Манипуляторы
презентация к уроку на тему

Антонова Лидия Евгеньевна

Данная презентация создана для проведения мастер-класса "Осторожно, манипуляция!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manipulyatory.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ! МАСТЕР-КЛАСС ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГБОУ СПО Мещеряковой Елены Николаевны и Антоновой Лидии Евгеньевны

Слайд 2

Цель мастер-класса Помочь студентам распознавать манипуляторов и попытки манипулирования и познакомить их с простейшими приемами защиты от манипулятивных воздействий

Слайд 3

Ожидаемые результаты Студенты знают: кто такие манипуляторы и чего они добиваются; принципы влияния на окружающих, используемые манипуляторами; основные приемы защиты от манипулятивных воздействий Студенты умеют: распознавать манипуляторов среди окружающих людей; анализировать конкретные ситуации, определяя возможности выхода из них для людей, исполняющих каждую из трех ролей, определенных Ст. Карпманом ; осознанно определять свою роль во взаимоотношениях с окружающими, используя модель межличностных отношений, разработанную Стивеном Карпманом Студенты интересуются проблемами манипулирования в межличностных отношениях и стремятся использовать свои знания по этому вопросу на практике

Слайд 5

Психологическая манипуляция - это социально-психологического воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными [ Википедия ] .

Слайд 7

Реклама – двигатель торговли Жителям больших городов хорошо знакома эта картина. Что делает с нами реклама ? На какие стороны человеческой психики она воздействует ?

Слайд 8

ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ!

Слайд 9

Принципы манипулирования сознанием Принцип последовательности Принцип благосклонности Принцип авторитета Принцип ориентации на других Принцип взаимного обмена Принцип дефицита времени

Слайд 10

Принцип последовательности Одобряемая обществом модель поведения предписывает взрослому человеку быть основательным, ответственным, предсказуемым в своих поступках. Желание человека во всём быть или выглядеть в чужих глазах последовательным нередко заставляет его выполнять взятые на себя обязательства, даже если в его интересах поскорее расторгнуть невыгодный договор.

Слайд 11

Стремление быть последовательным в своих решениях и поступках вынуждает жертву манипуляции тащить на себе груз ранее опрометчиво взятых на себя обязательств .

Слайд 12

В какой из приведенных пословиц наиболее ярко выражается принцип последовательности? Пословицы: 1. Не садись не в свои сани. 2. Назвался груздем полезай в кузов. 3. Береги платье снову, а честь смолоду. 4. Слово – серебро, молчанье – золото. 5. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Задание № 1.

Слайд 13

Принцип благосклонности использует человеческое свойство идти навстречу просьбам приятных, вызывающих расположение людей. Именно поэтому успешное общение предполагает дружелюбные интонации, а также обмен любезностями и комплиментами .

Слайд 14

Задание № 2. Посмотрите небольшой фрагмент из фильма «Небесные ласточки». Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Денизы .

Слайд 15

Принцип авторитета Традиции нашего общества диктуют, что старших нужно уважать, проявлять неповиновение считается недопустимым. Данный принцип манипуляции подразумевает, что человек с большей готовностью прислушается к мнению компетентного, влиятельного человека, пользующегося признанием в конкретной области. Поэтому не очень убедительные аргументы обычно подкрепляют ссылками на мнения знающих, уважаемых в обществе людей .

Слайд 16

Принцип ориентации на других Человеку свойственно подра-жать себе подобным. «Как все, так и я», «раз всем нравится, надо попробовать и мне» — такова логика тривиального мышления. Видя, что боль-шинство людей поступает определённым образом (например, предпочитает какой-либо товар или услугу, выражает те или иные убеждения), человек принимает мнение большинства за верное и присоединяется к нему.

Слайд 17

Задание № 3. Посмотрите фрагмент из фильма «12 стульев» и постарайтесь ответить на вопрос, опора на какие принципы помогает Остапу Бендеру получить заветный стул.

Слайд 18

Принцип взаимного обмена Принцип взаимного обмена, или иначе принцип признательности, заключается в использовании естественного стремления человека ответить добром на добро. Иными словами, придерживаясь правила «ты – мне, я – тебе», мы словно обеспечиваем благосклонное отношение к нашим просьбам и потребностям в будущем .

Слайд 19

Задание № 4. Посмотрите небольшой фрагмент из фильма «Приключения Тома Сойера ». Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Тома, что помогает Тому манипулировать другими мальчишками?

Слайд 20

Принцип дефицита Термин "дефицит" ведет свое происхождение от латинского deficit — недостает и означает недостаток, нехватку чего-либо. Мы обычно проникаемся любовью и стремлением к чему-либо, когда понимаем, что это может быть утрачено. Возникающая на глазах притягательность часто объясняется единственной причиной: что-то становится менее доступным. Очень часто можно наблюдать, как люди начинают ценить какой-либо предмет или взаимоотношения только тогда, когда рискуют этого лишиться .

Слайд 21

Задание № 5. Постарайтесь придумать примеры, иллюстрирующие принцип дефицита.

Слайд 22

Защита от манипуляторов

Слайд 24

Стивен Карпман - психотерапевт, автор концепции драматического треугольника "Жертва-Спасатель-Преследователь", ученик Э. Берна.

Слайд 25

Манипуляции в межличностных отношениях Треугольник Стивена Карпмана Это модель, которая описывает схему позиций и смену ролей в случаях, когда люди играют в психологические игры вместо контакта, живого общения от разума к разуму, от сердца к сердцу.

Слайд 26

СИМПТОМЫ ЖЕРТВЫ жалость к себе; пассивная позиция («Я не виноват», «Это все они…»); чувство беспомощность; игнорирование собственных возможностей в разрешении сложной ситуации; стремление переложить ответственность за происходящее на другого

Слайд 27

СИМПТОМЫ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ гнев; уверенность в том, что он имеет право надавить на жертву, игнорируя ее интересы; чувство превосходства над жертвой («С такими по-другому нельзя!»); игнорирование прав и потребностей другого человека

Слайд 28

СИМПТОМЫ СПАСАТЕЛЯ жалость к жертве; стремление оказать ей активную помощь и решить ее проблемы; чувство вины за проблемы жертвы; чувство страха за то, что его отказ помочь будет осужден или неправильно понят окружающими; игнорирование способности жертвы самостоятельно разрешить сложную ситуацию

Слайд 29

Суть Треугольника Карпмана Роли Преследователя, Жертвы и Спасателя очень подвижны, изменчивы. «Преследователь» преследует «Жертву», «Жертва» обращается за помощью и защитой к «Спасателю», после чего «Спасатель» нападает на «Преследователя», - и вот уже роли поменялись. Далее возможны несколько вариантов развития, которые существуют как вместе, так и по отдельности: 1) бывший Преследователь (теперь «Жертва») тоже найдет себе «Спасателя» и все опять закрутится, вовлекая все новых участников; 2) бывшая Жертва начнет контролировать, требовать действий от своего «Спасателя» (тем самым становясь «Преследователем», а бывший «Спасатель» соответственно превращается в «Жертву») .

Слайд 30

Задание № 6. Мозговой штурм Каждая подгруппа должна назвать несколько ситуаций, в которых человек берет на себя роль жертвы, и записать их на листах бумаги. Для этого вспомните ситуации, в которых вы или ваши знакомые становились Жертвами , вы могли бы назвать?

Слайд 31

Задание № 7. Разыграйте одну из названных вами ситуаций по ролям таким образом, чтобы четко было видно, кто в этой ситуации какую роль исполняет. План проигрывания ситуации: Жертва сталкивается с Преследователем. Жертва ищет Спасателя. Спасатель предлагает свой вариант решения проблемы. Последствия для Спасателя, Жертвы, Преследоватея ; смена ролей.

Слайд 32

Вопросы для анализа ситуаций: Стремление к удовлетворению каких потребностей побуждает каждого из участников ситуации выбирать себе ту или иную роль? (Какую потребность удовлетворяет в данной ситуации Жертва? Преследователь? Спасатель?) На каких принципах манипулирования сознанием людей построена тактика Жертвы? Кто из участников ситуации осознанно принимает на себя ответственность за ее разрешение? Хочет ли Жертва изменить ситуацию? Если да, то что она для этого предпринимает? Как изменяется ролевая динамика (распределение ролей) после того, как Жертва перекладывает свою проблему на плечи Спасателя? (Кто становится Жертвой? В кого превращается бывшая Жертва? Какую роль выполняют бывшие Преследователи). Какие ошибки, приведшие к перераспределению ролей, совершает Спасатель? Что необходимо сделать, чтобы не превратиться из Спасателя в Жертву? Можно ли помочь человеку решить свою проблему, если он не желает этого?

Слайд 33

Роли, определенные Ст. Карпманом Симптомы жертвы Симптомы преследователя Симптомы спасателя - жалость к себе; - пассивная позиция («Я не виноват», «Это все они…»); - чувство беспомощность ; - игнорирование собственных возможностей в разрешении сложной ситуации; - стремление переложить ответственность за происходящее на другого - гнев; - уверенность в том, что он имеет право надавить на жертву, игнорируя ее интересы; - чувство превосходства над жертвой («С такими по-другому нельзя!»); - игнорирование прав и потребностей другого человека - жалость к жертве; - стремление оказать ей активную помощь и решить ее проблемы ; - чувство вины за проблемы жертвы; - чувство страха за то, что его отказ помочь будет осужден или неправильно понят окружающими; - игнорирование способности жертвы самостоятельно разрешить сложную ситуацию

Слайд 34

Ситуация 1. «Непослушный ребенок». В семье Петровых – беда. Ребенок перестал слушаться родителей. «Совсем от рук отбился. Может, вы подскажете, как его приструнить?», – с надеждой обращается семья Петровых к семье Сидоровых. Две роли уже определились: ребенок – «Преследователь», родители – «Жертва». «Да пороть его нужно, как сидорову козу, – восклицает семья Сидоровых, беря на себя роль «Спасителя», – давно уже пора было. И нечего с ним цацкаться, мы вам гарантируем, пару раз отлупите, и будет как шелковый!» После порки Петров-младший убегает из дому. Петровы ищут, кого бы обвинить в происшедшем. Само собой, виновными в их глазах оказываются Сидоровы. В праведном гневе они начинают ходить по всем знакомым и жаловаться: «А представляете, что нам Сидоровы посоветовали ?»

Слайд 35

Ситуация 2. Разбитая любовь. «Я видела, как он ее целовал… а после кафе, они сели в такси и куда-то поехали…», – ваша подруга, похоже, совсем никакая, рыдает у вас на плече, рассказывая, какой мерзавец ее бой-френд. Сквозь слезы также начинает проступать ее требовательное: «Скажи, что мне теперь делать?» В порыве праведного гнева вы уговариваете ее послать парня ко всем чертям. Парень само собой уходит, правда не к чертям, а к той самой девице, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. Через несколько дней вы с удивлением обнаруживаете, что именно вы виноваты в том, что ваша подруга осталась одна. По крайней мере, в этом убеждена она и большинство ваших общих знакомых, которым она уже успела выплакать свою версию происшедшего .

Слайд 36

Ситуация № 3. «Обиженная дочь» Родители, собираясь в отпуск в Турцию, хотят взять с собой 18-летнюю дочь. Она ехать не хочет и обращается за поддержкой к другу семьи, жалуясь ему на давление родителей, так как прямо отказаться от поездки она не может. Родители, в свою очередь, обращаются к тому же самому человеку с жалобами на неразумность и неблагодарность дочери .

Слайд 37

ГС 1 2 3

Слайд 38

Задание № 8. Используя материалы кейса , разработайте рекомендации для Жертвы, Преследователя и Спасателя, которые помогут им не перемещаться в пределах драматического треугольника С. Карптмана , а выйти за его пределы, то есть, ответить на вопросы: Как помочь потенциальной Жертве не стать Жертвой реальной? Как помочь Преследователю избавиться от клейма Преследователя? Что нужно делать Спасателю, чтобы избежать участи Жертвы? Оформите рекомендации в виде кластера или Договора об ответственности.

Слайд 39

Договор об ответственности Открытая формулировка вопроса (открыто спросить, что нужно Жертве: сочувствие или решение проблемы) Распределение ответственности (обговорить, какие конкретные действия предпринимает каждая из сторон – Жертва и Спасатель – для того, чтобы треугольник не замкнулся)

Слайд 40

Договор о распределении ответственности Предмет договора 1.1. По настоящему договору Сторона 1 берется оказать эмоциональную поддержку Стороне 2. 1.2. Сторона 2 принимает данную эмоциональную поддержку и обязуется: _____________________________________________________ 2. Права и обязанности Сторон договора 2.1. Стороны обязаны: _____________________________________________________ 2.2. Стороны имеют право: _____________________________________________________ Подпись Стороны 1: Подпись Стороны 2:

