Использование метода проекта на уроках английского языка
статья на тему

Полевая Наталья Евгеньевна

Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различные методы на практике. Поэтому в системе своей работы в техникуме я использую методику проекта, которая связана с проектами действий преподавателя и студентов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проекта на уроках английского языка

Автор: Полевая Наталья Евгеньевна, преподаватель английского языка

ГБПОУ РО «ВТИТБиД», г. Волгодонск Ростовская область

Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различные методы на практике. Поэтому в системе своей работы в техникуме я использую методику проекта, которая связана с проектами действий преподавателя и студентов.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, которые подразделяются на начальный, средний и завершающий. Это дает возможность проектировать результат моей личной учебной деятельности и обучающихся в конце каждого этапа обучения. На моих уроках это может происходить в виде различных форм обобщения всей работы.

Проект — план, замысел, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, программа, отношение, модель, книга, фильм, сценарий. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Проект - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим обучающимся. Проект для преподавателя — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования, дающее обучающимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности [2, с. 3].

Классификация проектов может проводиться по числу участников: индивидуальные (личные), парные, групповые.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (1 урок, максимум 3–6 уроков), среднесрочными (1–2 месяца), долговременными (до года).

Типы проектов по доминирующей деятельности обучающихся: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают по структуре с реальным научным исследованием. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

Этапы проекта:

1 этап — мотивационный: здесь важно для преподавателя создать положительный мотивационный настрой у обучающихся. Проблема должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап — планирующе-подготовительный: идёт разработка замысла и плана проекта, выбор темы, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта; формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, обучающиеся делятся на группы. Одна из важных целей работы — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.

3 этап — информационно-операционный: здесь идёт реализация проекта, поиск источников информации, сбор материала. Роль преподавателя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

     4 этап — рефлексивно-оценочный: защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности [1, с. 9].

Проектное обучение способствует повышению личной уверенности обучающихся, развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы, развивает исследовательские и интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, помогая приобрести определённые учебные навыки.

Использование проектной технологии позволяет затрагивать личность обучающегося  целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; создавать условия, где каждый участник проекта, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность; научить студентов творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы; создавать такие ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой:   обучающиеся должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом [3, с. 15].

Таким образом, проектная технология имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлена на формирование у обучающихся социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в новой социальной ситуации, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступить и аргументировано провести презентацию данного проекта.

В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого обучающегося не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

Кроме того, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения обучающиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как учебное задание, а как поощрение [4, с. 8]. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки.

Список использованной литературы.

1. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. №7.

2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.

3. Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.

4. Фишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся // Методист. – 2007. - № 2, 3.