Главные вкладки

    Открытый классный час "Одна пуля на двоих. История любви", посвященный 70-летию Великой победы
    классный час

    Мишкевич Рита Борисовна

    Историю судьбы наших героев, которую мы хотим рассказать, студенты услышали на одном из классных часов.  Студентка Анна Кузнецова рассказала ребятам о легендарной родственнице  - Маше Васильевой, внучатой племянницей, которой она является.

    Группа глубоко заинтересовалась рассказом студентки, с этого момента началась кропотливая работа над данной темой.

    Эта история  жизни, любви и смерти двоюродной сестры  бабушки студентки Анны Кузнецовой, – Маши Васильевой.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odna_pulya_na_dvoih._istoriya_lyubvi.docx285.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования

    «Медицинское училище №1

    Департамента здравоохранения города Москвы"

    Методическая разработка

    классного часа

    Тема:  «Одна пуля на двоих. История любви.»

    C:\Users\User\Desktop\СТВАЛИНГРАД2.jpg 

    Классный руководитель:

    Отличник народного просвещения России,

     учитель высшей категории  

    Мишкевич Рита Борисовна

    Москва 2014г.


    Классный час

    Тема:  «Одна пуля на двоих. История любви.»

               

                                        Эпиграф :     Человек  - сквозь пламя,

                                                       человек  - сквозь камень

                                          всегда пройдет,

                                           если он человек F:\17.jpg


    Актуализация темы:

    Современное общество характеризуется недолговечностью многих социальных процессов. Изменение общественных идеалов, непризнание прежних ценностных устремлений приводят к разъединению в духовной жизни общества. В настоящее время на первый план выходит проблема сплочения граждан на основе общей идеи, которая должна быть осознана и близка каждому. Достижению этой цели способствует приобщению к системе культурных ценностей и знанию истории, формирование гордости за своё Отечество, в котором трудятся люди, участвующие в сложном процессе становления и развития государства, а так же в ее переломный период.

    В решении этих проблем особая роль принадлежит исторической памяти, которая, как особый феномен социокультурной реальности, обладает способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, превращая их в ценностные ориентиры. Опираясь на историческую память - основу национального самосознания, возможно, воссоздать исторические реалии, вовлекая человека в мир ожившей истории, вызывая высокие чувства сопричастности значимым событиям прошедшего времени.

    В данном случае трагическая судьба двух молодых людей – восемнадцатилетней Маши Васильевой из города Рыльска Курской области и тридцатилетнего немецкого офицера действующей армии из города Лейпцига, встретившихся в переломный период истории  Второй мировой войны на Курской земле, являются примером не только героизма, преданности идеям гуманизма, но и воспитанием вечных ценностных ориентиров нравственности и любви.

    Маша Васильева – советская разведчица, работавшая в тылу фашистов, встретила и полюбила немецкого офицера Отто Адама, любовь стала взаимной, Отто Адам стал главным информатором Маши Васильевой обо всех передвижениях немецких частей. Но немецкое командование стало понимать, что вся секретная информация становится доступной партизанам. Они начинают расследование и выходят на след Маши Васильевой и Отто Адама. Влюбленные вынуждены были в последний момент по приказу партизанского командования бежать в отряд.  В отряде они принимают активное участие в походах партизан на немецкие части, ведут подрывную


    деятельность на железнодорожных узлах и т.п. 20 марта 1943 года разведчики отправились на последнее задание, после боевой операции онипопали в засаду,  были окружены. Патроны закончились,  чтобы не попасть в руки фашистов, Отто Адам одной пулей  убивает свою любимую и себя, выпустив пулю себе в висок насквозь. Эти два героя не награждены орденами, медалями и долгое время были в забвении, как часто бывало. Десятилетиями после войны ставились под сомнения действия Маши Васильевой и Отто Адама.

    В настоящее время справедливость должна восторжествовать. Герои, которые проявили себя по - особому в переломный период истории, должны занять достойное место на страницах Великой Отечественной войны (1941-1945г.). Их должно знать и помнить молодое поколение XXI века и чувствовать роль героических личностей в воспитании гражданственности и политической культуры общества.


