Презентации по психологии общения
презентация к уроку на тему

Аксиньева Марина Анатольевна

Могут помочь начинающим педагогам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цвета настроения Зеленый – спокойное, умиротворенное, среднее Красный – активное, деятельное, повышенное Синий – пассивное, сниженное, тревожное, ухудшающееся Желтый – свободное, желает изменений, открытое Оранжевый – мечтательное, возвышенное, нежное Коричневый - истощенное, угнетенное, твердость Черный - мрачное, плохое, проблемное, Фиолетовый – усталое, потребность в поддержке, опоре Голубой - расслабленное удовлетворение, бесконечное чувство гармонии Розовый – потребность в любви, доброте, заботе, повышенная чувствительность, счастье Серый – недоверчивое, рассудительность, скромность

Слайд 2

Интеллектуальная разминка Трба Кпиракс Трсаес Атмь Нквчуа

Слайд 3

Интеллектуальная разминка Рыба (….) наклонная поверхность По (…) арь

Слайд 4

Понятие, виды, стороны и функции общения Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Слайд 5

Функции общения в жизни человека Социальные функции : Организация совместной деятельности Управление поведением и деятельностью Контроль и регуляция поведения Психологические функции: Функция обеспечения психологического комфорта личности Удовлетворение потребности в общении Функция самоутверждения

Слайд 6

Значение общения источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством); источник отрицательных эмоций, личной драмы общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным

Слайд 7

Этапы общения: Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Слайд 8

Виды общения "Контакт масок" – формальное общение; Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут; Формально-ролевое общение , когда все регламентировано и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли .

Слайд 9

Виды общения Деловое общение , учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Светское общение – беспредметное.

Слайд 10

Типы общения По содержанию оно может быть: Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); Когнитивное (обмен знаниями); Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); Деятельностное (обмен действиями, операциями).

Слайд 11

По средствам общение может быть: Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.); Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий); Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди); Устное и письменное.

Слайд 12

Стратегии общения: открытое – закрытое; монологическое – диалогическое; ролевое – личностное.

Слайд 13

Невербальное общение

Слайд 14

Невербальное общение

Слайд 15

Невербальное общение

Слайд 16

Невербальное общение

Слайд 17

Невербальное общение

Слайд 18

Невербальное общение

Слайд 19

Управленческое общение - особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач Первый закон управленческого общения- в процессе общения подчиненный не просто понимает, чего хочет руководитель, но и внутренне принимает позицию начальника. Второй закон - при равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношения (симпатия, привязанность), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Слайд 20

Для менеджера важно обладать специфическим организаторским свойством, которое можно назвать организаторским чутьем: Под этим можно понимать способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и “отражать” ее, умело меняя тон и форму обращения, средства и мотивы действия, легко определять, на что способен тот или иной работник, легко улавливать изменения взаимоотношений в коллективе, умело группировать людей в зависимости от их симпатий и антипатий

Слайд 21

Общение (стороны) Коммуникация- обмен информацией; Интеракция – взаимодействие; Перцепция – восприятие и познание людьми друг друга

Слайд 22

Коммуникации Значение, определение (сравнить с общением); Процесс и его элементы; Виды и средства; Барьеры и их источники.

Слайд 23

Невербальные коммуникации 7% смысла раскрывают слова; 38% значения несут звуки и интонации; 55% коды и жесты.

Слайд 24

Интерактивная сторона общения взаимодействие людей, непосредственная организация их совместной деятельности. Существуют два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция . Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Слайд 25

Перцептивная сторона общения- это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Слайд 26

Тема: Механизмы процесса восприятия: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия. Типичные искажения восприятия.

Слайд 27

Восприятие человека человеком —это процесс построения образа другого человека, при непосредственном общении с ним Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера , способностях, интересах, эмоциональных состояниях , которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

Слайд 28

основные стратегии в восприятии другого человека: Аналитическая , при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый); Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности; Перцептивно–ассоциативная , при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего; Социально–ассоциативная , при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Слайд 29

Механизмы межличностного восприятия, которые облегчают процесс восприятия и оценки людей, а также осуществляют роль проводника от внешнего восприятия человека, к оценке его внутренних качеств рефлексия - процесс познания себя при общении с другим индивидуумом ; идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация - механизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения ; каузальная атрибуция – процесс объяснения причин поведения партнера.

Слайд 30

Рефлексия механизм, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение.

Слайд 31

В рефлексивном общении – 8 персон: Джон и Генри Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри; Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, Соответственно такие же “позиции” со стороны Генри. (Примеры из литературы)

Слайд 32

Идентификация и эмпатия Идентификация является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностного восприятия . Эмпатия – сочувствие, сопереживание в процессе восприятия.(Примеры)

Слайд 33

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. « Аттракция » рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку.

