Главные вкладки

    Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»
    методическая разработка на тему

    Нижегородов Роман Владимирович

    Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прививается интерес к выбранной профессии, путем использования на внеклассном мероприятии познавательного материала и показ студентам достижений отечественной науки в области геодезии и землеустройства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Военные топографы143.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    открытого классного часа, посвященного

    70 - летию Победы в Великой отечественной войне

    на тему: «Военные топографы»

    Усмань

    2015


    Организация разработчик: ГОБПОУ «Усманский промышленно- технологический колледж»

    Разработчик:

    Нижегородов Роман Владимирович, преподаватель землеустроительных дисциплин

    Утверждаю

    Зам. директора по ВР

    __________ Кочетова О.В.

    «__» ___2015 г.

    «РАССМОТРЕНА»

    на заседании МК строительных

    и землеустроительных дисциплин

    Протокол № __ от «__» ___2015 г.

    Председатель  ____________ Нижегородов Р.В.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    4

    Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне на тему «Военные топографы»

    5

    Методика проведения классного часа

    6

    Этапы проведения внеклассного мероприятия

    7

    Заключение

    18

    Литература

    19

    Введение

    70 лет назад победоносно завершилась битва против гитлеровской Германии. И чем дальше уходит в историю май 1945 года, тем ярче предстаёт значимость и величие нашей Победы. Никогда не сотрется из памяти всего народа вклад в достижение Победы военных топографов, гидрологов, метеорологов, океанографов, почвоведов, одним словом, - представителей всей ветвей одной из самых древних наук – геодезии, топографии, картографии, географии и т.д.

    Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прививается интерес к выбранной профессии, путем использования на внеклассном мероприятии познавательного материала и показ студентам достижений отечественной науки в области геодезии и землеустройства.

    Патриотизм - (от греч. - соотечественник,  родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

    Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

    В специальности 21.02.04 Землеустройство много специальных дисциплин связанных с созданием карт и планов – это геодезия с основами картографии, землеустроительное проектирование, фотограмметрические работы, автоматизированная обработка землеустроительной информации, и т.д.

    Классный час, посвященный

    70 – летию Победы в великой отечественной войне

    на тему: «Военные топографы»

    Цель внеклассного мероприятия: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, интерес к своей профессии, путем использования на мероприятии познавательного материала.

    Образовательная– знакомство студентов с историей отечества и ролью военных топографов на фронтах великой отечественной войны

    Развивающая – развитие у студентов кругозора, чувства гордости за свою страну.

    Воспитательная – формирование любви и патриотизма к своей Родине, стремление к познанию, воспитание всесторонне развитой личности.

    Вид занятия: - «конференция»

    Место проведения: - кабинет № 22

    Время проведения: - 1 час

    Оборудование и материалы: - экран, мультимедийный проектор, диск с записью слайдов, кафедра.

    2. Методика проведения

    1. Организационная часть - включает: подготовку аудитории, проверку готовности участников к проведению классного часа.
    2. Вступительная часть – классный руководитель знакомит студентов с темой, целью, задачами классного часа, создает определенную атмосферу и настрой аудитории.
    3. Основная часть – в основной части студенты и преподаватель в своих сообщениях знакомят аудиторию с основными этапами великой отечественной войны и показывают роль военных топографов в победе над фашистской империей, все это иллюстрируется на экране с помощью мультимедийной установки.

    Просмотр видеофильма «Военные топографы России».

    1. Заключительная часть – итоги внеклассного мероприятия подводят студенты и классный руководитель.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

    3. Этапы проведения внеклассного мероприятия

    1.  Вступительное слово классного руководителя.
    2.  Сообщение студентов
    1.  История развития военной топографии.
    2.  Битва за Ленинград.
    3.  Битва за Сталинград.
    4.  Курская битва.
    5. Битва за Берлин.

    III. Просмотр видеофильма «Военные топографа России»

    1. Подведение итогов классного часа (студенты, классный руководитель).
    1. Вступительное слово классного руководителя.

    В этом году исполняется 70 - лет с того дня, когда победоносно завершилась Великая Отечественная война против гитлеровского фашизма. Долгими и суровыми были для нашего народа четыре года войны, труден был путь к Победе. Навязанная нам агрессия была беспощадным экзаменом на крепость многонационального Советского государства, на силу патриотического духа людей. И вот настал тот светлый майский день, когда" советский солдат, советский человек мог сказать: правое дело восторжествовало! Враг разбит! Победа за нами!

