Инновации с современном школьном образовании:теория и практика
статья на тему

Шилова Ольга Ивановна

Инновации в современном  школьном  образовании: теория и практика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_sovremennom_shkolnom_obrazovanii.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:



ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Учитель : Шилова Ольга Ивановна

ГБОУ школа № 581 С-Пб 

Образовательная система является важнейшей частью любого общества. Образовательная система воспитывает выпускников в определенном ключе, закладывает их ценностные характеристики и отношение к окружающей действительности, что потом они используют в жизни. Однако это происходит не спонтанно, а окружающий мир диктует определенные требования к выпускникам, которые пытается реализовать образование. Сложность этой схемы состоит в том, что система образования очень инерционна и не может быстро реагировать на изменение внешних условий. Постоянно возникают противоречия между старым традиционным образованием и новыми требованиями общества, которые существуют в одном образовательном учреждении [6].

Эффективное инновационное развитие страны должно обеспечиваться соответствующим совершенствованием системы образования (и в первую очередь высшего профессионального), позволяющим подготовить специалистов к требованиям инновационной деятельности в современном мире. Следовательно, и основную задачу образования необходимо формулировать глобально — как становление инновационного типа личности учащегося.

Существенным концептуальным препятствием на пути кардинальных изменений в развитии инновационного профессионального образования, адекватного требованиям современности, является [2, 3]:

- неоднозначность понимания представителями гуманитарных наук (философии, социологии, психологии, культурологи) сущности инновационной личности, специфики ее структуры и жизненного пути;

- необоснованный методологический крен в постулировании универсального стремления человека к творчеству и самореализации;

- игнорирование культурно-исторического взгляда на социальную и психологическую вариативность инновационной личности в различных обществах;

- несоотнесенность теоретических моделей «современного человека», «успешного человека», «творческой личности», «инновационной личности» между собой и с запросами современной практики [1].

Вследствие этого реализация государственной программы развития образования в России сводится к внедрению множества разрозненных инноваций, взаимно не скоординированных по своим социальным и психологическим последствиям, часть из которых дает прямо противоположный эффект по сравнению с заявленной целью — обеспечить готовность личности к инновационной последующей профессиональной деятельности.

Формирование непротиворечивой инновационной национальной системы, поддержанной инновационной образовательной средой — задача на будущее.

Инновации в образовании объявлены ключевым условием подъема качества образования, доступности, эффективного использования ресурсов, развития экспортного потенциала и других направлений, заложенных в качестве основных в программные документы [8].

Восприимчивость к инновациям не может характеризоваться только наличием желания или потребности в инновациях. Этого, с нашей точки зрения, недостаточно для того, чтобы находить и применять объекты, которые могут быть использованы в качестве инноваций. Экономическая система должна быть организована таким образом, чтобы применение инноваций становилось необходимым условием успешного (в соответствии с теми или иными критериями такой успешности) функционирования и развития субъектов экономических отношений, если, разумеется, решать проблемы инновационной экономики всерьез, а не в качестве очередного модного призыва. Должны быть также созданы и условия, при которых субъекты экономических отношений могли бы выделять ресурсы для осуществления инновационной деятельности и были бы заинтересованы в этом.

Несмотря на довольно пристальное внимание, проблемы инновационного процесса и инновационного развития системы российского образования недостаточно разработаны.

Управление современным образованием, несмотря на ряд предложенных подходов к его совершенствованию и неоднократное упоминание необходимости учета фактора инновационности [7, 8, 9, 10], не дает ответа на вопрос, каким образом этот фактор должен учитываться. Развитие инновационной деятельности, как необходимой составляющей функционирования системы образования, не определено в качестве приоритетной цели управления образованием и государственной образовательной политики.

Основные подходы к совершенствованию управления образованием в направлении обеспечения функционирования и развития инновационного процесса в рамках образовательной деятельности определяются следующими задачами, решаемыми в рамках достижения поставленной цели:

                     определение основного содержания инновации и инновационной деятельности в образовании;

                     выделение основного содержания отношений между субъектом и объектом управления в образовании;

                     выявление особенностей управления инновационной деятельностью в образовании.

