Методическая разработка "Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии"
методическая разработка на тему
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии».
Автор | Кисельникова Наталья Владимировна преподаватель Основ философии, канд. филос. наук. ГБПОУ ОК «Юго-Запад» |
Москва 2017
Изучение дисциплины «Основы философии» на 2 или 3 курсе СПО вызывает большие сложности у студентов. И для этого есть объективные причины. Качественное усвоение философии предполагает развитое абстрактное мышление, сформированное научное мировоззрение, раскрепощённое сознание и интеллект, умение самостоятельно мыслить. Но реальность далека от идеала. Мы часто встречаемся с откровенным невежеством, с догматическим сознанием, с сопротивлением любой духовной и интеллектуальной работе.
Чтобы переломить ситуацию, вызвать интерес к философии у студентов, далёких от любых умственных усилий, я использую такой приём активизации мышления как обсуждение притч., в которых смысл не очевиден и требует напряжения ума для анализа.
Работа с текстами притч, выявление их скрытого смысла, совместный поиск «изюминки», запрятанной изнутри, как древнего источника нравственных знаний – позволяет изучать философию не только как «любовь к мудрости» ,но и как поиски этой мудрости.
Пример работы с текстом притчи.
Китайская притча «Первая охота князя»
Один князь в Древнем Китае решил заняться охотой. Он начал брать уроки у опытного охотника, тренировался месяцами и наконец почувствовал, что готов к своей первой охоте.
В сопровождении своей свиты князь выехал в лес. Он ждал на поляне, держа наготове лук со стрелой, в то время как его стража рассеялась по лесу. Вдруг на поляну выбежал кролик. Хотя кролик был маленький, он был прямо перед князем. Даже новичку не составило бы труда попасть в кролика.
Князь уже собирался выстрелить, но затем увидел, как через лес к поляне мчится олень. Князь подумал: «Зачем стрелять в кролика, когда можно заполучить оленя? Его рога гораздо ценнее, и их можно продать по хорошей цене!».
Пока князь целился в оленя, на поляну выбежала лиса. Князь увидел, что у этой лисы сверкающий мех, и был поражён его красотой: «Вот достойная цель! Эта красочная шкура должна украшать мой трон!»
Князь стал целиться в лису и услышал шум крыльев. Он поднял взгляд и увидел летящего орла. Князь снова изменил своё решение: «Ах, ещё лучше! Если я собью этого орла, это произведёт на всех впечатление. Все увидят, что я прирождённый воин. Люди будут говорить обо мне не один день!»
Он поднял лук, но орёл летел слишком быстро и через мгновение уже скрылся из виду.
Разочарованный князь решил выстрелить в лису, но к этому моменту ей удалось забежать за камни.
Бормоча проклятия, князь стал смотреть, где олень, но тот уже был далеко. Князь выпустил стрелу, но промахнулся, поскольку у него не было времени тщательно прицелиться. Олень бросил на князя последний взгляд, когда тот вставлял в лук другую стрелу и затем исчез в лесу.
Рассерженный князь стал искать взглядом кролика. Где же он? Его нигде не было видно. Все звери, в которых можно было выстрелить, пропали. Князь в гневе стал кричать на стражников, но делу это не помогло, первая охота князя окончилась неудачей.
- Читаю притчу вслух.
- Прошу любого выбранного студента пересказать, а аудиторию дополнить пересказ важными упущенными деталями.
- Раздаю текст притчи и памятку по работе с притчами.
Памятка. Пояснения к работе над притчами.
ПРИТЧА – в славянских языках – притька – случай, происшествие -это иносказательный, образный рассказ с нравоучением.
ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл.
МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении. Метафорический равно по значению иносказательный.
СИМВОЛ – предмет, действие, служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи(например, белый голубь – символ мира).
ЧТО ЗНАЧИТ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИТЧУ?:
1).Сформулировать основную мысль, тему притчи.
2) Притча – это послание мудрецов, но высказанное метафорически. Необходимо отыскать метафоры, скрытые смыслы, иносказания.(например, ядовитая стрела – метафора губительного межличностного конфликта).
3)Ответить на вопрос: «Как содержание притчи, рассказанная в ней история соотносится с твоей личной жизнью? Была ли у тебя похожая ситуация?»
4) Какие уроки ты лично извлёк из притчи?
- Предлагаю студентам записать набор ключевых слов к тексту, т.е. метафор, образов. Это князь, лес, свита, кролик, олень, лиса, орёл.
- Далее обсуждаем коллективно, что значит каждый образ? Например, князь- это символ каждого из нас, который после периода учёбы вступает в жизнь и ставит перед собой разные цели.
- Задаю ряд вопросов для прояснения того, что символика в русской и китайской традиции может быть разная. С каким качеством ассоциируется лиса в русском фольклоре? А в данной притче? Какую красоту символизирует мех лисы? И т.д.
- Прошу студентов назвать русские пословицы и поговорки, которые помогают прояснить смысл притчи. Обсуждаем их.
- И в итоге обсуждения студенты должны ответить на главные вопросы: Какая была самая большая ошибка князя? Какова должна быть иерархия целей в жизни князя и каждого из вас? Что поможет нам избежать одержимости нашими целями? Студентам даётся время на записывание ответов в тетрадях.
- Зачитываются вслух ответы и происходит обсуждение. Главное – перенесение плана притчи в реальную жизнь, близкую студентам здесь и сейчас. Как начать жизнь «мудро» и не наделать ошибок? Студенты должны осознать, что притчи – это модели неких жизненных ситуаций, при помощи которых можно учиться на чужом опыте.
- На примере этой притчи я учу студентов работать с текстами, далее использую полученные навыки для активизации когнитивной деятельности перед «серьёзными» темами, также для отдыха и развлечения и как раздел с заданиями в контрольных работах. В работе использую наборы карточек с притчами, где с одной стороны карточки текст, а с другой - смысл. Прошу не переворачивать, пока не напишут ответ.
Список использованной литературы
- Лин Дерек. Дао успеха: Пять шагов к счастью и процветанию в древних китайских притчах Перев. с англ. – М.:ООО Издательство «София»,2011.
- Сидоркова Л.Ф. Притчи мира. – М.: Грифон, 2009.
- Все грани гармонии .Набор психологических открыток с притчами.:Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Речь», 2012.
В дальнейшей работе я хочу использовать Кубик Блума и некоторые из стратегий обучения смысловому чтению, адаптировав их к задачам курса Основ философии.