    Самым трудным кровопролитным периодом был первый год войны, когда в наш общий дом пришла огромная беда: 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушила договор о ненападении, без объявления войны вторглась в пределы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. В этой войне вклад в победу внесли и военные топографы. И начнем наш рассказ со стихотворения.

    1. Сообщения студентов

    Разметка на картах, нанес все объекты,

    Отметил куда нам не стоит идти,

    Военный топограф - нам вместо радара,

    Покажет где пробраться, чтоб не сбиться с пути.

    Мы скажем спасибо, тому человеку,

    Который всегда помогал нам в делах,

    Военный топограф ты для солдата,

    Как свет в темноте, как на небе звезда

    1.  История развития военной топографии

    Начало развития геодезических и картографических работ в нашей стране относится к эпохе Петра I. Он первым обратил серьезное внимание на необходимость географических сведений о государстве и составления подробных и достоверных карт России.В допетровский период в России употреблялись так называемые «географические чертежи». Составлялись они без всяких определенных правил и издавались в ограниченном количестве. Такими чертежами и были первые карты Сибири и Урала, составленные в 1667 году воеводой Петром Годуновым и в 1697 году боярским сыном Семеном Ремезовым. Указом от 9 декабря 1720 года из Морской академии было отобрано 30 человек, досрочно обученных геодезии и геометрии, и послано для описания и съемки Каспийского моря, Камчатки, Курильских островов, Сибири и других малоизвестных районов России. Картографическая съемка России 1720 – 1744 годов стала первой безопорной съемкой. Длительное время геодезические и картографические работы были связаны с общим географическим изучением страны и смежных с ней территорий.

    В первой половине XIX века под руководством В.Я. Струве и К.И. Теннера было выполнено выдающееся для своего времени градусное измерение по меридиану от устья Дуная до берегов Северного Ледовитого океана. К началу ХХ столетия силами Корпуса военных топографов были произведены геодезические работы во многих губерниях Европейской части России.

    На Урале в первой половине XIX века Корпус военных топографов и Горное ведомство для нужд Оренбургского казачьего войска приступили к освоению территории в топографо-геодезическом отношении. Для продолжения и завершения этих работ были командированы военные топографы. В результате была создана сеть под названием «Триангуляция Уральских горных заводов». Эта сеть, состоявшая из 533 геодезических пунктов, охватила центральную часть Урала на юг от параллели 60° до стыка с землями Оренбургского казачьего войска в районе города Миасс. Последняя состояла из 239 пунктов и опоясывала кольцом южную часть Зауралья до параллели города Оренбурга. Эти сети послужили основой для последующих топографических съемок различных масштабов.

    В 1906 – 1914 годах Корпус военных топографов выполняет нивелирные работы по железнодорожным линиям Уфа - Омск, Челябинск - Екатеринбург - Тюмень- Омск.

    В 1884 году была создана топографогеодезическаякомиссияпод руководством вице-председателя Русского географического общества П.П. Семенова, и в 1886 году комиссия разработала «Проект положения о Геодезическом Совете», с целью установления связи геодезических работ и возможного однообразия в приемах их производства разными министерствами. В последующем вопрос об улучшении организации и производства топографо-геодезических работ поднимался Академией наук в 1898 году, военным министерством в 1911 году, на съезде специалистов по геолого-разведочному делу в 1912 году, на съезде маркшейдеров в 1913 году, и, наконец, в 1916 году в Академии наук вновь организуется Межведомственная комиссия в связи с запиской академика В.И. Вернадского об учреждении топографо-геодезического института для объединения топографо-геодезических работ в России.

    Вновь организованная Академическая комиссия провела ряд расширенных заседаний с присутствием представителей Военного министерства, на которых были заслушаны информационные доклады ведомств о топографо-геодезических и картографических работах, но никаких решений, по существу вопросов, принято не было.

    1. Битва за Ленинград

    Многие части Военно-топографической службы, выполнявшие до начала войны специальные задания по топографическим съемкам приграничных районов, по топографическому обеспечению строительства аэродромов, дорог, укрепленных районов в непосредственной близости от государственной границы, 22 июня 1941 г. оказались под ударами врага. Топографам пришлось отложить в сторону геодезические инструменты и взяться за оружие. Вместе с пограничниками они отбивали первые атаки фашистов.