Слайд 34

Стереотипные эффекты, вызывающие специфические искажения и ошибки восприятия: Эффект первого впечатления - информация, поступившая первой, автоматически воспринимается как более убедительная. Эффект последнего впечатления - эта закономерность проявляется в случае «разорванных» событий, например, если два сообщения разделены большим временным интервалом, то отчетливее и ярче запомнится последнее.

Слайд 35

Эффект ореола и эффект новизны Эффект ореола заключается в искажающем влиянии эмоционально-заряженной информации. Эффект новизны состоит в том, что все новое и неожиданное, с одной стороны, приводит нас в замешательство, с другой - сильнее привлекает внимание и лучше запоминается.

Слайд 36

Эффект бумеранга и социального контекста эффект социального контекста напоминает нам, что человек на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается гораздо привлекательнее. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе - кто ты», - гласит пословица, накладывая на нас жесткое требование в выборе окружения. «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относиться к человеку так, как он сам относится к ним.

Слайд 37

Эффект повторения и типизации То, что часто повторяется, воспринимается как привычное, близкое, вызывающее доверие. Все новое и слишком необычное первоначально шокирует, вызывает напряжение и сопротивление. Типизация. Наше сознание хранит некие обобщенные схемы, используя их в качестве эталона для сравнения и оценки. Применительно к имиджу, это образы конкретных людей или литературных героев, ставшие узнаваемыми социальными типами. Например: Иуда, Спаситель, Дон-Жуан, Снежная королева, Наполеон, «секс-бомба» и др. эффект «авансирования» , при котором человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным, для восприятия поведением, разочаровываются, огорчаются.

Слайд 38

Примеры… А. А. Бодалев: «Поскольку внешняя сторона отдельно взятых поступков, как правило, не определяет однозначно их внутреннего психологического содержания, процесс познания индивидом другой личности превращается в решение психологической задачи...». Знание закономерностей и типичных ошибок атрибуции позволит сделать этот процесс более рациональным, а выводы более обоснованными.

Слайд 39

Каузальная атрибуция англ. attribute - приписывать, наделять, способность субъекта воспринимать и давать оценку действиям других людей, исходя из анализа восприятия причин и мотивов поведения других людей . Феномен приписывания возникает именно тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке и заменять этот дефицит приходится процессом приписывания.

Слайд 40

три типа установки на восприятие другого человека : позитивная установка, при такой установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большую оценку, чем есть на самом деле; негативная установка, которая приводит восприятию в основном отрицательных качеств другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности; адекватная установка, которая соответствует действительности.

Слайд 41

Преступник или крупный ученый?

Слайд 42

основные схемы характеристик влияющих на формирования первого впечатления о человеке: Фактор «превосходства» основан на том, что человек, который в каких либо параметрах превосходит наблюдателя, оценивается наблюдателем гораздо выше и по всем остальным значимым параметрам. Фактор «привлекательности» обеспечивает выполнение схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного своим внешним обликом. Фактор «отношения» к наблюдателю влияет на включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае строится на том, что мы склонны переоценивать по социальным и психологическим показателям людей, которые положительно к нам относятся, или разделяют наше мнение в отношении каких либо событий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные структуры и барьеры: виды и функции виды и функции

Слайд 2

значение Менеджеры в силу специфики своей деятельности должны в совершенстве владеть технологией и искусством коммуникации. По оценкам специалистов, до 80% рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те или иные виды общения.

Слайд 3

Коммуникация - это обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации.

Слайд 4

Цель коммуникации добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения

Слайд 5

Коммуникационный процесс отправление сообщения, его передача и получение.

Слайд 6

элементы коммуникационного процесса отправитель (коммуникатор), сообщение, каналы передачи, получатель и обратная связь.

Слайд 7

Классификация коммуникаций в организации Признак классификации Виды коммуникаций Субъект и средства коммуникаций Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий Межличностные Форма общения Вербальные Невербальные Каналы общения Формальные Неформальные Организационный признак (пространственное расположение каналов) Вертикальные Горизонтальные Диагональные Направленность общения Нисходящие Восходящие

Слайд 8

Неформальные коммуникации — социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении Виды слухов Краткая характеристика «Мечты и чаяния» Отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников Слухи-«пугала» Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб «Вбивание клиньев» Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный тип. Наносят урон как репутации компании, так и отдельных работников Финальный слух Вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками

Слайд 9

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения . Нисходящие коммуникации — коммуникации, направленные сверху вниз — от руководителя к подчиненным. Восходящие коммуникации — коммуникации, направленные снизу вверх — от подчиненных к руководителю. Горизонтальные коммуникации — коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации. Диагональные коммуникации — коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.

Слайд 10

Барьеры на пути эффективных коммуникаций Эффективные коммуникации предполагают, что получатель понимает и принимает все, что собирался передать ему отправитель.

Слайд 11

коммуникационные барьеры Коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения

Слайд 12

Источники помех Личностные барьеры — коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя или получателя. Физические барьеры — коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Семантические барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относят, в частности, слова, действия.

