Патриотическое воспитание современных российских школьников
методическая разработка на тему

История российского патриотизма и современность. Одним из таких золотых слитков был и остается Александр Иванович Герцен, двигатель русской патриотической мысли и патриотического сознания во второй половине XIX века. На примере Герцена показан идеал патриотически воспитанного человека. Статья может помочь в проведении уроков Граждановедения в общеоборазовательной школе, а также может служит материалом внеклассного занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок патриотического воспитания40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Историческое значение каждого  человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство — силою его патриотизма»

Н.Г.Чернышевский.

Российский патриотизм: история и современность.

На сегодняшний день отзывы о патриотизме довольно положительны: нужно воспитывать патриотов, создавать программы патриотического воспитания и развивать патриотическое сознание. Россия имеет многовековую традицию и может на нее опираться в воспитании патриотических начал молодежи. Патриотизм – это ощущение тесной духовной связи с Отечеством, т.е. Россией, уважение к ее прошлому, любовь к настоящему и вера и надежда в ее светлое будущее. Но как ни странно актуальность проблемы антипатриотичности граждан не исчезает и по сей день.

Что же заставляет нас вновь и вновь обращаться к данной проблеме? Во-первых, антипатриотическая среда, которая создается благодаря антидемократических СМИ. И как следствие происходит упадок моральных ценностей. Во-вторых, сравнительно сокращены в школах часы преподавания Отечественной истории – фундамента в формировании любви к Родине. В-третьих, интервенция антикультуры: в музыке, фильмах, литературе и научной мысли. Хотя Россия не бедствует личностями, которые являются ярчайшими примерами патриотизма и на которых стоит ровняться каждому гражданину нашей необъятной Родины. Как говорится, «ходим по золоту и не замечаем его» [1].

Одним из таких золотых слитков был и остается Александр Иванович Герцен, двигатель русской патриотической мысли и патриотического сознания во второй половине XIX века; человек, нарушивший, по словам В.И.Ленина, «рабье молчание». Но как бы то ни было сейчас в России Герцена не читают вовсе, постепенно из школьных программ исчезает его главный труд «Былое и думы». И это действительно печально.

С творчеством Александра Ивановича я познакомилась сравнительно недавно. Но даже за такой короткий промежуток времени мне стало ясно, что этот человек, как его называют многие исследователи «пророк XIX века», был истинным патриотом своего Отечества. Он пытался своими трудами поселить чувство патриотического сознания в душе каждого гражданина. В частности, он писал: «Где не погибло слово, там и дело еще не погибло» [2]. Он всегда с особым трепетом и верой относился к России: «Смотря на наши соборы и кремли, как будто слышится родной напев и родной говор, - чувства, достойные самого ревностного славянофила». Но говорить, что Герцен был славянофилом было бы неправильно. Так, он говорил, что натура славян в разных экземплярах «богата силами…но действительность бедна». Действительно русский народ богат силою, это находит подтверждение в книге Н.Я.Эдельмана, где Герцен писал: «Серьезное слово о русском народе Екатерина услышала лишь гораздо позже, когда казак Пугачев во главе армии восставших стал угрожать Москве» [3]. Но неужели для того, чтобы голос народа услышали нужно прибегать к насилию? Рассуждая на эту тему Александр Иванович констатирует следующее (уже в эпоху Николая I): «Вопль и стон народа или вовсе не доходит до царя или доходит под маскою бунтов и возмущений» [4]. Такова была реальность, которую автор описывал без прикрас. Реальность, которая не могла его не огорчать, как гражданина, верующего в светлое будущее своей Отчизны.

Заслуга А.И.Герцена, прежде всего в том, что он находит лекарство для лечения болезни «бунтов и возмущений» русского общества. Размышляя, он   пришел к выводу, что необходимо изменить политику у себя дома, «дав прежде всего простор русскому уму и русским силам, чтобы им было где развернуться и расправиться после долгого застоя» [5]. Если же это условие не будет выполнено русский ум, которому «уже тесно в детских пеленках секретных дополнений к цензурному уставу» [6] проложит путь по боковому ложе. И такие отклонения от естественного курса могут быть опасны. Поэтому Герцен выступал, прежде всего, за гласность. Гласность он сравнивал со светом, а зло с тьмой. И как только свет падет на зло оно тут же облачиться!