    В 1941 г. тяжелая обстановка сложилась на ленинградском направлении. Этот город гитлеровцы ненавидели особенно сильно как символ Великой Октябрьской социалистической революции и потому рвались к нему, не считаясь с потерями. Однако на Лужском оборонительном рубеже они встретили упорное сопротивление частей Красной Армии и дивизий ленинградского народного ополчения.

    Группе военных топографов была поставлена задача: срочно и как можно точнее нанести на карту все противотанковые рвы, линии надолб, траншеи, дзоты, минные поля, проволочные заграждения, позиции артиллерии и минометов по всей линии Ленинградского фронта от Кингисеппа по р. Луге до оз. Ильменя. Военные топографы в течение нескольких дней выполнили это задание. Бесценная карта, помогла командованию найти оптимальные решения по организации обороны дальних подступов к Ленинграду.

    Для борьбы с фашистской дальнобойной артиллерией, систематически разрушавшей бесценные памятники русской культуры и убивавшей едва живых от голода ленинградцев, была создана контрбатарейная группа из состава береговой артиллерии Кронштадта, кораблей Балтийского флота, стоявших на р. Неве, и фронтовой тяжелой артиллерии на железнодорожных платформах. Координаты огневых позиций арт-группы с величайшей тщательностью определили военные топографы. Они же ночами с крыш высоких зданий на окраине города при помощи теодолитов засекали вспышки выстрелов вражеских батарей, быстро вычисляли их координаты и немедленно передавали результаты на огневые позиции нашей дальнобойной артиллерии, Буквально через несколько минут после выстрелов гитлеровцев на их огневые позиции обрушивались многопудовые снаряды Кронштадта, боевых кораблей и железнодорожных тяжелых орудий. Когда фашисты убедились, что их постоянно выслеживают, они стали тщательнее маскировать и часто менять свои позиции. Однако и это им мало помогло. В ночь на 12 декабря 1941 г. военные топографы, например, засекли на станции Горы сверхтяжелую мортиру «Большая Берта». Это орудие успело сделать по Ленинграду только три выстрела. Четвертый выстрел не последовал: она сама была уничтожена меткими залпами ленинградских артиллеристов.

    Военным топографам приходилось отыскивать вражеские батареи не только по вспышкам их выстрелов. Зачастую они делали это по аэроснимкам, полученным нашими самолетами-разведчиками. Умело изучая и анализируя мельчайшие пятнышки и штришки на аэроснимке, они обнаруживали хитроумно замаскированные орудия и определяли их координаты.

    В январе 1943 г. войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось разорвать кольцо блокады, пробив узкий коридор вдоль южного берега оз. Ладоги. Буквально через две недели по этому коридору была проложена железная дорога, по которой с «большой земли» в Ленинград пошли эшелоны с продовольствием, вооружением и боеприпасами. А обратно эти эшелоны везли из Ленинграда обессилевших от голода женщин, детей и раненых. Эту дорогу ленинградцы тогда назвали Дорогой Победы. Однако была она трудной и опасной: в нескольких километрах от нее, на Синявинских высотах, находились вражеские наблюдатели, корректировавшие огонь своей артиллерии. От фашистских снарядов горели вагоны с хлебом, не дойдя до умиравших от голода ленинградцев, гибли женщины и дети, не доехав до спасительной «большой земли». Подавить гитлеровскую артиллерию помогли военные топографы. Одни из них обеспечивали исходными геодезическими данными наши артиллерийские части, защищавшие дорогу, а другие настойчиво искали вражеские огневые позиции и наблюдательные пункты. Благодаря переданным ими точным координатам фашистские наблюдательные пункты были уничтожены и эшелоны снова пошли в осажденный Ленинград.

    1. Битва за Сталинград

    В битве за Сталинград отличились военные топографы Донского и Сталинградского фронтов. Они успешно обеспечивали артиллерию геодезическими данными, а штабы - разнообразными специальными картами и разведывательными данными о противнике. Так, например, топографическое подразделение майора Г. С. Рощина было особо отмечено командованием за точную привязку артиллерии одной из армий Сталинградского фронта. Боевая работа этого подразделения способствовала тому, что не менее 30 % выпущенных артиллеристами снарядов имели прямое попадание по вражеским целям. Там же, под Сталинградом, группа топографов-дешифровщиков Донского фронта в составе А. М. Куприна, А. И. Александрова, П. Л. Саенко и других, тщательно проанализировав множество аэроснимков, определила местоположение сотен огневых точек противника, позиции его пехоты и артиллерии, даже местонахождение штаба окруженной в руинах Сталинграда фашистской группировки войск. Именно там и был пленен командующий 6-й армией генерал-фельдмаршал Паулюс.

