Статья "Роль дисциплины "История" в духовном и историческом измерении""
статья на тему

Дериглазова Татьяна Алексеевна

Тема духовно - нравственного воспитания чрезвычайно важна сегодня для нашего Отечества. Осознав глубины прошлого, традиции, Россия сможет сохранить свою целеустремленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В ДУХОВНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

                 

 Дериглазова Т.А.,

преподаватель истории                                                                                                                                                                     ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум»

(г. Обоянь)

Тема духовно – нравственного воспитания чрезвычайно важна сегодня для нашего Отечества. Осознав глубины прошлого, традиции, Россия сможет сохранить свою целеустремленность.

Предмет «История» ставит своей целью показать место и роль ее народов в мировом развитии, помогает нам постигнуть свое особое место в череде человеческих отношений. Она призвана отразить жизнь во всем ее многообразии – величии и падении, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных достижениях человеческих душ.

Процесс познания истории продолжается и во внеурочное время. Для тех, кто любит историю и увлекается ею, мною создан клуб «Клио». Свободная в отличие от урока, форма общения позволяет обучающимся  познать себя в атмосфере доверия, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений; содействует развитию культуры общения  и формированию гуманных межличностных отношений, развивает коммуникабельность.

Сегодня общество и государство все больше сознают, какое большое значение имеет духовно – нравственное воспитание и просвещение в обществе. Ведь будущее нашего Отечества зависит от того, будет ли российская молодежь воспитана на принципах доброты, честности, справедливости, трудолюбия и готовности служить Родине. Основой русской педагогики всегда было воспитание на примере христианских и исторических идеалов.  Один из них – полководец и святой Александр Невский, которому было посвящено заседание клуба. Заседание было задумано как заочное путешествие вглубь веков [1, с. 34].

В своих выступлениях  обучающиеся говорили о детстве князя, его посвящении в воины, его княжении, о тех событиях, которые совпали  с трудным периодом в истории Руси. Видеофильм «Александр Невский» (триптих) художника Павла Дмитриевича Корина дает возможность представить себе облик святого князя Александра, красивого, сильного, мужественного человека, узнать о его высоких воинских подвигах во славу Отечества, а также о смирении для блага Родины.

Более тысячи лет определяющей была на Руси православная традиция. Возврат к ее истокам, к мудрости и заветам предков, духовной сокровищнице христианства, его моральным ценностям представляется мне очень важным для современной молодежи.

Крещение Руси при  киевском князе Владимире, мир христианства, мир Византии принес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово – купольного храма греков, который русские умельцы применили к традициям русской деревянной архитектуры, первичной для русского глаза. На заседании клуба по теме «Памятники Отечества» перед взором обучающихся «прошли»  Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, храм Покрова на Нерли, ставший поэмой из  камня, соборы Новгорода, Пскова, Суздаля, знаменитые Кижи, кремлевский ансамбль в Москве, девятишатровая  постройка собора Василия Блаженного.Обучающиеся узнали, что соборы строились не только для совершения церковных обрядов, но и в память о людях, событиях, многие храмы явились символом доблести. Стерлись в памяти веков имена многих зодчих, а их творения живут, потому что нельзя уничтожить народ, его историю. Часто строительство храмов требовало  жертв, страданий и лишений, как это воспето в поэме Дмитрия Кедрина «Зодчие», посвященной зодчим храма Василия Блаженного Барме и Постнику Яковлеву [3, с. 45].

Порой я думаю, что неправда, будто молодежь забыла свои национальные корни и не ценит прошлое. Надо только умело направить молодежь в нужное русло, ненавязчиво напомнить, к какому великому народу они принадлежат. Говоря словами одного из просветителей, любовь к Отечеству, почитание родителей начинается с любви к Богу. С принятием Русью христианства изменилось мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Основой духовной и нравственной жизни человека стала Библия. В истории мировой культуры трудно сравнить с чем – либо ее значение. Легенды Ветхого и Нового завета являют примеры героизма, стойкости человека, его готовности к самопожертвованию во имя веры и идеалов добра, любви и справедливости. Лучше понять Библию помогает искусство, поэтому большой след в душе обучающихся оставило заседание клуба по теме «Библия и мировая художественная культура». Главная цель – показать, как библейские сюжеты и образы отразились в творчестве деятелей искусства. Вступлением к беседе была «Аве Мария»  Франца Шуберта, исполнение воспринималось обучающимися с затаенным дыханием. Музыкальному  звучанию вторит стихотворение Афанасия Фета с тем же названием. А затем начинается разговор  о рождении Девы Марии, о ее жизни, ее кротком нраве и божественности. Предания рассказывают нам о святых и чудесных ее деяниях. Этот образ чистый и светлый запечатлен многими художниками. Обучающиеся рассказывают о художнике эпохи Возрождения Рафаэле Санти и его творении «Сикстинская Мадонна» и А.А. Фета «Мадонна». Как известно, написано много икон, изображающих Деву Марию, т.к. каждая земля хотела иметь свою заступницу и покровительницу. Подробно говорили об иконе Курская Коренная Божья Матерь, найденной в местечке Свобода Курской губернии. «Знамение» - одна из древнейших икон Русского православия. Семь веков она озаряла своим сиянием жизнь верующих Отчизны. В годы Русской смуты была увезена на чужбину. И здесь, за океаном, стала самой почитаемой святыней Русской Зарубежной церкви, средоточием священной памяти о покинутой Родине. Ее называли «Одигитрия русского  рассеяния». Говоря о крестном ходе с иконой «Знамение», обращаемся к шедевру  Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», участником которого однажды был художник [2, с.87].

В своих сообщениях обучающиеся говорят о рождении Христа, его жизни и чудесных деяниях, а также его страшной смерти во имя спасения человечества. Эффект восприятия усиливают видеосюжеты  «Явление Христа народу» Александра  Андреевича Иванова и икона «Троица» Андрея Рублева. Звучат  стихотворения Гавриила Романовича Державина «Бог» и Михаила Васильевича Ломоносова «Утреннее размышление о Божием Величестве».

Советую обучающимся прочитать Библию в уединении, вдумываясь в каждое слово, фразу, ибо, как сказано в наставлениях преподобного Серафима Саровского, «за одно таковое упражнение, кроме других  добрых дел, Господь не оставляет человека,  Своею Милостью, но исполняет его дара разумения»                   [1, с.98].

Одной из важнейших задач духовного просвещения является воспитание чувства патриотизма. Многие государственные и религиозные деятели называют чувство любви к Родине священным. Многовековой опыт России показывает, что любовь россиянина к своей Родине беспредельна  и беззаветна. Бесчисленные примеры из истории нашего государства являются иллюстрацией этого великого патриотического чувства. К сожалению, такой патриотизм сегодня надо вновь воспитывать, так как само это понятие стало не так однозначно, как раньше [3, с.178].

Воспитание молодежи на основе традиционных духовно – нравственных ценностей, сформировавших многие поколения нашей страны, ведется на уроках истории и во внеурочное время.

Теме патриотизма, историческому прошлому и судьбе нашей Родины посвящен классный час «Россия, Русь! храни  себя, храни!». Обучающиеся познакомились с ратной летописью, героическими страницами истории русского народа. В форме исторического экскурса перед взором обучающихся промелькнули страницы истории от победы А.Невского на Чудском озере до грандиозных событий Курской и Сталинградской битв. Обучающиеся почувствовали, что слова «Вставайте, люди русские» звучали как набат, призыв  на протяжении всей истории России. Торжественно и величаво прозвучали хор «Славься…» (из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин»), кантата Сергея Сергеевича Прокофьева «Вставайте, люди русские!», фрагменты из «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина. Зрительный ряд представил образы могучих и сильных людей: А. Невского, Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, «Богатырей» художника Виктора Михайловича  Васнецова, маршалов Г. Жукова, П. Рыбалко,  Л. Говорова,  Ф. Толбухина.  О Родине святой, о подвигах говорили стихотворения М.Ю. Лермонтова,  Н.Рубцова, В.Фирсова, Д. Кедрина [1,с.132].

Обучающиеся должны уважать историческое прошлое своей Родины, унаследованные традиции. Актуальны в этой связи строки А.С. Пушкина:

Два чувства давно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Чтобы научить обучающихся следовать высоким принципам преподавателю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе его деятельность будет бесплодной. Неслучайно святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Или не учи, или нравами учи». Обучающиеся скорее чувствуют подлинный образ мысли своих наставников, чем изучение предмета. В беседах  с обучающимися, в работе  с ними стараюсь показать свое отношение к жизни, свои идеалы и систему своих ценностей. Стремлюсь, чтобы духовно – нравственное воспитание обучающихся способствовало формированию социально – активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу и готовности к его защите.

Литература

  1. Л.П. Буева. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии.- 1999 –№2.                               2. А.Я. Данилюк. Концепция духовно - нравственного развития в воспитании личности гражданина России. М., «Просвещение»,2010
  1. Б.Н. Михеев. Формирование гуманистических чувств на уроках истории // Преподавание истории в школе,2009, № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая станция 7 класс

просто прекрасное начало повторительно-обобщающего урока по истории в 7 классе, в конце годаможно сделать как одну из подстанций на вашем урокезаймет по времени небольше 10 минут...

Историческая станция 9 класс

материал может быть использован на повторительно-обобщающем уроке по истории в конце учебного годазаймет по времени 10минут...

Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"

Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...

Межегиональный конкурс исследовательских работ "Память храня" в рамках реализации акции "Восстановление духовно-исторической памяти"

Иссследовательская работа студентки 1 курса Лаблюк Валерии, созданная совместно с преподавателем. Используются развичные формы работы: архивная, интервью, анализ данных опроса и т.д. Получила Специаль...

Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки.

Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. Презентация к учебнику История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов. Авторы: Сахаров А. Н., Загладин Н. В.,...

Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь

Секция 4. Оборонительные бои РККА на Белорусском направлении. Зарождение партизанского движения. Подвиг советского народа.Аксёнова З.М., Завьялова С.В. Прадед - военый врачКислицына Ю.С., Завьялова С....

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...