Методическая разработка урока обществознания «Семья как малая социальная группа и социальный институт»
методическая разработка на тему

Ефошкина Татьяна Николаевна

Материал создан для СПО, но подойдет и для старших классов школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Методическая разработка урока обществознания

«Семья как социальный институт и малая социальная группа»  

Ефошкина Татьяна Николаевна, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Эпиграф урока : «Семья всегда будет основой общества» Оноре Бальзак

Тема урока:

«Семья как социальный институт и малая социальная группа»

Тип урока:

По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала .

По ведущему методу – групповая дискуссия, техника аквариума с элементами мозгового штурма в сочетании с эвристической беседой.

По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский урок

Цели урока:

План урока:

Средства обучения :

Форма урока: 

Основные понятия:

Источники 

Триединая цель урока:

Познавательная –

Ø  усвоение учащимися понятий семья, брак, типов, видов и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института.

Ø  формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи

Развивающая способствовать формированию:

Ø  мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных

Ø  информационно - методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений

Ø  организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

Воспитательная – способствовать :

Ø  формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов,

актуализацию субъектного опыта учащихся.

Ø  формированию исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

Ø  формированию исследовательских умений учащихся.

1.  Семья как социальный институт и малая группа, социальные функции семьи.

2.  Семейная структура в демографической статистике

3.  Тенденции в развитии семьи в современном мире.

Ø учебник

Ø  Документально - методический комплекс (Приложение )

 проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.

брак, семья,  нуклеарная семья, сложная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, моногамия, полигамия, малая группа, социальный институт.

 

http://ru. wikipedia. org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)

  1. Студентам была предложена домашняя работа в виде анкеты из 7 вопросов и заданий
  2.  Класс разбивается на 4 рабочих группы. Каждая группа получает задание по исследованию

источника и ответов на вопросы по нему

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ( 2 часа)

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

( 1 мин)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Приветствие, представление, организация

внимания студентов

Установка студентов на слушание и восприятие

2.Мотивационный ( 10 мин)

Обеспечить мотивацию деятельности,

принятие студентами целей и задач

Мотивирует деятельность студентов на уроке через

актуализацию субъектного опыта учащихся:

- Ребята! Я предлагаю вам проранжировать ценности,

перечисленные на доске ( т. е. поставить их в порядке

 важности для вас)

1.  Крепкое здоровье

2.  Хорошее образование

3.  Полная благополучная семья

4.  Верный друг

5.  Настоящая любовь (слайд 1)

Обобщает полученные результаты, записывая на доске

Ценности, поставленные на 1 место, их количество;

организует проведение эвристической беседы

 ( в зависимости от полученных результатов);

Подводит итог беседы, актуализируя роль важнейшего

социального института общества – семьи через

 афоризм Ф. Искандера « Счастье - это, когда утром с радостью бежишь на любимую работу, а вечером с радостью возвращаешься в любимую семью»(слайд 2)

Определяет акценты урока: « Тему семьи мы будем

 рассматривать с позиций науки социологии, побуждающей

нас взирать на семью беспристрастно, не используя

ценностного подхода.»

Формулирует тему урока « Семья как социальный институт

 и малая социальная группа».(слайд 3)

Определяет цель урока: определить признаки семьи

как малой группы и социального института, выявить

тенденции развития современной семьи (её типов,

форм и функций).

Ранжируют предложенные ценности,

участвуют в обсуждении результатов ранжирования.

Записывают тему в тетрадь.

Усвоение содержания на уровне восприятия

 и осмысления.

3.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений

(40 мин)

Создание условий для включённости всех студентов в деятельность по достижению познавательной, развивающей и воспитательной цели урока

Создаёт новую образовательную среду

Студенты включаются в образовательную деятельность

3.1. Семья как социальный институт и малая группа

( 15 мин.)

Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой: формулирование понятий брак и семья, знакомство с основными признаками семьи как соц. института и малой группы, с её функция

Актуализирует знания студентов из курса

обществознания основной школы, предлагая сформулировать

определение понятия «семья», определить различия между

понятиями «семья» и «брак » (слайды 4,5)

Предлагает сверить получившиеся определения с

определениями, данными в тексте №1, и записать в тетрадь.

Мотивирует студентов на знакомство с основными признаками

 семьи и её функциями: «Чтобы глубже понимать процессы,

происходящие в рамках современной семьи, тенденции в

 развитии семейных отношении и социальной политике

государства необходимо знать основные признаки семьи, её

основные функции»

Предлагает студентам, поработав с текстом №2 , кратко

выписать в два столбика признаки семьи как малой группы

 и семьи как соц. института, и озвучить их для всего класса

 Вступают в беседу, высказывая

предположения.

Работают с текстами №1 и №2

записывают в тетрадь определения понятий

 семья, брак, признаки семьи, её функции

3.2. Семейная структура в демографической статистике

( 15 мин.)

Овладение умениями

работать с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

умениями

систематизировать полученные данные

Подводит студентов к проблеме многообразия типов и форм

 брака и семьи через привлечение знакомого социального факта.

- Два года назад член Государственной думы выступил в

Думе с законодательной инициативой, предложив разработать

 новый закон, разрешающий многожёнство. Подумайте, о чём

 свидетельствует сам факт такой инициативы?

Обобщает выводы студентов: « Сам факт появления такой

инициативы свидетельствует о существовании в обществе

новых форм и типов семейных отношений, которые требуют

 их нормативного регулирования.

Чтобы ответить на вопрос, какие формы и типы семьи и брака

существуют сегодня в обществе, я предлагаю вам обратиться

к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии, где целая

страница посвящена теме «Семья».

Присаживаемся к компьютерам, в адресной строке набираем

адрес http://ru. wikipedia. org. ( можно предложить опережающее задание на дом, если нет компьютеров в классе)

Полученную информацию о формах и типах семьи и брака,

 схематично выписываем в тетрадь, раскрывая незнакомые

 понятия (альтернативно, при отсутствии Интернета, можно

использовать текст №3)»

Предлагает трём студентам воспроизвести получившиеся

схемы на доске, задать вопросы, если что - либо непонятно,

и выдвинуть предположение, какая типология семьи и брака

преобладает в наше время.

Высказывают предположения.

Работают с источниками информации.

 (10-15 минут), составляют схемы :

Семья как малая группа

Семья как

 Социальный

 институт

1.   

1.   

2.   

2.   

3.   

3.   

  Зачитывают и записывают в тетради, участвуют в обсуждении, выдвигают гипотезы о преобладающей в наше время типологии семьи и брака.

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне

применения знаний по образцу.

3.3.Мини - исследование

(10 мин)

Формирование собственного отношения к дискуссионным проблемам современности через использование навыков социологического анализа, при критическом восприятии получаемой социальной информации

Для подтверждения гипотезы выдвинутой студентами, предлагает

провести мини-исследование, сделать социологический срез

 на основе анкетирования студентов группы, т. е. предлагает

 студентам выступить в роли респондентов.

Форма анонимной анкеты

( нужно поставить знак + в той клеточке, которая соответствует

 типу вашей семьи)

Формы брака

Формы семьи

Тип семьи

Моно-гамия

Полига-мия

Нуклеар-

ная

Непол-

ная семья

Расши-ренная

Эгалитар-ная

Патриар-

хальная

Получив результаты исследования, предлагает ответить на

вопросы:

1.Какие выводы можно сделать из полученных статистических

 данных?

2.Можно ли считать данные результаты, соответствующими

существующей в стране ситуации?

3.О каких новых тенденциях в семейной структуре

свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования?

Организует беседу со студентами, обобщает выводы студентов:

«Статистические данные по РФ свидетельствуют о том, что

сегодня в современной семейной структуре преобладает

тенденция к увеличению количества моногамных, нуклеарных,

 демократических семей.

