Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы этики"
методическая разработка на тему

Иванова Наталья Викторовна

Для реализации рабочей программы учебной дисциплины «Основы этики» разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.07 «Монтаж внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков, предусматривается проведение практических занятий. Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть профессиональной практической подготовки молодых специалистов. Данные методические указания предназначены как для студентов, так и для преподавателей. Практические занятия проводятся в конце изучения определенной темы. Цель проведения практических занятий – закрепление знаний студентов по основным вопросам изучаемой дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.r.osnovy_etiki.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

По учебно-методической работе

________________

«_____» ______________20__г.

Рекомендации по выполнению практических работ

Основы этики

08.02.07 «Монтаж внутренних сантехнических устройств,                                            кондиционирования воздуха и вентиляции»

Уровень подготовки       базовый

Форма обучения              очная_______

Санкт-Петербург

2016г.

Разработчик  

_         ________         _____________          Иванова Н.В.

       дата                          подпись                                ФИО

одобрен на заседании цикловой комиссии

Гуманитарных и социальных дисциплин

председатель цикловой комиссии:

           .                  _____________                     А.П. Минковская

       дата                          подпись                                ФИО

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….4
  2. Карта …………………………………………………………......6
  3. Методические рекомендации…………………………………...7
  4. Практическая работа 1-6………….……………………….…... . 9
  5. Критерии оценки…………………………………………….......11
  6. Литература……………………………………………….………12

Введение

Для реализации рабочей программы учебной дисциплины «Основы этики» разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.07 «Монтаж внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков, предусматривается проведение практических занятий. Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть профессиональной практической подготовки молодых специалистов.

Данные методические указания предназначены как для студентов, так и для преподавателей.

Практические занятия проводятся в конце изучения определенной темы.

Цель проведения практических занятий – закрепление знаний студентов по основным вопросам изучаемой дисциплины.

Практические занятия способствуют интенсификации учебного процесса, более осмысленному изучению материала, превращению фрагментарных знаний студентов в системные. Они способствуют развитию познавательной деятельности студентов, развивают логическое мышление, умение интерпретировать теоретический материал для решения поставленной задачи.

Выполнение практических заданий требует предварительной подготовки в виде повторения теоретических вопросов. Содержание практических занятий охватывает весь круг профессиональных умений, на формирование которых ориентирована данная дисциплина. Методические указания по проведению практических занятий учебной дисциплины составлены с учётом требований рабочей программы к формированию профессиональных и общих компетенций.

  • В        результате освоения дисциплины и проведения практических занятий обучающийся должен знать:
  • смысл понятий: этика, мораль, моральность, этикет, общение, семья,  

     личность, добро, зло, честь, достоинство, совесть, долг;

  • смысл этических правил: «золотое правило морали», «свод доброты»,

    «внутренний суд»;

  • ценности нравственной жизни общества;
  • представление  о  морали  в  разные  эпохи;
  • сущность и критерии гармонического развития личности;
  • историю этикета, национальные особенности и демократию    этикета;
  • виды и уровни общения;

     особенности и приёмы делового общения.

уметь:

  • сравнивать, анализировать и обобщать поступки, видеть их содержание и  оценивать их;
  • соотносить конкретные критерии оценки с общими понятиями добра и

     зла, понимать гуманистическое содержание нравственного идеала;

  • определять меру моральной ответственности за свои поступки;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • владеть:
  • навыками делового общения.

  • должен освоить компетенции:

ОК 1. –Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. - Организовать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. – Принимать решения в нестандартных и стандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. – использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. – Работать в коллектива и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. – Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. – Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Карта практических работ по дисциплине «Основы этики»

Наименование  практических занятий

Вид работы

Количество часов

Тема 1.4  Основные  функции морали

ПЗ 1 Мораль как способ передачи общечеловеческих ценностей от поколения к поколению.

Семинар

2

Тема 2.1 Добро и зло – критерии морали

ПЗ 2. Типичные шаблоны массового сознания в моральной оценке.

Семинар

2

Тема 2.2 Свобода и ответственность

ПЗ 3. Права и свободы личности.

Семинар

2

Тема 2.7 Любовь как высшая ценность

ПЗ 4. Семья как жизненная ценность.