    Многое сумели сделать военные топографы при подготовке и в ходе Курской битвы летом 1943 г. Топографические части Центрального и Воронежского фронтов создали на Курской дуге густую сеть геодезических пунктов, позволившую артиллеристам наносить по врагу внезапные и точные удары. В результате, когда советскому командованию стали известны день и час перехода гитлеровцев в наступление, по готовившимся к атаке пехотным и танковым дивизиям врага был нанесен сильнейший упреждающий удар всей артиллерией двух фронтов.

    1. Курская битва

    В период Курской битвы и в последовавшей за ней битве за Днепр части Военно-топографической службы стали уделять больше внимания обеспечению войск специальными, особенно разведывательными, картами. Такими картами были обеспечены, например, все части бомбардировочной и штурмовой авиации советских Военно-Воздушных Сил, которые в мае - июне 1943 г. проводили крупную воздушную операцию с целью завоевания полного господства в воздухе. На этих разведывательных картах военные топографы, используя данные разведки, сумели точно отобразить все действовавшие и ложные аэродромы фашистской авиации, ее склады горючего и боеприпасов, авиационные штабы, позиции зенитной артиллерии и пр. Пользуясь такими картами, советские летчики уничтожили около 700 вражеских самолетов и много других объектов.

    Разведывательные и другие специальные карты составляли и печатали фронтовые картографические части и подразделения. Одной из таких частей был так называемый поезд-литография, построенный в 1942 г. на одном из московских заводов. Этот картографический поезд прошел дорогами войны в составе войск Воронежского и 1-го Украинского фронтов от г. Воронежа до Берлина. На этом боевом пути вражеская авиация 59 раз бомбила поезд. Были потери в людях и технике, но все задачи, поставленные командованием, неизменно выполнялись только с хорошим и отличным качеством. В феврале 1945 г. эта часть была награждена боевым орденом Красной Звезды.

    Топографам поручали определять точное положение переднего края своих войск и войск противника. В одном случае ошибочное изображение переднего края могло привести к поражению своих подразделений огнем своей же артиллерии и авиации, а в другом - к недостаточному подавлению противника. Чтобы избежать этого, командование часто давало топографам задание лично пройти вдоль переднего края своих войск и инструментально или глазомерно, но непременно точно, нанести на карту передовые линии своих и неприятельских войск. Это, конечно, требовало от военных топографов и умения, и сноровки, и мужества. Выполняя такие задания, они находились на виду у противника и часто становились мишенями для его снайперов и пулеметчиков.

    1. Битва за Берлин

    В 1944-1945 гг. все больше значения придавали четкой организации взаимодействия различных родов войск. Особенно велика была роль взаимодействия войск при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника. А это требовало от военных топографов решения некоторых новых задач. С 1944 г. войсковые топографы - так тогда называли топографов дивизий и корпусов - стали изготавливать макеты местности на участки прорыва вражеской обороны. Такие макеты создавали в крупном масштабе из подручных материалов (глины, песка, снега и т. п.). На них кроме элементов местности наглядно отображали траншеи и ходы сообщения, позиции артиллерии, минометов и танков, минные поля и другие объекты обороны противника. Для отработки оперативного взаимодействия между фронтами и армиями военные топографы на некоторых фронтах изготавливали рельефные планы в более мелком масштабе. Так, топографическая служба 1-го Белорусского фронта при подготовке Берлинской операции изготовила уникальный сборно-разборный рельефный макет Берлина и его окрестностей. Это произведение фронтовых топографов, ныне хранящееся в Музее Вооруженных Сил СССР, было высоко оценено Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, который тогда вместе с командным составом фронта разрабатывал на макете различные варианты штурма Берлина.

    К решающему штурму Берлина готовились все. Летчики и артиллеристы выбирали цели, которые подлежали уничтожению в первую очередь. Пехотинцы и танкисты готовились сражаться за каждый дом, превращенный гитлеровцами в крепость. И всех их надо было обеспечить в топографическом отношении. Ведь бой за крупный город, особенно такой крупный, как Берлин, не похож на бой в открытом поле. Бой в городе имеет свои законы, его ведут небольшими, но сильными штурмовыми группами. Обычно это был взвод пехоты, усиленный несколькими танками или самоходными пушками, саперами, огнемётчиками. А вела бой такая группа самостоятельно за каждый отдельный дом. Каждый ее солдат мечтал пробиться к зданию рейхстага, чтобы самому разделаться с Гитлером и всеми теми, кто развязал эту кровавую войну. И чтобы этим штурмовым группам было «видней» в тесной застройке горевшего и разрушенного города, для них были изготовлены подробные и точные планы Берлина, на которых были отображены и названия улиц, и характерные здания-ориентиры, и станции метро, и подземные коммуникации, и шлюзы, и многое другое. Пользуясь таким планом, командир штурмовой группы мог при необходимости сделать целеуказание своим артиллеристам или летчикам-штурмовикам, у которых имелись точно такие же планы.

