Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение и музейное дело»
рабочая программа на тему

Долженкова Татьяна Ивановна

Программа дополнительного образования для объединения "Краеведение и музейное дело" рассчитана на 2 года реализации с нагрузкой 9 часов в неделю. Включает в себя разделы по музееведению и краеведению. Возраст участников объединения - 15-20 лет. Программа «Краеведение и музейное дело» способствует вовлечению детей в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, что создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности; обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни поселка и Курской области; создаёт условия для культурного самоопределения личности обучающегося; обеспечивает занятость детей вне уроков, являясь одним из способов решения этой острой социальной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_2018.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М. КЛЫКОВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум

имени В.М. Клыкова»

____________А.Д. Миронов

«___» _______________ 2017 г.

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Краеведение и музейное дело»

Возраст обучающихся: (15-20 лет)

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Долженкова Т.И.

педагог дополнительного

        образования

Принята на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования

Протокол № __ от «__»_________ 2017 г.

Председатель МО _________ /С.В. Дурова

п. Коммунар 2017 год


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Программа объединения «Краевед» предназначена для обучения активистов музея образовательного учреждения основам краеведения и музейного дела, в рамках дополнительного образования.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утвреждении Порядка органищации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным прогшраммам»;
  • Планом Основных мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р)
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Уставом ОБПОУ «Советский социально-агарный техникум имени В.М. Клыкова»;
  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, 2017.
  • на основании методической и краеведческой литературы.

Направленность программы: туристско-краеведческая.

Актуальность программы: В современный период развития общества наблюдается кризис духовности, нравственности, что является одной из глобальных проблем человечества. Наиболее подвержены негативному воздействию дети, подростки, молодежь. Через приобщение к изучению родного края, через знакомство с формами и целями музеефикации подлинных предметов истории и искусства происходит формирование ценностно-ориентировочной основы личности. Музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования общественной активности обучающихся, их исследовательских умений и навыков, творческих способностей.

Музею принадлежит важная роль в создании системы патриотического, нравственного воспитания. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей: уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранение традиции своей страны, своего учебного заведения.

Историко-краеведческий музей, являясь одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивает активность, сотворчество, самостоятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и показа музейных предметов и музейных коллекций по истории начального и среднего профессионального образования района, техникума, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Все знают, какой притягательной силой для человека обладает нераскрытое прошлое, возможность быть исследователем, а также общение со сверстниками и взрослыми на равных, умение выражать свои мысли, самовыражение и самоутверждение в нашем сложном мире. Направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал студентов, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию практических навыков, помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и экскурсии, тренирует память. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших примерах героического и трудового прошлого предшествующих поколений. Это помогает, разобраться в огромном количестве современной информации, показывает, что хорошие поступки возвышают человека, делает его чище и благороднее.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Занятия в творческом объединении дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в техникуме, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом студенты высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

Отличительные особенности программы: На занятиях осуществляется психологическая и практическая подготовка обучающихся к выбору профессии, а навыки, полученные на занятиях в творческом объединении, пригодятся в будущем.

Программа «Краеведение и музейное дело»

  • способствует вовлечению детей в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, что создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности;
  • обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни поселка и Курской области;
  • создаёт условия для культурного самоопределения личности обучающегося;
  • обеспечивает занятость детей вне уроков, являясь одним из способов решения этой острой социальной проблемы.

Именно для того, чтобы человек, наделенный способностью и тягой к исследованию, развитию своих коммуникативных способностей, мог овладеть умениями и навыками музейного дела, самореализоваться в творчестве, краеведческой работе, научиться общаться с различными категориями людей, разработана программа дополнительного образования детей «Краеведение и музейное дело», направленная на духовное развитие обучающихся.

Адресат программы: программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 15-20 лет, получающими образование в ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова».

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 720 учебных часов; реализуется в течении 2-х лет.

Формы обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса: образовательный процесс проходит в разновозрастной группе постоянного состава. Занятия могут проходить как в техникуме (аудитории, музей, библиотека, актовый зал), так и вне его (районный краеведческий музей, районный архив, районная библиотека). На занятия могут быть приглашены преподаватели истории, русского языка и литературы, социальный педагог, сотрудники районных музея и архива, местные краеведы.

Режим занятий: занятия проводятся 5 раз в неделю, по 2 академических часа в день (лишь в пятницу – 1 час). Общая нагрузка в неделю – 9 часов. Общая годовая нагрузка – 360 часов.

Цель и задачи программы:

Цель программы – целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России в процессе вовлечения обучающихся в деятельность по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия родного края средствами музейной деятельности.

Задачи: воспитание обучающихся на боевых и трудовых традициях русского народа, углубление и расширение знаний по истории Отечества, родного края, техникума и семьи;

Личностные – воспитание личности, обладающей умениями анализировать окружающую действительность, осознающей свое место в историко-культурных процессах; уважающей традиции и обычаи своего и соседних народов, а также нормы, сложившиеся в образовательном учреждении; воспитание активной жизненной позиции и высоко нравственных идеалов у подрастающего поколения.