Слайд 41

КАРТА РЕФЛЕКСИИ Я знаю: Не знаю (0) Могу назвать, перечислить (1) Могу охарактеризовать (2) Могу объяснить суть (3) Могу привести примеры (4) - кто такие манипуляторы, чего они добиваются от окружающих их людей - принципы влияния на окружающих, используемые манипуляторами Я могу: - распознавать манипуляторов среди окружающих людей Не могу (0) Могу, но недостаточно уверенно (1) Могу распознать быстро и уверено (2) - анализировать конкретные ситуации, связанные с манипулированием, определяя возможности выходи из них для людей, исполняющих каждую из ролей, определенных Стивеном Карпманом Не умею (0) Умею, но с помощью преподавателя (1) Умею самостоятельно (2) - осознанно определять свою роль во взаимоотношениях с окружающими, используя модель межличностных отношений, разработанную Стивеном Карпманом Не могу (0) Умею, но с помощью преподавателя (1) Умею самостоятельно (2) Мой интерес к проблемам манипулирования в межличностных отношениях и стремление использовать свои знания по этому вопросу на практике: Понизился Не изменился Возрос

Слайд 42

Спасибо за внимание! Успехов в общении с манипуляторами!!!

Слайд 43

Пассивная защита от манипуляции очень выгодна тогда, когда человек просто не знает, как себя повести в той или иной ситуации. Пассивная защита от манипуляции оттягивает задуманное и дает объекту манипуляции время на размышление для ответного шага. Также ею пользуются в случаях, когда манипулятор лично знаком и вам просто не хочется портить с ним отношения (близкий человек, к примеру) или даже элементарно связываться (если это незнакомый).

Слайд 44

Главные психологические методы при пассивной защите от манипуляции: Не обращать внимания на манипулятора, игнорировать его, делая вид, что вы просто не заметили человека или не расслышали. Притвориться «простачком», показывая, что не понимаете, о чем идет речь и чего от вас вообще хотят. Направить беседу в другое русло. Ответить якобы согласием на предложение того, кто манипулирует, добавив, что окончательное исполнение и решение будет зависеть только от Вас – то есть по принципу «я еще посмотрю, захочу ли сделать то, что Вы мне предлагаете». Уточнить просьбу у манипулятора, заставляя его тем самым вступить в разговор и продолжить речь: что бы Вам он ни говорил, тут же переспрашивайте, отвечая вопросом на вопрос.

Слайд 45

хх Проявить самообладание и не реагировать на его «аргументацию», слезы, увещевания, капризы и прочее, в чем проявляется его манипуляция по отношению к вам. В этом очень помогут такие приемы, как: - рассматривание (молча внимательно приглядитесь к манипулятору, концентрируя взгляд на лице), - визуализация (представьте его в комичной ситуации и попытайтесь улыбнуться или рассмеяться), - сохранение спокойствия (присядьте, закиньте ногу на ногу, вызвав позу уверенного в себе человека), - затягивание с ответом (выдержав паузу, сосредоточьтесь и осознайте, чего от Вас конкретно добиваются).

Слайд 46

Техники защиты от переноса чужой проблемы на Ваши плечи Прямой отказ. «Решай сам».

Слайд 47

«Энергетическая» помощь Взбодрите человека, скажите, что верите в его способности, пробудите в нем желание действовать самому, что-то менять в своей жизни.

Слайд 48

«Перевод стрелок» Дайте человеку понять, что он обратился не по адресу, Вы некомпетентны в этой области. Посоветуйте ему, к кому он может обратиться за помощью.

Слайд 49

Заключение договора о распределении ответственности. Заключается контракт, в котором четко прописана ответственность каждой стороны. После этого, какие либо взаимные претензии возможны только в случае, если они были заранее оговорены

Слайд 50

Косвенный совет Сошлитесь на то, как поступали в таких ситуациях другие люди, но напомните, что каждый человек может сделать выбор только самостоятельно .

Слайд 51

пм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Лабораторная работа. Робот- манипулятор.

Демонстрационная лабораторная работа.  Робот- манипулятор. Промы́шленный ро́бот — предназначенный для выполнения двигательных иуправляющих функций в производственном процессе манипуляционны...

Методическая разработка. Демонстрационная лабораторная работа «Робот — манипулятор».

Методическая разработка. Демонстрационная лабораторная работа «Робот — манипулятор». Применение роботов является одним из основных направлений в автоматизации  современных поизв...