    Теоретическая и практическая значимость работы и полученные результаты

    1. Значение данного исследования заключается в том, что его результаты дают основу для дальнейших разработок по проблеме взаимодействия исторической памяти, как социокультурного явления в современной жизни общества, восстановление справедливости по отношению к человеку в переломный период истории Великой Отечественной войны.

    1. Данная работа способствует  расширению познаний о войне и раскрывает  необычное явление, что в кровавом месиве войны может вспыхнуть прекрасное чувство любви, как цветок, пробившийся сквозь асфальт.

    1. Этот проект позволил студентам раскрыть особенности поведения человека в переломный период истории, пополнить свои знания новыми понятиями, историческими фактами, географическими терминами.

    1. С материалами данного проекта были ознакомлены студенты других групп  на классных часах.  Данная тема получила  большой резонанс в училище.

    1. Слушателями был отмечен очень важный гуманистический шаг исследователей по восстановлению справедливости к памяти героев войны.


    Этапы исследования темы:

    Исследование темы происходило по следующим этапам:

    1. Планирование работы:
    1. Обсуждение возникших идей по данной теме
    2. Планирование студентами объема работы.
    3. Изучение исторических документов.

    1. Аналитический этап:
    1. Сбор материала  о судьбе Маши Васильевой и немецкого офицера Отто Адама, анализ их жизни и деятельности с целью всестороннего изучения.
    2. Анализ  исторического, музейного материала, а так же информации, полученной из мультимедийных  источников о наших героях.
    3. Встреча с близкой родственницей Маши Васильевой и интервью с ней (у Васильевой Елены Геннадьевны – племянницы Маши Васильевой).
    4. Посещение студенткой в городе Рыльске Курской области в Краеведческом музее и собр информацию у сотрудников музея

    1. Этап обобщения:        
    1. Аналитическая работа с полученным музейным материалом,   редактирование текста.
    2. Подбор зрительного ряда по данной теме, а в частности: портретов героев и иллюстраций и других документов

    1. Презентация полученных результатов:
    1. Представление проекта студентам других групп  на классных часах.
    2. Создание фильма о Маше Васильевой и Отто Адаме  и показ к 9 Мая, Дню Великой победы.

    1. Рефлексия:
    1. Подведение итогов и оформление материала о героях в блок «Малоизвестные герои Великой Отечественной войны».
    2. Показ фильма о Маше Васильевой и Отто Адаме.

    Хронометраж классного часа.

    • Общее время                                                   45 мин.

    • Организацонный момент                               1 мин

    • Вступительное слово преподавателя            2 мин.

    • Часть 1 «Информационная»                           12 мин.

    •   Часть 2 «Дискуссионная»                             28 мин.

    • Подведение итогов и

    заключительное слово преподавателя           2 мин                            


    Как все начиналось…

    Историю судьбы наших героев, которую мы хотим рассказать, студенты услышали на одном из классных часов.  Студентка Анна Кузнецова рассказала ребятам о легендарной родственнице  - Маше Васильевой, внучатой племянницей, которой она является.

    Группа глубоко заинтересовалась рассказом студентки, с этого момента началась кропотливая работа над данной темой.

    Эта история  жизни, любви и смерти двоюродной сестры  бабушки студентки Анны Кузнецовой, – Маши Васильевой.

    Студенты продумали план  и распределили обязанности в поисковой работе о судьбе героини.

    • Поиск возможного материала по теме на сайтах Интернет:

    - Оборенков Никита

    - Азимбаев Дамир

    • Обсуждение найденных материалов, систематизация и отбор:

     - Кузнецова Анна

           - Карпова Ростислава

           - Шевченко Анна

    • Посещение  Рыльского краеведческого музея Курской области:

    - Кузнецова Анна (она планировала посещение его с мамой)

    • Интервью с родственницей Маши Васильевой  - Кузнецовой Еленой Геннадьевной:

    - Карпова Ростислава

          - Оборенков Никита

    • Редактирование и набор материала: - Фалеева Елизавета

    Сценарий классного часа.