Метапредметные – развитие образно-эмоциональной сферы, аналитического мышления, внимания, формирование информационной культуры (умений понимать, собирать, хранить информацию). Развитие познавательного интереса к истории, обычаям, традициям своего учебного заведения, его семейным династиям, истории родного края; приобретение практических знаний, умений и навыков в области поисково-собирательной, исследовательской музейной и самостоятельной работе.

Образовательные – формирование основных навыков музейной деятельности (изучение, обработка, учет и хранение собранного материала), навыков поиска информации с использованием различных источников (библиотека, архив, образовательный ресурс сети Интернет); формирование у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности.

Содержание программы:

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

2

2

входной

2

Культурное и историческое наследие. Краеведение в системе исторических наук

6

2

4

текущий

3

Музей и его предназначение

3.1. Музееведение в системе наук

3.2. Нормативно-правовая база функционирования музеев

3.3.Организация музея образовательного учреждения

40

6

10

24

9

2

3

4

31

4

7

20

Текущий – беседа

4

Музейное дело

4.1. Организация поисково-собирательской работы

4.2. Фонды музея

4.3. Учет и хранение фондов музея

4.4. Исследовательская работа музея техникума

4.5. Экспозиция музея. Экспозиционная деятельность музея образовательного учреждения

4.6. Просветительская работа музея. Формы работы с посетителями

4.7. Экскурсии как основной вид массовой работы музея

80

8

10

16

10

14

8

14

20

2

2

6

2

2

2

4

60

6

8

10

8

12

6

10

Текущий – практические задания

5

История становления и развитие професси-онального образования в Советском районе.

5.1. Советский социально-аграрный техникум им. В.М. Клыкова: история и структура.

5.2. Истоки становления и развития профессионального образования. Советское профессиональное училище № 33

5.3. Педагогическое училище – колледж – техникум

5.4. История создания и развития образовательных учреждений-филиалов техникума

5.5. Наши выпускники. Ими гордится техникум

70

14

14

14

10

18

20

4

4

4

2

6

50

10

10

10

8

12

Тематический – написание творческой работы, проведение экскурсий

6

Кшенский край в истории Отечества.

6.1. «Дикое поле» и порубежье Московского государства.

6.2. Заселение кшенских земель. Крестьянство и дворянство

6.3. Строительство железной дороги. Образование поселка и района

6.4. Советский район в годы Великой Отечественной войны

6.5. Земляки – Герои Советского Союза. Участники и ветераны Великой Отечественной войны

6.6. Послевоенное и современное развитие Советского района

6.7. Памятники истории и культуры на территории Советского района. Православные храмы

80

14

10

11

16

9

10

10

37

7

5

6

6

4

4

5

43

7

5

5

10

5

6

5

Тематический – разработка мультимедийных презентаций, викторина

7

Знаменитые земляки

7.1. Клыков В.М. – человек, художник, гражданин

7.2. Личности знаменитых курян, воплощенные в творчестве В.М. Клыкова

7.3. Сырцов П.Р. – художник с острова Любви

7.4. Репринцев В.М. – Герой Социалистического труда

7.5. Наши земляки на политической арене

7.6. Знаменитые кшенцы

80

15

14

12

14

12

13

20

5

4

2

4

2

3

60

10

10

10

10

10

10

Тематический,

итоговый – подготовка исследовательских и творческих проектов

ВСЕГО

360 часов

110 часов

250 часов

 

Содержание учебного плана 1-го года обучения

1. Вводное занятие (4 часа).

Вступительное занятие. Знакомство с тематическими разделами программы, видами практических работ, изучение правил по технике безопасности на занятиях. Знакомство с историко-краеведческим музеем техникума: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Планирование работы на учебный год.

Практические занятия. Изучение устава музея техникума. Основные направления работы актива музея, план работы на текущий учебный год. Выборы органов управления музея: Совета, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Изучение творческих работ, участвовавших в краеведческих конкурсах.

2.Культурное и историческое наследие. Краеведение в системе исторических наук. (6 часов).

Понятие культурного наследия и его содержание. Понятие исторического наследия и его содержание. Законодательство об охране объектов наследия. Объекты России, внесенные в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Краеведение как отрасль исторической науки. Краеведение – универсальное средство сохранения и изучения культурного наследия.  Деятельность музея по сохранению и пропаганде культурного и исторического наследия.

Практические занятия. Знакомство с печатными источниками по изучению истории малой родины: книги, журналы, публикации в районной газете. Работа с материалами краеведческого музея, краеведческой литературой в библиотеке техникума и районной библиотеке по составлению списка культурного наследия своего края (на примере Советского района).

3. Музей и его предназначение (40 часов)

3.1. Музееведение в системе наук (6 часов)

Музееведение как часть исторической науки и культурологи. Специфика музееведения. Историография музееведения и специальная литература. Журналы «Мир музея». Типология и классификация музеев. Музейная терминология. Современный музей и его предназначение.

Практические занятия. Знакомство со специальной музееведческой литературой. Посещение музеев различного профиля: краеведческого, школьного, художественного.

3.2. Нормативно-правовая база функционирования музеев (10 часов)

Нормативно-правовое обеспечение музейного дела. Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» (1996 г.). Музейный фонд Российской Федерации. Уставы и Положения музеев.