Слайд 13

Источники помех Языковые барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык . Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении. Организационные барьеры — коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.

Слайд 14

Источники помех Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его. Культурные барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении. Временные барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

Слайд 15

Успех коммуникации зависит от умения говорить и от умения слушать собеседника . необходимо не только слушать , но и слышать собеседника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Конфликтное поведение: предупреждение и разрешение конфликта »

Слайд 2

Конфликт : благо или зло?

Слайд 3

Конфликт + - Помогает выявить проблему и различные точки зрения на нее, разные подходы к устранению проблем Способствует повышению эффективности деятельности Иногда может сплотить коллектив против внешнего давления Ведет к ухудшению социально-психологического климата Повышает нервозность людей, приводит к стрессу Отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей

Слайд 4

Конфликтный человек – это два человека, ибо скандал требует партнера.

Слайд 5

Образы конфликтной ситуации - своеобразные идеальные представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Слайд 6

Стадии конфликта

Слайд 7

Стадии конфликта

Слайд 8

Типология конфликтов Конструктивный Деструктивный

Слайд 9

Какие действия ведут к конфликтам? Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке. Цицерон

Слайд 10

Стратегии поведения в конфликте (Кеннет Томас)

Слайд 11

Никогда не знаешь, кто виноват в конфликте- кто задел или кто отреагировал. Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов твоим другом. Биант

Слайд 12

Методы управления конфликтами Прямые Косвенные Руководитель: Поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины конфликта. Вызывает обоих конфликтующих и просит в его присутствии поочередно высказать суть проблемы. Предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу при группе сослуживцев, товарищей по работе. Главное мерило принимаемых решений - авторитет группы, суждения и коллективные решения которой не подлежат дискуссии и являются, по сути, объективными. Разбери, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи. (Совет бывалых управленцев) Принципы: «Выхода чувств». Если человеку дать выразить свои, отрицательные эмоции, то постепенно они «самим собой» сменяются положительными. «Эмоционального возмещения». Человек, обращающийся к руководителю с сетованием на оппонента, должен рассматриваться как страдающее лицо. «Авторитетного третьего». Состояние конфликта резко искажает взаимовосприятие враждующими сторонами друг друга. «Обнажения агрессии». Руководитель намеренно предоставляет конфликтующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу.

Слайд 13

Благодарим за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цвета настроения Зеленый – спокойное, умиротворенное, среднее Красный – активное, деятельное, повышенное Синий – пассивное, сниженное, тревожное, ухудшающееся Желтый – свободное, желает изменений, открытое Оранжевый – мечтательное, возвышенное, нежное Коричневый - истощенное, угнетенное, твердость Черный - мрачное, плохое, проблемное, Фиолетовый – усталое, потребность в поддержке, опоре Голубой - расслабленное удовлетворение, бесконечное чувство гармонии Розовый – потребность в любви, доброте, заботе, повышенная чувствительность, счастье Серый – недоверчивое, рассудительность, скромность

Слайд 2

Конфликты: понятие, типы, структура, методы управления конфликт – это…

Слайд 3

Определение: Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений, которое проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения.

Слайд 4

Конфликт исследуют: история, математика, психология, социология, философия, политология, правоведение, военные науки, искусствоведение, педагогика, социобиология и другие (такие, как психиатрия, экономика), но все отмечают общее: • наличие противоречия, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Слайд 5

В последнее время большинство социальных психологов и оргконсультантов склоняется к другому взгляду: конфликт - это «система отношений», «процесс развития взаимодействия »; конфликт - это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различий.

Слайд 6

«Если бы научиться разрешать конфликты, то это снизило бы себестоимость автомобиля, чем за 25 лет технических нововведений» Г.Форд (младший ) Получается, что конфликт - это естественное состояние для любой системы: личности, фирмы, страны или семьи. А задача специалистов – использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед…

Слайд 7

Типы Социальные Внутри личностные Зоо конфликты межличностные между «хочу» и «хочу», «надо» и «надо» территориальные личность  группа между «хочу» и «не могу» Иерархические межгрупповые между «хочу» и «надо» ресурсные группа  общество между «могу» и «не могу» За особь противоположного пола между социумами между «надо» и «не могу»

Слайд 8

виды конфликтов по источникам и причинам возникновения: объективные и субъективные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные; по коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные;

Слайд 9

по способам урегулирования: антагонистичные и компромиссные, полностью или частично разрешаемые по составу конфликтующих сторон: внутриличностные межличностные между личностью и организацией, между организациями или группами одного или различных статусов; по функциональной значимости: позитивные и негативные; конструктивные и деструктивные;

Слайд 10

по масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные, скоротечные и долгосрочные; по формам и степени столкновения: открытые и скрытые, спонтанные, инициированные и спровоцированные, неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности;

Слайд 11

Понятия элементов конфликта Инцидент (информационный ) — событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия. Инцидент (деятельностный ) — повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов. Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период. Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией. Предмет конфликта — то, из-за чего возник конфликт. Конфликтные отношения — форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.

Слайд 12

Схема конфликта

Слайд 13

Процесс конфликта 1. Предконфликтная ситуация (субъекты, объект, зона конфликта (цель), причины) 2. Открытый конфликт инцидент (сбор информации о возможностях противника, поиск союзников) эскалация (развитие: создание образа врага, демонстрация силы, угроза ее применения, применение насилия, расширение и углубление конфликта) Завершение 3. Послеконфликтный период

Слайд 14

Фазы конфликта

Слайд 15

Группы причин конфликтов трудовой процесс (ограниченность ресурсов, взаимозависимость задач, плохие коммуникации) психологические особенности человеческих взаимоотношений ( симпатии и антипатии; культурные, этнические различия людей, действия руководителя и т. д.) личностное своеобразие членов группы (неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивность,некоммуникабельность, бестактность и пр.)

Слайд 16

конструктивные конфликты характерны разногласия, затрагивающие принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива и его членов, разрешения которых выводит коллектив на более высокий и эффективный уровень функционирования и развития. деструктивные конфликты приводят к негативным и разрушительным действиям, иногда перерастающие в клевету и другие негативные явления, что влечет резкое снижение эффективности работы коллектива.

Слайд 17

Причины конструктивных конфликтов недовольство оплатой труда; неблагоприятные условия труда (отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т.п.); недостатки в организации труда; несоответствие прав и обязанностей; неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штурмовщина); неудобный график работы;

Слайд 18

Причины конструктивных конфликтов упущения в технологии (от которых страдает заработок работника, не по его вине); необеспеченность заданий ресурсами ( перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими); отсутствие четкости в распределении обязанностей, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины; конфликтогены (слова, действия или бездействие, порождающие конфликт – «всегда.., никогда…, вечно..» противоречивые отношения или цели разных служб

Слайд 19

Причины деструктивных конфликтов неправильные действия руководителя; неправильные действия подчиненных; неправильные действия и руководителя и подчиненных .

Слайд 20

« Опереться можно только на то, что сопротивляется» Если двое специалистов во всем согласны, то один из них - лишний!

Слайд 21

Чтобы точно описать конфликт, надо: установить его действительных участников; изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность; выявить их отношения в предконфликтной фазе; выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту; узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта; выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии; определить все возможные в данном конфликте пути его преодоления.

Слайд 22

Ограничение числа участников конфликта Анализ конфликта Разрешение (преодоление), управление конфликтами Воспитательные межличностные способы Административные способы Организационно-структурные Административно-силовое разрешение конфликта - четкая формулировка требований -принцип единоначалия -установление общих целей -система поощрения на основе продуманных критериев эффективности - подавление интересов конфликтующих сторон -перевод на другую работу, разъединение конфликтующих сторон Решение конфликта на основе приказа руководителя организации или решение суда Изучение причин возникновения конфликта

Слайд 23

Конфликты между коллегами 1. Распределение задач и ответственности. Стороны склонны избегать ответственности за задания, которые требуют много времени и сил. Характерно стремление переложить ответственность на других. 2. Разные цели и интересы отделов с различными функциями . Например, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки. 3. Зависимость от общих служб и ресурсов . Возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы: свою бухгалтерию или службу персонала. 4. Различия в престижности работы . Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут оказаться бухгалтерия или сотрудники отдела продаж, которые "для всех" зарабатывают деньги.

Слайд 24

Направления профилактики конфликтов коллег 1. Новое структурирование отношений 2 . Улучшение координации задач 3. Структурирование общения и переговоров 4. Улучшение межличностных отношений

Слайд 25

Способы управления конфликтами Арбитрация Медиация Негоциация арбитрация - присутствует третье лицо, наделённое полномочиями принимать решения о правомерности и приоритетах интересов сторон, участвующих в конфликте, и на основании этого выносить решения

Слайд 26

Способы управления конфликтами Медиация - это способ, в котором тоже используется третье лицо - но это скорее посредник между сторонами; он организует пространство для переговоров и осуществляет контакт с ними (с сохранением всех правил конфиденциальности). К согласию (обоюдному) приходят обе стороны в процессе исследования конфликта и прояснения истинных интересов сторон.

Слайд 27

Способы управления конфликтами Негоциация - в некоторых чертах включает в себя предыдущие способы, но наиболее близка к компромиссу, так как включает в себя элемент торговли. То есть, какая-то из сторон за что-то доплачивает или что-то компенсирует другой стороне.

Слайд 28

Карта конфликта

Слайд 29

Функции карты конфликта ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что значительно снижает чрезмерное проявление эмоций; создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других; создать атмосферу, в которой есть возможность сторонам конфликта увидеть проблему глазами оппонента и признать его мнение; выбрать новые пути разрешения конфликта.

