МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. ГРУППА 11Ф-11 НА ТЕМУ: «МЫШЛЕНИЕ»
методическая разработка на тему

Ирина Игоревна Блинова

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках и на протяжении этой истории разными психологами, а так же представлениями различных наук он понимался по разному.

Мышление можно определить как один из познавательных процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств , или познанию при помощи иных психологический процессов.

Мышление – это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи имеют исходных условий по определённым правилам, например по законам логики, эти знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления можно считать математические задачи.

Мышление – это также процесс опосредованного познания человеком действительности. Т. е имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие – то специальные средства.

Итак , когда мы обнаруживаем , что для получения каких – либо знаний человек применяет не только данные ему природы, естественные органы чувств, но также и специальные, придуманные людьми средства, мы вправе говорит о том, что имеем дело с мышлением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)» Департамента физической культуры и спорта города Москвы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО

ПСИХОЛОГИИ. ГРУППА 11Ф-11

НА ТЕМУ:

                                    «МЫШЛЕНИЕ»

http://im5-tub-kz.yandex.net/i?id=356165446-10-72&n=21

Преподаватель: Блинова И.И.

Тема: Мышление и речь.

Цель урока:

  • Дать понятие о мышлении, связи мышления с речью
  • Ознакомить с операциями мышления, формами мышления
  • Развивать критическое мышление
  • Способствовать формированию психологической компетентности
  • Воспитывать интерес к познанию собственной психики

Оборудование: учебник, маркеры, листы бумаги, учебно – методические таблицы по предмету, диагностический раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Позитивные установки.
  • Я способный, одаренный, талантливый.
  • Я трудолюбивый, настойчивый.
  • Я творю, создаю, экспериментирую.
  • Я могу учиться у других.

  1. Диагностика мышления по методике «Простые аналоги».

Интерпретация результатов.

  1. Изучение нового материала. Изложение темы по плану.

1.Понятие о мышлении.

2.Связь мышления с речью.

3.Операция мышления.

4.Формы мышления. (Основные понятия демонстрируются на доске на отдельных листах)

5. Составление опорной схемы студентами (Составьте логическую цепочку по теме), используйте печатные демонстрационные материалы

6. Решение психологических задач, сборник задач по общей психологии

В.С. Мерлина №192, 193, 210.

7. Проблемные вопросы к микро группам, обсуждение высказывания мнений.

1-я микро группа – что является исходным моментом мышления? (Вопрос типа «Что такое?» «почему?» «что делать?» и т. п.)

2 –я микро группа – что такое опосредованное и обобщенное познание?

3 – я микро группа – что означает когда ученик говорит : «Знаю, а сказать не могу?»

8. Сообщение студентов «Интеллект. Что определяет развитие интеллекта. Оценка интеллекта».

9. Вывод по итогам занятия.

Содержание лекции.

Понятие о мышлении

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках и на протяжении этой истории разными психологами, а так же представлениями различных наук он понимался по разному.

Мышление можно определить как один из познавательных процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств , или познанию при помощи иных психологический процессов.

Мышление – это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи имеют исходных условий по определённым правилам, например по законам логики, эти знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления можно считать математические задачи.

Мышление – это также процесс опосредованного познания человеком действительности. Т. е имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие – то специальные средства.

Итак , когда мы обнаруживаем , что для получения каких – либо знаний человек применяет не только данные ему природы, естественные органы чувств, но также и специальные, придуманные людьми средства, мы вправе говорит о том, что имеем дело с мышлением.

Мышление – это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получение общих представлений на уровне понятий. Т. е те знания, которые человек приобретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспринимаемых предметом и явлений. Это – это знания о самом главном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них.

Высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти, речи человека самым тесным образом связаны с мышлением и вполне соответствуют всем тем определениям мышления, которые были даны выше. Восприятие представляют собой решение перцептивных задач, а мышление – это и есть процесс решения задач. Логическая память человека основана на том, что он понимает, сохраняет, припоминает смысл чего – либо и , благодаря этому , запоминает, сохраняет, и воспроизводит материал. Понимание – также один из процессов мышления.

Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать ,ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т . е мышление происходит в речевой форме . Люди , одинаково хорошо владеющие несколькими языками , совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. Специальным приборами можно зарегистрировать скрытые речевые микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить.

Логические операции мышления

Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний , представлений в соответствующих понятиях, получают новые знания, причём – истинные.

Основные логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Сравнение – это операция , в результате которой два или нескольких разных объектов сравниваются межу собой с целью установить , что общее и различное имеется в них .Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения.

Анализ- это логическая операция разделение некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, их которых он состоит .Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое.

Абстрагированием называют логическую операцию , в результате которой выделяется и рассматривается какое- либо частное свойство одного или нескольких разных объектов ,соответствующих объектов не существует.

Обобщение0-это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение ,справедливое в отношении одного или нескольких объектов переносится на другие объекты или приобретает частных характер.

Конкретизация – это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том , что некоторые общее утверждение переносится на какой – либо конкретный объект , то есть ему приписывают свойства, присущие многим другим объектам.

Участвуя в целостном процессе мышления , логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации , благодаря которому удается быстро найти искомое решение некоторой задачи.

Основные формы мышления

Различают три вида основные формы мышления : понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общее и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств , признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории – существенные и несущественные. В понятии же содержатся лишь свойства, общее и существенное для целого ряда однородных предметов.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает . В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуется в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятия существенно отличается от восприятия и представлении памяти : восприятии и представлении конкретны,  образны, наглядны; понятия обладает обобщенным , абстрактным, не наглядным характером.

Восприятие и представление всегда очень отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких- либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие – более развитая и всесторонняя форма познания, она значительно шире и полнее отражает действительность представление.

В процессе общественно- исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий.

Суждение. В суждениях отражают связь и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и свойствами и признаками. Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого- либо положения относительно предметов, явлений и их свойств.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что – то относительное всех предметов и явлений, объединяемых понятием. Единичное суждение- это суждение, в котором речь идёт о каком-то индивидуальном понятии.

Суждение раскрывают содержание понятий. Знать какой – нибудь предмет или явление – значит уметь высказывать о нём правильное суждение и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём.

Умозаключение - такая форма мышления , в процессе которой человек , сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение (Доказательство теорем).

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными.

Индукция- это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление законов, правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция- это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании и знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чём – либо однородных предметов и явлений, что даёт возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений,  делают общий вывод или заключение устанавливает общее правило или закон.

Дедуктивное умозаключение даёт человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Социальная психология"

Тема урока "Лидерство и руководство" для студентов среднего профессионального образования....

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Методическая разработка урока в коррекционной группе по профессии «ПОРТНОЙ» «История костюма»

История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания художест...

Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we

В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...

методическая разработка урока "Психология и этика трудоустройство"

Методическая разработка урока на тему "Психология и этика трудоустройства" предназначена для проведения урока по этой теме в рамках дисциплин психологического цикла или эффективное поведение...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...