Заполняют анкету, подводят итоги на доске ( по рядам)

Отвечают на вопросы

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления; на уровне применения знаний по образцу и в новой ситуации

3.4.Тенденции

в развитии современной семьи

( 20мин)

Развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и ориентироваться в ее потоке; умений исследовать и анализировать современные общественные явления и события

Мотивирует на изучение тенденций в развитии современной

 семьи: «Изменения произошли не только в структуре, но и

 функциях данного социального института. Почти всеми

социологами разделяется точка зрения о том, что последняя

 четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального

 института. В своей сущности этот кризис означает, что семья

утрачивает в значительной степени свои традиционные функции.

 Я предлагаю вам проследить изменения основных

традиционных функций семьи, поработав с текстом № 4, и

 выделив главную мысль»

Педагог распределяет между студентами задания, (каждой паре

 учащихся прочитать один из пунктов в тексте № 4)

Организует выступления студентов перед классом, обсуждение

и подводит итоги.

Класс делится на 3 группы, каждая из которых изучает изменения одной из функций семьи в тексте №4, обсуждает между собой и сообщает главную мысль классу.

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний в новой ситуации.

В заключение урока мне хотелось бы услышать ваше мнение о мысли, высказанной известным писателем Оноре Бальзаком : «Семья всегда будет основой общества». Используя полученные в ходе урока знания, прошу вас высказать согласие или несогласие с его мыслью.

Открытость студентов в высказывании суждений и оценок,

присутствие различных мыслительных и поведенческих

стратегий.

Усвоение содержания на уровне применения знаний в новой

ситуации.

4.Рефлексия( 8 мин)

Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суждений

С целью определить своё отношение к семейным ценностям

 учитель предлагает студентам снова обратиться к страницам

 Интернет, к энциклопедии Википедии, в правом нижнем углу

 страницы есть ссылка на Викицитатник по теме Брак, Семья. 

Предлагает выбрать афоризм или цитату, которые соответствуют

 ценностям учащихся.

С целью проверки освоения материала выполнить задания со слайдов 12,14,16

Студенты пересаживаются к компьютерам и выбирают афоризмы, которые, по их мнению наиболее полно отражают их представление о семье, выписывают их в

тетради.

По истечении времени, по желанию, озвучивают и комментируют записанные

афоризмы

5. Д/з -1-2 мин.

Вторичное закрепление изученного содержания.

 

Ø  Записи в тетради (всем)

Ø  Творческое задание - написание эссе (сдающим ЕГЭ)

Используя высказывание Бальзака, изложите свои

мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой

проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования

своей позиции. Выполняя задание, используйте знания,

 полученные на уроке, соответствующие понятия, а также факты

 из общественной жизни и своего опыта

Ø  По желанию сделать краткую аннотацию статьи

 «Психологический климат семьи» » на странице Википедии

Методическая часть

 

Элемент ИКТ

Интернет ресурс   http://ru. wikipedia. org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии, страница Семья

Документально - методический комплекс на основе информации, взятой в Интернет по теме   «Семья как малая группа и социальный институт»

Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?)

Ø  Самостоятельный выход студентов в Интернет по заданному адресу, поиск и трансформация найденной информации в схематичную форму.

Ø  Учитель играет роль тьютора.

Ø  Работа в группах, обсуждение, поиск компромиссных решений, публичные комментарии

Ø  Учитель играет роль координатора

Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

Ø  закрепление навыков работы в Интернете

умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники)

Ø  формирование умения организовать самостоятельную познавательную деятельность, умений находить,преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию

Ø  снятие у студентов"синдрома компьютерной тревожности» за счёт частого кратковременного обращения в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения

Ø  Формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

Ø  Формирование умения критического сопоставления источников, умения работать с неадаптированными источниками текста, как одно из условий решения части С ЕГЭ по обществознанию

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения

Повышение мотивации к изучению предмета у студентов далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами. 

Достижение цели формирования информационно- методологической компетентности сложно при использовании только традиционных видов источников: учителя как основного источника информации и учебника, содержащего одностороннюю точку зрения автора.

Ø   Обеспечение доступа студентов к информационным источникам и ресурсам через использование печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию

Приложение

Документально- методический комплекс

«Семья как малая группа и социальный институт»

Текст №1

Семья – это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, проводя соответствующую семейно-демографическую политику, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей.

Текст №2

В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Специфика семьи как социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.

Семья как социальный институт имеет и еще две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми,

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

9)Репродуктивная - воспроизводство людей

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве?

Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями.

Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.

В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп достаточно наличия общих интересов.

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Текст №3

Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям "всех времен и народов", семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм.

Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах, и полиандрия, при которой женщина может иметь одновременно нескольких мужей. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Из форм семьи наиболее распространенной, например, в современном российском обществе является нуклеарная семья, то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей. Наряду с такой семьей распространена также сложнаясемья, включающая, кроме родителей и детей, родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними, то есть состоит из представителей нескольких поколений

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные. Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках, индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.

Текст №4

Тенденции в развитии современной семьи.

Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций, поскольку функции семьи в ходе истории изменяются, как и изменяется сама семья.

1.  Экономические функции. В любом обществе семья играет основную экономическую роль ( в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) . В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи ( то есть только на стадии потребления)

2.  Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества. Наследственная монархия представляла собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремёслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему. Революции, происходившие в 19-20 веках, осуществлялись с целью уничтожения привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе и США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона. Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти, также ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи всё ещё имеют преимущества, когда встаёт вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которая обеспечивает высокий статус. Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать “знакомства”,способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили своё значение, став менее устойчивыми и надёжными чем прежде.

3.  Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию “благосостояния” людей, например, заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития общества. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению полностью ликвидировали необходимость для семьи брать на себя помощь её членам в период их экономических трудностей. Точно также социальные пособия, больницы, и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

4.  Социализация. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семьи этой функции. В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания детей.

Это связано с тем, что, во-первых, в большой семье в воспитании детей принимали участие все члены семьи. Материнские обязанности в такой семье разделялись сёстрами отца и матери, отцовские - с братьями отца и матери; заметную роль играли бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры. Сейчас все эти влияния сведены к минимуму, а малодетность даже устраняет воспитательное воздействие старших братьев и сестёр.

Во-вторых, внесемейная работа родителей вынуждает их всё в большей мере передоверять уход за детьми и их воспитание даже в самом раннем возрасте общественным учреждениям: яслям, детским садам, школе и т. д. В этом отношении нуклеарная семья становится предельно открытой, общественное воздействие на характер семейных отношений оказывается всё более весомым.

В-третьих, относительная изоляция нуклеарной семьи от старших родственников затрудняет усвоение социальных ценностей, житейской мудрости и нравственного богатства, накопленных прежними поколениями.

В-четвёртых, отделение труда от семьи усложняет проблему трудового воспитания. Раньше ребёнок воспитывался на труде, на примере и под надзором старших членов семьи. Он знал, что его труд необходим семье. У него были обязанности, которые он не мог ни на кого переложить. Общественные формы трудового воспитания пока ещё не сумели восполнить отсутствие трудового семейного воспитания. Они скорее являются трудовым обучением, чем воспитанием.

5.  Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию - воспроизводство людей. Сегодня значительный удельный вес занимает семья с 1 ребёнком. Наличие 1 ребёнка характерно для большинства городских семей. И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

И в этом смысле практически во всех индустриальных странах наблюдается тенденция к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию является занятость замужних женщин в сфере производства.

Занятость женщин оказывает глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети. Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают женщины, возрастает.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. В последние 30 лет возросло число разводов. На протяжении многих веков разводы разрешались в крайне редких случаях. Некоторые страны, например, Испания, ещё до сих пор не признаёт право на развод, а референдум, состоявшийся в 1986 г., запретил разводы. Чаще всего дети остаются жить с матерью. Поэтому резко возросло число семей, возглавляемых женщинами.

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключенных браков. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения.

За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание: Проранжировать ценности, ( т. е. поставить их в порядке важности для вас) 1. Крепкое здоровье 2. Хорошее образование 3. Полная благополучная семья 4. Верный друг 5. Настоящая любовь

Слайд 2

афоризм Ф. Искандера « Счастье - это, когда утром с радостью бежишь на любимую работу, а вечером с радостью возвращаешься в любимую семью»

Слайд 3

Семья как малая социальная группа и социальный институт»

Слайд 4

ПЛАН ЗАНЯТИЯ Семья как малая группа и социальный институт, социальные функции семьи. 2. Семейная структура в демографической статистике 3. Тенденции в развитии семьи в современном мире.

Слайд 5

“ Группа живущих вместе родственников - муж и жена, родители с детьми”. С.И. Ожегов “ Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей”. Д. Мердок, анг. социолог “ Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”. Э. Гидденс, анг. социолог “ Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь “ Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности”. Л.Н. Боголюбов, академик

Слайд 6

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СЕМЬИ Малая группа (объединение, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении, связанное общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью) Брак – институт, регулирующий отношения только супругов. Семья – институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми”. Социальный институт (объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, детьми и родителями, другими родственниками)

Слайд 7

ФУНКЦИИ СЕМЬИ Репродуктивная Социализации Экономическая Социально - статусная Эмоциональная

Слайд 8

Функция Содержание 1. Репродуктивная А. Передача детям определенного социального положения 2. Социализации Б. Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета 3. Экономическая В. Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях 4. Социально-статусная Г. Психологическая поддержка членов семьи 5. Эмоциональная Д. Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Слайд 9

Тип семьи Содержание Моногамное супружество брак 1 мужчины с 1 женщиной Полигамия брак 1 супруга с несколькими женщинами Полигиния брак 1 мужчины с несколькими женщинами Полиандрия брак 1 женщины с несколькими мужчинами

Слайд 10

ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья , где проживают совместно более двух поколений родственников; семья полная /наличие обоих родителей/ и неполная /наличие одного из родителей/; семья бездетная и семья с детьми;

Слайд 11

Слайд 12

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА СЕМЬЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ПАРТНЕРСКАЯ. Патриархальная семья Партнерская семья Кто выступает главой семьи Каков характер отношений между супругами, между родителями и детьми Как принимаются решения

Слайд 13

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ рост числа разводов и неполных семей; рост повторных браков; увеличение возраста молодых людей, вступающих в брак; увеличение семей с одним ребенком; рост бездетных семей; рост числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений; переход в экономически развитых странах от патриархальной к партнерской семье; совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой; разделение институтов брака и семьи; снижение выполнения семьей ее основных функций, а отсюда дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии.

Слайд 14

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЕЩЕ В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА СЕМЬИ ВО ВСЕХ СТРАНАХ БЫЛИ МНОГОДЕТНЫМИ. НО УЖЕ В 60 – 70 ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА В БОЛЬШИНСТВЕ ИНДУСТРИАЛЬНО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ НАЧИНАЕТСЯ УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. КАКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИВЕЛИ К ПОДОБНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ?

Слайд 15

ОТВЕТ: РОСТ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН; УВЕЛИЧЕНИЕ ЖЕНЩИН С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ТРЕБОВАНИЕМ К УРОВНЮ ЖИЗНИ И КОМФОРТУ; РАСШИРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ (ПЕНСИЙ), КАК СЛЕДСТВИЕ УМЕНЬШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ БУДУЩЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ СТАРШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Слайд 16

ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ НИЖЕ ТЕКСТ, В КОТОРОМ ПРОПУЩЕН РЯД СЛОВ. «Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста». Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков. А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.

Слайд 17

Ваше мнение о мысли, высказанной известным писателем Оноре Бальзаком : «Семья всегда будет основой общества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Социальная психология"

Тема урока "Лидерство и руководство" для студентов среднего профессионального образования....

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Коррупция как социальное явление"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока или внеклассного воспитательного мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся....

Методическая разработка урока практического обучения по профессии 39.01.01 Социальный работник

В методической разработке представлен пример урока практического обучения по профессии 39.01.01 Социальный работник...