Слайд 30

Пример карты конфликта

Слайд 31

Стили поведения в конфликте

Слайд 32

Способы урегулирования конфликта (стили поведения в конфликте) конфронтация (соперничество ) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны; приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны; уклонение (избегание ), уход от конфликта , отсутствие активных действий по достижению целей; конкуренция — соревновательное взаимодействие, не ориентируемое на обязательный ущерб другой стороне; компромисс как метод взаимных уступок; сотрудничество , когда принимаются решения, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон.

Слайд 33

конфликтность личности означает состояние готовности личности к конфликтам характеристика конфликтной личности : неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая бывает как завышенной, так и заниженной; стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции; излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, чрезмерное стремление сказать правду в глаза; определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Слайд 34

«Вздорный человек» часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников

Слайд 35

«Всезнайка» всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.

Слайд 36

«Болтун» часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.

Слайд 37

«Неприступный собеседник» замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, так как все недостойно его внимания Форма поведения — заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.

Слайд 38

Общение с «трудными» людьми проявляйте выдержку; учитывая, что в конфликтах «прорывается» наболевшее, ведите дело с максимальным тактом и осторожностью, чтобы не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его; выслушивайте обращающихся к Вам, дайте высказаться до конца, полностью используя терапевтический эффект возможности выговориться; не спешите с выводами и обещаниями, не «рубите с плеча»; не переоценивайте степень своей информированности, постарайтесь собрать побольше информации, предложить подумать над вопросом

Слайд 39

Моббинг – офисная «война» Характеристика объекта моббинга он настроен очень недружелюбно, очень нелюбезно, чего-то постоянно боится, ведет себя агрессивно. постоянно находятся в стрессовой ситуации. Они чувствуют себя неуверенно, от каждого ждут пакости, в каждом видят врага и обидчика. И чтобы защитить себя от еще неначавшихся нападок и грубостей, они сами начинают грубить. Они не ждут понимания и дружелюбия. Но их поведение — это результат такого же отношения к ним.

Слайд 40

Правила «скорой помощи» при общении в конфликте стремиться к взаимодействию, искать средства, ослабляющие конфликт; не бояться компромиссов; не приписывать другой стороне плохие намерения и ответственность за все; не демонстрировать свою силу, превосходство и не унижать оппонента; не рассматривать все со своей позиции и не игнорировать интересы другой стороны; замолчать первым, ничего никому не доказывать; для погашения агрессивности дать другому «выпустить пар», «остыть»; поддерживать положительные эмоции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-психологическая характеристика личности и общения

Слайд 2

Ступени восхождения… индивид человек личность индивидуальность

Слайд 3

Понятие личности социальные сознательная отношения Личность деятельность

Слайд 4

Этапы становления личности I этап – 3 года – появляется самосознание – осознание себя как объекта сознания, как субъекта самоволеизъявления, о себе говорит «я», проявляется негативизм. II этап – от 11–13 до 15 лет – характеризуется поиском индивидуальности. III этап – взрослость – получение профессии, достижения в ней, создание семьи, наличие социальной и финансовой свободы и ответственности.

Слайд 5

Зрелая личность: Психическое здоровье; Эффективность и оптимальность форм адаптации к миру; Гармоничность; Самореализация себя в Мире; Наличие смысла жизни;

Слайд 6

Структура личности в психоанализе Супер-эго Сверх-Я Сознание Эго (Я) Бессознательное Ид (оно)

Слайд 7

Механизмы психической защиты 1. Вытеснение -исключение из сознания неприятной информации; 2. Проекция- приписывание собственных качеств другим людям. Суть этого механизма заключается в образе человека, сидящего в комнате с зеркальными окнами. Он думает, что смотрит на улицу и видит других людей, а на самом деле видит себя. 3. Рационализация – искажение истины, оправдание; 4. Замещение (перенос)– истинный объект враждебных чувств замещается менее опасным. 5. Сублимация – перевод сексуальной энергии в другие виды энергии, занятия; 6. Уход – прямое избегание неприятных ситуаций; 7. Компенсация – стремление человека скрыть реальную или воображаемую неадекватность за противоположными проявлениями (А.В. Суворов,Наполеон, Гитлер); 8. Подавление (отрицание )- попытка избегать неприятных мыслей и переживаний о предстоящем неприятном деле;

Слайд 8

Структура личности (К.К.Платонов) Я Направленность личности Биопсихические свойства Опыт Индивидуальные особенности психических процессов

Слайд 9

Структура социальной установки Познавательный (информация об объекте) Эмоциональный (отношение к объекту) Поведенческий (поведение по отношению к объекту)

Слайд 10

Типы социальных установок Установки общего восприятия мира Стереотипы Предрассудки

Слайд 11

«Я-концепция» У. Джеймс: «Я-духовное»; «Я-материальное»; «Я-социальное»; «Я-телесное».

