Методическая разработка урока по предмету "Социальная психология"
методическая разработка по теме

Похоменко Юлия Владимировна

Тема урока "Лидерство и руководство" для студентов среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж информационных технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА ПО ТЕМЕ

 «Лидерство и руководство»

Разработала преподаватель

Похоменко Ю.В.

Санкт-Петербург

2014

Предмет:  Социальная психология

Тип урока: комбинированный урок с применением информационных технологий

Цели и задачи  урока: 

1. Познакомить с основными понятиями: лидерство; условиями лидерства; функциями управления.

2. Уметь различать функции лидера и руководителя предприятия.

3. Сформировать навыки группового взаимодействия в элементах группового тренинга.

4. Развивать навыки коммуникативных и организаторских способностей.

Основополагающий вопрос: Почему один человек становится лидером, а другой нет? Что определяет возможность для человека стать лидером?

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в Power Point

План урока

Этапы урока

Действия преподавателя и студентов, приемы и методы

Организационный метод

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих. Рекомендации по литературе. Оглашение темы и основных целей урока

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Выступление групп (деловые, личностные качества руководителей)

Мотивация учебной деятельности студентов. Изучение нового материала. Первичное осмысление.

Заполнение таблицы: Различия в функциях лидера и руководителя на предприятии

Закрепление материала

Выступление студентов с докладами «Психические особенности женщины-руководителя». Тест «Психодиагностика организаторских способностей

Подведение итогов занятия, рефлексия

Психологический тренинг (в игровой форме)

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя. Для того, чтобы Вы лучше ориентировались в теме «Лидерство», я рекомендую следующую литературу.

1. Бойчук А.А. Лидер или руководитель? / А.А. Бойчук. - К.: Высшая школа, 2009. - 282 с.

2. Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кэ де Ври Мандфред. - М.:2009. - 312 с.

5. Ленсиони Патрик Пять пороков команды: притчи о лидерстве / П. Ленсиони. - М.: Вильямс, - 2012. - 288 с.

    Тема сегодняшнего занятия «Лидерство и руководство». Данную тему мы будем изучать на протяжении нескольких занятий, познакомимся с такими понятиями как власть, власть – как основа лидерства, лидерство в коллективе, типология лидерства и. т. д. Сегодня мы только познакомимся с понятиями лидерства и руководство; поговорим о функциях лидера и руководителя; об основных деловых и личностных качествах, проведем тест и узнаем обладаете ли вы качествами личности, которые должны быть у лидера, на втором уроке - игровой тренинг с элементами игровых упражнений.

Руководство - можно определить как умственную и физическую деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство является процессом, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу.

Тема лидерства всегда была, есть и будет одной из самых животрепешущих тем, занимающих умы не одного десятка поколений мудрецов: практиков и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света»; убедить в реальности светлого будущего – вот главные характеристики настоящего лидера.

Проверка домашнего задания (2 недели назад у вас было дом/зад составить список деловых и личностных качеств руководителя. В прошлый раз мы проверили выполнение дом/зад и вы получили другое дом. зад: составить список деловых и личностных качеств по группам  и выделить по 5-6 самых важных качеств).

Выступает каждая группа. Выставление оценок за домашнее задание. (бонусы группам)

Слайд № 2. Представлены исследования ученых, социологов. Обратите внимание на продуктивных, непродуктивных руководителей, где явно замечены различия (на 10% уровне) в каких качествах? (толерантность, решительность, системный подход к проблеме, организация командной работы, инициативность, ответственность, доброжелательность)

Слайд № 3 Профессионально-важные качества, обеспечивающие продуктивную профессиональную деятельность руководителя (запись в тетради)

   Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые отличаются по содержанию.

Различия в функциях лидера и руководителя на предприятии

Наименование функции

Лидер

Руководитель

Объект управления

Неофициальные межличностные отношения

Официальные отношения в группе

Субъект управления

  • Элемент микросреды
  • Выявляется стихийно, на эмоциональном фоне
  • Элемент макросреды
  • Назначается или избирается целенаправленно, осознанно

Характер функционирования

Характеризуется стабильностью

Характеризуется стабильностью

Методы влияния

Отсутствие формальных властных полномочий, влияние основано лишь на авторитете

Определенная система санкций. Наличие властных полномочий независимо от отношения членов групп

Характеристика процесса принятия решения

Более прост и непосредствен 

Более сложен и опосредован различными объективными обстоятельствами

Среда деятельности

Малая группа, в которой выбирают лидера

Малая группа и социальные системы, частью которых она является и которые с ней взаимодействуют

Анализ указанных различий позволил сделать следующие выводы:

  1. между этими понятиями существует определенное сходство, проявляющееся в том, что обе категории «лидерство» и «руководство»:
  • являются субъектами управления социальной общности;
  • реализуют процессы социального влияния в группах;
  • имеют определенную субординацию отношений;
  1. основным различием между этими понятиями является то, что:
  • руководство – это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений;
  • лидерство есть психологический феномен: лидер осуществляет регулирование межличностных отношений в группе.

    Слайд № 6. Лидерство в организации (зарисуйте схему)

    Слайд № 7. «Трудные руководители»

    Выступление студентов с докладом (5 мин) на тему: «Психические особенности женщины-руководителя». Обсуждение проектов студентов.

        Дальше я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Психодиагностика организаторских способностей» и выяснить какими вы обладаете коммуникативными и организаторскими способностями. Проверка результатов, подсчитывание баллов.

Вывод: Руководство - это деятельность, руководитель обладает определенными официальными полномочиями, использует данную ему организацией власть. Лидер же может влиять на людей без каких бы то ни было официальных полномочий. Чтобы эффективно управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть руководителем. Домашнее задание.: мини-сочинение на тему: «Почему один человек становится лидером, а другой нет? Что определяет возможность для человека стать лидером?»

      В конце занятия предлагаю  Вам психологический тренинг в игровой форме. Команды у нас уже есть. Выбираем компетентное  жюри. Слушаем внимательно задания:

  1. Рисование лидера – 5-6 мин (лист ватмана, маркеры, фломастеры). Результатом работы группы – должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой. Девиз вашего лидера. (максимально 10 баллов)  
  2. Дом/зад «Имидж лидера 20 в» - показ лидерской моды с комментариями и музыкой (1 модель – 3 мин, 7 балов)
  3. «Пойми меня» (игроки каждой команды встают цепочкой спиной друг другу. Первый получает информацию на карточке. Нужно передать информацию по цепочке без слов при помощи жестов) фраза: Зажги сердца людей ( по 3 балла за правильный ответ)

Обсуждение. Результаты. Выступление жюри.

Заключительное слово преподавателя.

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 6

Слайд № 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Слайд 2

Деловые и личностные качества руководителя

Слайд 3

Профессионально-важные качества обеспечивающие продуктивность профессиональной деятельности руководителя Качества, отражающие отношения к работе ( ответственность , работоспособность, добросовестность, ориентация на качество и результат деятельности). Качества, характеризующие стиль поведения и деятельности (целеустремленность, исполнительность, гибкость поведения, инициативность). Качества, относящиеся к организаторской деятельности (инновационность, организаторские способности, управление ресурсами, организация работы в команде, системный подход к решению проблем, профессиональные знания, широта кругозора). Социально-психологические качества (работа в команде, лояльность, гибкость поведения, деловое общение, социальная проницаемость). Эмоционально-волевые качества (настойчивость, самоконтроль, решительность).

Слайд 4

Различия в функциях лидера и руководителя на предприятии Наименование функции Лидер Руководитель Объект управления Неофициальные межличностные отношения Официальные отношения в группе Субъект управления Элемент микросреды Выявляется стихийно, на эмоциональном фоне Элемент макросреды Назначается или избирается целенаправленно, осознанно Характер функционирования Характеризуется стабильностью Характеризуется стабильностью Методы влияния Отсутствие формальных властных полномочий, влияние основано лишь на авторитете Определенная система санкций. Наличие властных полномочий независимо от отношения членов групп Характеристика процесса принятия решения Более прост и непосредствен, но связан с деятельностью группы Более сложен и опосредован различными объективными обстоятельствами

Слайд 5

Анализ указанных различий позволил сделать следующие выводы: - между этими понятиями существует определенное сходство, проявляющееся в том, что обе категории « лидерство» и «руководство»: являются субъектами управления социальной общности; - реализуют процессы социального влияния в группах; имеют определенную субординацию отношений; - основным различием между этими понятиями является то, что: руководство – это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений; лидерство есть психологический феномен: лидер осуществляет регулирование межличностных отношений в группе.

Слайд 6

Лидерство в организации

Слайд 7

«Трудные» руководители «Задира» - Стремится контролировать других, непрерывно борется за власть. Медлительный шеф – Дружелюбен и доброжелателен, откладывает решение любой ценой и обходится утверждениями общего характера. «Боец» - Имеет взрывной характер, много кричит, атакует и выплескивает свой сарказм; ему нравится стрелять без разбора, быстро и часто. «Льстец» - Говорит людям то, что они хотят слышать. Боится прямого разговора и прямого действия. «Пессимист» - Он обвиняет всех, жалеет себя, тщательно скрывает собственные недостатки и неудачи. «Всезнайка» - Уверен, что его собственный личный опыт и знания – единственный способ оценивать работу других. Боится резкого падения своего авторитета. «Интроверт» - сосредоточен на своих переживаниях, скрытен, хотя может многое предложить. Не всегда в состоянии выразить свои мысли. «Некомпетентный шеф» - Многого не понимает, но претендует на то, что знает больше, чем на самом деле. Может выдать ваши идеи за свои. Больше всего боится обнаружить свои недостатки. «Лентяй» - не хочет признавать, что он должен нести ответственность за свои действия. Не умеет расставлять приоритеты. «Ненормальный» - проявляет аномальное поведение (сексуальное заигрывание, частые прогулы, постоянная ложь). Надеется на то, что люди будут покрывать его. Обладает повышенной возбудимостью, являющейся следствием его проблем. Дж. Кеннет Матейк, институт менеджмента Р.Дж. Дансингом

Слайд 8

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Как развивать  силу  воли"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методичес...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Лечение  словом"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. ГРУППА 11Ф-11 НА ТЕМУ: «МЫШЛЕНИЕ»

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках и на протяжении этой истории разными психологами, а так же представлениями различных наук он понимался по разному.Мышление можно оп...

методическая разработка урока "Психология и этика трудоустройство"

Методическая разработка урока на тему "Психология и этика трудоустройства" предназначена для проведения урока по этой теме в рамках дисциплин психологического цикла или эффективное поведение...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...