Использование метода проектов для формирования общих компетенций у обучающихся СПО
статья на тему

Дудина Анна Олеговна

Изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности. 

В стандарте СПО выделены две группы компетенций – общие и профессиональные. Настоящее исследование посвящено формированию общих компетенций у обучающихся СПО с использованием технологии «метод проектов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов для формирования общих компетенций  у обучающихся СПО

Дудина А.О., преподаватель английского языка

БПОУ УР «УРСПК»

Изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности. 

В стандарте СПО выделены две группы компетенций – общие и профессиональные. Настоящее исследование посвящено формированию общих компетенций у обучающихся СПО с использованием технологии «метод проектов».

Первые упоминания о технологии, которую сегодня принято называть методом проектов, можно встретить в работах американского философа и педагога Джона Дьюи в 19 веке. Метод основывался на построении обучения на основе активной, целесообразной деятельности ученика, в соответствии с его личной заинтересованностью именно в тех знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. 
Русских педагогов метод проектов привлек в начале 20 века. В 1905 году была организована небольшая группа сотрудников под руководством русского педагога С.Т.Шацкого. Ученые активно включали проектные методы в практику преподавания. В дальнейшем, при советской власти, эти идеи стали практически повсеместно внедряться в школу. Однако, по ряду причин, метод проектов был осужден партией и запрещен в 1931 году. 
До недавнего времени в России никто существенно не пытался возродить этот метод в системе образования. Однако, за рубежом идеи гуманистического подхода к образованию Джона Дьюи нашли широкое применение и пользовались большой популярностью.

Проектное обучение – это полезная альтернатива обычной аудиторной работе. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае преподаватель разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую деятельность. 

Использование метода проектов на занятиях позволяет обучающимся ощутить всю важность данного вида работы, почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью. 
Несмотря на сложность работы по методу проектов, использование указанного метода позволяет достичь результатов важных не только для учебного процесса, но главное – весьма значимых для обучающихся.

Особенностью использования в учебном процессе метода проектов является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа обучающихся, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, в известной мере творчество. Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Обучающихся необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. 
Подготовку проекта традиционно делят на несколько этапов: 

1. Подготовка. 
2. Планирование. 
3. Исследование. 
4. Результаты или выводы. 
5. Представление или отчет. 
6. Оценка результатов и процесса.

 
Проекты классифицируют следующим образом: 
1. Проблемно-реферативные проекты, созданные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. 
2. Экспериментальные проекты, созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. 
3. Натуралистические и описательные проекты, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. 
4. Исследовательские проекты, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. 

Проекты традиционно подразделяют по следующим признакам: 
1. монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; 
2. индивидуальные, групповые, коллективные проекты; 
3. мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные проекты. 
К показателям успешности проекта можно отнести следующее: 
1. качество усвоения обучающимися программы; 
2. сформированность потребности в продолжении образования; 
3. сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности; 
4. уровень интеллектуальных достижений обучающихся; 
5. конкурентоспособность знаний обучающихся; 
6. мотивация обучающихся на сотрудничество в учебном процессе; 
7. демократизация взаимоотношений между преподавателем и обучающимися. 

Под моим руководством был осуществлен проект по дисциплине «Иностранный язык» на тему «Использование англицизмов в речи современной молодежи».

Представленный проект является коллективным, среднесрочным, исследовательским монопредметным  проектом. Исследовательская работа проводилась малой группой в течение 7 месяцев. 
Проект был осуществлен обучающимися  1 курса колледжа по специальности «Преподавание в начальных классах». 

Актуальность выбранной темы: усиление информационных потоков, появление глобальной компьютерной сети интернет, развитие мирового экономического рынка, международного туризма, культурных связей – все это привело к появлению новых заимствованных слов.

Особую озабоченность вызывает тот факт, что в повседневной речи русскоговорящей   молодёжи всё чаще и чаще встречаются заимствования из английского сленга и их производные, молодым людям легче выразить свои мысли и чувства при помощи средств  иностранного языка.

Учебные мероприятия, проводимые в течение исследования:

  1. Вводное занятие: выявление у обучающихся необходимых начальных знаний, умений и навыков путем проведения анкеты; представление стартовой презентации; утверждение темы проекта и уточнение основополагающего, проблемных и учебных вопросов.
  2. Подготовка к реализации проекта: совместное с обучающимися составление плана проекта.
  3. Реализация проекта: работа согласно плану.
  4. Подведение итогов: презентация собранной информации, подготовка к отчету о проделанной работе, работа над систематизацией собранного материала и создание итоговой презентации и краткого словаря англицизмов.
  5. Заключительный этап: презентация результатов проекта, оценивание работы по проекту участниками, преподавателем.

    Целью данного исследования является изучение степени проникновения английского сленга в речь современной молодежи.

В теоретической части исследования обучающимися были поставлены и решены следующие задачи:

1.Проанализировать теоретические материалы, связанные с темой.        

2.Расширить и углубить знания по английскому языку.

3.Определить причины заимствования.

4.Рассмотреть способы образования заимствований.

5.Классифицировать заимствования по сферам общения.

В практической части исследования обучающиеся провели анкетирование обучающихся I курса БПОУ УР «УРСПК» с целью выявления отношения обучаемых к исследуемому явлению, а также составили таблицы и диаграммы, иллюстрирующие собранный материал.

Полученные в ходе исследования данные подтверждают  предположение о  широком  использовании англоязычных слов в русском языке  в целом, и  в речи обучающихся «УРСПК» в частности.

Продуктом исследовательского проекта «Использование англицизмов в речи современной молодежи» явилось составление авторского словаря англицизмов.