Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по УД “История” для студентов I курса всех специальностей
методическая разработка на тему

Неженцева Яна Владимировна

Методические рекомендации по учебной дисциплине посвящены проблеме организации индивидуальной проектной деятельности студентов. Методические рекомендации содержат пояснительную записку, включающую в себя типологию проектов, примерные темы индивидуальных проектов, описание этапов и сроков работы над проектом, основные требования к источникам информации и правила работы с научной литературой, требования к содержанию, оформлению и представлению и ндивидуального проекта, перечень примерных продуктов проектной деятельности, а также приложения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации

по выполнению индивидуального проекта

по УД “История”

для студентов I курса всех специальностей

        Преподаватель:

        Неженцева Я.В.

Старый Оскол - 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

3

2. Критерии оценки индивидуального проекта в ОГАПОУ СПК

(Приложение 1)

13

3. Примеры составления библиографического описания

(ГОСТ - 2003) (Приложение 2)

15

Межевитина Кристина. "ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ РОССИИ". Индивидуальный проект по учебной дисциплине «История» 

(Приложение 3)

17

Пояснительная записка

На основании Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, выполнение индивидуального проекта по УД “История” студентами 1-х курсов, обучающихся по специальностям «Педагогика дополнительного образования (в области хореография)», «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)», «Адаптивная физическая культура» является обязательным.

Методические рекомендации по выполнению студентами I курса индивидуальных проектов по учебной дисциплине “История” разработаны на основе Положения о подготовке, выполнении и защите индивидуального проекта по общеобразовательным учебным дисциплинам областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Старооскольский педагогический колледж», утверждённого приказом директора от 30 декабря 2015 г. №274.

Целью настоящих рекомендаций является оказание помощи студентам в подготовке и защите своего индивидуального проекта и достижении основных задач подобной учебной деятельности и формирование способности и готовности обучающихся к:

- освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- сотрудничеству и коммуникации;

- решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- а также, учитывая специфику исторической науки, направлено на:

  • развитие исследовательской деятельности обучающихся;
  • закрепление и развитие знаний об исторической науке;
  • развитие исторического мышления;
  • выработку умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
  • распространение опыта творческой деятельности обучающихся;
  • приобретение опыта публичных выступлений.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведённой учебным планом, по выбранной теме УД “История” и представляет собой завершённое учебное исследование.

Проект – самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволяет первокурсникам максимально раскрыть свой творческий потенциал, развивать навыки поисково-исследовательской деятельности, формировать культуру публичного выступления.

Основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем поисково-исследовательским способом на основе интеграции знаний из различных предметных областей.

«Проект – это пять «П»:

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт (создание проектного продукта).

5. Презентация проектного продукта.

Особенности проекта:

  • прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;
  • проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.
  • результатом проекта является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его поисково-исследовательской работы и становится средством решения проблемы проекта.

Типология проектов

  • Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной профессиональной или предметной / межпредметной тематике. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
  • Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом может включать как теоретическую часть, так и практическую. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
  • Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например колледж, общеобразовательное учреждение, общественные организации и др.
  • Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.
  • Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Социальный проект нацелен на решение социально значимых задач, отчётные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудиоматериалы.

Организация работы по разработке индивидуального проекта

Работа над индивидуальным проектом начинается с выбора обучающимися темы исследования. В список тем индивидуальных проектов включаются как темы, предлагаемые примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), так и темы, сформулированные на основании рабочей программы по УД “История” ОГАПОУ СПК. Тему проекта обучающийся выбирает самостоятельно (Таблица).

Таблица.

Примерные темы индивидуальных проектов по учебной дисциплине «История»

Примерные темы индивидуальных проектов

(на основании примерной программы общеобразовательной

учебной дисциплины «История»

для профессиональных образовательных организаций,

рекомендованной ФГАУ «ФИРО»)

Примерные темы индивидуальных проектов

 (на основании рабочей программы учебной дисциплины «История» ОГАПОУ СПК)

  1. Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
  2. Начало цивилизации.
  3. Древний Восток и Античность: сходство и различия.
  4. Феномен западноевропейского Средневековья.
  5. Восток в Средние века.
  6. Основы российской истории.
  7. Происхождение Древнерусского государства.
  8. Русь в эпоху раздробленности.
  9. Возрождение русских земель (ХIV—ХV века).
  10. Рождение Российского централизованного государства.
  11. Смутное время в России.
  12. Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.
  13. Наш край с древнейших времён до конца ХVII века.
  14. Истоки модернизации в Западной Европе.
  15. Революции ХVII—ХVIII веков как порождение модернизационных процессов.
  16. Страны Востока в раннее Новое время.
  17. Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).
  18. Россия ХVIII века: победная поступь империи.
  19. Наш край в ХVIII веке.
  20. Рождение индустриального общества.
  21. Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние.
  22. Отечественная война 1812 года.
  23. Россия ХIХ века: реформы или революция.
  24. Наш край в ХIХ веке.
  25. Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
  26. Великая российская революция.
  27. Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
  28. Советский вариант модернизации: успехи и издержки.
  29. Наш край в 1920—1930-е годы.
  30. Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
  31. Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
  32. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
  33. От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
  34. Конец колониальной эпохи.
  35. СССР: триумф и распад.
  36. Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
  37. Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
  38. Наш край на рубеже ХХ—ХХI веков

