«Использование метода проекта на уроках литературы»
методическая разработка

Проектная деятельность на уроке литературы и истории в рамках бинарного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_emelyanova.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода проекта на уроках литературы»

Емельянова Т.М., преподаватель русского языка и литературы ОГА ПОУ НовХИТ

Сегодня образовательная парадигма направлена на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Образовательные системы должны адаптироваться к современным условиям, индивидуальным интересам, возможностям и способностям обучающихся. Поэтому построение учебного процесса строится на основе активизации форм познавательной деятельности, а также развитии познавательных потребностей, интересов, умений применять знания в практической деятельности.

В настоящее время прослеживается негативная тенденция, вызванная снижением интереса обучающихся к учебным дисциплинам, в частности к литературе. В связи с этим необходима разработка эффективных методов обучения, которые будут соответствовать современным требованиям и технологиям, что позволит сформировать у обучающихся информационную и коммуникативную компетенцию.

Среди современных технологий, можно выделить метод проекта или проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий. Работа над проектом формирует умение самостоятельно решать проблемную задачу, организовывать самостоятельной деятельности. Поэтому учебный проект интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Литература является дисциплиной общеобразовательного цикла. Основным видом учебной деятельности обучающихся является анализ формы и содержания литературных произведений русской классики, т.е. научить ребят работать с текстом, книгой, художественным словом.

Проектная деятельность на уроках литературы с использованием современных ИКТ-технологий в большей степени позволяет мотивировать обучающихся на самостоятельное осознанное чтение произведений.

В основе каждого учебного проекта лежит проблема, таким образом, целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Ниже представлен алгоритм учебного проекта, применяемый к любой теме.

Выделение проблемы проекта

«Почему тема актуальна?»

Актуальность проблемы – мотивация к самостоятельной деятельности обучающихся

Четкая постановка цели проекта

«Зачем мы делаем проект?»

Целеполагание

Выделение задач проекта

«Что для этого мы делаем?»

Постановка задач

Выбор методов и способов решения задач

«Как мы это можем делать?»

Выбор способ и методов, планирование (если групповой проект, распределение функций)

Получение результата

«Что получится?» (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Можно выделить следующие общие этапы для учебного проекта:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов.

Проектная деятельность по бинарному занятию Литература и История «Россия на изломе в поэме А. Блока «Двенадцать»

В ходе проекта студенты выполняют групповую работу. Делятся на команды:

  • «Историки» - рассматривают исторические  события, с применением знаний исторического процесса развития нашего государства. Анализируют события с исторической оценкой, которые легли в основу поэмы;
  • «Знаменосцы» - исследуют историческую и литературную символику, используемую в творчестве писателя. Ищут аналогии и их значение.

Группы осуществляют самостоятельную работу по поиску, отбору, анализу и синтезу полученной информации, подготавливают свои доклады, презентации. На этапе представления группы презентуют материал, вступают в дискуссии, оценивают позиции других участников, участвуют в подведении итогов по учебному проекту. Совместно делают выводы: плюсы и минусы проекта.

Примерные проблемные вопросы, которые ставят для решения группы:

  1. Анализ и восприятие революционных событий с учетом современных реалий и политической обстановки.
  2. Какие исторические факты переосмысливает А.Блок в поэме «Двенадцать»?
  3. Символы революции в поэме, каково их значение?
  4. Кто является главными героями поэмы?
  5. Как можно охарактеризовать их поведение?
  6. Какую позицию отразил А. Блок по отношению к революции?
  7. В чем заключается сатирическая составляющая поэмы?
  8. Религиозный компонент: религия в поэме «Двенадцать»
  9. Ваше отношение к гвардейцам революции?

Метод проекта в учебном процессе способствует формированию у студентов целого ряда ключевых компетентностей: прежде всего, коммуникативной (общение в группе, выступления при защите своего проекта, ответы на вопросы); социальной (умение использовать знания и другие ресурсы окружающих для решения проблемы), информационной (получать нужную информацию из различных источников: книги, конспекта, интернета, умения развёртывать информацию), культурологической (осознание высоких художественных достоинств произведений), рефлексивной (умение подростка действовать в соответствии с вопросами: зачем я это делал и что я получил?).

Таким образом, проектная технология способствует формированию нового качества образования студентов, а значит - востребованности на рынке труда, успешности в жизни, адаптации в быстро меняющемся социуме. Заслуга метода проектов в том, что он создает ситуацию успеха для каждого независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Литература:

  1. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. Наук проф. М., ACADEMA, 2002
  2. Пахомова учебного проекта в образовательном учреждении. М., Аркти, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин

Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с  применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM  для подготовки  обучающихся по профе...

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"

 Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного матер...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...

Использование метода проекта на уроках английского языка

Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различн...