Слайд 12

Р.Бернс. Структура Я-концепции. «Я-концепция» «Я-образ» (структура) «Я-оценивание» (процесс) «Я-реальное» «Я-социальное» «Я-идеал»

Слайд 13

Источники развития и формирования «Я-концепции» 1. Семейное воспитание. 2. Представление о своем теле. 3. Язык – как развивающаяся способность выражать словами и формироватьпредставления о себе и других людях. 4. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе. 5. Идентификация с моделью половой роли и усвоение её стереотипов

Слайд 14

Профиль личности с низкой самооценкой 1. Сверхчувствительны к мести, похвале и критике. 2. Сильно выражены эгоцентризм и меркантильность. 3. Убежденность в эгоистичности окружающих людей, недоверие, подозрительность к миру, игнорирование интересов и потребностей других людей. 4. Все неудачи в своей жизни такие люди склонны объяснять внешними, не зависящими от них обстоятельствами. 5. Такие люди могут либо стремиться к уединению, быть робкими, либо быть агрессивными. 6. Эти люди очень недовольны собой, не уверены в себе, испытывают постоянное чувство беспокойности и тревожности. 7. Неустойчивая система взглядов, убеждений, ценностей. 8. Безразличное отношение к своему здоровью или преувеличено тревожное.

Слайд 15

Профиль личности с высокой самооценкой 1. Способность трезво и реально оценивать свои успехи и неудачи. Отстаивать свои интересы и взгляды. 2. Умение быть гибким, изменять свою жизнь в зависимости от изменяющихся обстоятельств. 3. Отсутствие беспокойства о прошлом и будущем. 4. Уверенность в том, что сумеет справиться с проблемами и случайными неудачами. 5. Принятие себя как личности, имеющей равную ценность с другими людьми. 6. Уважение интересов и потребностей других людей.

Слайд 16

Социализация личности Социализация происходит в следующих сферах: Деятельности; общении; самосознании. В сфере самосознания социализация осуществляется посредством механизмов идентификации и индивидуализации . Идентификация – процесс эмоционального, познавательного и поведенческого отождествления себя с другим человеком, группой или абстрактным эталоном. Индивидуализация – противоположный процесс, желание отстоять неповторимость своей личности, выделиться из числа других, закрыться, отстраниться.

Слайд 17

Стадии социализации по Э.Эриксону Формируется доверие к миру Формируется недоверие к миру От 1–2 до 3–4 лет Возникновение самостоятельности и автономии Отсутствие самостоятельности, формирование неуверенности, зарождение низкой самооценки От 3–4 до 5–7 лет Формируется инициативность Возникновение чувства вины за совершенное Школьные годы Формируется трудолюбие и уверенность в себе Формируется леность и комплекс неполноценности Юношеский – от 16 до 20 лет Выбор профессии, личностная целостность Отсутствие правильного выбора профессии и целостного образа Я От 20 до 30 лет Формирование удачного брака Либо не создание семьи, полигамность, либо неудачный брак От 30 до 40 лет Соединение созидательной профессиональной деятельности и стабильности Выбор между творческой деятельностью и стабильностью Выход на пенсию Поиск нового смысла жизни Неудовлетворенность, отчаяние, озлобленность, агрессивность

Слайд 18

Дезадаптация 1-й уровень – поведенческий (неуспешность, проблемы в общении) 2-й уровень – психологический (тревожность, снижение самооценки, депрессивное состояние) 3-й уровень – физиологический (заболевания организма: невроз, сердечно-сосудистые, другие соматические)

Слайд 19

Трансактный анализ (ТА) общения Три позиции общения (эго-состояния): – « родитель » – опекающий или критический; – « взрослый » – реальное, объективное оценивание ситуации, обдуманное, без эмоций, принятие решений; – « дитя» – бунтующий (протестующий, бросающий вызов), приспосабливающийся (боязливый, уступчивый, беспомощный), спонтанный (импульсивный, искренний, естественный), хитрое эгоцентрическое поведение.

Слайд 20

Схемы моментов общения Р В Д Р В Д Р В Д Д В Р Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д Р В Д

Слайд 21

Манипулятивное общение Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипулятор – это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения . Основной причиной манипулятивного поведения является внутриличностный конфликт с самим собой.

Слайд 22

Типы манипуляторов Активный Пассивный Соревнующийся Безразличный

Слайд 23

Манипулятор - актуализатор Манипулятор – это многогранная личность с антагонистическими противоположностями в душе, актуализатор – многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.

Слайд 24

Способы манипулирования Психологические автоматизмы: «Смотри», «Пойми», «Правильно», «Хорошо» Мишени: Страх, желание быть значимым, компетентным, сексуальность: женственность, мужественность; потребности, интересы, соревновательность; Вектор скрытого психологического воздействия: Скрытый и отвлекающий внимание.

