Адаптационные умения как одно из условий успешного обучения обучаемых
статья на тему

Алексеева Елена Павловна

По утверждениям философов, сущность адаптации – это согласование притязаний человека с его возможностями и с реальностью среды. Под притязаниями можно понимать то, к чему стремиться человек, т.е. цель; под возможностями – то, чем человек (учитель) располагает, т.е. средства обучения и приемы обучения. Фактически вся технология обучения сводится в конечном счете к следующему: какие конкретные средства необходимо подобрать, чтобы достичь конкретной цели в конкретных условиях. Именно на этом покоится закон законов методики – закон адекватности средств цели. В теоретическом аспекте такая формулировка закона адекватности до определенного времени достаточна. Количество этих условий, видимо, конечно; но бесконечны различные варианты этих комбинаций. Говоря математическим языком, количество перестановок из них практически неисчисляемо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnye_umeniya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационные умения как одно из условий успешного обучения обучаемых

По утверждениям философов, сущность адаптации – это согласование притязаний человека с его возможностями и с реальностью среды. Под притязаниями можно понимать то, к чему стремиться человек, т.е. цель; под возможностями – то, чем человек (учитель) располагает, т.е. средства обучения и приемы обучения. Фактически вся технология обучения сводится в конечном счете к следующему: какие конкретные средства необходимо подобрать, чтобы достичь конкретной цели в конкретных условиях. Именно на этом покоится закон законов методики – закон адекватности средств цели. В теоретическом аспекте такая формулировка закона адекватности до определенного времени достаточна. Количество этих условий, видимо, конечно; но бесконечны различные варианты этих комбинаций. Говоря математическим языком, количество перестановок из них практически неисчисляемо.

Адаптация - это приспособление запланированных средств обучения к условиям процесса их реализации. Ни один план не может быть успешно реализован без адаптации. Более того, адаптация - это творчество в процессе использования средств обучения. Адаптационные умения – это способность учителя подготовлено или экспромтно гибко осуществлять свою обучающую деятельность в зависимости от сложившихся и изменяющихся условий в целях поиска адекватных условий достижения поставленных целей. По сути дела, адаптационная деятельность основана на взаимодействии цели, способа (средства), деятельности  и среды. Это взаимодействие зависит от степени активности учителя и направленности деятельности.

Для того, чтобы учителю взойти на ступень профессионализма,  необходимо развивать адаптационные умения. Адаптационные умения – это способность учителя подготовлено или экспромтно гибко осуществлять свою обучающую деятельность в зависимости от сложившихся и изменяющихся условий в целях поиска адекватных приемов достижения поставленных целей. Адаптационная деятельность основана на взаимодействии цели, способа (средства) деятельности и среды. Это взаимодействие зависит от степени активности личности (учителя) и направленности деятельности. На этой основе различаются 4 варианта адаптационного взаимодействия, которые можно интерпретировать следующим образом: 1) подчинение среде, когда учитель принимает и цели обучения, и средства их достижения, выработанные общественно-исторически и общепринятые, традиционные; 2) обновление среды, когда для достижения общепринятых и одобряемых целей учитель использует нешаблонное средство; 3) ритуалы, когда даже новые цели достигаются общепринятыми средствами, соблюдаются традиции и ритуалы; 4) бунт, когда учитель выдвигает и новые цели, и использует новые средства для их достижения, что часто выступает как творческое, конструктивное преобразование среды.

Все эти случаи показывают, что адаптация происходит и как «уподобление» среде, «подгонка» своих действий под условия (это называют аккомодацией), и как «уподобление» себе, «подгонка» условий под свою деятельность (это называют ассимиляцией). И аккомодация и ассимиляция всегда выступают в единстве. При этом чрезвычайно важно их оптимальное соотношение, варьируемое в зависимости от конкретных условий, т.е. важно правильное определение того, ко всему ли возможно и необходимо адаптация, как она возможна и насколько. Основой такого определения, залогом его правильности может служить осознаваемая творческая деятельность учителя, осознание им себя как активного деятеля, верное сочетание его потребностей с задачами социальной среды, непрерывный содержательный обмен с социальной средой.

