера «Деловые и личные качества специалиста»

 

2

продуктинвый

Тема 2.4.

Деловой стиль одежды

Содержание учебного материала

1

Деловой стиль одежды. Внешний вид делового человека.

2

репродуктивный

 Самостоятельная работа обучающихся.
Работа проектного характера «Стиль и цветовая гамма одежды»

4

продуктивный

Тема 2.5.

Беседа как форма делового общения

 Содержание учебного материала

репродуктивный

1

Методика проведения деловой беседы. Психологические аспекты деловой беседы. Цели и задачи беседы. Этапы завершения беседы.

2

Практическое занятие

Беседа при приеме на работу        

2

продуктивный

Тема 2.6.

Организация и проведение совещаний

Содержание учебного материала

1

Методика проведения собраний и совещаний. Цели, этапы проведения. Подведение итогов.

2

репродуктивный

Практические занятия

Проведение совещания в структурном подразделении организации. Деловая игра.

Современные формы проведения совещаний. Деловая игра.

Проведение собрания трудового коллектива. Имитационное моделирование.

2
2
2

продуктивный
продуктивный
продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся.

Тема «Искусство проведение деловой полемики» Подготовка сценария проведения.

4

продуктивный

Тема 2.7.

Специфика проведения презентации и пресс-конференции

Содержание учебного материала

1

Методика проведения презентаций и пресс-конференций. Цели и задачи. Этапы проведения. Подведение итогов.

2

репродуктивный

2

Демонстрация презентации «Формы делового общения»

1

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка презентации на тему « Формы делового общения»

2

продуктивный

Контрольная работа «Формы делового общения»

1

репродуктивный

Раздел 3.

Деловая этика и этикет

36

Тема 3.1.

Деловой этикет

Содержание учебного материала

1

Особенности делового этикета. Приветствие, знакомство, представление. Поведение в театре, ресторане, на улице. Использование визитных карточек.

2

репродуктивный

Самостоятельная работа

Решение практических ситуаций

2

продуктивный

Тема 3.2.

Деловые приемы

Содержание учебного материала

1

Методика проведения приемов. Подготовка, организация пространства, приглашения. Особенности приема иностранных делегаций

2

репродуктивный

Самостоятельная работа

Решение практических ситуаций.

2

продуктивный

Тема 3.3.

Культура оформления документов в деловом общении

Содержание учебного материала

1

Деловая переписка. Официальная корреспонденция. Официальные письма. Классификация идеологии деловых писем. Резолюция визы.

2

репродуктивный

Практическое занятие

Оформление деловой корреспонденции

2

продуктивный

Самостоятельная работа

Служебный речевой этикет в деловом письме. Упражнение.

2

продуктивный

Тема 3.4.

Телефонная коммуникация

Содержание учебного материала

1

Особенности телефонных, деловых бесед. Подготовка беседы. Этапы проведения беседы по телефону. Хронометраж времени. Подведение итогов.

2

репродуктивный

Практическое занятие

Проведение деловой беседы по телефону.

2

продуктивный

Самостоятельная работа

Подготовка деловой беседы по телефону. Решение практических ситуаций

2

продуктивный

Тема 3.5.

Конфликты в деловом общении

  Содержание учебного материала

1

Понятие конфликта. Причины конфликта. Классификация конфликта. Особенности конфликтного поведения. Стадии протекания конфликта.

2

репродуктивный

2

Способы разрешение конфликта. Организация переговорного процесса

2

репродуктивный

Практические занятия

Индивидуальный стиль поведения в конфликте. Проведение теста.

Организация переговорного процесса. Деловая игра.

2

продуктивный

Самостоятельная работа

Особенности протекания переговорного процесса. Роль медиатора. Изучение темы.  

2

продуктивный

Тема 3.6.

Психология делового общения

Содержание учебного материала

1

Психологические закономерности формального и неформального взаимодействия.

Психологические способы влияние в процессе общения. Роль межличностных отношений в деловом общении.

2

репродуктивный

2

Организации свободного времени, делового человека.

1

репродуктивный

Контрольная работа

«Деловая этика и этикет»

1

репродуктивный

Самостоятельная работа

Управление негативными психическими состояниями Организация здорового образа жизни. Подготовка сообщения

2

продуктивный

                    Заключение

2

                    Всего:

107

                Тематика самостоятельной работы определяется тематикой учебного занятия.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Деловое общение»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, или кабинета, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Список литературы

Основные источники

1.Баженова,  Е. В. Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе / Е. В. Баженова – Москва: АСТ Сова, 2009. – 190 с.

2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения. / Г. В. Бороздина. - Москва: ИНФРА – М, 2006.-295с.

                                        Дополнительная литература

  1. Минаева, Л. В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. / Л. В. Минаева. – Москва: Аспект-Пресс, 2010. – 287 с. 
  2.  Бредемайер, К. Искусство словесной атаки. Практическое руководство. Пер. с нем. / К. Бредемайер – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 190 с.
    5. Бредемайер, К. Черная риторика: Власть и магия слова. Пер. с нем. / К. Бредемайер – Москва:  Альпина Бизнес Букс, 2005. – 224 с.

6.  Деревицкий,  А. А. Переговоры особого назначения.  / А. А. Деревицкий –Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 192 с.
7. Добротворский, И. Л. Переговоры на 100%: Технологии эффективных переговоров. / И. Л. Добротворский – Москва: А-Приор, 2007. – 192 с.
8.  Зельдович, Б. З. Деловое общение  / Б. З. Зельдович – Москва: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с.
9. Калабин, А. А. Управление голосом. Уникальный курс для всех, кто хочет добиться успехом в профессиональном и личном общении. / А. А. Калабин – Москва: Эксмо, 2006. – 160 с.

10. Кащенко, С. Г. Искусство общения /С. Г. Кащенко – Симферополь, 2008 .–226 с.
11. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ.- Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 226 с.
12. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет / И. Н. Кузнецов - Москва: ЮНИТН-ДАНА, 2005. - 431 с.
13. Мельник, Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. 2-е изд., перераб. / Г. С. Мельник – Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 235 с.
14.  Пиз, А. Говорите точно... Как соединить радость общения и пользу убеждений. / А. Пиз, А. Гарнер – Москва: Эксмо, 2007. – 224 с.

15. Пиз, А.  Как писать так, чтобы было понятно всем. /  А. Пиз,  А. Гарнер — Москва: Изд-во Эксмо, 2005. — 208 с.

16.  Гарнер, А. Язык разговора. / А. Пиз,  А. Гарнер – Москва:  Эксмо-Пресс, 2007, - 224 с.
17.  Пиз, А.  Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). / А. Пиз, А. Гарнер – Москва: Эксмо, 2006. – 416 с.

18. Скаженик Е. Н. Деловое общение / Е.Н. Скаженик - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. // http://www.aup.ru/books/m161/

19. Суховершина, Ю. В., Тренинг делового (профессионального) общения / Ю. В. Суховершина,  Е. П. Тихомирова,  Ю. Е. Скоромная. – Москва: Академический Проект; Трикста, 2006. — 128 с.

  1.  Ушакова, Н. В. Имиджелогия / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. - 2-е изд. - Москва: Дашков и Ко, 2011. – 277 с.
  2. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - [6-е изд.]. - Москва: Дело, 2010. - 557 с.

22. Ханников, А. В. Деловой этикет и ведение переговоров: Правила хорошего тона с комментариями психолога.  / А. В. Ханников – Москва:  Книжкин дом, Эксмо, 2005. – 384 с.
23. Шахиджанян, В. Учимся говорить публично. / В. Шахиджанян – Москва: Вагриус, 2008. – 464 с.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Деловое общение»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять нормы делового этикета в общении; 

- организовывать проведение переговоров, деловых бесед, собраний и совещаний;

- владеть навыками публичного выступления;

- применять приемы делового общения.

- понимать особенности делового общения в деятельности учреждения.

-  разбираться в особенностях делового общения по горизонтали и вертикали.

- применять прикладные знания в области имиджирования и формирования внешнего вида.

- оформлять деловую документацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- цели и содержание делового общения;

- основные формы делового общения;

- особенности делового стиля и имиджа делового человека;

- особенности коммуникативного процесса в деловом процессе общения;

- деловую документацию;

- этику и психологию делового общения;

- конфликты в деловом общении.

Формы контроля обучения:

 домашние задания проблемного характера;

практические задания, упражнения, метод учебных кейсов (решение практических ситуаций);

– деловая игра, имитационное моделирование;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– пятибалльная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по профессии начального профессионального образования (да...

Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

Рабочая программа УД Психология общения

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.03 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫУД.03   ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Культура делового общения» для специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» социально - экономического профиля

Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена  по специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело&qu...