Семинар

2

Тема 3.4 Этика и культура общения

ПЗ 5. Особенности и правила делового общения

Семинар

2

Тема 3.6 Деловой этикет

ПЗ 6. Этикет делового человека. Особенности светского этикета

Семинар

2

Методические рекомендации

Практические занятия могут проходить в виде  урока-семинара

Семинарские (практические) занятия являются наряду с лекционными занятиями одной из основных форм организации учебного процесса и учебной познавательной деятельности студентов под руководством, контролем и во взаимодействии с преподавателем.

Целями семинарских занятий являются:

  • углубленное изучение теоретического материала, рассмотренного на предшествующих лекциях;
  • отработка умений и формирование навыков самостоятельной деятельности по определенным разделам изучаемого предмета;
  • овладение студентами профессиональной лексикой, умения работать с документами и материалами;
  • развитие у студентов умения профессионально грамотно формулировать и выражать свои мысли и адекватно воспринимать профессиональную речь собеседников;
  • контроль за самостоятельной внеаудиторной работой студентов по данному предмету.

Семинарскому занятию в обязательном порядке должна предшествовать самостоятельная подготовительная работа студента, целями которой являются:

  • - самостоятельное изучение необходимого для успешного проведения занятий теоретического материала;
  • - выполнение простейших тренировочных заданий, призванных акцентировать внимание студента на наиболее важные разделы изучаемого материала;
  • - формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научной литературой, а также законодательством по изучаемому предмету.
  • Для обеспечения успешной подготовки студента к семинарскому (практическому) занятию ему заранее формулируется домашнее задание на подготовку к занятию. Это задание может быть представлено в виде:
  • - указания разделов лекционного курса или учебников и учебных пособий, которые необходимо изучить при подготовке к занятию;
  • - вопросов, которые будут рассмотрены на предстоящем семинарском (практическом) занятии и разделов учебников и учебных пособий, которые необходимо изучить при подготовке ответов на эти вопросы;
  • - конкретных практических заданий, которые необходимо выполнить при подготовке к занятию и указания литературы, необходимой для их выполнения;
  • - по выбору преподавателя могут быть использованы и иные формы выдачи заданий (тесты, вопросники, таблицы для статистической обработки и т.д.).

Каждое семинарское (практическое) занятие должно быть построено таким образом, чтобы на нем в полном объеме были отработаны основные разделы изучаемого материала и, хотя бы обзорно, рассмотрены остальные разделы темы. Форма проведения занятий должна быть выбрана таким образом, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студентов и свести до минимума информационную и демонстрационную деятельность преподавателя.

Ответы и практические действия студентов должны носить цельный характер, но при этом задания желательно формулировать таким образом, чтобы в ответах участвовало максимально возможное число студентов. При выполнении заданий в составе полной академической группы или малых групп необходимо чередовать студентов, отчитывающихся за выполнение задания с тем, чтобы в активных формах проведения занятий принимало участие максимально возможное число студентов. На занятиях целесообразно применить фронтальные методы проверки знаний студентов и их подготовленности к занятию (мини контрольные, тесты, задачи и т.д.). Ответы студентов должны оцениваться преподавателем. Оценка выставляется в рабочий журнал преподавателя и впоследствии будет служить основанием для полусеместровой аттестации студента и (или) приема у него зачета.

Практическое занятие №1

Тема 1.4  Основные  функции морали

семинар – обсуждение вопросов:

  1. Мораль как способ передачи общечеловеческих ценностей от поколения к поколению.
  2. Мировоззренческая функция морали.
  3. Мораль как способность к поиску и обоснованию общезначимых целей, к формированию нравственного идеала общества и личности.
  4. Необходимость соблюдения выработанных обществом моральных норм.
  5. Мораль как ценностное ядро духовной культуры.
  6. Соотношение понятий «мораль» - «культура» - «цивилизация».
  7. Пути и возможности воздействия этического знания на общественные нормы и исторические судьбы современной цивилизации.

Практическое занятие №2

Тема 2.1 Добро и зло – критерии морали.