Практические занятия. Знакомство с Положением музея техникума. Обсуждение основных пунктов.

3.3. Организация музея образовательного учреждения (24 часа).

Понятие «музей общеобразовательного учреждения». Признаки, специфика, функции музея образовательного учреждения. Музей образовательного учреждения в системе образования. Роль и место музея в образовательном учреждении. Тип и профиль музея. Концепция музея. Музей как общественное объединение учащихся. Совет и актив музея образовательного учреждения. Взаимодействие музея с общественными, ветеранскими и иными организациями, государственными музеями и другими учреждениями.

Практические занятия. Концептуальные основы деятельности музея истории образовательного учреждения, положение о музее. Знакомство с документацией музея и публикациями в печати о деятельности музея образовательного учреждения.

4. Музейное дело (80 часов)

4.1. Организация поисково-собирательской работы (8 часов)

Организация поисково-собирательской работы. Понятие «музейный предмет» и «предмет музейного значения». Классификация музейных предметов. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование, выявление и сбор памятников истории и культуры, включение их в музейное собрание. Основные источники комплектования фондов. Акты приема и передачи музейных предметов. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, музейных предметах. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Практические занятия. Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания музея. Определение объектов и источников комплектования. Выявление и сбор предметов музейного значения. Фотофиксация. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, предметах музейного значения. Выполнение тренировочных и практических заданий по оформлению полевой документации.

4.2. Фонды музея (10 часов)

Понятие фонда музея, типология предметов, входящих в музейное собрание. Структура фондов: основного и научно-вспомогательного. Обменный, дуплетный фонды. Фонды музея как источник исторической информации.

Практические занятия. Изучение фондов государственных музеев и музеев образовательных учреждений с точки зрения условий их хранения. Составление классификации фондов музея техникума. Определение необходимых условий их хранения и систематизации. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

4.3. Учет и хранение фондов музея (16 часов).

Учетная документация музея: Главная инвентарная книга, инвентарные книги и описи, паспорта музейных предметов и картотеки. Атрибуция и шифровка музейных предметов. Коллекции музея. Условия хранения фондов. Научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения. Температурно-влажностный и световой режимы хранения. Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках. Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других исследований. Передача музейных предметов в фонды государственных и муниципальных музеев. Что нельзя хранить в музее образовательного учреждения.

Практические занятия. Знакомство с документацией музея. Изучение формуляров и документов. Изготовление документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению документов в соответствии с ролевыми функциями актива музея. Оформление текущих поступлений в фонды музея. Выполнение индивидуальных заданий по описанию предметов, находящихся в фондах музея. Атрибуция и шифровка музейных предметов. Практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Создание электронной базы музея.

4.4. Исследовательская работа музея техникума (10 часов).

Понятие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Источники исторического исследования: устные, письменные, археологические, этнографические и другие. Методы теоретического и эмпирического исследования. Краеведческий поиск. Фонды музея, библиотек. Навыки работы с литературными источниками: аннотирование, составление конспектов, выписки. Возможности Интернета. Результаты исследовательской деятельности: исследовательские работы, конференции, выставки.

Практические занятия. Знакомство с основными направлениями исследовательско-краеведческой работы музея. Изучение имеющихся в музее краеведческих источников, материалов экскурсий, переписки, отчетов о встречах, походах. Работа с архивными, литературными источниками. Выбор темы индивидуального исследования. Работа с каталогами в  библиотеке. Составление списков литературы в соответствии с индивидуальными исследовательскими заданиями. Изучение текста. Составление выписок. Практикум по оформлению ссылок на источники. Запись воспоминаний. Биографии членов семьи, рода. Родословные таблицы. Запись рассказов и воспоминаний родственников. Описание семейного архива и семейных реликвий учащихся.

4.5. Экспозиция музея. Экспозиционная деятельность музея образовательного учреждения (14 часов).

Экспозиции музеев. Концепция и художественный замысел экспозиции. Последовательность создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно-художественного проекта, изготовлении оборудования, текстов, монтаж и оформление. Виды экспозиции: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая. Экспозиционное оборудование. Основные приемы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Тексты в музейной экспозиции. Правила составления этикеток к экспонатам. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия. Участие в работе по оформлению разделов экспозиции музея, посвященных истории техникума, развитию образования в крае, тематических выставок согласно Плана работы. Выполнение практических заданий по подготовке музейных предметов к экспонированию, составление этикеток к экспонатам. Подготовка предложений и проектов выставок, их обсуждение. Практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

4.6. Просветительская работа музея. Формы работы с посетителями (8 часов).

Виды и формы массовой работы музея: экскурсии, лекции, урок в музее, консультация, встреча, конференция, праздник и другие. Их информационное оформление Способы активизации работы с аудиторией: листы-задания, игры, викторины, инсценировки.

Практические занятия. Разработка сценариев мероприятий, план подготовительной работы, распределение ответственных, подготовка костюмов, приглашение гостей, съемочная группа и т.д. Встречи с ветеранами профтехобразования, уроки мужества, народные праздники, митинги, шефство над обелисками, переписка с солдатами - срочниками «Земляки на службе», «Вахта Памяти»

4.7. Экскурсии как основной вид массовой работы музея. (14 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приемы подготовки экскурсии с использованием источников, научной и популярной литературы, материалов музея. Составление текстов. Экскурсионные методы и приемы. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. «Портфель» экскурсовода. Внемузейные экскурсии, особенности их подготовки и проведения.

Практические занятия. Посещение тематических экскурсий в районном краеведческом и других государственных музеях. Пешие тематические экскурсии по поселку. Изучение методики ведения экскурсии. Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Подготовка и проведение тематических экскурсий по экспозиции музея в соответствии с планом работы. Подбор объектов по темам экскурсий. Составление паспортов экскурсионных объектов. Участие в подготовке и проведении тематических классных часов согласно плану работы музея. Проведение экскурсий в музее техникума.

5. История становления и развития профессионального образования в Советском районе (70 часов).

5.1. Советский социально-аграрный техникум им. В.М. Клыкова: история и структура. ( 14 часов)

Основные направления развития профессионального образования в  России. Основные вехи в становлении профессионального образования в Советском районе. Смена названий и ведомственной принадлежности. Реорганизация техникума путем объединения с созданием филиалов.

Практические занятия. Походы для сбора исторического и фотоматериала. Работа в районном краеведческом музее, библиотеке, архивах. Работа с литературой. Знакомство с историей образовательного учреждения на материалах музея и сайта техникума.

5.2. Истоки становления и развития профессионального образования. Советское профессиональное училище № 33. (14 часов)

Развитие профессионального образования в Советском районе, становление училища 1950-70-е годы. Участие земляков в уборке целинного урожая. Строительство нового корпуса и переезд училища в районный центр. Реорганизации училища в конце 1990-х – 2000-х годах.

Практические занятия. Знакомство в экспозицией и материалами техникума по данной теме. Изучение приказов по основной деятельности разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории профессиональных образовательных учреждений. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи техникума. Систематизация материала об истории создания и становления училища, его роли в обеспечении региона рабочими кадрами.

5.3. Педагогическое училище – колледж – техникум ( 14 часов)

Становление средне-специального образование в Советском районе. Строительство и открытие педагогического училища. Первый педагогический состав. Развитие училища в 1990-е годы. Статус колледжа и новые горизонты. Расширение профилей и специальностей в 2000-е годы. Реорганизация.

Практические занятия. Работа с альбома и подшивкой газетный материалов. Сбор воспоминаний педагогов первого состава и выпускников. Составление памятного альбома.

5.4. История создания и развития образовательных учреждений – филиалов техникума. (10 часов)

Становление и развитие профессионального образования в соседних районах. Тимский и Щигровский филиалы.

Практические занятия. Знакомство с историей создания училищ на основе материалов, опубликованных на сайте техникума.

5.5. Наши выпускники. Ими гордится техникум. (18 часов)

Изучение биографий знаменитых выпускников. Ветераны труда и войны – гордость техникума, династии техникума, учащиеся – воины интернационалисты Люди, стоявшие у истоков становления училищ; материалы о выпускниках.

Практические занятия. Выявление мастеров производственного обучения, преподавателей, директоров и выпускников училищ разных лет. Составление памятного альбома. Обновление экспозиции на данную тему.

6. Кшенский край в истории Отечества (80 часов).

6.1. «Дикое поле» и порубежье Московского государства (14 часов).

Знакомство с основными источниками по изучению истории Советского района (библиотечными и музейными фондами, архивом, воспоминаниями земляков). Древнее прошлое кшенских земель. Первая волна заселения. Дикое поле и набеги кочевников.

Практические занятия. Изучение краеведческой литературы по теме. Выполнение индивидуальных исследовательских заданий (рефератов, творческих работ) по данной теме.

6.2. Заселение кшенских земель. Крестьянство и дворянство (10 часов).

Заселение кшенских земель в начале XVII века. Помещики и крестьяне. Знаменитые дворянские роды: Анненковы, Лачиновы, Лансере, Бородаевские. Культура и быт.

Практические занятия. Работа с архивными и литературными источниками. Работа со справочной литературой.

6.3. Строительство железной дороги. Образование поселка и района (11 часов).

Строительство железной дороги изменило судьбы поколений. Появление станции Кшень и пристанционного поселка. Первые преобразования советской власти. Образование района.

Практические занятия. Экскурсия на железнодорожную станцию и пристанционную площадь. Изучение тематической экспозиции в районном краеведческом музее.

6.4. Советский район в годы Великой Отечественной войны. (16 часов)

Оборона и эвакуация. Деятельность 719 авиаполка ночных бомбардировщиков. Оккупационный режим в районе. Первое освобождение района. Второе освобождение района. Герои, освобождавшие Советский район.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Сбор материалов и запись воспоминаний старожилов и участников о событиях в крае в годы Великой Отечественной войны. Подготовка и проведение митингов памяти и классных часов на военную тематику. Экскурсия и возложение цветов к братскому захоронению  на привокзальной площади.

6.5 Земляки – Герои Советского Союза. Участники и ветераны Великой Отечественной войны (9 часов).

Судьбы земляков – Героев. Книга Памяти Курской области. Экспозиции о земляках – участниках Великой Отечественной войны.

Практические занятия. Изучение книг Н.А. Немцева «Фронтовые были», «719 ночной бомбардировочный». Выполнение индивидуальных исследовательских работ о героях и участниках Великой Отечественной войны. Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, партизан. Оформление тематических выставок и альбомов на данную тему.

6.6. Послевоенное и современное развитие Советского района (10 часов)

Послевоенное развитие поселка и современность (экономика, управление, социальная сфера). Основные этапы социального и экономического развития района. Особенное и уникальное в истории района. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, культуры, строительства.

Практические занятия. Работа в районной библиотеке с книгами краеведов и периодической печатью. Экскурсия  архив и районный краеведческий музей.

6.7. Памятники истории и культуры на территории Советского района. Православные храмы (10 часов)

Основные памятники на территории Советского района: исторические, мемориальные, религиозные. Православная культура в контексте общей культуры. Судьба церквей в ХХ веке.

Практические занятия. Изучение «Каталога памятников искусства и культуры на территории Советского района». Составление реестра памятных мест. Фотовыставка – Храмы Советского района. Помощь в строительства храма в поселке Кшенский.

7. Знаменитые земляки (80 часов)

7.1. Клыков В.М. – человек, художник, гражданин. (15 часов)

Биография знаменитого скульптора. Основные темы в творчестве Клыкова В.М.. Литература по теме. Присвоение имени знаменитого скульптора техникуму. Фестиваль в память о Клыкове В.М.

Практические занятия. Изучение фонда музея техникума по данному вопросу. Знакомство с памятниками, работами знаменитого скульптора. Экскурсия в музей В.М. Клыкова (филиал Курской картинной галереи, поселок им. Ленина). Экскурсия в село Мармыжи на могилу скульптора. Знакомство с Храмом Пресвятой Богородицы. Составление презентации «Поэзия в камне»

7.2. Личности знаменитых курян, воплощенные в творчестве Клыкова В.М. (14 часов)

Святой земли Курской – Серафим Саровский Изучение биографии святого. Памятные места на курской земле, связанные с его именем. Памятники Саровскому работы знаменитого скульптора. Соловей курского края – Плевицкая Н.В. Изучение биографии и творчества Н.В. Плевицкой. Музей Н.В. Плевицкой. Памятник Плевицкой работы Клыкова.

Практические занятия. Проекты «Святой земли курской», «Саровский в творчестве В.М. Клыкова».Подбор песен в исполнении Надежды Плевицкой. Работа В.М. Клыкова над памятником певице.

7.3. Сырцов П.Р. – художник с Острова Любви. (12 часов)

Непризнанный талант земли кшенской. Знакомство с биографией и творчеством непризнанного самобытного художника.

Практические занятия. Знакомство с картинами Сырцова П.Р., находящимися на хранении в техникуме. Просмотр фильма Н.Рябцева «Вот вспыхнуло утро».

7.4. Репринцев В.М. – Герой Социалистического труда (14  часов)

Биография Репринцева В.М. Депутат Верховного Совета СССР. Роль Репринцева В.М. в строительстве нового корпуса профессионального училища в Советском районе. Память о Репринцеве В.М.

Практические занятия. Посещение школьного музея в с. Волджанец. Знакомство со школой, которая носит имя Репринцева В.М. Знакомство с книгой Ю. Махрина «Учитель на всю жизнь»

7.5. Наши земляки на политической арене (12 часов)

Изучение биографий политиков, чей жизненный путь связан с курским краем. Родословная Д.А. Медведева. Биография В.Н. Карамышева.

Практические занятия. Экскурсия в с. Мансурово. Изучение материалов по данной теме. Написание индивидуальных рефератов.

7.6. Знаменитые кшенцы  ( 13 часов)

Главное богатство кшенской земли – люди. Знакомство с биографией и творчеством В.В. Бородаевского, Л.В. Полехиной, М.Ф. Воротникова, Н.М. Гатиловой, В.А. Чухаркина и других.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Изучение биографий знаменитых земляков по музейным предметам и письменным источникам. Определение тем и маршрутов экскурсии. Написание статей в газету техникума. Разработка и защита проектов по теме «Знаменитые земляки»

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

Направление работы музея техникума и творческого объединения «Краеведение и музейное дело»

4

2

2

входной

2

Музейная работа.

2.1. Музей техникума. Основные направления деятельности музея.

2.2. План работы музея на год.

12

6

6

4

2

2

8

4

4

текущий

3

Край мой курский

3.1. Основные вехи в истории курского края

3.2. Курская область в годы Великой Отечественной войны

3.3.Символы курского края

30

10

12

8

12

2

6

4

18

8

6

4

Текущий – викторина

4

Знаменитые земляки

4.1. Известные куряне – деятели искусства и культуры

4.2. Серафим Саровский – святой земли Курской

4.3. Соловей курского края (Н.В. Плевицкая)

4.4. «Опережая время»: Г.В. Свиридов

4.5. Литературный Курск

4.6. Знаменитые земляки в городской скульптуре

60

6

10

10

10

12

12

14

2

2

4

2

2

2

46

4

8

6

8

10

10

Текущий – конкурс

5

Отчизны верные сыны

5.1.Воины-афганцы, уроженцы и жители Советского района

5.2. Участники войн на Северном Кавказе

5.3. Кирин А. подводник атомохода АПЛ К-278 «Комсомолец»

36

12

12

12

6

2

2

2

30

10

10

10

Тематический – написание творческой работы, проекта

6

Этнография родного края

6.1. История костюма

6.2. Фольклор

6.3. Традиции и обычаи

40

16

10

14

8

4

2

2

32

12

8

12

Тематический – разработка мультимедийных презентаций

7

История семьи – история Родины (генеалогические исследования в краеведении)

7.1. Семейный альбом – хранитель истории семьи

7.2. История, ставшая легендой моей семьи.

7.3. Составление семейного альбома.

7.4. Составление генеалогического древа

7.5. Семейные реликвии

7.6. Мои знаменитые предки. 7.7. Семейные праздники и традиции

70

10

10

10

10

10

10

10

14

2

2

2

2

2

2

2

56

8

8

8

8

8

8

8

Тематический

– подготовка исследовательских и творческих проектов

8

Природно-географические особенности Советского района

8.1. Природа и география Советского района

8.2. Топонимика

20

10

10

10

4

2

10

6

8

Текущий – конкурс

9

Памятники Победы на кшенской земле

9.1. История возведения памятников на кшенской земле

9.2. Благоустройство памятников погибшим воинам

9.3. Альбом: память на кшенской земле

9.4. Маршрут Победы

9.5. Автомотопробег

80

10

26

24

10

10

12

2

2

4

2

2

68

8

24

20

8

8

Текущий – викторина

10

Итоговое повторение

8

-

8

Итоговый – зачёт

ВСЕГО

360 часов

82 часа

278 часов

Содержание учебного плана 2-го года обучения

  1. Введение. Направление работы музея техникума и творческого объединения «Краеведение и музейное дело» (4 часа).

Музей образовательного учреждения в системе образования. Роль и место музея в образовательном учреждении. Цели, задачи, объединения «Краеведение и музейное дело».

Практические занятия. Основные направления работы актива музея, план работы на текущий учебный год. Изучение творческих работ, участвовавших в краеведческих конкурсах.

  1. Музейная работа (12 часов).
  1. Музей техникума. Основные направления деятельности музея. (6 часов)

Основные направления музейной работы техникума. Экспозиционная и просветительская работа как основные показатели работы музея.

Практические занятия. Изучение документации музея. Знакомство с фондами. Ведение учетно-хранительской документации. Ведение экскурсий.

  1. План работы музея на год. (6 часов)

Основные компоненты плана работы музея на год. Функции музея техникума.

Практические занятия. Составление плана поисково-собирательской деятельности музея на текущий учебный год. Определение объектов источников поступления памятников в фонды музея. Выполнение тренировочных и практических заданий по музейной деятельности.

  1. Край мой курский (30 часов)
  1. Основные вехи в истории курского края (10 часов)

Соловьиное прошлое Курского края. Учреждение Курской губернии, революционные преобразования на курской земле.

Практические занятия. Изучение литературы по краеведению. Знакомство с музеями Курской области. Составление альбома «Курский край – история и современность»

  1. Курская область в годы Великой Отечественной войны (12 часов)

Оборона Курской области в 1941 – 1942 годах. Освобождение Курской области и города Курска в феврале 1943 года. Подготовка в Курской битве. Курская битва – грандиозное танковое сражение. Герои Курской битвы. Значение Курской битвы.

Практические занятия. Изучение литературы по теме. Просмотр кинофильма «Огненная Дуга». Составление альбома или презентации по теме.

3.3.Символы курского края (8 часов) 

Традиционные и оригинальные символы курского края. Курская земля в представлении россиян.

Практические занятия. Знакомство с результатами конкурса Символы курского края. Разработка художественного выражения символа курской земли.

  1. Знаменитые земляки (60 часов)
  1. Известные куряне – деятели искусства и культуры (6 часов)

Куряне – деятели искусства и культуры.

Практические занятия. Составление списка известных курян. Подбор литературы. Составление мультимедийной презентации.

4.2. Серафим Саровский – святой земли Курской (10 часов) 

Изучение биографии святого. Памятные места на курской земле.

Практические занятия. Подбор литературы по теме. Составление мультимедийной презентации. Проекты «Святой земли курской», «Саровский в творчестве В.М. Клыкова».

4.3. Соловей курского края (Н.В. Плевицкая)  (10 часов) 

Изучение биографии и творчества Н.В. Плевицкой. Музей Н.В. Плевицкой. Памятник Плевицкой авторства В.М. Клыкова

Практические занятия. Подбор песен в исполнении Надежды Плевицкой. Работа В.М. Клыкова над памятником певице. Подбор литературы по теме. Составление мультимедийной презентации.

4.4. «Опережая время»: Г.В. Свиридов (10 часов) 

Биография и творчество знаменитого композитора.

Практические занятия. Составление аудиокаталога произведений Свиридова. Памятник композитору. Музей Свиридова. Подбор литературы по теме. Составление мультимедийной презентации.

