Педагогические инновации в подготовке специалистов среднего звена в современном информационном пространстве
статья на тему

Полешко Ирина Васильевна

Цель ФГОС – обеспечение единого образовательного пространства, включающего доступность качественного среднего профессионального образования, которое в свою очередь базируется на преемственности ступеней образования, духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся и создании социальной ситуации развития.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей рыночной экономики и тенденций, вытекающих из стремления строить правовое демократическое государство, способствовать становлению гражданского общества.

Когда бывший школьник становится студентом колледжа, то есть поднимается на следующую ступень образования, важной задачей для преподавателей СПО становится реализация в своей работе единства требований к формированию компетенций и формирование единого информационного пространства развивающего типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила

преподаватель ГБПОУ ДЗМ

 «МК № 5» (ОП № 1)

 И.В.Полешко

Педагогические инновации в подготовке специалистов среднего звена в современном информационном пространстве

Цель ФГОС – обеспечение единого образовательного пространства, включающего доступность качественного среднего профессионального образования, которое в свою очередь базируется на преемственности ступеней образования, духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся и создании социальной ситуации развития.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей рыночной экономики и тенденций, вытекающих из стремления строить правовое демократическое государство, способствовать становлению гражданского общества. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием - эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижения рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

Когда бывший школьник становится студентом колледжа, то есть поднимается на следующую ступень образования, важной задачей дляпреподавателей СПО становится реализация в своей работе единства требований к формированию компетенций и формирование единого информационного пространства развивающего типа.

Информационное пространство развивающего типа может быть представлено следующими педагогическими технологиями:

  1. Исследовательская (проблемно-поисковая)
  2. Имитационного моделирования (игровая)
  3. Рефлексия
  4. Коммуникативная (дискуссионная)
  5. Психологическая
  6. Деятельностная

В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта.В системе СПО деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие студентов определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов среднего профессионального образования нового поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В настоящее время в теории и практике профессионального образования популярна идея оптимизации и структурирования содержания обучения на деятельностно-модульной основе, обеспечивающей возможность гибкого изменения, вариативности программ. В модульном обучении выделяют два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятельностный. В рамках системно-деятельностного подхода разработан ряд концепций подготовки специалистов (например, Новый модуль профессионального обучения "Медицинская сестра кабинета общей практики». В основе всех модулей лежит деятельностный подход, с позиций которого процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного профессионального модуля ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов профессиональной деятельности в соответствии с содержанием модульной образовательной программы.

"Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

- от стихийности учебной деятельности обучающегося к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения".

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса обучения, структуру учебной деятельности обучающихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания профессионального образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

ЛИТЕРАТУРА

Арефьев Н.П. Синтез ключевых компетенций, формирующих открытую образовательную систему колледжа.// Среднее профессиональное образование. - 2005.- №7.- С. 2-6.

Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.- С.16-23.

Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога.// Профессиональное образование. - 2005.- №12.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена

Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательног...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Создание современной модели подготовки специалистов среднего звена путём реализации ИОТ «Учебная фирма» на учебной практике с учетом ПС и требований работодателя

Актуальность данного подхода к подготовке специалистов состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у обучающихся системн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС

  На современном этапе актуальным является вопрос подготовки  высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...

Статья. Педагогические чтения "Использование симуляционных технологий в подготовке специалистов среднего звена"

Сегодня, когда в практической медицине идут изменения, меняется медицинское образование, традиционный метод обучения устарел. Необходимо переходить к новым методам обучения. Одним из таких методов явл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...