    Тема: «Одна пуля на двоих. История любви».

    Цель:

    1. Способствовать формированию у студентов активной жизненной позиции, преданности избранным идеалам.

    1.   Воспитывать проявление позитивного настроя  в любой жизненной  ситуации, в том числе и в переломный период истории.

    Задачи:

    1. Исследовать материалы, касающиеся судьбы двух малоизвестных героев Великой Отечественной войны, Маши Васильевой  и  Отто Адама и донести до представителей молодого поколения.

    1. Определить характерные качества, проявляемые человеком, в переломный период истории и их роль в формировании жизненной позиции молодого поколения.

    Оснащение классного часа:

    - мультимедийная доска

    - музыкальная подборка

    - мультимедейное представление

    Часть 1 «Информационная».

    Фоновая музыка («Ангел неземной»)

    1В.:       Наша  творческая  группа  представляет  вашему вниманию интереснейшую   тему сегодняшнего классного часа - «Одна пуля на двоих. История любви».

                 Историю, судьбы своих героев мы услышали, если вы помните, на одном из наших классных часов.

                Анна Кузнецова рассказала нам о легендарной родственнице  - Маше Васильевой, внучатой племянницей, которой она является.

    Анна К.:  На классном часе я рассказала о сестре своей бабушки, Маше Васильевой. У нас в семье мне часто доводилось слышать воспоминания о ней, ее судьба была покрыта тайной , иногда о ней рассказывали с восхищением, порой -  с долей таинственности, так как всегда рядом с ее именем  звучало – Отто Адам, и мне стало интересно, кто же такая Маша Васильева и Отто Адам. Вот с этого моего рассказа и началась работа нашей творческой группы над этой  темой.

    Мультимедийное представление сопровождает рассказ студентов (фото Отто Адама и Маши Васильевой)

    2В.:     Итак, мы начинаем  наш рассказ…  мультимедиа (Военные иллюстрации).

                Человек не знает порой, куда приведут дороги войны. Каждый из солдат (не важно какой армии), думает об одном: «Я хочу вернуться домой.  Я хочу вернуться живым!..»

                Хотя бытует мнение, что судьбу человек делает сам, но я думаю, что часто судьба бывает, непредсказуемой. Человек не знает начало своей жизни и заранее не знает, где найдет свое последнее пристанище.

    3В.:       В далеком от России немецком городе Лейпциге, в Германии родился и жил Отто Адам. Его мама Лине Адам воспитывала послушного, справедливого мальчика. Отец был интернационалистом и привил своему сыну доброе отношение ко всем людям. Эти качества Отто Адам пронес через всю свою жизнь. Он занимался спортом, получил образование, казалось, жизнь прекрасна.

    4В.:  Началась вторая Мировая война, развязанная фашистами. В  1939 году в результате  всеобщей  мобилизации,  Отто Адама, против  воли, отправили на фронт – сначала в Польшу, а после нападения Германии на СССР, он оказался в Курской области и служил в Рыльском гарнизоне. Маме он писал с болью в сердце, что в Польше был свидетелем, как в концлагерях  варварски уничтожаются военнопленные и гражданское население.  Душа его протестовала, но он был солдат и вынужден был подчиняться приказу. Но мама его ждала и верила, что ее сын вернется домой живым.

    5В.:    Воинская  часть, в которой служил Отто Адам в 1941 году, была переброшена на восточный фронт, так он попал в неизвестную враждебную страну, в Глушковский район Курской области, где был назначен начальником оружейного склада, особо доверенным лицом коменданта. В комендатуре он встретил Машу Васильеву.

    Анна К.:  Как рассказывала моя мама и из разных источников, я узнала, что Маша Васильева родилась в простой рабочей семье, хорошо училась в школе, увлекалась немецким языком, окончив школу, мечтала поступить в медицинский институт.