4.5. Литературный Курск (12 часов) 

Знакомство с биографией и творчеством поэтов и писателей: А.А. Фета, А.П. Гайдара, Н.Н. Асеева, В.В. Бородаевского и других. Памятные места Курской области, связанные с этими именами.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Определение тем и маршрутов экскурсии. Литературные музеи Курской области.

4.6. Знаменитые земляки в городской скульптуре (12 часов)

Городская скульптура как отображение истории города.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Составление каталога наиболее знаменитых скульптурных произведений в городе Курске. Составление видеоэкскурсии.

  1. Отчизны верные сыны (36 часов)

5.1.Воины-афганцы, уроженцы и жители Советского района (12 часов)

Афганская война (1979 – 1989), участие советский войск в локальном конфликте.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Составление списка воинов-афганцев, уроженцев Советского района. Подготовка сценария тематического вечера. Тематический вечер «Пламя Афганистана».

5.2. Участники войн на Северном Кавказе (12 часов)

История и развитие конфликта в Чечне, наведение конституционного порядка (1992 – 1999), участие войск в конфликте.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Поиск участников чеченских войн. Интервью с участниками событий. Составление тематической презентации или альбома.

5.3. Кирин А. подводник атомохода АПЛ К-278 «Комсомолец» (12 часов)

События на учениях «Океан» в Бискайском заливе в 1989 году. Гибель АПЛ К-278 «Комсомолец».

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Изучение биографии А. Кирина, земляка, подводника АПЛ К-278 «Комсомолец». История возвращения имени земляка. Идея и создание памятника А.Кирину. Экскурсия к памятнику погибшим подводникам.

6. Этнография родного края (40 часов)

6.1. История костюма (16 часов)

Традиции русского народного ткачества. Характерные особенности курского народного комплекса одежды.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Сравнительная характеристика с Воронежским народным костюмом и Липецким народным костюмом. Подготовка эскизов народного костюма Курской губернии. Выставка кукол в народных костюмах. Подготовка мультимедийной презентации по теме.

6.2. Фольклор (10 часов)

Виды и жанры русского фольклора. Курский фольклор как часть народной культуры России.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Подбор характерных произведений курского фольклора. Экспедиции по сбору пословиц и поговорок, сохранившихся в народной среде. Подготовка творческого отчета по тем.

6.3. Традиции и обычаи (14 часов)

Народная культура как часть общерусской культуры. Традиции и обычаи русского народа.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Составление календаря народных праздников курского края. Подготовка творческого мероприятия, посвященного народным традициям. Составление социологического опроса на тему «Народные традиции в жизни современного человека». Проведение викторины.

7. История семьи – история Родины (генеалогические исследования в краеведении) (70 часов)

7.1. Семейный альбом – хранитель истории семьи (10 часов)

Знакомство с наукой генеалогией. Принципы и методы генеалогического исследования.

Практические занятия. Работа с понятиями семейного родства. Составление словаря. История имён. Происхождение прозвищ и фамилий.

7.2. История, ставшая легендой моей семьи. (10 часов)

История семьи как часть истории малой родины и Отечества на примере знаменитых земляков.

Практические задания. Мои предки – участники исторических событий Отечества. Война в истории моей семьи. Составление презентации «История, ставшая легендой семьи».

7.3. Составление семейного альбома. (10 часов)

История фотоискусства и его распространение в обыденной жизни.

Практические задания. Старинная семейная фотография. Знакомство с семейными фотографиями. Работа с фотографиями, составление альбома. Презентация «Моя семья». Написание статьи о своей семье.

7.4. Составление генеалогического древа(10 часов)

Методика составления родословной семьи: пошаговая инструкция.

Практические задания. Изучение истории семьи. Составление родословного древа. Презентация родословной «История моей семьи».

7.5. Семейные реликвии(10 часов)

Общее и различное в понятиях «музейный предмет», «предмет музейного значения», «семейная реликвия».

Практические задания. История одного дня из жизни семьи. Семейные династии. Дорогая сердцу вещь – семейные реликвии.

7.6. Мои знаменитые предки. (10 часов)

Основные вехи в народной истории.

Практические задания. Выявление знаменитых родственников районного, областного или государственного масштаба. Составление анкет и плана беседы. Работа в архиве и библиотеке. Встречи с родными и составление интервью.

7.7. Семейные праздники и традиции(10 часов)

Праздники в истории государства и повседневной жизни людей.

Практические задания. Семейные праздники и традиции. Беседа с родными о семенных традициях. Составление презентации – «Праздники моей семьи»

8. Природно-географические особенности Советского района (20 часов)

8.1. Природа и география Советского района  (10 часов)

Особенности природного и географического положения Советского района. Почвы, климат, водные ресурсы. Растительный и животный мир Советского района. Социально-экономические показатели района, население, экология.

Практические задания. Составление списка внесенных в Красную книгу России и Курской области растений и животных. Составление презентации «География и природа Советского района». Фотоконкурс – «Красота моей малой родины».

8.2. Топонимика(10 часов)

Наука топонимика. Исследование топонимов на кшенской земле.

Практические задания. Работа с научно-исследовательской и краеведческой литературой. Составления каталога названий населённых пунктов. Изучение истории происхождения названия родного села. Составление мультимедийной презентации «Топонимика – наука о названиях»

9. Памятники Победы на кшенской земле (80 часов)

9.1. История возведения памятников на кшенской земле (10 часов)

Великая Отечественная война и послевоенное восстановление Советского района.