Новые потребности государства формулируются в государственной политике, выраженной в законодательстве и других нормативных документах. В настоящее время основным законодательным отражением государственной политики являются федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Образование, полученное в соответствие с государственными образовательными стандартами, обеспечит выпускников школ необходимыми знаниями и навыками, которые позволят активно жить и работать в современном мире.

Переход на ФГОС второго поколения осуществляется поэтапно вплоть до 2020 года. За это время должно сформироваться образовательное пространство, обеспечивающее уровень образования, соответствующий новым образовательным стандартам.

Акцент переносится на получение учеником личных, мета предметных и предметных результатов.

По новым ФГОС учебный процесс подразумевает активно-познавательную деятельность учащихся и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [2].

Основная сложность состоит во внедрении новых ФГОС в условиях функционирующей школы. Традиционное обучение основано на изложении содержания учебного предмета учителем и восприятием этого изложения учениками. Причем изложение знаний направлено не на конкретного ученика, а некоторого усредненного учащегося.

Учителя должны обеспечить педагогический процесс, который направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала с учетом особенностей и возможностей каждого ученика. Важным направлением деятельности учителя (а для студентов ‒ обучения) становится нахождение путей внедрения новых подходов к обучению в традиционную школу.

Креативность личности, ее творческий и интеллектуальный потенциал представляют собой базовые механизмы, обеспечивающие способность человека к эффективному самоосуществлению в инновационном пространстве современности, а динамика профессионального становления учащихся в стремительно изменяющемся мире является одним из наиболее важных показателей качества обучения в средней школе.

Список литературы

1.     Березанская Н. Б., Нурков В. М. Личность в инновационном пространстве. Социология инноватики: Доклады и выступления Первой международной конференции по социологии инноватики. Москва 24-26 ноября 2005г. М., РГИИС , 2006, с. 329-338.

2.     Веснина Л.В. Институциализация образовательных инноваций в регионе: использование потенциала вузов и школ. // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 97-104.

3.     Мухтарова М. Школа инноваций. // Электроэнергия. Передача и распределение. 2011. № 1-4 (4). С. 136-13

4.     Намозов Д.А. Инновация в содержании деятельности школ и ее влияние на мотивацию в учебных учреждениях. // Вестник Таджикского национального университета. 2016. № 3-6 (211). С. 216-221.

5.     Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции / 2017. Том Выпуск 10

6.     Непрерывная система образования "школа–университет". Инновации и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции / 2017.

7.     Петренко О.Л. Современная школа: традиции и инновации. // В сборнике: Коммуникативные стратегии информационного общества Труды IX Международной научно-теоретической конференции. 2017. С. 133-135.

8.     Попов И.И. Школа "наука и инновации" - от фундаментальных достижений до уникальных технологических компетенций и инноваций
В сборнике:
НАУКА И ИННОВАЦИИ - 2016. ISS SI - 2016 материалы Одиннадцатой международной научной школы. 2016. С. 7-10.

9.     Прозументова Г.Н. Взаимодействие ВУЗов и школ: потенциал стратегии гуманитаризации в управлении инновациями для становления открытого образовательного пространства региона. В книге: Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления Томск, 2013. С. 11-42.

10.                       Ситниченко М.Я. Научная школа кафедры теории и практики начального образования: традиции и инновации. // Школа будущего. 2017. № 5. С. 36-57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией...

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...

Педагогические инновации в подготовке специалистов среднего звена в современном информационном пространстве

Цель ФГОС – обеспечение единого образовательного пространства, включающего доступность качественного среднего профессионального образования, которое в свою очередь базируется на преемственности ...

Статья "Модель современной школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС"

Современный школьник должен знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, уметь находить главное в собранной информации, оценивать, представлять, моделировать и проектировать объекты ...

Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы....