«Компетентностный подход в образовании» Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла.
статья на тему

Иванова Надежда Константиновна

ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум»

«Компетентностный подход в образовании»

Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иванова Надежда Константиновна-

преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум»

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

Введение

 

В последнее десятилетие система профессионального образования  претерпевает значительные изменения. О ее настоящем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку востребованных и квалифицированных кадров много пишут и дискутируют. Создалось  мнение, что учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования являются непрестижными. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Причиной этому, по моему мнению, недостаточный интерес студентов к профессиональному образованию, в современном обществе потерян престиж рабочей профессии.  Большая часть выпускников стремится поступить в ВУЗ, в то же время среди специалистов с высшим образованием высокий процент безработных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В системе профессионального образования я работаю десятый год, до этого работала в школе, поэтому хочу привести собственные размышления по актуальности данной темы. Одной из основных проблем российского образования в настоящее время является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ могут быстро решить задачу на нахождение периметра, в то же время затрудняются ответить на вопрос, на что понадобятся им эти знания: на приобретение количества  линолеума или плинтуса? Программа обучения обучающихся переполнены теоретическим материалом, не учитывается принцип взаимосвязи теории и практики.

 

На  вопрос, почему учащиеся средних специальных учебных заведений воспринимаются как неудачники? Ни для кого не секрет, что в СПО приходят те, кто не смог поступить в ВУЗ.

 

К нам приходят с одной стороны совсем обычные подростки, а с другой стороны очень необычные. Многие говорят: «К вам идут самые отсталые, самые дикие, самые шумные, с неустойчивой психикой, девиантным поведением, пьют, курят, дерутся, один сирота, второй дома не ночует».  Многие из них при обучении в школе имели статус «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Невольно задумаешься, а что я, как педагог, как мастер, могу дать этим подросткам, каким будет их будущее?

 

Я - педагог и должна видеть образ будущего выпускника, помочь за годы учебы воспитать таким образом своих воспитанников, чтобы они при выходе из училища не чувствовали себя отчужденными от всего мира, чувствовал себя нужными, необходимыми, значимыми. Педагогом в любом случае в той или иной степени вершится судьба подопечного.  Я думаю, что педагог должен быть сам моделью для ученика, в которой будут сочетаться самые нужные, и в то же время невероятные, неожиданные качества. А личность педагога действительно должна быть оптимистической, настраивающей на положительные начала в жизни: целеустремленность, доброта к людям, прощение, любовь к окружающему миру.

 

Говоря о системе СПО будущего, нельзя не затронуть личность преподавателя. Именно он является центральной фигурой, реализующей задачи, поставленные перед профессиональным образованием. Развитие сферы СПО, обеспечение ее конкурентоспособности невозможно без привлечения молодых кадров. Не секрет, что на сегодняшний день система СПО испытывает дефицит молодых педагогических кадров , средний возраст педагогов составляет 40-45 лет. По Российской Федерации это показатель достиг 66,5%. Для решения этой проблемы важно поднять престиж педагогических профессий, разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи, внедрять систему наставничества. Кроме методической подготовки, преподаватели должны владеть умениями, которым обучают студентов, – по-другому результаты, заложенные в федеральные государственные образовательные стандарты, не обеспечить.

 

 На мой взгляд, одним из инструментов, с помощью которого  система профессионального образования станет близка к требованиям реальной экономики, являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Переход на реализацию ФГОС  СПО потребуют от профессиональных образовательных организаций пересмотра своей деятельности, введения компетентностного подхода. Именно этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями как педагогов, так и обучающихся.

 

В настоящее время уровень умственных способностей не имеет решающего значения ни для профессионального успеха, ни для удовлетворения жизненных целей. Все чаще в приглашении на работу возникает формулировка «социальная компетентность». Следовательно, в таких случаях приобретают ценность такие качества, как умение работать в коллективе, иметь командный дух, способность к сотрудничеству, общительность и способность адекватно воспринимать критику. «Компетенция – круг вопросов, в которых ты хорошо осведомлен. Круг чьих-либо полномочий, прав. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

 

С введением ФГОС и компетентностного подхода в системе СПО возникла потребность изменений и в процессе подготовки специалистов рабочих специальностей. Бесспорной становится потребность оценивать результаты образования умениями и навыками, полученными выпускниками, не ограничиваясь качеством знания.

Основная профессиональная образовательная программа по специальностям СПО предусматривает изучение учебного цикла общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭД). Преподаватели данного цикла непосредственно участвуют в формировании общих компетенций и опосредованно – в формировании профессиональных компетенций.

 

Цель гуманитарной подготовки в СПО – единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего специалиста независимо от конкретной специальности. Следует сказать о том, что сегодняшнее поколение студентов больше задумывается о том, что предметы по профилю намного важнее, чем предметы гуманитарного цикла, или зачем им навыки культурного общения, выражения мысли, если они должны уметь работать не языком, а руками и головой одновременно. Поэтому необходимым и основным направлением работы преподавателей гуманитарных дисциплин является совмещение усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций. Они представляют собой всевозможные универсальные средства, инструменты, а именно способы, методы, приемы достижения человеком значимых для него целей (результатов). Данными компетенциями, в той или иной степени, должен овладеть каждый член общества.

 

Компетенция для студента – это образ его будущего, ориентир для освоения. Поскольку современная жизнь требует людей энергичных, способных самостоятельно принимать решения в образовании широкое развитие получают активные формы обучения студентов. Через активные формы обучения формируются важные компетенции, такие, как:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

 

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимых для эффективного выполнения профес­сиональных задач.

 

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 

ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани­маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Сегодня студенту необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом, выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

 

 

 

И в заключении я хочу представить вашему вниманию несколько принципов, помогающие при формировании общих компетенций у студентов.

Памятка для преподавателей по реализации компетентностного подхода в образовании:

  1. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный студент – завтрашний активный член общества.
  2. Помогайте студентам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  3. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  4. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует прочитанное на практике.
  5. Приучайте студентов думать и действовать самостоятельно.
  6. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  7. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого студента.
  8. Изучайте и учитывайте жизненный опыт студентов, их интересы, особенности развития.
  9. Поощряйте исследовательскую работу студентов.
  10. Учите так, чтобы студент понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  11. Объясняйте студентам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
  12. Будьте проинформированы относительно последних достижений по своей дисциплине.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что тенденции, наблюдаемые в развитии среднего профессионального образования, различны. Одни желательно укреплять, другие – необходимо корректировать, третьи – зарождать. И все же общий итог положительный: при всем множестве проблем система СПО становится более открытой, целенаправленной и обретает более четкие ориентиры для дальнейшего развития.

 

 

 

 

 


Список использованной литературы и интернет-источников:
 

  1. Куриленко Л. В. «Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы» .Самара.2000.
  2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. - Москва: Школьные технологии, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РС(Я) «УСТЬ-АЛДАНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

«Компетентностный подход в образовании»

Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла

Иванова Надежда Константиновна-

преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум»

2018 год

Введение

В последнее десятилетие система профессионального образования  претерпевает значительные изменения. О ее настоящем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку востребованных и квалифицированных кадров много пишут и дискутируют. Создалось  мнение, что учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования являются непрестижными. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Причиной этому, по моему мнению, недостаточный интерес студентов к профессиональному образованию, в современном обществе потерян престиж рабочей профессии.  Большая часть выпускников стремится поступить в ВУЗ, в то же время среди специалистов с высшим образованием высокий процент безработных.

В системе профессионального образования я работаю десятый год, до этого работала в школе, поэтому хочу привести собственные размышления по актуальности данной темы. Одной из основных проблем российского образования в настоящее время является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ могут быстро решить задачу на нахождение периметра, в то же время затрудняются ответить на вопрос, на что понадобятся им эти знания: на приобретение количества  линолеума или плинтуса? Программа обучения обучающихся переполнены теоретическим материалом, не учитывается принцип взаимосвязи теории и практики.

На  вопрос, почему учащиеся средних специальных учебных заведений воспринимаются как неудачники? Ни для кого не секрет, что в СПО приходят те, кто не смог поступить в ВУЗ.

К нам приходят с одной стороны совсем обычные подростки, а с другой стороны очень необычные. Многие говорят: «К вам идут самые отсталые, самые дикие, самые шумные, с неустойчивой психикой, девиантным поведением, пьют, курят, дерутся, один сирота, второй дома не ночует».  Многие из них при обучении в школе имели статус «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Невольно задумаешься, а что я, как педагог, как мастер, могу дать этим подросткам, каким будет их будущее?

Я - педагог и должна видеть образ будущего выпускника, помочь за годы учебы воспитать таким образом своих воспитанников, чтобы они при выходе из училища не чувствовали себя отчужденными от всего мира, чувствовал себя нужными, необходимыми, значимыми. Педагогом в любом случае в той или иной степени вершится судьба подопечного.  Я думаю, что педагог должен быть сам моделью для ученика, в которой будут сочетаться самые нужные, и в то же время невероятные, неожиданные качества. А личность педагога действительно должна быть оптимистической, настраивающей на положительные начала в жизни: целеустремленность, доброта к людям, прощение, любовь к окружающему миру.