Слайд 25

Техники манипулятивного воздействия: Запутывание – введение в заблуждение путем дозировки информации, искажения. Запугивание – трансляция угрозы вербальной или невербальной. Стимуляция негативных эмоциональных переживаний - они тормозят интеллект. Ложное вовлечение – посулы ничем не подкрепленные, вовлечение в процедуры и пр. Заражение – навязывание своего эмоционального состояния, видения ситуации (с помощью невербалики и эмоций). Внушение – легче осуществляется если человек подавлен, встревожен, снижена самооценка. Приемы: обращение к авторитетам интонации, уподобление важному лицу в имидже и пр.

Слайд 26

Способы защиты Пассивная сокрытие эмоций и переживаний, дистанцирование, выстраивание смысловых и семантических барьеров, уточняющие вопросы; Следование статусу, роли, уход – сомнение, задержка реакции, переключение на главные вопросы, уход в прямом смысле. Активная – критические замечания, оценки, осуждения, встречные манипуляции. Вывод: умение распознать манипулятивное общение повышает эффективность достижения цели общения

Слайд 27

Размещение собеседников за столом Х П2 Х – Хозяин кабинета П1 П – Посетитель П3 П4 П1 – угловое расположение . Это самое удачное расположение посетителя по отношению к хозяину кабинета. П2 – позициия партнерства . Чаще всего используется при совместной работе над какой-либо проблемой. Может с успехом использоваться в ситуации «агент – клиент». П3 – конкурирующе-оборонительная позиция . Это расположение создает атмосферу соперничества, чреватую конфликтом. П4 – независимая позиция . Ее занимают люди, не настроенные на сотрудничество.

Слайд 28

Невербальное общение Зоны и пространства Мимика Жесты Пантомимика Интонации Правило: анализировать невербальное общение необходимо только в комплексе проявлений!

Слайд 29

С НОВЫМ ГОДОМ! Пусть Новый год Вам принесет Лишь то, что ожидаете! Пусть Новый год Вам принесет Лишь то, о чем мечтаете!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Невербальное общение

Слайд 2

Язык невербальных компонентов общения первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д. вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования. С помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.

Слайд 3

Система невербалики Это тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, а также песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение.

Слайд 6

Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Слайд 7

Рукопожатие Лидеры всегда стремятся находиться по левую руку от фотографа, поскольку уже давно известно, что человек, находящийся слева на фотографии, выглядит более могущественным и контролирует ситуацию. Достаточно взглянуть на изображение и положение рук и корпуса тела, чтобы понять это. Иногда бывает очень забавно наблюдать, как политики маневрируют, чтобы занять более благоприятную позицию. 8 июля 2009 года. Л'Акуила, Италия. Президент США Барак Обама и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони на саммите "Большой Восьмёрки G8" Кто же более могущественен?

Слайд 8

Рукопожатие Как Вам уже известно, более могущественным на снимке выглядит человек, находящийся по левую руку от фотографа. В данном случае об этом аспекте знают оба политика. Это одна из основ, которой их обучает официальный фотограф Белого Дома, как только они становятся президентами. На ежегодной встрече Обама выказал своё уважение бывшему президенту США, Биллу Клинтону, позволив ему расположиться слева. 22 сентября 2009 года. Нью-Йорк. Экс-президент США Билл Клинтон и действующий президент Барак Обама на 5-ой ежегодной встрече "Clinton Global Initiative"

Слайд 9

Более чем просто рукопожатие Существует множество вариаций эмоционального усиления рукопожатия: 1. Сначала обычное рукопожатие. 2. Затем рукопожатие и свободная рука, дотрагивающаяся до руки другого человека. 3. Рукопожатие и свободная рука на плече. 4. И, наконец, наиболее эмоциональный жест - рукопожатие и свободная рука, накрывающая это самое рукопожатие. Как видите, каждый следующий жест придаёт рукопожатию всё более эмоциональный окрас. 11 сентября 2009 года. Арлингтон, Вирджиния. Барак Обама и родственники погибших в теракте 11 сентября 2001 года

Слайд 10

Рука на спине. Утончённый жест силы и власти Когда один человек кладёт свою руку другому на спину, как бы направляя его, это является признаком доминирующей силы и власти. Направляясь на голосование, Обама, мастер жестов, использовал данный, чтобы показать своё "президентство" и лидерство. 8 июля 2009 года. Л'Акуила, Италия. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент США Барак Обама на саммите "Большой Восьмёрки G8"

Слайд 11

Открытые ладони. Признак открытости и честности Жест "открытые ладони" показывает окружающим, что Вам нечего скрывать, и создаёт атмосферу честности. Если одна или обе ладони раскрыты, то это является хорошим признаком того, что Ваш собеседник говорит правду. В настоящее время этот трюк легко проделывают те, кто хочет Вас обмануть. Так что, если Вы покупаете автомобиль или заключаете сделку века, обратите внимание на другие знаки, которые могут указать на внутреннее волнение. Человек, показывающий "открытые ладони", должен быть расслаблен, а сам жест мягким, плавным и естественным. 13 июля 2009 года. Вашингтон. Президент США Барак Обама обращается с приветственной речью на встрече с футболистами команды "Columbus Crew", чемпионами MLS 2008 года

Слайд 12

Жесты открытости Жест "раскрытые руки" демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Руки описывают траекторию от своего "сердца" к "сердцу" собеседнику. Этот жест подчеркивает взаимосвязь интересов, Соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым.

Слайд 13

Копирование поведения. Показатель связи с собеседником Когда один из собеседников копирует язык тела другого, это автоматически создаёт ощущение синхронности в их действиях и устанавливает связь между ними. Осторожное копирование поведения другого человека является наилучшим способом создания взаимодействия: вы скрестили руки, и я скрестил руки. Если Вы уже синхронизировались с кем-то, то можете затем разомкнуть руки, чтобы показать свою открытость. И если Ваш собеседник повторит данный жест, то это ещё раз подтвердит подсознательную связь между Вами. 6 августа 2009 года. Вашингтон. Посол США в Японии Джон Рус и президент США Барак Обама на встрече в Белом Доме.

Слайд 14

Указатель. Негативный жест или эмоциональное одобрение? Указывание пальцем обычно является негативным жестом и должно рассматриваться как проявление грубости. В данном же случае Обама заменяет типичный жест-указатель на более эффектный и эмоциональный, лишённый негатива. Когда человек показывает большой палец, это также является знаком крайнего доверия. 20 августа 2009 года. Вашингтон. Президент США Барак Обама на встрече с демократами.

Слайд 15

Прикосновение к уху. Обаме не нравится то, что он слышит? Порой, когда мы слушаем кого-то, и нам не нравится то, что мы слышим, подсознательно срабатывает реакция в виде прикосновения к уху. Если во время разговора Ваш собеседник дотронулся до уха, это может быть как знаком того, что ему не нравится услышанное, так и признаком лжи с его стороны. Сравнивая этот случай с другими, стоит отметить, что подобный жест Обама также использует, когда сомневается в сказанном или же пытается надавить на собеседника. 10 сентября 2009 года. Вашингтон. Президент США Барак Обама во время обсуждения реформы медицинского страхования

Слайд 16

Жесты и позы защиты Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника Иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми. Это обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию. Скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук, этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук.

Слайд 17

Некоторые элементы поз: стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности; широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»; посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания; ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека; руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности.

Слайд 18

Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты; отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены; счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Слайд 20

Непроизвольные реакции покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев; побеление лица - страх, признак виновности; расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль; сужение зрачков - неудовольствие, отвергание; усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (подергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения...) - тревога, страх, стыд, обман; снижение частоты пульса - повышенное внимание; быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение; короткое дыхание через нос - злость; нарушение дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман; пересыхание рта (сглатывание, облизывание губ, жажда...) - страх, обман; внезапное обнажение зубов - признак ярости, агрессивность; испарина, пот - гнев, смущение, нервозность, обман; дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица...) - внутреннее напряжение, страх, обман; частое моргание - возбуждение, обман; урчание в животе - страх (не всегда, разумеется...); скрип зубами - сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

Слайд 22

Д. У. Джонсон определил невербальные сигналы, которые выражают теплоту и холодность

Слайд 23

Чтобы это значило?

Слайд 26

Заключительные правила: Не делайте скоропалительных выводов по одному единственному телодвижению собеседника. Ждите, когда о состоянии его "скажут" и другие сигналы. Обращайте внимание прежде всего на так называемые "мелочи". Не подгоняйте наблюдение под уже сложившееся первое впечатление.

Слайд 27

Задания Понаблюдайте за беседой двух незнакомых на улице. Постарайтесь определить: ♦ кто является лидером в данном диалоге; ♦ естественно ли ведут себя собеседники; ♦ назревает ли конфликт; ♦ кто простится первым и уйдет. 2. Развитие мимики. 1.Усвойте особенности своей мимики, обозначая наиболее простые эмоции: восторг, гнев, удивление. 2. Проведите активную гимнастику перед зеркалом, напрягая и расслабляя соответствующие мышцы и фиксируя их напряжение в памяти мышц. 3. С помощью мимики, жестов отобразите простые ситуации: разговор шепотом, рассматривание объекта в бинокль, написание записки и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"

Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...

презентация по психологии на тему "Психология общения"

Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....

"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения

Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...

Мультимедийная презентация к занятию "Введение в социальную психологию. Общение"

Мультимедийная презентация к занятию "Введение в социальную психологию. Общение" по дисциплине ОП.08. Психология для специальности 31.02.02 Акушерское дело....

Презентация по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ "Конфликт, его сущность и основные характеристики"

Презентация "Конфликт, его сущность и основные характеристики" предназначена для проведения лекций с обучающимися всех курсов как в рамках дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ, так и для классных ч...