  1. Спорт в государствах Древнего мира: исторический аспект.
  2. Нормандская теория происхождения Древнерусского государства: современный взгляд.
  3. Верования славян как суеверия современного человека!?
  4. Правление князя Владимира - Красное Солнышко в Киевском княжестве: историко-аналитический экскурс.
  5. Александр Невский. Его значение в истории  Руси.
  6. Боевые воинские искусства Древней Руси.
  7. Дмитрий Донской. Его значение в истории  Руси.
  8. Пионерское движение в СССР и проблема организации подростков в XXI веке.
  9. Строительство БАМа: историко-политический аспект.
  10. Реалии тимуровского движения в 1940-е годы.
  11. Казачьи традиции и обычаи сегодня.
  12. Народное противостояние в тылу «великой армии» Наполеона.
  13. Развитие физической культуры и спорта в России XVIII- первой половины XIX вв.
  14. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне: исторический портрет.
  15. Участие СССР в международном рабочем спортивном движении.
  16. Итоги первой спартакиады народов СССР 1956 г.
  17. История возникновения и развития современного олимпийского движения.
  18. Выдающиеся спортсмены – гордость Белгородчины.
  19. Герои русских былин и их реальные прототипы.
  20. Средневековая Москва: отражение исторической эпохи.
  21. Развитие музыкального искусства Древней Руси.
  22. К. Минин и Д. Пожарский — образец сплочённости и героизма русского народа в защите Отечества.
  23. Обрядовые песни как отражение души русского народа.
  24. Образ полководца М.И. Кутузова в истории и художественном творчестве.
  25. Подвиг жён декабристов: исторический аспект.
  26. П.А. Столыпин — одинокий реформатор.
  27. Февраль 1917: альтернативы развития России.
  28. Жить стало лучше, жить стало веселей. Советское общество по материалам периодической печати 30-х годов XX века.
  29. От сессии до сессии живут студенты весело… Студенческая жизнь 50–60-х гг. XX века.
  30. Отражение событий Великой Отечественной войны в истории моей семьи.
  31. На подвиг вели боевой… История избранных военных песен.
  32. Танцевальное действо на Руси.
  33. Жизнь князя Дмитрия Пожарского как пример служения Отечеству.
  34. Крепостной хореографический театр.
  35. Развитие танцевального искусства XVII - первой половины XVIII вв.
  36. Партизаны против Вермахта. Война на рельсах.
  37. Победа ковалась не только на фронтах Великой Отечественной войны.
  38. Народно-сценический танец как особый жанр хореографии XX века в СССР.
  39. Г. Уланова - муза русского балета.
  40. Значение хореографического искусства в общественной и культурной жизни российского народа

Этапы и сроки работы над проектом

Подготовительный этап:

- формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

- разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Планирование:

- определение источников необходимой информации;

- определение способов сбора и анализа информации;

- определение способа представления результатов (формы проекта);

- установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

- распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.

Основные требования к источникам информации:

Для работы над проектом лучше пользоваться литературой последних пяти лет издания, так как в ней отражено современное видение проблемы, содержится новейшая информация.

Нельзя раскрыть тему проекта, опираясь только на одну статью или монографию. Необходимо подобрать не менее пяти источников информации.

Исходя из того, что тема проекта носит проблемный характер, необходимо подобрать литературу, содержащую различные точки зрения на изучаемый вопрос. Можно пользоваться Интернет-ресурсами.

Рекомендации по работе с научной литературой:

1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, об исторической эпохе, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск специального материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.

2. Работая с литературой по теме, необходимо овладеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал:

  • просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, её глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения;
  • ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определённые вопросы по нескольким источникам и для сравнения и составления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения;
  • изучающее чтение – это активный вид подобного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям.

3. Приёмы фиксирования нужной информации. Целесообразно создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.

Здесь можно использовать самые различные методы работы:

- читая научные тексты, можно делать выписки в виде конспектов;

- фиксировать уже переработанный материал (писать прочитанное своими словами);

- выписывать исключительно цитаты.

При изучении литературы следует критически относиться к содержанию материала: сопоставить, проанализировать найденную информацию. Здесь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами, как отклик на них.

В ходе работы над источниками информации по теме, постепенно выделяется структура будущей работы, т.е. её основные главы.