Говоря о системе СПО будущего, нельзя не затронуть личность преподавателя. Именно он является центральной фигурой, реализующей задачи, поставленные перед профессиональным образованием. Развитие сферы СПО, обеспечение ее конкурентоспособности невозможно без привлечения молодых кадров. Не секрет, что на сегодняшний день система СПО испытывает дефицит молодых педагогических кадров , средний возраст педагогов составляет 40-45 лет. По Российской Федерации это показатель достиг 66,5%. Для решения этой проблемы важно поднять престиж педагогических профессий, разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи, внедрять систему наставничества. Кроме методической подготовки, преподаватели должны владеть умениями, которым обучают студентов, – по-другому результаты, заложенные в федеральные государственные образовательные стандарты, не обеспечить.

 На мой взгляд, одним из инструментов, с помощью которого  система профессионального образования станет близка к требованиям реальной экономики, являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Переход на реализацию ФГОС  СПО потребуют от профессиональных образовательных организаций пересмотра своей деятельности, введения компетентностного подхода. Именно этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями как педагогов, так и обучающихся.

В настоящее время уровень умственных способностей не имеет решающего значения ни для профессионального успеха, ни для удовлетворения жизненных целей. Все чаще в приглашении на работу возникает формулировка «социальная компетентность». Следовательно, в таких случаях приобретают ценность такие качества, как умение работать в коллективе, иметь командный дух, способность к сотрудничеству, общительность и способность адекватно воспринимать критику. «Компетенция – круг вопросов, в которых ты хорошо осведомлен. Круг чьих-либо полномочий, прав. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

С введением ФГОС и компетентностного подхода в системе СПО возникла потребность изменений и в процессе подготовки специалистов рабочих специальностей. Бесспорной становится потребность оценивать результаты образования умениями и навыками, полученными выпускниками, не ограничиваясь качеством знания.

Основная профессиональная образовательная программа по специальностям СПО предусматривает изучение учебного цикла общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭД). Преподаватели данного цикла непосредственно участвуют в формировании общих компетенций и опосредованно – в формировании профессиональных компетенций.

Цель гуманитарной подготовки в СПО – единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего специалиста независимо от конкретной специальности. Следует сказать о том, что сегодняшнее поколение студентов больше задумывается о том, что предметы по профилю намного важнее, чем предметы гуманитарного цикла, или зачем им навыки культурного общения, выражения мысли, если они должны уметь работать не языком, а руками и головой одновременно. Поэтому необходимым и основным направлением работы преподавателей гуманитарных дисциплин является совмещение усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций. Они представляют собой всевозможные универсальные средства, инструменты, а именно способы, методы, приемы достижения человеком значимых для него целей (результатов). Данными компетенциями, в той или иной степени, должен овладеть каждый член общества.

Компетенция для студента – это образ его будущего, ориентир для освоения. Поскольку современная жизнь требует людей энергичных, способных самостоятельно принимать решения в образовании широкое развитие получают активные формы обучения студентов. Через активные формы обучения формируются важные компетенции, такие, как:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Сегодня студенту необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом, выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

И в заключении я хочу представить вашему вниманию несколько принципов, помогающие при формировании общих компетенций у студентов.

Памятка для преподавателей по реализации компетентностного подхода в образовании:

  1. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный студент – завтрашний активный член общества.
  2. Помогайте студентам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  3. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  4. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует прочитанное на практике.
  5. Приучайте студентов думать и действовать самостоятельно.
  6. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  7. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого студента.
  8. Изучайте и учитывайте жизненный опыт студентов, их интересы, особенности развития.
  9. Поощряйте исследовательскую работу студентов.
  10. Учите так, чтобы студент понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  11. Объясняйте студентам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
  12. Будьте проинформированы относительно последних достижений по своей дисциплине.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что тенденции, наблюдаемые в развитии среднего профессионального образования, различны. Одни желательно укреплять, другие – необходимо корректировать, третьи – зарождать. И все же общий итог положительный: при всем множестве проблем система СПО становится более открытой, целенаправленной и обретает более четкие ориентиры для дальнейшего развития.


Список использованной литературы и интернет-источников:

  1. Куриленко Л. В. «Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы» .Самара.2000.
  2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. - Москва: Школьные технологии, 2004.
  3. obr.ru/articles/formirovanie-obshchikh-kompetentsiy-v-pr/
  4. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9039


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключев...

Формирование общих компетенций на уроках экономики

В настоящее время когда информация играет важную роль, от выпускников учебных заведений требуется быть коммуникабельными, ориентироваться в бурном потоке информации и само развиваться. Всего этого не ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЖ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»

ОК для дисциплины ОБЖ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело...