Патриотическое воспитание младших школьников
статья по теме

Шестакова Валентина Леонидовна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

Шестакова Валентина Леонидовна

МБОУ гимназия №65 имени Н. Сафронова, г. Ульяновск

                                                         "Патриотизм – это когда вы считаете, 
                                                        что эта страна лучше всех остальных оттого,
                                                        что вы здесь родились”.

                                                                                                              Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить, как и роль самого учителя.  У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания, которое должно быть направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения во всех  образовательных учреждениях.

Каждый гражданин страны хочет  жить в процветающей, богатой стране, хочет, чтобы был мир, чтобы  в стране не было нищих. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей страны, Родины. Дети должны любить свою Родину, уважать ее традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей Родины.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны, которая заботится о будущем своих граждан.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности.  С раннего детства ребенок овладевает языком своего народа, знакомится с народными песнями, играми, получает впечатления о природе родного края, о труде, быте, обычаях  и традициях людей, среди которых он живет. В младшем школьном возрасте очень важно формировать потребность совершать добрые дела и поступки, развивать такие качества,  как сострадание, добропорядочность, сочувствие, находчивость, любознательность.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому “портрет выпускника начальной школы” по новым стандартам ориентирован на становление личностных характеристик:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.                    

Очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала надо представить: на базе каких чувств эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной познавательной основы она не сможет появиться.

1. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность к Родине, то ребенка с дошкольного возраста надо учить быть привязанным к чему-то, кому-то, т.е. любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке. Надо учить уважать окружающих людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, воспитывать “ чувство локтя”. Этому способствуют: внеурочная деятельность, утренники, спортивные мероприятия, проводимые в школе. Эти мероприятия сплачивают детей, учат сотрудничеству, взаимопомощи, толерантности.

2. Прежде чем сопереживать бедам и проблемам Родины, ребенок должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

3. Чтобы восхищаться просторами страны, ее красотами и богатствами, надо научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

4. Чтобы человек смог трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой для патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Именно они дадут ростки гражданско-патриотического чувства. На своих уроках в 1 классе я выясняю, что знают дети о своей стране, как она называется, кто мы в своей стране. С первого занятия мне хочется донести до детей, создать в их воображении образ нашей России, показать ее размеры, вызвать чувство восхищения.

Говоря о России, обязательно рассказываю о многонациональном составе населения, воспитываю уважительное и дружелюбное чувство к людям разных национальностей. Все они говорят на своем языке, имеют свою историю, культуру, традиции (это то, что передается из поколения в поколение: народные праздники, свадебные традиции и т.д.). У русского народа  - Масленица, Рождество, Пасха и др., у татарского – Сабантуй -праздник окончания посевных работ. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина - Россия.

          На внеурочных занятиях я стараюсь расширить представления детей о нашей Родине, о ее народе. Использую стихи и пословицы. Часто посещаем музеи, библиотеки, выставки, посвящённые героям войны. Мне очень хочется, чтобы дети, родившиеся спустя 68 лет после войны, не знали горя, которое приносит война. Мне очень хочется, чтобы дети испытали глубокую благодарность к тем людям, которые защитили нашу страну и весь мир от фашизма. Каждый год перед 23 февраля и 9 Мая передо мной встаёт ответственная задача, как в доступной для детей форме раскрыть великую силу патриотизма российских людей в борьбе с фашизмом, воздействовать на их ум и сердце, вызвать любовь и уважение к людям, отдавшим свою жизнь за Родину. В итоге дети должны понять, почему Великая Отечественная война называется народной, справедливой, священной, освободительной, почему наша страна чтит память погибших в борьбе с фашизмом.

Начинаю с просьбы рассказать о близких детям людях, которые были участниками войны, и предложила провести классный час на тему «Чтобы помнили» в необычной форме – в форме проектной работы. Работу начала с беседы по теме: «Мой проект». Дети стали спрашивать всех своих родственников: родителей, бабушек, прабабушек, ходить в библиотеки, искать в интернете материалы, документы, фотографии. По длительности работы проект получился около двух месяцев. По оформлению проекты тоже были разнообразны: оформили рисунками, фотографиями, документами, сочинениями. С какой гордостью и уважением дети презентовали свои проекты в классе, в школе. На уроках труда и во внеурочное время дети с удовольствием делали поздравительные открытки для ветеранов.

Детям очень интересно “путешествовать” в прошлое нашей страны, когда они узнают о том, что наши предки-люди, жившие много веков назад, и назывались они тогда славяне - славные, значит хорошие. Рассматривая иллюстрации, дети подмечают, что они все голубоглазые, светловолосые, высокого роста, сильные, мужественные люди. Дети на этих занятиях узнают о том, чем занимались славяне, что слово “деревня” пошло от слова “дерево” - дома из дерева.

Рассказывая детям о символах нашего государства, им всегда интересно узнать о цветовом решении нашего флага, им нравятся его цвета: яркие и сочные. Говорю детям, что эти цвета всегда считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Белый цвет - обозначает мир и чистоту. Синий цвет - небо и верность. Красный - огонь и отвагу.

Рассматривая герб нашего государства, с гордостью говорю детям о том, что орел двуглавый тоже не случайно: чтобы охранять такую огромную территорию. Нужно видеть всю страну одновременно и справа и слева. На щите у орла - всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. В руках у него серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Добро побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. Такие занятия формируют уважительное отношение к государственным символам.

Давая детям знания о стране, городах, реках, природе, нельзя забывать о людях, которые прославляли и прославляют нашу страну: это герои войн, полководцы, спортсмены, ученые, космонавты - у нас есть кем гордиться; более подробно знакомимся с нашими героями – земляками, которые отдали свои жизни за нашу родину, подарили нам мир и свободу.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель  на своем примере должен показать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Нам не должно быть безразлично, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что мы на деле, а не на словах любим свою страну, то они нам будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет положительный результат этой работы.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: “Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству”.

Библиографический список

1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.” Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005г.

2. Артемов В.В. “Страницы Российской истории”. М., 2005.

3. Агапова И., Давыдова М. “Патриотическое воспитание в школе”. М., Айрис-пресс, 2002.

4. Ефремова Г. “ Патриотическое воспитание школьников” “Воспитание школьников”2005г. №8.

5. “Как научить детей любить Родину” (Руководство для воспитателей и учителей) Авторы-составители: Ю.Е.Антонов и др.

6. Коти Т. “Моя первая книга о России” М., 2003г.

7. Мирясова В.И. “Родная природа в стихах и загадках” М., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

Статья на тему"Патриотическое воспитание младших школьников в условиях историко-литературного музея."

Статья, посвящена актуальной проблеме воспитания патриотизма и патриотической культуры у деьтей младшего школьного возраста. Предлагает модель формирования ПК в условиях музея....

Патриотическое воспитание младших школьников

     Тема моей работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок ге...

Выступление на методическом объединении.Тема: «Патриотическое воспитание старших школьников в условиях школы-интерната».

Выступление на методическом объединении.Тема: «Патриотическое воспитание старших школьников в условиях школы-интерната»....

"Патриотическое воспитание младших школьников"

Методического пособие учит детей уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и досто...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Я и моя малая Родина»

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования.Программа «Я и моя малая Родина» составле...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в России идет процесс модернизации школьного образования, направленный на совершенствование воспитательно-образовательной системы, которая должна подвести ребенка к пон...