    Фоновая музыка («Напряженный момент»)

                 Но началась война! Маше Васильевой  было всего 16 лет, когда в октябре 1941 года она пришла на курсы переводчиц, которые открыла новая немецкая власть. Это было не столько ее решение, а решение подпольного комитета. Комендант  Глушковского  района, не знаю в силу каких обстоятельств, принял эту толковую девушку на работу. Фашистам нужны были переводчики  (Фото Маши).  Маша была белокурая красавица с длинными косами, одевалась она  по - городскому,  носила  модные  шляпки,  внешне казалась  очень  наивной  и  легкомысленной.  Моя мама,  Елена Геннадьевна, со слов своей мамы,  рассказывала  горькую  правду  о  том, что односельчане ее называли немецкой курвой, «предательницей»,  но тогда никто не знал, какой  подвиг ежедневно совершала  Маша  Васильева,  рискуя жизнью. ( Фото Маши и Отто)

    6В.:         Маша Васильева,  работая в комендатуре переводчицей,  каждый день собирала  информацию о передвижениях фашистов, приказах фашистского командования, дислокациях вооруженных сил фашистов, предупреждала партизан о карательных операциях на территории района.  

    1В.:         Отто Адам сразу обратил внимание на красивую русскую девушку, иногда он  провожал ее до дома. Сначала были разговоры просто не о чем, со временем Отто стал раскрывать свою душу перед Машей, рассказывал о своей семье, о своих планах, о своем городе. И однажды он признался

    Фоновая музыка («Виолончель»)

     Мальчик(от имени Отто) :  « Я не хочу больше убивать, не хочу умирать, поэтому с такой радостью спешу в ваш тихий, спокойный  дом,  каждый вечер мне напоминает мой родной дом и семью  в Лейпциге, но мне страшно, что  я разочаровался в своей борьбе за идеалы фашизма ».

    Анна К.:  С этого момента Маша поняла, что Отто ее верный друг и надежный товарищ в борьбе с фашистами, она уже не скрывала от него свою деятельность подпольщицы, а Отто с большим желанием помогал добывать ей нужную информацию и оружие для партизан. Но однажды комендант застал Машу за копированием секретного документа, он ее схватил и передал Адаму, чтобы он отвел переводчицу в отдел гестапо.

    Мальчик(от имени Отто): «Как же я, Отто Адам позволю убить свою любимую, без которой уже жизнь казалась невозможной. Он прекрасно представлял, как гестапо выбивает признания у разведчиков, это могли быть, дни, месяцы страшнейших пыток. Нет, такого он допустить не мог  в  отношении к Маше.

               Поэтому принимает единственно правильное решение, он стреляет в коменданта   и с Машей они бегут к партизанам».

    Фоновая музыка («Напряженный момент»)

    Анна К.:  Отто Адам и Маша Васильева с большим трудом добираются до партизанского отряда имени Щорса, которым руководил Александр Яковлевич Синегубов в Глушковском районе Курской области. Сначала в отряде к двум влюбленным отнеслись с недоверием, но Отто Адам своей честностью, добросовестностью и преданностью доказал, что он пришел в отряд не только из-за Маши,  все заметили его твердые убеждения в том, что фашистская Германия является и его злейшим врагом.  

    2В.:      Многие партизанские вылазки Отто Адама и Маши Васильевой вызывали восхищение. Порой они устраивали целые спектакли в тылу врага. Переодевшись в офицера вермахта и переводчицу, они часто решали судьбу целых немецких железнодорожных составов с продовольствием и оружием. По их приказу эти составы отгонялись в железнодорожные тупики, где шла отгрузка партизанами  или их взрывали, если невозможно захватить.  

    3В.:       Фашисты объявили 25 тыс. немецких марок, в награду тем, кто выдаст двух героев немецким  властям.  23 Марта 1943 года Отто Адам и Маша  в составе небольшого отряда отправились, как оказалось, в свою последнюю разведку. После 4 дней действия в тылу врага, отряд возвращался на базу, но напоролся на засаду.