    2 мая 1945 г. после ожесточенного сопротивления гарнизон Берлина капитулировал. Над поверженным рейхстагом взвилось знамя нашей Победы. 9 мая прозвучали салюты Родины в честь Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Закончилась самая тяжелая и кровопролитная война для нашего народа, и на ее дорогах остались стоять обелиски на братских могилах павших советских воинов, среди которых были и военные топографы. А 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся исторический Парад Победы. В строю одного из парадных подразделений чеканным шагом прошли и военные топографы, достойно представлявшие героических воинов Советских Вооруженных Сил, отстоявших честь, свободу и независимость нашей Родины.

    Перед просмотром фильма о военных топографах, выступление наших студентов закончим стихотворением участника войны, бывшего артиллериста, кандидат исторических наук Чернышева Алексея Львовича «На плацдарме Сандомирском».

    На плацдарме Сандомирском

    Сюда пришли геодезисты.

    Теодолит у них с собой.

    Позвали их артиллеристы,

    Чтоб подготовить вместе бой.

    И вот, добротно поработав,

    Они привязку провели

    Орудий, минометов,

    К нулю погрешности свели.

    В работе дело их кипело,

    Как полагалось в ту пору.

    Расчет был точен до предела,

    Чтоб в глаз попасть аж комару.

    Взлетали кверху бревна дзотов

    С землей могильною на них.

    Смолкали пушки, пулеметы,

    Косила смерть солдат чужих.

    Так шквал огня артиллеристов

    Врага заклятого разил.

    За этот бой геодезистов

    Сам Маршал Конев похвалил!

    1. Просмотр видеофильма «Военные топографы России»
    2. Подведение итогов классного часа (студенты, классный руководитель, преподаватели)

    Заключение

    Данное внеклассное мероприятие посвященное празднованию 70 – летия Победы в великой отечественной войне на тему «Военные топографы» способствует расширению кругозора у студентов в историческом аспекте, показывает большую роль военных топографов и геодезистов в победе над фашистской Германией, достижение отечественной науки в обороне страны.

    И самое главное воспитывает патриотизм, чувство гордости за свою Родину, интерес к выбранной профессии, путем использования на внеклассном мероприятии познавательного материала.

    Литература, интернет ресурсы

    1. В.И. КАЗАКОВ, почетный геодезист, кандидат технических наук, участник Великой Отечественной войны (изд. Педагогика, Москва, «География в школе» 1985-03)
    2. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/01/08/voennye-topografy-v-gody-vov
    3. http://otvetis.ru/new/voennye-topografy-v-gody-vov/
    4. http://vts.mybb.ru/viewtopic.php?id=34
    5. http://www.konkurs.senat.org/article/R_Hisomiddinov.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "70-летие Победы в Великой отечественной войне"

    Данная методическая разработка посвящена страницам истории Великой отечетсвенной войны...

    Российский фестиваль посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Подвиг героев в сердцах поколений"

    Вспоминаем вместе с студентами "АТЭМК" события "радости со слезами на глазах" Великой Победы...

    Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

    Чтение авторского сочинения "Судьбы военные"Биография Сергя Гавриловича Волкова...

    Открытое мероприятие - Классный час посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне

    Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Поклонимся великим тем годам….»...

    Авторская разработка , посвященная 70- летию Победы в Великой Отечественной Войне на тему: " Поклонимся великим тем годам....."

    Данная авторская разработка предназначена для преподавателей, студентов и всех , заинтересованных лиц в тематике Великой Отечественной войны. В данной разработке предусмотрены песни по тематике, к каж...

    Проект по истории, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. по теме: «Память народа»

    laquo;И, сметя все мелкое, пустое, Скинув скуку, черствость или лень, Вспомнить вдруг о том, какой ценоюКуплен был наш каждый мирный день!И, судьбу замешивая круто, Чтоб любить, сражаться и мечтать, ...