Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.09_dzagoev_obzh_43.02.15_2017.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

учебной дисциплины

ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

для специальности

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Владикавказ

2017

   

Одобрена предметной (цикловой)

комиссией естественнонаучных дисциплин, туризма и здорового образа жизни

Протокол № 1

«30» августа  2017 г.

Председатель _______________

Бизюкина Т.А.

Составитель: _________________

Дзагоева А.Д.

                       

            Утверждаю   

Заместитель директора по

учебной работе

 ______________  Т.В. Иванова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ     ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           12

 


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Компетенции

Уметь

Знать

ОК 1- 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9, ОК 10

организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

68

Объем образовательной программы

66

в том числе:

теоретическое обучение

18

лабораторные занятия (если предусмотрено)

практические занятия (если предусмотрено)

48

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

34

Дифференцированный зачет

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Раздел I. Гражданская оборона

12

Тема 1.1.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала

2

ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучение понятий чрезвычайных ситуаций.

2. Классификация, характеристики и способы защиты в чрезвычайных ситуациях.

4

Тема 1.2.

Организация гражданской обороны

Содержание учебного материала

2

ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10

Ядерное, химическое и биологическое оружие. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля

Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения

Тематика практических занятий

2

Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК

Самостоятельная работа обучающихся

1. Оружие массового поражения и его поражающие факторы.

2. Химическое, ядерное, бактериальное оружие.

4

Тема 1.3.

Защита населения и территорий при стихийных бедствиях, при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах

Содержание учебного материала

2

ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10

Защита населения и территорий при стихийных бедствиях

Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах

Тематика практических занятий

2

Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучить основные задачи единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Организационные уровни и подсистемы РСЧС; мероприятия, проводимые в различных степенях готовности к ЧС.
  3. Оценка устойчивости организации, предприятия к ЧС.
  4. Решение ситуационных задач при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

8

Тема 1.4.

Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при неблагоприятной социальной обстановке

Содержание учебного материала

2

ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10

Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при эпидемии

Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и при неблагоприятной социальной обстановке

Самостоятельная работа

1. Обеспечение безопасности при эпидемии

2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий.

3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков

4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником

5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте

6

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10

Тема 2.1. 

Основы медицинских знаний. Здоровый образ жизни и его составляющие

Содержание учебного материала

2

Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье.

Правильное чередование физических и умственных нагрузок. Рациональный режим дня.

Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика злоупотребления психо-активными веществами.

Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях

Первая (доврачебная) помощь при травмах, ожогах, поражении электрическим током, утоплении, перегревании, переохлаждении, обморожении, общем замерзании.

Первая (доврачебная) помощь при отравлениях.

Тематика практических занятий

4

Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевого прижатия артерий

Отработка умений наложения повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности

Отработка умений наложения шины на место перелома, транспортировка поражённого

Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца

Самостоятельная работа обучающихся

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе

2

Раздел 3. Основы военной службы

48

ОК.1-ОК.4, ОК.6, ОК.9, ОК.10

Тема 3.1.

 Основы обороны государства. Военная доктрина

Российской Федерации

Содержание учебного материала

8

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от    опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Вооруженные Силы РФ - основа обороны РФ

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе  обеспечения национальной безопасности страны. Состав и структура Вооруженных сил России.

Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке

Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России

Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом. Террористические организации

Тематика практических занятий

40

Подготовка данных использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций

Организация получения средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях

Изучение материальной части, сборка, разборка  автомата

Отработка строевой стойки и поворотов на месте. Повороты в движении.

Построение и отработка движения походным строем

Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучить основные угрозы национальной безопасности России, основные задачи гражданской обороны.
  2. Изучить задачи видов Вооруженных сил Российской Федерации.
  3. Первоначальная постановка на воинский учет; служба по контракту (порядок поступления, права, обязанности, льготы).
  4. На чем основывается и чем достигается воинская дисциплина, виды поощрений и наказаний. Задачи гарнизонной и караульной служб.

10

Промежуточная аттестация

2

Всего:

68


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»,

оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями, тренажерами и т.д.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1.        Печатные издания     

  1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для СПО / отв. ред. Я. Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 416 с. – ISBN 978-5-9916-9735-4
  2. Безопасность жизнедеятельности : практикум : учебное пособие для СПО / отв. ред. Я. Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 249 с. – ISBN 978-5-9916-8528-3
  3. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / отв. ред. В. П. Соломин. – Москва : Юрайт, 2017. – 399 с. – ISBN 978-5-534-02041-0
  4. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 1. :  учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 350 с. – ISBN 978-5-9916-9962-4
  5. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 2. :  учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 362 с. – ISBN 978-5-9916-9964-8
  6. Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для СПО / Г. И. Беляков. – 3 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-534-03180-5
  7. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
  8. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. – 2 изд., пер. и доп.  – Москва : Юрайт, 2017. – 330 с. – ISBN 978-5-534-02122-6
  9. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Е.Л.  Побежимова . – Москва :  ИЦ «Академия», 2015. – 288 с.
  10. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для СПО / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. – 2 изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 245 с. – ISBN 978-5-534-03743-2

3.2.2.Электронные издания (ресурсы)

  1. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
  2. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
  3. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/
  4. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/
  5.  Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. ––  URL: http://bzhde.ru.

3.2.3. Дополнительные источники (печатные издания)

1.Журналы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Военные знания».

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 (ред. от 16.07.09)

«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

3.Постановление Правительства РФ от 11.11,2006г. № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»

4. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441 (ред. 15.06.09) «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»

5. Справочная правовая система «Консультант плюс», «Гарант»

6.Федеральный закон от 21.12.1994г. N° 68-ФЗ (ред. от 25.11.09) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

7.Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.09) «Об охране окружающей среды»

8.Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

9.Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-Ф3 (ред. 21.12.09) «О воинской обязанности и воинской службе»


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

 способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организация и порядок призыва граждан на военную службу  и поступление на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящего на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов.

Не менее 75% правильных ответов.

Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям,

полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии

Текущий контроль

при проведении:

-письменного/устного опроса;

-тестирования;

-оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета в виде:

-письменных/ устных ответов,

-тестирования

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться  в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим

Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям

Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.

Точность оценки, самооценки выполнения

Соответствие требованиям инструкций, регламентов

Рациональность действий  и т.д.

Текущий контроль:

- экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим  занятиям;

- оценка заданий для самостоятельной  работы,

Промежуточная аттестация:

- экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.О5 "Безопасность жизнедеятельности"

Разработана  и апробирована  для  обучающихся-осужденных  ФСИН   РФ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

1.1. Соответствие учебной дисциплины программе подготовки специалистов среднего звена Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее-ППССЗ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 «Безопасность жизнедеятельности»

1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности  22.02.06 «Сварочное производство»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 4 «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 32.01.06 «Автомеханик» (2г.10мес.)

рассмотрено на заседании МО преподавателей ООД ПРОТОКОЛ №______________от «_____» _________________ 20   г.Зав МО___________Романычева Т.В.Рабочая программа учебной дисципли...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД. 5 «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 19.01.17. «Повар, кондитер» ( 2г.10мес)

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 07 Безопасность жизнедеятельности 1.1. Область применения программы:     Программа учебной дисциплины является частью основной профессиона...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД. 6 «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 38.01.02. «Продавец, контролёр-кассир» (2г.10мес)

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.07 Безопасность жизнедеятельности 1.1. Область применения программы:      Программа учебной дисциплины является частью основной профес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД. 3 «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 15.01 26. «Токарь-универсал» (2года10мес.)

рассмотрено на заседании МО преподавателей ООД ПРОТОКОЛ №______________от «_____» _________________ 20   г.Зав МО___________Романычева Т.В.Рабочая программа учебной дисципли...