Иллюстративный материал помещается в приложения или в мультимедийную презентацию.

Выполнение проекта:

- сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);

- выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

- выбор оптимального варианта хода проекта;

- поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;

- анализ информации;

- формулирование выводов.

Обобщающий этап – оформление результатов:

- доработка проекта с учётом замечаний и предложений руководителя;

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин);

- подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт).

Заключительный этап:

- защита проектов осуществляется в рамках часов, отведённых на учебную дисциплину, на последнем занятии;

- результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам рассмотрения представленного продукта, презентации обучающегося;

- результаты защиты фиксируются преподавателем в протоколе защиты индивидуальных проектов.

Требования к содержанию, оформлению и представлению индивидуального проекта

Структура индивидуального проекта, представляющего собой письменную работу, должна быть следующей:

  • титульный лист,
  • содержание,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список литературы,
  • приложения (если есть).

Введение включает в себя ряд следующих положений:

  • проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы; здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях;
  • на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия формулируется проблема;
  • формулируется цель работы; цель – это то, что должно быть достигнуто в результате работы над проектом;
  • определяются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели (2-3 задачи);
  • далее указываются методы, которые будут использоваться в ходе разработки проекта (2-3 метода).

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный (практический).

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

Общий объём индивидуального проекта, представляющего собой письменную работу, включает в себя не менее 10 стандартных страниц, в том числе и список литературы. Объём введения – не более 1,5 страниц текста. Для приложений может быть дополнительно отведено не более 10 страниц.

Текст должен быть набран на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4, размер шрифта - №14, межстрочный интервал – полуторный.

Страницы должны иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм.

В тексте работы обязательно указываются названия глав и параграфов (цифры – арабские, например Глава 1., перед параграфом значок не ставится). Они, а также слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список литературы» располагаются в середине страницы, выделяются жирным шрифтом без точки в конце. Их следует начинать с новой страницы и отделять от текста тремя межстрочными интервалами. Глава обычно содержит два-три параграфа, которые подробно представляют изученный и проанализированный материал (не меньше 3-х страниц каждый параграф).

Титульный лист, содержание, список литературы оформляется в соответствии с представленными образцами.

При ссылке на литературный источник в тексте приводится порядковый номер списка литературы, заключенный в квадратные скобки. В необходимых случаях указываются и страницы, на которых помещён используемый источник, например: [17, 4-6]. Если даётся ссылка на несколько источников, то в скобках указываемые номера отделяются точкой с запятой, например: [17; 23; 31]. В список вносится литература, проработанная исследователем, независимо от того, имеются ссылки или нет.

Титульный лист и содержание не нумеруются. Проставление страниц начинается с введения (3-я страница), заканчивается страницей с надписью «Приложения». Сами приложения не нумеруются, подписываются в правом верхнем углу, например: Приложение 1; Приложение 2 и т. д.

Таблицы подписываются в верхнем правом углу, например: Таблица 1, текст таблиц печатается 12-м шрифтом. Если в тексте работы всего одна таблица, то она не нумеруется, например: Таблица.

Схемы, диаграммы должны иметь сквозную нумерацию, если они не представлены в единственном числе, например: Диаграмма 1, Схема 3. Они размещаются после первого упоминания о них в тексте и располагаются так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота страницы.

Сокращения используются в тексте только общепринятые и общеизвестные.

Примерные продукты проектной деятельности по УД “История”:

  • электронное учебное пособие;
  • исторический журнал;
  • ролевая игра;
  • публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет;
  • мультимедийный продукт;
  • сценарий;
  • праздник;
  • видеофильм;
  • видеоклип;
  • социальная реклама;
  • стенгазета;
  • разработанный маршрут экскурсии;
  • театрализация;
  • справочник;
  • web-сайт;
  • путеводитель.

Рекомендации по написанию введения индивидуального проекта

При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать, исследовать.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определённой проблемы, задачи или вопроса.

Актуальность темы проекта обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов, раскрытия различных точек зрения. Часто в проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Цель и задачи проекта

При формулировке цели необходимо использовать глагол (разработать, составить, проанализировать и др.).

Задачи - это этапы достижения цели (обычно соответствуют главам исследовательского проекта или плану проектной деятельности).

Методы исследования - это способы достижения цели исследования. В проектной деятельности обучающиеся могут применить следующие методы исследования: сравнение, анализ, наблюдение, моделирование, эксперимент, анкетирование, опрос, статистические методы и др.

Защита проекта

Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, даёт оценку выполненной работы.

Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта, выводы и демонстрирует конечный продукт. Опорой для составления текста выступления являются содержание вступления и заключения, а также, основные факты глав.

Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

При оценке проектной деятельности учитывается дидактический и научный уровни.

Приложение 1.

Критерии оценки индивидуального проекта в ОГАПОУ СПК

1. Общие критерии оценки проектной работы:

- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п.; данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;

- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

- сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

- сформированность коммуникативных действий, проявляющихся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

2. Оценка структуры и оформления индивидуального проекта

Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Актуальность темы

Научно - теоретическое и практическое значение – 1балл.

Степень освещённости данного вопроса в литературе – 1 балл

2.

Целеполагание

Цели и задачи ясные, чётко сформулированы и реальны, т.е. достижимы, определена проблема – 1 балл

3.

Выбор средств и  методов исследования

Средства и методы адекватны поставленным целям – 1 балл

4.

Планирование, определение последовательности и сроков работ

Наличие согласованного плана – 1 балл

5.

Содержательная часть проекта

Содержание проекта изложено логично, раскрыта тема проекта,  сформулированы выводы, на основе аргументированного разрешения проблемы  – 10 баллов

6.

Оформление результатов работы

Научность изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность – 1 балл.

Культура оформления текста проекта в соответствии с требованиями – 1 балл.

Наличие и оптимальность приложений, наглядного материала (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.) - 1 балл

ИТОГО:

18 баллов

Критерии оценки защиты проекта

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается.

2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы.

3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена.

4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом.

5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество ответов на вопросы

1 - нет чёткости ответов на большинство вопросов.

2 - ответы на большинство вопросов.

3 - ответы на все вопросы даны убедительно, аргументировано

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе.

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе.

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нём ориентируется

4.

Оформление демонстрационного материала

1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал.

2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии.

3 - к демонстрационному материалу нет претензий

ИТОГО:

14 баллов

Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла.

29 – 32 балла – отлично;

25 - 28 баллов – хорошо;

21 – 24 балла – удовлетворительно;

20 баллов и менее – неудовлетворительно.

Приложение 2.

Примеры составления библиографического описания (ГОСТ - 2003)

На книгу одного автора

1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман.- М.: Аграф, 1997. - 128 с.

На книгу двух авторов

1. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика плюс, 2001. -272 с.

На учебники

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под общ. ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

На учебные пособия

Они могут иметь одного автора, двух и более авторов.

1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И.Ю.Кулагина. - М.: УРАО, 1997.- 176 с.

2. Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В.Герасимова. - М: Советский спорт, 2003. - 184 с.

На составную часть книги

1. Потапчук, А.А. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе / А.А.Потапчук // Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003.- Гл.5.-с.228 - 293.

На авторефераты диссертаций

1. Жиленкова, В. П. Адаптивный спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: Автореф. дис. канд. пед. наук. / В.П. Жиленкова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 2002. - 22 с.

На словари

1. Терминология спорта: Толковый слов, спорт, терминов: Ок. 9500 терминов / Сост. П.Ф.Суслов, Д.А. Тышлер. - М.:СпортАкадемПресс, 2001.-479 с.

2. Вайнер, Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. - М.: Флинта: Наука, 2003. -144 с.

Статьи из журналов

1. Филимонова, СИ. Семейная физическая культура - пространство для самореализации детей инвалидов и их родителей / С.И.Филимонова // Адаптивная физическая культура. - 2004.-№ 2(18). - с. 6-10.

На тезисы докладов и сборники материалов конференций

  1. Коржова, А. А. Физическая готовность к школе детей с нарушенным слухом / А.А. Коржова // Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: Сб. мат. юбилейных Герценовских чтений. - СПб., 1997. - с. 39.

Приложение 3.

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Старооскольский педагогический колледж»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по учебной дисциплине «История»

ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ РОССИИ

Выполнила: Межевитина Кристина Сергеевна,

студентка 1 курса, 11- М группы

Руководитель:

Неженцева Яна Владимировна,

преподаватель истории

Старый Оскол, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Становление личности П.А. Столыпина

1.1.

Происхождение и ранние годы

1.2.

Политическая карьера

2.Лишь обдуманное и твёрдое проведение в жизни высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведёт к успокоению и возрождению великой нашей Родины

2.1.

Реформы П.А. Столыпина 1906 – 1911 гг.

2.2.

П.А. Столыпин – «одинокий реформатор»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

14 апреля 2017 г. исполнится 155 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина, русского государственного и политического деятеля, премьер-министра царской России.

Возглавив Правительство в разгар Первой русской революции 1905-1907 гг., П. Столыпин попытался сначала стабилизировать ситуацию в стране, а только потом начать воплощение в жизнь своих преобразований. Его целью было «сначала успокоение, а потом реформы». Он постоянно подчёркивал, что для успеха реформ нужен порядок. Подавить террор П.А. Столыпину удалось, а вот его преобразования натолкнулись на пропасть непонимания, как среди правящей верхушки, так и среди народа. В действительности, Пётр Столыпин понимал, что результаты его реформ скажутся совсем не скоро, и говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Но 20 лет у П.А. Столыпина не было. Поэтому его реформы остались незавершёнными, и историки до сих пор спорят, какая судьба была бы у нашей страны, если бы Петру Аркадьевичу удались все его замыслы.

Актуальность данного исследовательского проекта заключается в необходимости изучения реформаторской деятельности П.А. Столыпина, так как им было оказано огромное влияние на развитие России в прошлом. Как известно, изучение прошлого позволяет понять её настоящее и будущее, что также даёт возможность нам, будущим творцам истории Отечества, по-новому подойти к осознанию тех процессов, которые происходят в современной России.

Проблемой в изучении данной темы является то, что в историографии на сегодняшний день существуют две диаметрально противоположные точки зрения по вопросу значимости реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Одни полагают, что ему на преобразования не хватило времени, и за 20 лет Россия бы постепенно завершила начатые реформы. Другие утверждают о провале реформ.

В связи с этим, цель данной работы - доказать, что реформы П.А. Столыпина – одна из самых ярких попыток модернизации России, установить историческую ценность данных преобразований.

В соответствии с целью мною были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные положения реформ П.А. Столыпина.
  2. Раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале XX в.
  3. Определить результаты реформаторской деятельности П.А. Столыпина, её значение для современного этапа развития России.

Методы исследования:

  1. Поиск и систематизация исторической литературы по поставленной проблеме.
  2. Сравнительно-исторический.
  3. Статистический.

Глава 1. Становление личности П.А. Столыпина

  1. Происхождение и ранние годы

Пётр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду, который дал России не мало дипломатов, военных и государственных деятелей. Дворянский род Столыпиных известен с конца XVI века. Поколенная роспись ведётся с Григория Столыпина. С течением времени род сильно развивался, владея многочисленными поместьями в разных землях.

Пётр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам. Спустя полтора месяца — 24 мая — был крещён в дрезденской православной церкви. Детство и раннюю юность мальчик провёл в основном в Литве. Летом семья отдыхала в Колноберже или выезжала в Швейцарию. Когда детям пришла пора учиться, семья купила дом в Вильне. В 1874 году 12-летний Пётр был зачислен во второй класс Виленской гимназии, где проучился до шестого класса [1, 26-27].

3 июня 1881 года 19-летний Пётр окончил Орловскую гимназию и получил аттестат зрелости. Он уехал в Санкт-Петербург, где 31 августа поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Во время обучения Столыпина одним из преподавателей университета был знаменитый русский учёный Д. И. Менделеев. Он принимал у него экзамен по химии и поставил «отлично». В университете Столыпин отличался прилежанием и старательностью в учёбе. Он, несомненно, мог стать выдающимся учёным. Но, как ни странно, после окончания университета Столыпин предпочёл чиновничью карьеру, таковы были семейные традиции: среди Столыпиных было много чиновников и военных, но не было учёных. Семейное воспитание определило его решительность и твёрдый характер. Пётр Аркадьевич Столыпин обладал сильным характером, он мало употреблял алкоголя, не курил и не играл в карты. Женился Пётр Столыпин рано. Он был примерным семьянином. Как гласило семейное предание, долгие годы скрываемое от посторонних, жена Петра Аркадьевича, Ольга Борисовна, раньше была невестой его старшего брата, убитого на дуэли. С убийцей брата стрелялся и Пётр, получив ранение в правую руку, которой с тех пор плохо владел. С течением времени он стал отцом многочисленного семейства. У него было пятеро дочерей и один сын [2; 7].

В литературе Пётр Аркадьевич предпочитал прозу И. С. Тургенева, поэзию А. К. Толстого и А. Н. Апухтина. С Апухтиным он был в дружеских отношениях. На петербургской квартире Столыпина Апухтин не редко читал свои новые стихи. Пётр Аркадьевич Столыпин никогда не имел проблем с департаментом полиции.

1.2. Политическая карьера

Карьера Столыпина началась с того момента, когда после университета он поступил в министерство государственных имуществ. С 1887 по 1889 год Пётр Аркадьевич проработал в департаменте земледелия и сельской промышленности на скромной должности помощника начальника, имея чин коллежского секретаря. Однако, как оказалось, скромный чиновник имел неплохие связи в верхах. Уже в 1888 году он получил придворное звание камер-юнкера. И совсем скоро Столыпина назначили ковенским уездным предводителем дворянства.

В 1889 году Столыпин, вместе с семьёй, уехал в Колноберже, где делил своё время между службой и делами в поместье, которое он превратил в образцовое. И можно отметить то, что Столыпин занимал видное место в среде российского поместного дворянства. Ковенская губерния граничила с Германией, и по разным делам предводителю дворянства часто приходилось бывать в соседней стране. Возвращаясь из поездок, Столыпин, с увлечением, любил рассказывать о жизни немецких крестьян на хуторах [3,10].

В 1899 году Столыпин был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. В губернской иерархии эта должность стояла на втором месте (после губернатора). Одно из первых дел Столыпина на новом посту заключалось в создании Ковенского общества сельского хозяйства. Но в 1902 году неожиданно для самого себя - Петра Аркадьевича назначили гродненским губернатором. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. Очень скоро его назначили саратовским губернатором. Дети Столыпина смотрели на Россию, как на незнакомую страну. Хотя и про Столыпина ничего иного не скажешь, ведь вся его прежняя жизнь была связана с западным краем и Петербургом. В коренной России он бывал лишь наездами и российскую деревню знал очень слабо [9; 4].

В 1904 году началась война с Японией. В мае этого года, в Саратовской губернии уже вспыхнули крестьянские волнения.

«Кровавое воскресенье» стало первым днём первой русской революции. Вскоре в Саратове и других городах губернии начались забастовки, митинги и демонстрации. После этого Столыпин в сопровождение казаков начал разъезжать по мятежным деревням. Против крестьян он действовал напористо и бесцеремонно. Выступая на сельских сходах, губернатор употреблял много бранных слов, грозил Сибирью, каторгой, сурово пресекал возражения. На время волнения стихли, но осенью, после завершения полевых работ, возобновились с невиданной ранее силой. Во время всех этих событий Столыпин был запечатлён, как либеральный губернатор [1; 6; 8].

В апреле 1906 года был удалён в отставку председатель совета министров Сергей Витте, пытавшийся наладить отношения с общественностью. На его замену назначили престарелого и инертного Ивана Горемыкина. Но, чтобы сгладить недовольство общественности этой заменой, решили отправить в отставку министра внутренних дел Петра Дурново.

Встал вопрос – кем его заменить. До сих пор неизвестно, какие силы вытолкнули Столыпина на столь важный пост в российской администрации, сравнительно молодого и малоизвестного в столице губернатора [4, 11].

После роспуска I думы Столыпин был назначен председателем Совета министров с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел.

Быстрое продвижение вверх по карьерной лестнице, было связанно с тем, что П.А. Столыпин был глубоко порядочным гражданином, патриотом, беззаветно любившим свою Родину, администратором, неоднократно доказавшим свои выдающиеся организаторские способности [7; 5].

Надо совершенно определённо сказать, что Пётр Аркадьевич Столыпин был личностью во всех отношениях неординарной и, это в первую очередь, было причиной и основанием его быстрого продвижения по государственной службе.

Глава 2. Лишь обдуманное и твёрдое проведение в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведёт к успокоению и возрождению великой нашей Родины

  1. Реформы П.А. Столыпина 1906-1911 гг.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 года оставалось тяжёлым. Причиной низкой производительности крестьянского труда была система сельского хозяйства. Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное их направление - это разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

Назначение Указа 9 ноября 1906 года, на основе которого проводилась аграрная реформа, состояло в том, чтобы превратить крестьянина в «крепкого хозяина», фермера, социальную опору монархии. Наиболее совершенным типом земельного владения был провозглашён хутор, рекомендовался также отруб [6, 14-15].

Главный недостаток состоял в том, что хутора и отруба рассматривались как единственное универсальное средство для подъёма сельского хозяйства. Для создания участковых хозяйств не было достаточной финансовой базы.

Важным направлением аграрной реформы являлась переселенческая политика. Крестьян переселяли на свободные казённые земли, главным образом за Урал, в Казахстан и Среднюю Азию, для чего переселенцам предоставлялись пособия и льготы.

Политика переселений преследовала следующие цели:

  • уменьшение социального напряжения в Европейской России;
  • борьба с малоземельем в центральных губерниях;
  • освоение мало населённых пространств, укрепление её границ и ассимиляция коренного населения [1; 8].

Правительство устанавливало льготы для желающих переселиться на новые места: прошение всех недоимок, низкие цены на билеты, освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды. В пути им должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь, помогали освоиться в новых районах.

Переселения были плохо организованы. Сотни людей гибли в пути. Переселенцы, добравшиеся до пунктов назначения, обнаруживали разительное противоречие ожидаемого и действительного. Суровые условия Сибири требовали напряжения всех сил. Высока была смертность и заболеваемость. Сказывались национальные противоречия с проживавшим там населением.

Аграрная реформа П.А. Столыпина была приостановлена в мае 1915 г. в связи с войной, а 28 июня 1917 г. прекращена по постановлению Временного правительства [4; 5].

Замысел П.А. Столыпина был весьма перспективным, однако в целом реформа не удалась. Большинство крестьян держалось за общину, не было готово к переходу к единоличному хозяйству. Затрудняли осуществление аграрной реформы и бюрократические методы её проведения (принуждение, недооценка местных условий и желаний крестьян). Недовольство крестьян порождало сохранение помещичьей собственности на землю.

Проект административной реформы предполагал для каждой губернии учреждение губернского управления и расширение полномочий губернатора. Предполагалось поднять уровень губернских чиновников высшего звена, улучшить их подготовку и увеличить жалованье. В каждой волости и в наиболее крупных поселениях планировалось учредить местные власти, которые должны были избираться не только крестьянами. На уездном уровне также намечались значительные изменения, направленные на соединение губернского и волостного уровня управления. В каждый уезд должен был назначаться глава администрации взамен существующей системы прямого подчинения губернии, - при котором местный предводитель дворянства считался "первым лицом" в расплывчатом уездном руководстве. Земствам должны были быть предоставлены также более широкие права. Рассматривались и более радикальные перемены, однако они были отложены, учитывая враждебное отношение царя к децентрализации (в особенности к рассматриваемой идее разделения России на девять крупных регионов, наделённых значительной автономией по типу американских "штатов" или германских "земель"). Этой политикой были недовольны бюрократы, ограничивалась их власть [5, 36-41].

К тому моменту, когда П. А. Столыпин был назначен председателем Совета министров, прошёл всего один год после окончания Русско-японской войны (1904 – 1905 гг.), в ходе которой был подорван военный авторитет непобедимой России.

В результате этого поражения, всплыли основные проблемы существовавшей тогда армии. П. А. Столыпиным была разработана такая реформа, которая могла бы исправить существующие недостатки. Она состояла из таких пунктов:

1) уничтожение Совета государственной обороны; взамен предполагалось создать правительственный Совет под предводительством главы кабинета;

2) освобождение от должностей руководителей военных инспекций в силу ненадобности таковых;

3) уменьшение прав и упразднение Адмиралтейств – совета;

4) удаление из армии и флота лиц, скомпрометировавших себя в ходе Русско-японской войны;

5) осуществление ряда преобразований, включающих введение новой техники и модернизацию обучения солдат и офицеров.

Но, как ни странно, реформа не была одобрена ни Государственной Думой, ни царём.

Военная реформа была одной из немногих преобразований, которые не осуществились в силу различных причин, главной из которых была потеря доверия и расположения к П. А. Столыпину со стороны Николая II. Царь и его окружение знали, что дни П. А. Столыпина на посту главы правительства сочтены, и поэтому не желали начинать каких-то новых преобразований, которые всё равно не удалось бы закончить [3, 7-9].

В рамках школьной реформы, утверждённой законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объёме обязательном для всех четырёхлетних начальных школ.

Подводя итог школьной реформе, скажем, что для неё действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908 - 1914 гг., требовалось ещё не менее 20 лет.

2.2. П.А. Столыпин – «одинокий реформатор»

Реформы, проводимые П.А. Столыпиным, затрагивали важнейшие социальные и демократические интересы. Отзывы об этих реформах прямо зависели от политических позиций. Разные слои общества придерживались своего мнения:

  • Народническая, а в дальнейшем эсеровская и кадетская, точка зрения считала, что аграрная реформа направлена на эксплуатацию крестьянства. Они поддерживали общинное землевладение и общую антикапиталистическую тенденцию, критикуя любые правительственные начинания.
  • Правые, подчёркивавшие позитивную роль дворянского землевладения, были раздражены политикой поощрения покупки помещичьих земель.
  • Октябристы и националисты, поддерживавшие правительство в Думе, старались повысить собственную значимость, затягивая рассмотрения всех законопроектов путём внесения в них множественных мелких, малозначительных изменений.

Существует ряд причин, из-за которых реформы П.А. Столыпины потерпели неудачи:

  1. Острая борьба между крестьянской общиной и государством. Господствовали административные принципы проведения реформы.
  2. Не было у государства социальной опоры в лице инициативных и квалифицированных слоёв населения.
  3. Реформы были не кардинальными, а половинчатыми.
  4. Убийство Столыпина и начало Первой мировой войны. Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет.
  5. Государство начало столыпинские реформы с большим опозданием (только в 1906 г., такую реформу надо было провести ещё в 1861 году).
  6. Государство не обеспечивало или не давало субсидии под низкие проценты на приобретение с/х техники, орудий труда.
  7. Минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей, из-за того, что государство не проводило политики разъяснения.
  8. Голод из-за неурожая в 1911 году, который население восприняло, как итог реформы.

Неудачи данных реформ также привели к следующим последствиям:

  1. Государство нажило врагов в лице крестьян.
  2. Возвращение из Сибири около 1 миллиона человек назад в Центральную Россию.
  3. "Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян достались отруба и хутора в частную собственность.
  4. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заёмщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников.

При жизни Столыпина борьба политических амбиций мешала многим дать положительную оценку его деятельности.

Не менее важным аспектом является и то, что все слои населения, критиковали реформы Столыпина из личных интересов. Так как, проводимые реформы касались всех слоёв и полностью меняли существующий строй, это было не удобно населению и поэтому деятельность Столыпина резко критиковалась его современниками.

Отношение советской исторической науки к столыпинским реформам полностью зависело от резких и негативных оценок В.И. Ленина, данных Столыпину. Советские историки не имели возможности опровергнуть данную точку зрения и были вынуждены подгонять свои выводы под заранее известный шаблон [8].

Также, высказывалось мнение о том, что, хотя и наблюдалась положительная динамика в развитии сельского хозяйства, это было просто продолжением тех процессов, которые имели место до начала реформ.

Что касается современных российских историков, то они склонны относиться к реформам П. Столыпина позитивно, и в особенности, к аграрной реформе. Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью. Сам Пётр Аркадьевич предполагал, что все задуманные им реформы будут выполнены комплексно и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе. Однако, их осуществление не было завершённым, из-за трагической гибели самого П.А. Столыпина.

Заключение

Оценивая жизнь и деятельность П. А. Столыпина даже сегодня нельзя сказать, были ли начатые им реформы заранее обречены. В России начала XX века не было условий для реализации таких реформ. Я считаю, что только сильный и ответственный человек, настоящий патриот своей Родины, мог взяться за претворение в жизнь таких реформ.

Интересы многих слоёв населения были затронуты этими преобразованиями: крупных землевладельцев и деревенской общины, капиталистов первой волны и революционеров. Каждая из этих групп пыталась отстоять свои узкогрупповые интересы. Самые реакционные круги не могли и не хотели допустить стабильности и процветания России, их интересовала только власть сама по себе. Всё это привело к жесточайшему противодействию реформам.

Таким образом, реформы Петра Столыпина являются одной из самых ярких попыток модернизации России.

Несмотря на то, что ему не удалось претворить до конца в жизнь все его грандиозные замыслы, его помнят и сегодня, как выдающуюся личность, как настоящего патриота, как человека сделавшего всё от него возможное, чтобы Россия стала по - настоящему великой державой. Доказательством этого, служат слова президента Российской Федерации В.В. Путина: «Опыт разработанных Столыпиным реформ и преобразований востребован там, где решаются задачи модернизации экономики, совершенствования социальной жизни, повышения благосостояния людей. Он…актуален для России…».

Список литературы:

  1. Быков, Д. Столыпин: реформатор, не гнушавшийся кнута / Д. Быков // Эхо планеты. - 2010. - № 35. - с. 26-29.
  2. Кабытов, П. С. Программа реформирования России П. А. Столыпина / П. С. Кабытов // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - № 73. - с. 87-92.
  3. Корелин, А. П. Реформы П. Столыпина: исторический опыт и уроки / А. П. Корелин // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 10. - с. 3-11.
  4. Рыжов К. В. Сто великих россиян / К. В. Рыжов. - М.: Вече, 2008. - 480 с.
  5. Тетеркина З. Н. История России в портретах: [XIX - XX вв.] / З. Н. Тетеркина. - Смоленск: Русич, 1997. - 506 с.
  6. Федорова, Н. Неотъемлемое свойство / Н. Федорова // Родина. - 2007. - № 1. - с. 16-19.

Интернет – ресурсы:

  1. Библиотекарь. Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bibliotekar.ru/, свободный.
  2. История Российской империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rosimperija.info/, свободный.
  3. Энциклопедия России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.encyclopaedia-russia.ru/, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по обществознанию для студентов 1 курса СПО.

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине, с учетом...

Проектная работа на тему: «Методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентов»

Методические рекомондации по выполнению индивидуальных проектов студентов 1 курса СПО....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» для студентов 1 курса всех специальностей

Методические рекомендации предназначены для студентов техникумов и колледжей всех специальностей очной и заочной формы обучения, а также может быть рекомендованы для всех лиц, которые занимаются...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.04 ИСТОРИЯ

Методические рекомендации по выполнению студентами I курса индивидуальных проектов по учебной дисциплине ОУД.04 История разработаны на основе Положения о проектной деятельности и индивидуальном проект...

Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по учебной дисциплине «История» для студентов I курса всех профессий и специальностей

Методические рекомендации предназначены для студентов техникума всех профессий и специальностей, выбравших на 1 курсе выполнение обязательных индивидуальных проектов по истории....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА (Для первых курсов)

Методические рекомендации разработаны для использования их преподавателем и обучающимися. Дает общие рекомендации по организации проектной деятельности  и будет полезен участникам образовательног...

Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта студентами 1 курса по дисциплине Обществознание

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, организующих проектную  деятельность обучающихся по направлениям обучения специальностей среднего профессионального образования, и студ...