Таковы исходные позиции в понимании адаптационных умений и их значимости.

Умения, которые входят в номенклатуру адаптационных.

Первая группа – это умения, связанные со способностью подобрать всевозможные приемы обучения, адекватные реальным условиям:

  1. приемы начала урока,
  2. приемы завершения урока,
  3. приемы контроля,
  4. приемы речевой зарядки,
  5. приемы семантизации лексических единиц,
  6. приемы автоматизации лексических единиц,
  7. приемы презентации грамматического явления,
  8. приемы автоматизации грамматического явления,
  9. приемы обобщения лексического материала,
  10. приемы обобщения грамматического материала,
  11. приемы аудитивного ознакомления с текстом,
  12. приемы интерпретации текста,
  13. приемы развития любого качества или механизма монологического высказывания,
  14. приемы развития умения диалогического общения,
  15. приемы развития умения группового общения,
  16. приемы развития любого механизма аудирования,
  17. приемы развития умения аудировать,
  18. приемы формирования любого механизма чтения,
  19. приемы развития техники чтения,
  20. приемы развития умения читать,
  21. приемы развития техники письма.

Вторая группа адаптационных умений – несколько иного характера:

  1. адаптировать речевой материал к индивидуальным особенностям учащихся, к уровню их обученности, к ступени обучения;
  2. адаптировать свою речь в зависимости от ступени обучения и уровня обученности учащихся;
  3. определять последовательность упражнений и состав комплекса упражнений в зависимости от ступени обучения, уровня обученности учащихся;
  4. соизмерять свои действия с ходом усвоения материала;
  5. легко переключаться с одного вида работы на другой, с одного вида деятельности, поведения на другой;
  6. импровизировать в неожиданных учебных ситуациях (быть адекватным данным ситуациям);
  7. настроить учащихся соответственно теме урока или в зависимости от их состояния (адаптировать учащихся);
  8. настроиться самому соответственно теме урока или состоянию учащихся (адаптироваться самому).

При всем разнообразии этих умений нельзя не отметить их исключительной важности для эффективности учебного процесса. Практически весь учебный процесс держится на проектировании указанных приемов и их адаптации в обучении. (Ведь единицей проектировочной деятельности является прием.) в этом заключается непрерывная связь проектировочных и адаптационных умений.

Адаптация плана урока является наиболее важной. Любой учитель знает по опыту, насколько это сложно – перестроить по ходу план всего урока, приспособив его к неожиданным обстоятельствам. Наконец, иногда возникает необходимость перестроить всю стратегию обучения на определенный период, скажем, когда преподаватель приходит в группу, по опыту зная, чего следует ожидать, какого уровня владения языком и т.п., но обнаруживает, что обычное запланированная им или предлагаемая учебником стратегия не будет эффективной. Это самый сложный уровень адаптации. Покажем уровни в таблице, где сложность возрастает снизу вверх.

Уровень адаптации

Объект адаптации

Первый (высший)

Стратегия обучения

Второй

Урок

Третий

Вид работы

Четвертый

Прием обучения

Каждый нижележащий уровень входит компонентом в вышележащий. Это означает, что нельзя владеть адаптацией вида работы, если не владеешь адаптацией соответствующих приемов обучения; не умея адаптировать план работы, а следовательно, без умения перестроить на «ходу» урок неосуществимо по-настоящему и адаптация стратегии обучения.

Посмотрим на уровни адаптации пристальнее. Допустим,  учителю необходимо познакомить учащихся с микротекстом, цель – показать возможный образец для подготовки высказывания при обучении говорению на этапе совершенствования навыков. Для реализации приема ознакомления с образцом высказывания учитель выбрал при планировании следующие компоненты приема как обучающего воздействия:

  1. операционное средство восприятия;
  2. материальное средство – микротекст как вербальное подкрепление плюс фотография как иллюстративное подкрепление;
  3. способы качественные – наличие речевой задачи при самостоятельном выполнении;
  4. способы количественные – ограниченность во времени плюс большой объем материала;
  5. способы организационные – индивидуально;
  6. способы предъявления – фонограмма;
  7. условия внешние – младшая ступень.

Правильно ли скомпонован прием?  В принципе – да, но в группе были учащиеся, у которых очень слаба слуховая память и умение аудировать. Учитель забыл об этом, т.е. упустил из виду внутренние условия (индивидуализацию) как компонент приема. В результате трое учащихся не смогли полноценно участвовать в подготовке высказывания, мешали другим своими вопросами. А что стоило предусмотреть зрительную опору в дополнение к аудитивной? Да и в процессе работы следовало заметить затруднения учащихся и помочь им. Кроме того, в ходе урока выяснилось, что некоторые ученики не могут самостоятельно выполнить задание за ограниченное время. Тут же оперативно были заменены отдельные компоненты и введены новые: вместо самостоятельного выполнения – памятка о  том, как строить монологическое высказывание необходимого типа (доказательства), плюс к микротексту – логико-синтаксическая схема (можно было дать и пункты плана). Такая адаптация приема к возникшим условиям обучения помогла выполнить упражнение успешно. Рассмотрим теперь более высокий  уровень адаптации – адаптацию вида работы. Чтобы продолжить предыдущий пример, возьмем такой вид работы, как «автоматизация грамматического явления». Этот процесс включает в себя: 1) имитативные, 2) подстановочные, 3) трансформационные, 4) репродуктивные, 5) комбинационные действия (упражнения). В процессе их выполнения учитель должен уметь: 1) использовать  - инструкции, 2) использовать оперативные схемы и клише в качестве подкрепления, 3) использовать иллюстративную наглядность для создания ситуативности реплик. Это самые значимые для данного вида работы компоненты приемов.

К слову сказать, адаптационные умения реализовать план урока можно успешно развивать с помощью «идеомоторного» акта, приема, которым пользуются летчики реактивных самолетов при подготовке к сложным полетам. Написав план, учитель мысленно прокручивать в своем воображении различные возможные варианты его реализации в зависимости от неожиданных условий. «А если, - размышляет учитель, - не удастся это упражнение, то я сделаю так …», «Если же ученики не поймут, скажу иначе …», «Если после чтение текста они …, то я тогда …». И так весь план. С тренировкой, с опытом способность к мгновенной адаптации будет развиваться, постепенно переходя в умения.

Конечно, все умения учителя, составляющие его методическое мастерство, взаимообусловленные: развитие одного из них способствует развитию другого. Но адаптационные умения занимают особое место. Они аккумулируют все другие умения, интегрируют их.

Таким образом, можно определить адаптационные умения как умения подобрать и использовать конкретное средство обучения, адекватные конкретным целям в конкретных условиях. Если проектировочные умения – это технология обучения в статике, то адаптационные умения – это технология в динамике, в действии. Продуктом проектировочных умений является план, продуктом адаптационных умений – его реализация, точнее – успешная реализация для достижения цели, в процессе чего имеют место видоизменения плана в зависимости от наличных условий вплоть до его полной замены другим планом.

По утверждениям философов, сущность адаптации – это согласование притязаний человека с его возможностями и с реальностью среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных программ профессионального образования в общеобразовательное, как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями ПОУ - СОШ. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе.

Проблема готовности ребёнка к школе. Специалисты дошкольного образования предлагают рассмотреть проблему подготовки к школе, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка, с учётом его ...

Педагогические условия успешности обучения студентов медицинских вузов на кафедре фармакологии

Педагогические условия успешности обучения студентов медицинских вузов на кафедре фармакологии...

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

Мотивация ученика - основное условие успешного обученияМотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребн...