Методическая разработка "Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии"
методическая разработка на тему

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА                                   «Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на  занятиях по Основам философии».

                                                               

Автор  

Кисельникова Наталья Владимировна преподаватель  Основ философии,

канд. филос. наук.

ГБПОУ  ОК  «Юго-Запад»

Москва 2017

     Изучение дисциплины  «Основы философии» на 2 или 3 курсе СПО вызывает большие сложности у студентов. И для этого есть объективные причины. Качественное усвоение философии предполагает развитое абстрактное мышление, сформированное научное мировоззрение, раскрепощённое сознание и интеллект, умение самостоятельно мыслить. Но реальность далека от идеала. Мы часто встречаемся с откровенным невежеством, с догматическим сознанием, с сопротивлением любой духовной и интеллектуальной  работе.

     Чтобы переломить ситуацию, вызвать интерес  к философии у студентов, далёких от любых умственных усилий, я использую такой приём активизации мышления как обсуждение притч., в которых смысл не очевиден и требует напряжения ума для анализа.  

     Работа с текстами притч, выявление их  скрытого смысла, совместный поиск   «изюминки», запрятанной изнутри, как древнего источника нравственных знаний – позволяет изучать философию не только как  «любовь к мудрости» ,но и как поиски этой мудрости.

Пример работы с текстом притчи.

Китайская притча  «Первая охота князя»

    Один князь в Древнем Китае решил заняться охотой. Он начал брать уроки у опытного охотника, тренировался месяцами и наконец почувствовал, что готов к своей первой охоте.

     В сопровождении своей свиты князь выехал в лес. Он ждал на поляне, держа наготове лук со стрелой, в то время как его стража рассеялась по лесу. Вдруг на поляну выбежал кролик. Хотя кролик был маленький, он был прямо перед князем. Даже новичку не составило бы труда попасть в кролика.

     Князь уже собирался выстрелить, но затем увидел, как через лес к поляне мчится олень. Князь подумал: «Зачем стрелять в кролика, когда можно заполучить оленя? Его рога гораздо ценнее, и их можно продать по хорошей цене!».

     Пока князь целился в оленя, на поляну выбежала лиса. Князь увидел, что у этой лисы сверкающий мех, и был поражён его красотой:  «Вот достойная цель! Эта красочная шкура должна украшать мой трон!»

     Князь стал целиться в лису и услышал шум крыльев. Он поднял взгляд и увидел летящего орла. Князь снова изменил своё решение:  «Ах, ещё лучше! Если я собью этого орла, это произведёт на всех впечатление. Все увидят, что я прирождённый воин. Люди будут говорить обо мне не один день!»

     Он поднял лук, но орёл летел слишком быстро и  через мгновение  уже скрылся из виду.

     Разочарованный князь решил выстрелить в лису, но к этому моменту ей  удалось забежать за камни.

     Бормоча проклятия, князь стал смотреть, где олень, но тот уже был далеко. Князь выпустил стрелу, но промахнулся, поскольку у него не было времени тщательно прицелиться. Олень бросил на князя последний взгляд, когда тот вставлял в лук другую стрелу и затем исчез в лесу.

    Рассерженный князь стал искать взглядом кролика. Где же он? Его нигде не было видно. Все звери, в которых можно было выстрелить, пропали. Князь в гневе стал кричать на стражников, но делу это не помогло, первая охота князя окончилась неудачей.

  1. Читаю притчу вслух.
  2. Прошу любого выбранного студента пересказать, а  аудиторию дополнить пересказ важными упущенными деталями.
  3. Раздаю текст притчи и памятку по работе с притчами.

Памятка. Пояснения к работе над притчами.

ПРИТЧА – в славянских языках – притька – случай, происшествие -это иносказательный, образный рассказ с нравоучением.

ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл.

МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении. Метафорический равно по значению иносказательный.

СИМВОЛ – предмет, действие, служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи(например, белый голубь – символ мира).

ЧТО ЗНАЧИТ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИТЧУ?:

1).Сформулировать основную мысль, тему притчи.

2) Притча – это послание мудрецов, но высказанное метафорически. Необходимо отыскать метафоры, скрытые смыслы, иносказания.(например, ядовитая стрела – метафора губительного межличностного конфликта).

3)Ответить на вопрос:  «Как содержание притчи, рассказанная в ней история соотносится с твоей личной жизнью? Была ли у тебя похожая ситуация?»

4) Какие уроки ты лично извлёк из притчи?

  1. Предлагаю студентам записать набор ключевых слов к тексту, т.е. метафор, образов. Это князь, лес, свита, кролик, олень, лиса, орёл.
  2. Далее обсуждаем коллективно, что значит каждый образ? Например, князь- это символ каждого из нас, который после периода учёбы вступает в жизнь и ставит перед собой разные цели.
  3. Задаю ряд вопросов для прояснения того, что символика в русской и китайской традиции может быть разная. С  каким качеством ассоциируется лиса в русском фольклоре?  А в данной притче? Какую красоту символизирует мех лисы? И т.д.
  4. Прошу студентов назвать русские пословицы и поговорки, которые помогают прояснить смысл притчи. Обсуждаем их.
  5.  И в итоге обсуждения студенты должны ответить на главные вопросы: Какая была самая большая ошибка князя? Какова должна быть иерархия целей в жизни князя и каждого из  вас? Что поможет нам избежать одержимости нашими целями? Студентам даётся время на     записывание ответов в тетрадях.
  6. Зачитываются вслух ответы и происходит обсуждение. Главное – перенесение плана притчи в реальную жизнь, близкую студентам здесь и сейчас. Как начать жизнь  «мудро» и не наделать ошибок? Студенты должны осознать, что притчи – это модели неких  жизненных  ситуаций, при помощи которых можно учиться на чужом опыте.
  7. На примере этой притчи я учу студентов работать с текстами, далее использую полученные навыки для активизации когнитивной деятельности перед «серьёзными»  темами,  также  для отдыха и развлечения  и как раздел с заданиями в контрольных работах. В работе использую наборы карточек с притчами, где с одной стороны карточки текст, а с другой  - смысл. Прошу не переворачивать, пока не напишут ответ.

Список использованной литературы

  1. Лин Дерек.  Дао успеха: Пять шагов к счастью и процветанию в древних китайских притчах Перев. с англ. – М.:ООО Издательство  «София»,2011.
  2. Сидоркова Л.Ф. Притчи мира. – М.: Грифон, 2009.
  3. Все грани гармонии .Набор психологических открыток с притчами.:Санкт-Петербург, ООО  «Издательство  «Речь», 2012.

В дальнейшей работе я хочу использовать Кубик Блума и некоторые из стратегий  обучения смысловому чтению, адаптировав их к задачам курса  Основ философии.