По тематике рассуждений Александр Иванович весьма многолик. Но на ряде тем он останавливается очень подробно и с особой горечью делает неутешительные прогнозы развития русского общества. Одной из таких тем являются тезисы о понятии гражданства и гражданина, его правах и свободах. Гражданское мужество по Герцену -  «это добродетель, которая у нас практически исчезла, но которая необходима для всякого желающего совершить что-то полезное. Мы должны действовать сами, не ожидая всего от правительства и не сваливая на него всю вину в наших бедствиях. Мы сами много и много виноваты в нынешнем положении России» [7]. Не правда ли звучит актуально и для сегодняшнего времени? Решение данной проблемы Герцен видит в предоставлении права высказывать каждому свое мнение и убеждения. «Человек, который за каждое свое оппозиционное слово, за каждую смело высказанную мысль может всегда быть схвачен и подвергнут произвольному наказанию, есть раб, а не гражданин!" [8]. Причем Александр Иванович видит в этом праве долг каждого человека, который горячо любит нашу Родину.

Невольно из данных высказываний вытекает следующая тема, на которой заостряет внимание «российский пророк». Это тема о крепостной составляющей, которая тормозит дальнейшее развитие русского общества. Герцен сравнивает крепостное право с веригой, «которую мы волочим за собой, приковывая себя к одному месту тогда, когда другие народы неудержимо стремятся вперед» [9].

Особенно современны мысли Герцена о нравственном воспитании народа, о преемственности поколений. Сейчас молодое поколение, в силу юношеского максимализма, либо же в силу недостаточного воспитания хочет чувствовать себя независимо от каких либо обстоятельств, от прошлого своей страны, считая, что до них ничего не было, и они пишут новую историю. «Страшно преобразилось русское общество в новейшее время! Все что отцы наши любили и поклонялись, стало для нас чуждым» [10]. Растление же гражданских нравов и тление былых ценностей страшит великого мыслителя своей непредсказуемостью на близкое будущее великой России. Чтобы будущее не было таким мрачным, как представляется нам сейчас, Герцен предлагает искоренить зло (крепостное право) под корень, как плохую траву, которая лишь портит почву.

Чувствовать историческую взаимосвязь со своими предками, Герцен считал важнейшим делом молодого поколения. Ведь лишь когда уразумеем прошлое, «мы в состоянии оценить, куда идем, можем, должны идти, и как достичь того, чтобы наша Земля цвела и крепла в добре и правде, в просторе русского ума и русских сил!» [11]. Не это ли лекарство для сегодняшнего общества? Чтобы спасти нашу жизнеспособность, обеспечить светлое будущее наших детей следует воспитывать, пропагандировать и защищать то, что и объединяет всех нас – патриотизм. И об этом нельзя забывать всем, обладающим национальным достоинством и любящим своё Отечество. Так даже в самые тяжелые годы изгнания Герцен верил в будущее своей страны, своего народа: « Сердце отказывается верить, что этот день не придет, замирает при мысли вечной разлуки. Не может быть! – Ну а если?- Тогда я завещаю свой тост моим детям и, умирая на чужбине, сохраню веру в будущность русского народа и благословлю его из дали моей добровольной ссылки!» [12]. На мой взгляд, достойнейший пример для подражания современному поколению!  

 

Примечания

  1. Литературная газета, 2012 г., №14, С.8.
  2. Эйдельман. Н.Я. Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII – XIX веков и Вольная печать. М., 1984. С.5.
  3. Там же. С.302.
  4. Герцен. А.И. и Огарев.Н.П. Голоса из России. М.,1976. Выпуск 2.С.106.
  5. Герцен. А.И. и Огарев.Н.П. Голоса из России. М.,1976. Выпуск 1.С.148.
  6. Там же. С.142.
  7. Герцен. А.И. и Огарев.Н.П. Голоса из России. М.,1976. Выпуск 2.С.126-127.
  8. Там же. С.120.
  9. Герцен. А.И. и Огарев.Н.П. Голоса из России. М.,1976. Выпуск 1.С.131.
  10. Герцен. А.И. и Огарев.Н.П. Голоса из России. М.,1976. Выпуск 2.С.98.
  11. Герцен. А.И. и Огарев.Н.П. Голоса из России. М.,1976. Выпуск 1.С.63.
  12. Эйдельман. Н.Я. Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII – XIX веков и Вольная печать. М., 1984. С.307.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание школьников на базе школьного музея"

Статья о роли школьного музея в образовательном учреждении...

Подпрограмма социально-патриотического воспитания школьников «Забота»

подпрограмма рассчитана на учащихся в возрасте 7-17 лет, срок реализации подпрограммы составляет пять лет...

Особенности патриотического воспитания современного дошкольника

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек ро...

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности....

Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В статье описывается состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....