ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья на тему

В статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключевой задачи и основного результата внеаудиторной деятельности в техникуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 377.5                                                Сверчкова Анастасия Викторовна

                                                             Канд. пед. наук, зам. директора по ВР                                                                                                                                    

                                                                            ГПОУ ТО «АХТТ»

 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация: в статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключевой задачи и основного результата внеаудиторной деятельности в техникуме.

Ключевые слова: коуч, коучинг, коуч-технологии, коуч-среда, саморазвитие, самореализация.

Воспитательная работа в ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум» ориентирована на подготовку конкурентоспособных рабочих и специалистов, устойчиво владеющих широким спектром общих и профессиональных компетенций в результате коуч-технологий и системы коуч-управления.

Коучинг – мощное средство, которое способствует мотивированной готовности педагогических кадров к саморазвитию в профессиональной деятельности и формированию новых компетенций, это работа с педагогическим коллективом и с каждым студентом по мобилизации внутреннего потенциала. Эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления [1]

В техникуме сложилась благоприятная ситуация для применения новых подходов и технологий во внеаудиторных процессах. И при этом мы сохранили традиционные мероприятия, дающие позитивный эффект. Технология коучинга, выбранная для  решения проблем и противоречий позволила снизить негативные тенденции, максимально повысить мотивацию и реализовать потенциал обучающихся. В техникуме  созданы  условия, способствующие формированию у обучающихся  общих компетенций, содействующие развитию профессиональных компетенций, обеспечивающие конкурентоспособность выпускников, их адаптацию в общественной среде, развивающие у преподавателей и классных руководителей творческий подход к профессиональной деятельности.

Целью внеаудиторной работы является создание коуч-среды, обеспечивающей формирование общих компетенций личности обучающегося, повышающих мотивацию к будущей профессиональной деятельности и профессиональной самореализации, к творческому саморазвитию педагогических кадров, освоению ими профессиональных компетенций.

Достижение цели осуществляется посредством поиска эффективных путей развития творческой личности, проявляющей инициативу, способной принимать решения и брать на себя ответственность, помогать студентам учиться сознательно, развивать умения и навыки.

Педагогический коллектив техникума работает над решением следующих задач:

- создание эффективного механизма процессного управления внеаудиторной работой в условиях коуч-среды, обеспечивающей формирование и развитие воспитательной среды техникума;

 - создание системы внеаудиторной деятельности для освоения общих компетенций обучающихся: интеллектуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных, образовательных и правовых; повышения мотивации к будущей профессиональной деятельности и профессиональному саморазвитию;

 - создание условий для внедрения коуч-технологий во внеаудиторные процессы;

 - создание системы оценивания освоения обучающимися общих компетенций;

- организация информационного центра для открытого доступа к информации и удовлетворения потребностей обучающихся, их родителей и инженерно-педагогических работников;

 - организация деятельности, направленной на профилактику проявления дискриминации по этническому, расовому и конфессиональному признакам;

- создание системы оценивания эффективности внеаудиторной работы в условиях коуч-среды;

- организация мониторинга качества внеаудиторных процессов и удовлетворенности запросов обучающихся, их родителей и инженерно - педагогических работников;

 - формирование системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и учреждениями культуры  по внеаудиторной деятельности.

Формирование креативного педагогического потенциала классных руководителей ведется через коучинговый подход к процессу воспитания.

Классный руководитель, выступая в роли коуча, строит свои взаимоотношения с обучающимися в техникуме как со взрослыми, которые самостоятельно решают все свои проблемы. Студент самостоятельно создаёт индивидуальную программу и находит пути её решения отвечая на вопросы: В чем причина того, что….? Как лучше сделать, чтобы…? Что необходимо, чтобы…? и др. Подобные вопросы заставляют мотивированно и осознанно осмыслить проблемы и добиваться того, чего хочет студент.

С учетом поставленных задач определены следующие основные направления внеаудиторной деятельности:

 - создание системы коуч-управления для освоения общих компетенций обучающимися техникума;

- организация информационного центра;

- воспитание корпоративной культуры обучающихся техникума;

 - профилактика экстремизма в молодежной среде;

- мониторинг качества внеаудиторных процессов и освоения общих компетенций.

В каждом из направлений решаются конкретные задачи внеаудиторной деятельности. Для этого используются определенные способы их решения, которые должны привести к ожидаемым результатам в соответствии с установленными показателями результативности.

Для внедрения коуч-управления осуществляется:  

 индивидуальное и групповое сопровождение обучающихся по основным направлениям внеаудиторной деятельности;

 внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и соревнований через коуч-управление по направлениям: гражданско-правовое, профессиональное здоровьесбережение, патриотизм, семейные ценности, экология, культурное наследие, научно-техническое творчество, молодежные интересы;

 поддержка и внедрение инициатив обучающихся в рамках конкурса «Студенческие проекты во внеаудиторной работе»;

 участие в городских, областных молодёжных программах;

 информационное сопровождение коуч-управления;

 выявление обучающихся, интересующихся коучингом и их привлечение к коуч- управлению;

  выработка методических рекомендаций по коуч-управлению.

Определены показатели результативности: 1. доля подготовленных обучающихся по направлениям внеаудиторной деятельности; 2. увеличение количества обучающихся, включившихся в активную общественную деятельность; 3. увеличение количества групп, включившихся в активную общественную деятельность; 4. доля внедренных инициатив обучающихся; 5. результативность внеаудиторной деятельности под управлением коучей; 6. наличие механизмов информационного сопровождения коуч-управления; 7. наличие методических пособий по коуч-управлению внеаудиторными процессами..

