Историко-краеведческий модуль «Атомград. Наш город день за днём»
рабочая программа по теме

Усова Ольга Михайловна

В основе историко-краеведческого модуля для 5-8 классов лежит история г.Нововоронежа и Воронежской области. В построении  модуля присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Воронежский край, его история и культура на разных этапах развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историко-краеведческий  кружок   «Город день за днём»

(5-8 класс)

ВВЕДЕНИЕ

            В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень  важным, так как  это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой  для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений,  предприятий, улиц… Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

            Эта связь самая прочная, самая трогательная и только она позволит нам вырастить из наших учеников  граждан России.

В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к историческим и культурным особенностям края.

            В основе историко-краеведческого модуля для 5-8 классов лежит история г.Нововоронежа и Воронежской области. В построении  модуля присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Воронежский край, его история и культура на разных этапах развития.

            Цель модуля: сформировать через живое, проблемное, личностное восприятие прошлого родного края интерес к истории, к историческим исследованиям.

            Задачи:

1.    Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России.

2.    Развив способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые, переживал наш край; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научиться видеть их в контексте  всероссийских исторических явлений и событий.

3.    Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.

4.    Сформировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; воспитывать чувства патриотизма,  любви и уважения к культуре родного края.

Ведущими принципами модуля является  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ: обеспечивает связь школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края и дает возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет увязывать общеисторические закономерности с особенностями развития родного края;

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ: закладывает интеллектуальную, нравственно-гуманистическую основу формирования личности, показывает глубину и наследуемость составляющих культуру.

          Предлагаемый вариант модуля рассчитан на 17 часа и делится на 2 части:

          1. 5 ч. – Воронежский край с древнейших времен до XVIII в.

          2. 12 ч. –г.Нововоронеж  в XX в.

          В первой части акцентируется внимание на древнейшей истории Воронежского края, на древних племенах и народах, населявших нашу местность, на образовании Воронежа  и Воронежской  губернии, на событиях крестьянской войны Пугачёва, событиях XVIII в. в контексте всероссийской истории., особая роль отводится развитию культуры в крае.

          Во второй части дается представление о 20-м столетии и возникновении в Воронежском крае города Мирного Атома: самоотверженной работе первых покорителей атома на берегах Дона, этапах становления города, современном развитии.

Программа модуля требует включения в образовательном процессе наряду с традиционным уроком таких форм учебной деятельности, как экскурсии, семинары.

          При ведении модуля  следует иметь в виду, что:

-         историю воронежского края  надо изучать как часть исторического процесса в России

-         отметить региональные особенности, специфику истории и культуры края

-         обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный их характер с географией, этнографией, литературой, биологией.

Умения

(5-6 класс)

1.      Когнитивные умения.

1.1. Уметь выделять главное в тексте учебника, работать с основными понятиями темы; выявлять логическую схему текста и основных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (переконструировать текст в процессе подготовки отчета и конспектировании материала); осуществлять частичную поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний, делать обобщающие выводы.

1.2. Учиться в процессе прослушивания, чтения, объяснения учителя, сообщения учащихся вести записи (в свободной форме) основного содержания их; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного планов; анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы. В учебных и самообразовательных целях использовать циклы радиопередач, телелекций,  грамм- и аудиозаписей.

1.3. Учиться работать с публицистической литературой, использовать литературу при подготовке к урокам. Находить литературу в систематическом каталоге, библиографических пособиях; использовать такие элементы книги, как комментарии авторские, переводчика, редактора; подстрочные, в конце книги; справочный аппарат книги; сводный алфавитный указатель произведений к собранию сочинений, справочный том в собрании сочинений. Регулярно работать с периодическим изданиями.

2. Коммуникативные умения.

2.1. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь самостоятельно  формулировать  вопросы  творческого  характера;  учиться  вести диалог в целях получения новой информации ( с помощью различных наглядных средств); владеть разными видами типовых ответов; связно излагать материал межпредметного характера из различных источников; использовать при ответе иллюстрированный материал, простейшие ТСО; составлять характеристики (индивидуальные, сравнительные, групповые), руководствуясь типовыми схемами, планами.

          2.2. Владеть следующими основными видами письменных работ: сочинение, изложение, отзыв,  рецензия на ответ ученика, план, заметка в газету.

(8 класс)

          1. Когнитивные умения.

          1.1. Самостоятельно усваивать несложные учебные темы; выполнять задания воспроизводяще-творческого характера; осваивать решение отдельных видов поисковых задач, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях в процессе подготовки домашних заданий; пользоваться сформированным приёмом выделения главного; передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логический схемы типовых ответов; уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы.

          1.2. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на или без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать содержание и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грамм- и аудиозаписям, телелекциям, используя их содержание в учебном процессе.

          1.3. Учиться работать с критической литературой, составлять план, конспекты, тезисы, выписки, делать вырезки из газет и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их. Находить критическую литературу в каталогах, картотеке, использовать списки литературы внутри книг. Систематически использовать научно-популярную литературу в процессе подготовки к уроку, обращаться к справочной научно-технической литературе. Совершенствовать методы работы с периодическими изданиями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5-8 класс

№ №

п/п

Содержание

кол-во часов

форма           занятия           

1.

Введение История Воронежского края в истории России

2

урок

2.

Появление человека в Воронежском крае ( Костёнки)

2

 Экскурсия в музей «Костёнки»

 3

Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177г.)

2

Урок. Презентация.

 4

Воронежский край в составе Российского государства Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами

2

Урок. Презентация

 5

Строительство Белгородской черты (1635-1658гг.)

2

урок

6.

Деятельность Петра Великого в Воронеже. Строительство Азовского флота в Воронеже.

2

 Поездка в г.Воронеж

 7.

Колумбы истории  Воронежской обл. ( НИ Костомаров., Татищев В.  СМ Соловьёв, Р.)

2

урок

 8.

г.Нововоронеж на карте области

2

 Работа по карте

9.

НВАЭС-градообразующее предприятие города.

2

Посещение музея станции

10.

Кто вы, первые строители АЭС?

2

11.

Наши земляки-герои труда.

2

12.

Улицы родного города.

2

13.

Открытие первой  общеобразовательной школы

2

Посещение музея школы

14.

Герб, флаг. История создания.

2

15.

Памятники нашего города

2

16.

Земляки-ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

2

Видео-презентация, круглый стол

17.

Город день за днем.

2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ПРОГРАММЫ

Проекты ученических групп – презентации, видео интервью, эссе.

Итоговый продукт- составление буклета «Памятные места Атомграда»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

* Предметная компетентность

* Информационно- методологическая компетентность

* Высокий уровень мотивации к изучению истории

* Навыки публичных выступлений

* Коммуникативные умения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День города"

В Петербурге мы сойдемся снова.Внеклассное мероприятие, посвященное Дню города....

Сценарий историко-краеведческой композиции "Краснодар архитектурный"

Классный час, посвященный 220-летию г.Краснодара для студентов специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...

День города

Масштабное молодежное шествие «Геолокация Краснодар» состоялось 24 сентября....

Классный час «День полного освобождения города Ленинграда от блокады»

27 января – День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады....

Историко-краеведческий квест «Память о прошлом храним (посвященный 90-летию колледжа)»

Квест-технология  в образовательном  процессе как понятие появилась относительно  недавно  (для  педагогического  сообщества  привычнее использовать  понятие...