«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЖ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»
статья

ОК для дисциплины ОБЖ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlovoy_m.v.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЖ  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»

       «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

В.А.Сухомлинский

В дисциплине ОБЖ организация  защиты населения от ЧС является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях.

Одной из основных проблем любого прогрессивного государства является создание гарантий безопасного проживания  и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в  военное время закладывается на уроках ОБЖ.

В обеспечении защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях отводится роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Поэтому: преподавая курс ОБЖ, я пришла  к выводу, что при его изучении одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование общих компетенций.

При планировании дисциплины  ОБЖ я пользовалась документами:
    1.   Концепция образования.

2. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

3. Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

      Не все элементы общих компетенций вошли при формировании рабочей программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 01

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 03

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 04

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 06

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 08

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 09

Формирование ОК начинаю с первых дней обучения студентов дисциплине ОБЖ.

Для решения задач связанных поиском, анализом информации и информационными технологиями,  я заранее согласовываю с диспетчером по расписанию проведение части  уроков компьютерном классе.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 1

Предлагаю на уроке решение ситуационных задач

Например:

1.Какие необходимо соблюдать требования техники безопасности повару при приготовлении блюд, чтобы избежать порезов рук, ожогов и других травм.

2.При шинковании Брюссельской капусты повар порезался, кровь алого цвета, течет каплями. Определите вид кровотечения и разработайте алгоритм оказания первой помощи.

3.На кухне ученик повара нечаянно разлил масло, повар поскользнулся и упал на руку. На руке наблюдается  отек, подкожная гематома в области повреждения, снижение чувствительности конечности, слышится хруст при попытках движения рукой. Определите вид травмы и разработайте алгоритм оказания первой помощи.

4. При жарке пирожков во фритюрнице раскаленное масло попало повару на руку. На месте ожога сильное покраснение и образовался пузырь. Определите степень ожога и разработайте алгоритм оказания первой помощи.

Для реализации ОК1 предлагаю на уроке решение ситуационных задач связанных с профессиональной деятельностью будущих технологов ПОП связанных с соблюдением т/б и последствий их нарушения, разработкой алгоритма ПП. Затем оцениваю эффективность и качество выполнения поставленных задач.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 02

Предлагаю на уроке решение ситуационных задач

Например:

1.Ранним утром 5 сентября 2018 г. на Урале произошло землетрясение.

Найдите и проанализируйте информацию о данном происшествии. Используйте в помощь вопросы:

  1. Где находился эпицентр землетрясения?
  2. Во сколько начались первые толчки?
  3. Жители, каких областей ощутили землетрясение?
  4. Какая первая организация первой  сообщила о землетрясении?
  5. Магнитуда толчков достигла сколько баллов?
  6. Какие признаки  ощутили люди по шкале Рихтера?
  7. Есть ли пострадавшие?
  8. Какие повреждения получили объекты из-за сейсмической активности?
  9. Какие службы были задействованы, и какие меры были приняты?
  10. Как действовать во время землетрясения?
  11. Как действовать после землетрясения?
  12. Как может быть организовано питание выживших?
  13. Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?

2. В г. Миньяре (Челябинская область) 11 июля 2022г. прошел ураган. Найдите и проанализируйте информацию о данном происшествии. Используйте в помощь вопросы:

1. Какие повреждения нанес ураган?

2. Какими природными явлениями сопровождался ураган?

3. Есть ли пострадавшие?

4.Какие службы были задействованы для устранения последствий урагана?

5. Было ли предупреждение со стороны синоптиков?

6. Максимальная скорость ветра?

7. Правила поведения при урагане?

8. Как может быть организовано питание пострадавших?

9. Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?

3. Наводнение на юге Челябинской области 9 августа 2013 года. За три дня ливни затопили Магнитогорск, Париж, Карталы.

1.Сколько выпало осадков?

2. Количество подтопленных домов?

3. Какие последствиям привели проливные дожди?

4. Какие службы были задействованы, и какие меры были приняты?

5. Какой режим был введен?

6. Какая помощь была оказана населению?

7. Как действовать при наводнении?

8. Как может быть организовано питание эвакуированного населения?

9. Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?

      Затем проводится дискуссия о возможных способах решения. Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями? Какие ошибки были допущены? Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах?

     Для реализации ОК 2 предлагаю на уроке решение ситуационных задач связанных с профессиональной деятельностью на нахождение, использование, анализ и интерпретацию информации о ЧС природного характера, с использованием различных источников, включая электронные, для эффективного выполнения поставленных профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Обучающиеся демонстрируют навык отслеживания изменений в нормативной и законодательной базах в  ЧС. Затем оцениваю эффективность и качество выполнения задачи.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 03

Предлагаю на уроке решение ситуационных задач

Например:

1.Повар,  в горячего цеха находясь на рабочем месте, ощутил сильный запах газа. Действия повара.

2.В результате коммунальной аварии в ресторане отключили холодную воду, из крана идет кипяток. В ресторане на сегодня заказан банкет на 100 человек. Действия повара и администрации, чтобы банкет состоялся в назначенное время.

3.При работе на мясорубке МИМ-82 повар ощутил сначала запах гари, затем  пошел дым и мясорубка загорелась. Действия повара.

4. Работник кафе в загородной местности при работе на овощерезательной МРО-50-200 машине получил травму, открылось артериальное кровотечение, наложили жгут. Жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, что делать если до больницы ехать 3 часа?

Обучающиеся участвуют в межкорпусной олимпиаде по дисциплине ОБЖ.

Проводятся выставки рисунков и творческих работ. Защита проектов.

Для реализации ОК 2 предлагаю на уроке решение ситуационных задач связанных профессиональной деятельностью и использованием современной  профессиональной терминологии. Оцениваю способность находить альтернативные варианты решения стандартных и нестандартных ситуаций, и принятие ответственности за их выполнение.

Лучшие ученики по предмету ОБЖ участвуют в межкорпусной олимпиаде.

 Обучающиеся принимают участие в  выставках рисунков и творческих работ. Проектной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 04

Провожу на уроках деловые игры, а на внеклассных мероприятиях викторины и квест.

Например:

Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре».  Проводится в 3 этапа. На нулевом этапе: Выдается домашнее задание: создать 4 группы по 5 человек, придумать название команды, выбрать капитана, сделать каждой команде на выбор презентацию на тему: «Приготовление еды на костре»; «Обустройство временного укрытия»; «Способы добывания, очистки и опреснения воды»; «Назначение и виды костров», изготовить таблички на стол с названием команды, изготовить эмблему, конверт с вопросом для команды соперника «Чёрный ящик».

 Условия игры:  Команды отправляются в путешествии на воздушном шаре и задача, которая стоит перед каждой командой – подняться как можно выше. За правильные ответы команда получает минус баллы, за не правильные плюсовые баллы (которые будут притягивать воздушный шар к земле). Количество призовых баллов каждого конкурса определяется жребием.

Ход игры: Представление презентации на заданную тему. Решение теста «Вынужденная автономия в природных условиях». Ответы на вопросы «Черного ящика». Решение ситуации «Воздушный шар». Брифинг капитанов на тему «Моя роль в безопасности моей семьи».  Рефлексия.

Подведение итогов.

Викторина «Безопасная реальность».

Группа получает домашнее задание: создать 2 команды, придумать название и девиз, подготовить сообщение «День охраны труда». На уроке выбирается  в жури по 1 человеку от каждой команды и ответственный за охрану труда. Приглашается инженер по охране труда и ответственный за пожарную безопасность. Проводится в 3 этапа: «Пожарная безопасность», «Электробезопасность», «Первая помощь». Подведение итогов.

Квест « Я будущий специалист» Группы выполняли задания по разным спецдисциплинам, проходя станции: «Шоколадная фабрика», «Кулинарный знаток», «Первая медицинская помощь», «Калькулятор». Подведение итогов.

Для реализации ОК 4 провожу на уроках деловые игры, а на внеклассных мероприятиях викторины и квесты. Например: Деловую игру «Путешествие на воздушном шаре», викторину «Безопасная реальность», Квест «Я будущий специалист». Во время игры происходит взаимодействие обучающихся с  преподавателя и  сотрудниками образовательной организации в ходе игры.

Приглашенные специалисты проводят экспертное наблюдение и оценку результатов формирования поведенческих навыков в ходе игрового обучения.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 06

Обучающиеся принимают участие  в церемониячх, классных часах,  конкурсах, сборах, волонтерской деятельности и т.п.  

Например:

1. Церемония выноса Государственного флага РФ. Классные часы «Разговоры о важном.

2.Смотр строя и песни «Салют, Победа», «Школа безопасности», игра Зарница.

3. Ежегодные 5 дневные военные сборы.

4.Ежегодно проводятся открытые уроки,  по ОБЖ посвященные празднованию Всемирного дня гражданской обороны с приглашением гостей.

5. Месячник по ГО.

6. На базе колледжа открыто  первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

7. Участие в волонтерской деятельности.

8. Участие студентов во внеклассных мероприятиях:  день Повара, Кухня народов Южного Урала, пироги России, А ну- ка, парни! и т.п.

Формирование гражданского патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству (ОК 06) происходит  в процессе привлечения обучающихся  в такие мероприятия как: церемония выноса Государственного флага РФ; классные часы «Разговоры о важном;  смотр строя и песни «Салют, Победа», «Школа безопасности» , 5 дневных учебные сборы;  открытые уроки  по ОБЖ посвященные празднованию Всемирного дня гражданской обороны с приглашением гостей; месячник по ГО; движения детей и молодежи «Движение первых, волонтерская деятельность».

В ЧГКИПиТ прошёл плановый мастер-класс для детей-сирот и особых детей (с инвалидностью). Тема занятия: "Приготовление куриного рулета с картофелем запеченым под сливочно-чесночным соусом."

Вместе с командой волонтёров из числа студентов колледжа, дети прекрасно справились с задачей и были довольны полученным результатом.

Обучающиеся колледжа работали волонтёрами на мастер-классе для детей эвакуированных с Украины. Организатор мероприятия РБФ "Тёплый дом". Мастер - класс вёл шеф Иван Багин.

Наши  студенты  помогали готовить шоколадные блинчики с клубничным соусом, были на подхвате у шефа, помогали детям справиться с поставленными задачами.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 08

Предлагаю на уроке разработать задание.

Например:

1. Разработать режим  дня для повара на 1 будний день с учетом факторов здорового образа жизни.

2.Для поваров вредными для здоровья факторами становятся:

-работа в условиях высоких температур;

-нагрузка на опорно-двигательный аппарат, в том числе длительная вынужденная рабочая поза;

-загрязнение воздуха продуктами, образующимися при приготовлении пищи;

 -контакт с аллергенами, раздражающими веществами;

-работа в ночную смену;

-поднятие и перемещение тяжестей.

Разработать комплекс профилактических мер по ведению здорового образа жизни и снижению влияния профессиональных вредностей.

3. Гимнастика помогает специалисту подготовиться к работе: размять мышцы, оградить себя от травм. Статическая работа повара характеризуется напряжением мышц, усилиями, связанными с фиксацией предметов труда в неподвижном состоянии. При статической работе (шинковка или карбование овощей, украшение поверхности тортов рельефом из крема, глазури, цукатов и т.д.) не производятся какие-либо энергичные движения или перемещения тяжестей. Однако статическая работа повара сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление. Разработать комплекс упражнений для производственной гимнастики.

Наши студенты привлекаются к сдаче норм ГТО и участию во множестве спортивных мероприятий.

Посещают секции волейбола и настольного тенниса и шахматы.

ОК 08  Наши студенты привлекаются к сдаче норм ГТО и участию во множестве спортивных мероприятий. Наиболее успешные: участие на лыжно-биатлонном стадионе имени С.Ишмуратовой в городе Златоуст областная спартакиада по лыжным гонкам.  На лыжной базе ЧТЗ прошел ежегодный спортивный праздник среди обучающихся ПОО Челябинской области. «Гвоздем» праздника традиционно является лыжная эстафета, которая входит в зачетный вид спартакиады.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 09

Предлагаю на уроке решение  задач с использованием информационных технологий.

Например:

1.Составить инструкцию по  правилам  безопасного использования оборудования: Индукционная плита,  используя типовую инструкцию по охране труда для повара. Для нахождения инструкции нужно воспользоваться ссылкой в сети «Интернет».  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=44&documentId=41012

2.Определите калорийность на один прием пищи по меню: завтрак 25%, обед 35%, полдник 15%, ужин 25%  используя формулы в электронной таблице в программе Microsoft Excel на компьютере.

  3. Составить на компьютере в программе Microsoft Word План  эвакуации людей и имущества на случай пожара  из учебной лаборатории колледжа.

В качестве закрепления знаний я предлагаю на уроках составить инструкцию по технике безопасности, произвести расчет питательных веществ по меню, составить план эвакуации, используя возможности компьютера и «Интернет».

Выполняя предложенные задания обучающиеся закрепляют навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности, анализируют и оценивают информацию на основе применения профессиональных технологий, используют сеть «Интернет» для реализации профессиональной деятельности. Применяют средства информационных технологий для решения профессиональных задач и используют современное программное обеспечение.

 

 Такая целенаправленная, непрерывная, системная работа в целом воспитывает у обучающихся безопасное поведение в повседневной жизни, в неблагоприятных условиях и способствует росту знаний.

 Систематическая работа по формированию общих компетенций даёт: - позитивную динамику уровня обученности студентов;

- рост мотивации к изучению дисциплины;

- активизацию самостоятельной деятельности обучающихся в  образовательном процессе;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- активное участие студентов  в конкурсах и соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело....

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов и сырья. специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов и сырья.специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело...

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по профессиональным модулям, дисциплинам, по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

ФОС для проведения промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 "Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий ...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», специальности 43.02.15 поварское и кондитерское дело

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общепрофессионального цикла Экологические основы природопользования специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Комплект оценочных средств разработан для оценки экзамена (зачета) дисциплины естественнонаучного цикла, направленного на проверку когнитивных знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» на тему «Товароведная характеристика сыров» для студентов ПК-21 группы II курса по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Товароведная характеристика сыров» разработана для проведения учебного занятия со студентами II курса по специальности 43.02.15 «Пов...