    4В.:        Завязался короткий бой, партизан было слишком мало, а фашистов гораздо больше и в этом бою Отто и Маша были окружены. Кругом слышалась немецкая речь, немцы выкрикивали «Сдавайтесь! Спасете свои жизни!», но Отто и Маша знали - это обман. Попасть в руки фашистов -  это мученическая смерть

    (Стихи и череда портретов Маши и Отто).

    Фоновая музыка («Виолончель»)

    Мальчик:        Как больно милая, как странно,

                              Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,

                              Как больно,  милая,  как странно,

                              раздваиваться под пилой

    Девочка:.          Пока жива, с тобой я буду –

                               душа и кровь нераздвоимы

                               Пока жива с тобой я буду –

                               Любовь и смерть всегда вдвоем

    Мальчик:         Но если я безвестно кану-

                               Короткий свет луча дневного,

                               Но если я безвестно кану

                               За звездный пояс, млечный дым?

    Девочка:          Я за тебя молиться стану,

                              Чтоб не забыл пути земного,

                              Я за тебя молиться стану,
                 Чтоб ты вернулся невредим.

      Мальчик:      Но не смогла, не защитила

                               Вдали обещанная встреча,

                               И никакого не защитила

                                Рука, зовущая вдали…

       Девочка:        И пули свист и звук металла

                                Последней вспышкой озарили

     

       Мальчик:       Твои глаза, твои ресницы

                                 О чем всегда я помнить буду.

       Девочка:          Прощай!

       Мальчик:        Прощай!

      Девочка:          Прощай!

    Фоновая музыка («Напряженный момент»)

    Мальчик: « Отто лихорадочно думал, как спасти Машу, но пути отхода все были отрезаны фашистами. Девушка, которая рядом со мной – думал Отто, Разве не заслуживает счастья? Разве она просто так пришла в мою жизнь? В мое сердце?»  Отто долгим взглядом вглядывался в Машу, такую родную, такую близкую. Враги приближались, патроны были на исходе. В считанные секунды Отто привлек Машу к себе, Маша прижалась щекой к его щеке, виском своим к виску любимого человека. Оставалась единственная пуля,  раздался один выстрел, и пуля навылет убила их двоих. Так закончилась трагическая судьба двух влюбленных.

    Анна К.:  В конце этого же дня раненый  партизан  Владимир Голованов, пробираясь  к своим, случайно наткнулся на два безжизненных тела разведчиков, соединенных одной пулей. Лишь через несколько дней, как рассказывала мама Маши, – Елизавета Николаевна, тайно  пришла и похоронила двух влюбленных в лесу. Могила была заброшена долгие годы и лишь после освобождения нашей страны в 1945 году, прах влюбленных был перенесен в братскую могилу села Званного, а в 1965 году, по случаю 20-ти летия Великой Победы в братскую могилу, в поселке Глушково, Рыльского района, Курской области.

    Фоновая музыка («Ангел неземной»)

    5В.:         Мама Отто, Лине Адам, о судьбе своего сына узнала в мае 1961 года , когда в журнале «Огонек»  вышла статья о двух влюбленных – партизанах, но приехать на могилу своего сына Лине Адам не смогла, помешал «железный занавес». Гораздо позже могилу Отто посетил его дядя – Фриц Байер. Двум мамам, Елизавете Николаевне и Лине Адам, встретиться так и не удалось, но судьбу этих женщин навсегда связали их дети, похороненные в России.

    6В.:         Когда готовился наш проект на большой экран страны вышел кинофильм «Сталинград» Режиссера Ф. Бондарчука. 

    Люди, которые знали о судьбе Маши Васильевой и Отто Адама, увидели их прототипами героев  фильма Ф. Бондарчука.  

    1В.:       Нам крупно повезло, что в печати появилось интервью Владимира Фомича Голованова ,  который воевал, когда то в одном  партизанском отряде имени Щорса  с Машей и Отто. В своем интервью он говорит, что судьба похожа, но встретились двое влюбленных совершенно при разных обстоятельствах.

    Хотя у героев нашего проекта Маши и Отто Адама немного другая история, чем у Маши и Питера Кана, героев фильма «Сталинград», но линия жизни всех этих героев оказалась похожей.

    2В.:    События, показанные нами,  в ходе классного часа,  и в фильме, это универсальная история  о том, как жить в условиях войны и как умирать с достоинством, если суждено умереть, и как сделать выбор каждому человеку в переломный период истории.

    Анна К.:  Удивительно! Короткая, но яркая жизнь русской девушки Маши Васильевой и немецкого солдата Отто Адама, и сегодня волнует молодое  поколение 21 века, не только своим героизмом, но и своей искренностью и человечностью. В городе Рыльске, Курской области есть музей, где создан уголок, посвященный Маше Васильевой и Отто Адаму. Мы с мамой побывали там, с какой  теплотой и трепетом рассказывали сотрудники музея о своей героической землячке. Там мы увидели, чудом сохранившуюся  вышивку Маши Васильевой и редкие семейные фотографии. Сотрудники музея нам подарили книгу писателя Василия Алехина «Одна пуля на двоих».

    3В.:      Нам, участникам классного часа, удалось понять, что честная  жизнь и жизненные ценности сильнее войны и смерти. Возможно, поэтому человечество, пройдя многовековой путь через многочисленные войны, продолжает свое движение вперед, неся в себе любовь и благородство, как герои нашего классного часа.

    Часть 2 «Дискуссионная»

    1. Завершается классный час дискуссией, т.к. у студентов всегда возникают вопросы:

    1. Правомерен ли поступок Отто Адама, как солдата армии врага?

     

    1. Всегда ли оправдан поступок, который диктуется сердцем и чувствами?

    Дискуссия очень важна т.к. участвуя в ней, студенты учатся отстаивать личностную позицию к возникшим проблемам.

    Для организации дискуссии применяется метод провокации.

    1. Для дискуссии группа разбивается на две команды ( по желанию).

    Первая команда: готовит провокационную речь по проблеме, которая должна спровоцировать другую команду отстаивать собственное мнение, ссылаясь на информационный материал, изложенный выше.

    Вторая команда: обязана хорошо знать информационный материал для успешной защиты своей позиции.

    1. Подведение итогов. Обобщение классным руководителем.

    Спасибо за внимание!


    Источники информации проекта:

    1. Материалы сайтов Интернет

    1. Материалы Краеведческого музея г. Рыльска Курганской области

    1. Печатные материалы средств массовой информации разных лет о

    Маше Васильевой и Отто Адаме

    1. Интервью Васильевой Елены Геннадьевны

    1. Печатные материалы средств массовой информации о фильме «Сталинград» режиссера Ф.  Бондарчука

    1. Фотоматериалы кинофильма «Сталинград» Ф. Бондарчука


    О г л а в л е н и е:

    1. Актуализация.
    1. Теоретическая и практическая значимость работы и полученные результаты
     
    1. Этапы исследования темы

    1. Хронометраж классного часа

    1. «Как все начиналось..»

    1. Сценарий классного часа. Часть 1 «Информационная»

    1. Часть2 «Дискуссионная»

    1. Подведение итогов и заключительное слово преподавателя          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К 70-летию Великой Победы! Страницы семейной славы.

    В данной разработке описаны страницы семейной славы родственников преподавателя комплекса Чахоян О.В., в частности, ее отца. Работы содержит ксерокопии докум...

    Открытое мероприятие - Классный час посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне

    Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Поклонимся великим тем годам….»...

    Положение о викторине, посвящённой 70-летию Великой Победы «Достойные славы»

    В целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, и в связи с 70-летием Победы в войне с милитаристско...

    Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»

    Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...

    Открытый классный час на тему: "Объяснение в любви родному городу"

    Открытый классный час на тему: "Объяснение в любви родному городу"...

    Историческая викторина к 70-летию Великой Победы

    Цели викторины:Совершенствование исторических знаний обучающихся о Великой Отечественной войне через развитие навыков поисковой работы Воспитание патриотических чувств...