Мониторинг эффективности коучинга осуществляется с помощью: разработки методики организации мониторинга коучинга; внедрения системы мониторинга результатов коучинга; разработки показателей оценки достижений обучающихся по различным процессам внеаудиторной деятельности; мониторинга деятельности руководителей учебных групп.

Показателями результативности стали: 1. наличие методики организации мониторинга качества коучинга; 2. положительная динамика показателей оценки качества коуч-управления; 3. разработка рекомендаций по улучшению качества коуч-управления внеаудиторными процессами.

Повышению эффективности внеаудиторных процессов способствовало создание информационного центра. Было разработано положение об информационном центре, и механизмы информационного наполнения.

В процессе работы центра используются новые информационные технологии, телекоммуникационные проекты и дистанционное сопровождение, ведется  информационное сопровождение сайта техникума.

Функционирование информационного центра обеспечивает:

 Эффективное использование светодиодного экрана, где транслируются еженедельные новости и экспересс – газеты, организацию конкурса социальной рекламы по направлениям: здоровье, профессия, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, нравственность,  служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция.

 Распространение эффективных форм участия обучающихся в общественной жизни техникума.

  Осуществление информационного сопровождения всех внеаудиторных процессов.

  Информационное взаимодействие с организациями, учреждениями, объединениями по работе с молодежью.

 Внедрение дистанционного консультирования обучающихся техникума и их родителей.

Эффективность функционирования информационного центра определяется следующими показателями: 1. доля удовлетворенных запросов; 2. наличие информационного взаимодействия с организациями, учреждениями, объединениями по работе с молодежью; 3. наличие справочной системы техникума: электронной и документальной.

Культурное пространство, включающее в себя нормы поведения, формирует  идеальные модели собственно самого поведения. Корпоративная культура – это признаваемые правила поведения и управления в техникуме. Приобретая опыт учебно-производственных коммуникаций в техникуме обучающиеся формируют свое отношение к учебной организации, учебно-производственному и внеаудиторному процессам, включая их результаты. Для этого разработан кодекс обучающегося в техникуме; прививается  корпоративная культура обучающимся; популяризируются достижения обучающихся техникума через оформление портфолио студентов, выпуск альбомов достижений, чествование победителей, поощрение инициатив; проводятся конкурсы и соревнования  (лучшая группа, лучший студент, лидер среди лидеров, лучший по профессии, лучшая инициатива, лучший проект по внеаудиторной деятельности, лучший по направлению деятельности). Результативность определяется по следующим показателям: 1. наличие кодекса обучающегося техникума; 2. наличие альбомов выпускников; 3. развитие и функционирование музея техникума; 4. снижение количества обучающихся,  нарушивших правила внутреннего распорядка техникума и совершивших правонарушения.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов обучающимся техникума прививается идеология толерантности на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия. Для этого решаются следующие задачи: ведение социального паспорта техникума и группы в частности; выявление и сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; адресная мобильная социальная помощь обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; подбор и распространение методических пособий по формированию толерантности; формирование электронных ресурсов, посвященных толерантности; организация внеаудиторной воспитательной работы (организация круглых столов, творческих конкурсов, дней национальных культур, правовых бесед, классных часов); в рамках ежегодной научно-теоретической конференции техникума проведение секции «Культурные традиции народов России и межнациональное согласие в молодежной среде»; анализ библиотечных фондов; участие в городских, областных программах по профилактике экстремизма в молодежной среде; взаимодействие с правоохранительными органами по профилактике экстремизма в молодежной среде; организация уроков правовой грамотности в рамках программы «Подросток и закон». Показатели результативности: 1.наличие социального паспорта; 2. наличие методических пособий по формированию толерантности у обучающихся; 3. наличие адресной мобильной социальной помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; 4. наличие плана совместных мероприятий с правоохранительными органами по профилактике экстремизма в молодежной среде; 5. выпуск сборника материалов по результатам круглых столов, творческих конкурсов, научно-теоретической конференции; 6. отсутствие доступа к электронным ресурсам и печатным изданиям экстремисткой направленности; 7. снижение доли обучающихся, совершивших нарушения законов.

Эффективность реализации мероприятий на основе внедрения коуч-технологий выражается в следующих интегративных результатах:

 сформирована система фиксирования освоения общих компетенций обучающимися;

 повысилась общественная активность обучающихся;

  зафиксирована доступность информационного сопровождения;

- повысилась эффективность, доступность и качество внеаудиторных процессов;

- целевые показатели позволили определить уровень качества внеаудиторных процессов (наличие методических разработок по направлениям внеаудиторных процессов; доля обучающихся, принявших участие в общественной жизни техникума, города, области; реализованных ими студенческих инициатив занятых коучингом и т.д.).

Применение коучингового подхода в организации воспитательной внеурочной деятельности позволило педагогическому коллективу техникума повысить мотивацию творческого саморазвития педагогов, обеспечило эффективность раскрытия их потенциала и профессиональных компетенций. С помощью коучинга педагогический коллектив помогает обучающимся открыть собственные возможности, ставить цели и задачи, распределять свои ресурсы для их достижения, воспитывает успешного человека, лидера, обучает саморазвитию и самореализации, способствует формированию конкурентоспособного специалиста.

Список используемой  литературы

  1. Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.
  2. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М.Рей. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
  3. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с.
  4.  Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 272 с.
  5. Рыбкин И., Падар Э. Системно-интегративный коучинг: Концепты, технологии, программы — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2009 — 448 с.

© А.В.Сверчкова, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

«Компетентностный подход в образовании» Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла.

ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум»«Компетентностный подход в образовании»Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла...

Использование метода проектов для формирования общих компетенций у обучающихся СПО

Изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,...

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...

"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"

              Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения  ставить и решать задачи - не только  профессиональн...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...