Практические задания. Работа в музее с каталогом памятников, возведенных в честь воинов-освободителей и уроженцев – участников Великой Отечественной войны. Составление картотеки «Есть такой памятник!»

9.2. Благоустройство памятников погибшим воинам (26 часов)

Определение памятников, на территории которых необходимо навести порядок.

Практические задания. Трудовой десант – наведение порядка на территории памятников и братских могил.

9.3. Альбом: память на кшенской земле (24 часов)

Методика создания фотоальбома. Определение маршрутов фотодесанта.

Практические задания. Поездки по памятным местам. Сбор фотоматериала.

9.4. Маршрут Победы (10 часов)

История освобождения Советского района. День Победы – 9 мая 1945 года.

Практические задания. Составление сценария музыкально-литературной композиции «Мы помним о войне». Составление маршрута автомотопробега. Создание информационных буклетов.

9.5. Автомотопробег (10 часов)

Определение маршрута автомотопробега по территории Советского района.

Практические задания. Автомотопробег по территории Советского района Курской области.

10. Итоговое повторение (8 часов)

Конкурс научно-исследовательских и творческих проектов. Проведение викторины. Зачёт.

Планируемые результаты:

В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы объединения.

Требования к знаниям и умениям:

1. овладение приемами исследовательской работы, обработки полученных материалов,

2. организация и проведение экскурсий, выставок, внеклассных мероприятий,

3. знание культурных традиций и истории своего края, техникума, семьи.

4. формирование  устойчивого интереса учащихся школы к деятельности краеведческого кружка.

Компетенции и личностные качества:

Компетенции, которые формируются в процессе работы объединения:

1. широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

2. стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

3. умение рационально использовать время, планировать свою работу;

4. умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

5. способность творчески мыслить и рассуждать;

6. способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах 

Личностные качества:

1. высокие моральные стандарты;

2. физическое и психологическое здоровье;

3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;

4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

5. оптимизм, уверенность в себе.

6. контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей;

7. инициативность, способность сконцентрироваться на главном;

8. умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностными результатами обучающихся;

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение использовать знания в повседневной жизни;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;

- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

- познавательный интерес к основам культуры питания.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством педагога) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

- умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;

- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с педагогом и обучающимися свою деятельность;

- умение формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

Одним из способов определения результативности могут стать итоги участия членов объединения в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:

- наличие специального кабинета и музейной экспозиции;

- наличие фондов музея;

- компьютер;

- экскурсионный и краеведческий материал.

2. Информационное обеспечение:

В реализации программы принимают участие научные сотрудники районного краеведческого музея, представители районных общественных организаций, а также с преподаватели истории и других общественных дисциплин в техникуме, библиотекари.

Формы аттестации:

Для определения результативности освоения программы используются следующие формы контроля: беседа, практические задания, написание творческой работы, проведение экскурсий, разработка мультимедийных презентаций, викторины, подготовка исследовательских и творческих проектов, конкурсы, разработка мультимедийных презентаций, зачёт.

Оценочные материалы

  1. Диагностическая работа № 1 (входящий контроль)
  2. Диагностическая работа № 2. Викторина «Кшенский край в истории Отечества»
  3. Диагностическая работа № 3. Викторина «Край мой курский»
  4. Конкурс «Знаменитые земляки»
  5. Фотоконкурс «Красота моей малой родины»
  6. Диагностическая работа № 4. Викторина «Великая Отечественная война в истории страны и малой родины»
  7. Зачётная работа.

Методические материалы

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные, игровые, дискуссионные, проектные.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия: форма организации учебного занятия зависит от темы и целей занятия и может быть в виде лекции, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, выставки, защиты проектов, акции, игры, конкурса, конференции, лабораторного или практического занятия, презентации, семинара.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности.


Список литературы:

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. – М., 1980.
  2. Альманах. Из истории профессионального образования России. – Подольск, 2003.
  3. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
  4. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.
  5. История профтехобразования. – Курск, 2003.
  6. Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.
  7. Методика историко-краеведческой работы: Пособие для учителя. – М,: 1982.
  8. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
  9. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по специальности  «История». – М.: 1962.
  10. Немцев Н.А. Земля Кшенская. – Курск, 2003.
  11. Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.
  12. Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики// Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2007.
  13. Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
  14. Панкратова Т.Н. Методика создания в колледжах музеев профессий – М., 2007.
  15. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
  16. Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей. Открытый урок – М., Просвещение, 2005.
  17. Сборник нормативно-правовых материалов в помощь организаторам музеев. – Подольск, 2003.
  18. Стародубцев В.В. Моя малая родина на карте и в сердце. – Курск, 2011.
  19. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
  20. Туманов В.Е. Некоторые проблемы школьного краеведения Москвы. /Краеведение Москвы: научн.-мет. материалы в помощь  краеведам. Под ред. Л.В. Ивановой и С.О. Шмидта. – М.: 1990.
  21. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. – М., 2002.
  22. Школьные музеи. Из опыта работы. – М., 1977.
  23. Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.