семинар – обсуждение вопросов:

  1. Типичные шаблоны массового сознания в моральной оценке.
  2. Трафареты моральной оценки в истории нравственности.
  3. Опасность релятивизма в моральной оценке.
  4. Необходимость соответствия конкретного критерия оценки с общими понятиями добра и зла, с гуманистическим содержанием нравственного идеала и пониманием смысла жизни человека

Практическое занятие №3

Тема 2.2 Свобода и ответственность.

семинар – обсуждение вопросов:

  1. Свобода и необходимость. Моральная свобода – ценность, к достижению которой стремится человек.
  2. Свобода выбора и выбор свободы. Моральная ответственность личности. Духовное в жизни человека. Потребность в осмыслении своего бытия.
  3. Непримиримое противоречие между волей к жизни и неизбежностью смерти. Мечта о бессмертии и отношение к смерти как нравственная проблема.
  4. Критика нигилистического и пессимистического подходов к пониманию смысла жизни и предназначения человека.
  5. Идеал гармоничного развития личности в истории этики. Смысл и цель жизни.

Практическое занятие №4

Тема 2.7 Любовь как высшая ценность.  

семинар – обсуждение вопросов:

  1. Семья как жизненная ценность.
  2. Правовые основы семейной жизни.
  3. Развитие и гармонизация любовных отношений в браке. Трудности и противоречия супружеских отношений в семье.
  4. Семья и дети. Ответственность родителей перед обществом и детьми. Значение отцовства и материнства в жизни ребенка.
  5. Старики в семье. Нравственно-ценностный статус старости.
  6. Проблема развода и ее нравственные аспекты. Правовое регулирование развода.

Практическое занятие №5

Тема 3.4 Этика и культура общения.

семинар – обсуждение вопросов:

  1. Основные типы воздействия на людей в общении.
  2. Способы влияния на людей, обеспечивающие установление отношения сотрудничества.
  3. Этикет и мода. Культура одежды и внешнего облика.
  4. Общие требования к внешнему облику человека.
  5. Культура поведения в конфликтной ситуации.
  6.  Юмор как средство предотвращения конфликта.
  7. Ненормативная лексика, причины ее появления и распространения, необходимость ее изживания.
  8. Манеры поведения. Нормы поведения в типичных ситуациях.

Практическое занятие №6

Тема 3.6 Деловой этикет

семинар – обсуждение вопросов:

  1. Культура речи в официальной, деловой и дружеской переписке.
  2. Этика управленческой деятельности.
  3. Личность руководителя и неформальное лидерство в трудовом коллективе. Правила формулирования устных распоряжений.
  4. Техника критики и самокритики.
  5. Искусство публичного выступления.
  6. Этика полемики.
  7. Компромисс и этические условия его приемлемости.
  8. Основы ведомственного этикета.

Критерии оценки

При выставлении оценки учитывается правильность ответов, умение быстро работать с литературой, системность и целостность подобранной информации.

Оценка

 

Требования к знаниям

«отлично»

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач, хорошо владеет нормативными актами.

«хорошо»

Оценка «хорошо» выставляется, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

«удовлетворительно»

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.

«неудовлетворительно»

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Литература

Основные источники:

  1. Гуревич, П. С. Этика [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 416 с 9под ред. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.
  2. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.
  3. Этика: Учебник / А.В. Разин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416 с.
  4. Этика делового общения: Учебное пособие / И.С. Иванова. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.04.01 "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии приводится пояснительная записка, тематический план междисциплинарного курса, правила выполнения практических работ, содержание практических работ и список рекомендуемой литерат...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспечения персонального компьюте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся по специальности 46.02.01Документационное обеспечение управл

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка; МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов специальность 38.02.07 «Банковское дело» по профессиональному модулю ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочих, должностям служащих»

Методические рекомендации по выполнению практической работы студентов по профессиональному модулю ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочих, должностям служащих» ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ», программы подготовки по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» квалификации Каменщик, электросварщик ручной сварки

Методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК. 03.01.Технология выполнения каменных работ ПМ.03.  Выполнение каменных работ....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 03.01 Выполнение работ по профессии "Делопроизводитель" 46.02.01

Данная методическая разработка содержит практические работы по МДК 03.01 Выполнение работ по профессии "Делопроизводитель" для спецуиальности 46.02.01...