РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ
статья

Минаева Римма Владимировна

Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии коллективных творческих дел с целью развития творческого потенциала студентов -   Клуб любителей иностранного языка (КЛИЯ), а также результаты работы клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске Зарайский педагогический колледж МО.

Минаева Р.В.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ.

Развитие творческого потенциала личности на уроках иностранного языка при работе со студентами в рамках Клуба любителей иностранного языка.

Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии коллективных творческих дел с целью развития творческого потенциала студентов -   Клуб любителей иностранного языка (КЛИЯ), а также результаты работы клуба.

Изучая данную тему, я выяснила, что учеными была проделана огромная работа в области определения самого понятия творчества так и критериев творчества. Существует как множество определений, так и подходов в описании творческой и нетворческой деятельности. Это зависит от того, к какой «психологической школе» принадлежит ученый, от его личных изысканий в этой области, но все они сходятся в одном – творчество – это способ самовыражения личности.  

Согласно определению, «творчество» - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.[Петровский с.393 ].

Д. Б. Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого.[Богоявленская с.7].

Ученые выделяют такие виды творчества: научное, техническое, художественное, музыкальное, сотворчество.

Креативность (от латинского creation – создание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.[Барышева]. Так, К. Роджер понимает под креативностью способность обнаружить новые способы решения проблем и новые способы выражения.[Ильин с.11]В.Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?»[Ильин с.11] Креативность в общем виде понимается как общая способность к творчеству. Из этого следует, что одной из целей современного образования является создание условий для реализации этой потребности. Так как креативность — это психическоеобразование, которое включает в себя интеллектуальный потенциал,связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, коммуникативными параметрами и т.д. необходимо учитывать степень сформированности тех или иных процессов.

Развитие творческого потенциала проходит, по мнению ученых (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Шумакова, В.С. Юркевич и др.) две фазы. В возрасте 13-20 лет возникает «специализированная» креативность, т.е., способность к творчеству в определенной сфере деятельности. Эта креативность, как отмечает М.О. Олехович, имеет отношение к определенному типу мышления, который постепенно формируется в ходе развития личности. Это сложное психологическое образование, в котором характеристики когнитивной деятельности и познавательная потребность сплавляются с некоторыми личностными характеристиками. В результате на основе культурной креативности возникает творческая личность. [Ильин с. 284]

Оно предполагает наличие у личности способностей,мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.А что делать, если этого необходимого уровня всем известных знаний, умений, навыков, да и мотивов нет?

Что следует помнить? Н.А. Менчинская говорит, что оптимально развивающим может быть только такое обучение, которое развивает учащего с уже достигнутого уровня. [Плигин с. 34]

 Работая с разным уровнем подготовки и мотивации в обучении, имея дело с очень разным составом групп, я задавалась вопросом, как изменить ситуацию и что может помочь мне раскрыть потенциал студентов, разбудит их способности и мотивирует при изучение иностранного языка?

Так возникла идея создания клуба любителей иностранного языка. - КЛИЯ - это свободное общество студентов и преподавателей колледжа, стремящихся к углублению знаний по иностранному языку, желающих расширить свое мировоззрение и более полное восприятие мира как единого организма.

- Членам клуба могут быть студенты 1-4 курсов, обучающихся в колледже и преподавателями, знающими или желающими продолжить изучение иностранного языка, расширить, углубить свои знания.

Цели и задачи клуба:

1.Углубление и расширение кругозора студентов.

2.Развитие социокультурных и лингвострановедческих навыков.

3.Достижение уровня B1(пороговый) коммуникации и B2 (продвинутый) в области общения.

4.Знакомство с историей, культурой стран изучаемого языка.

5.Активное включение студентов в процессе саморазвития и самообразование, самораскрытие.

6. Привлечение студентов к участию в постановке спектаклей на английском языке.

7. Развитие всех возможных творческих способностей каждого конкретного студента.

Результаты работы клуба:

1.Спектакли театра.

2.Участие в концертах колледжа.

3.Выпуск газет, тематических плакатов, презентаций.

4. Организация и проведение внеклассных мероприятий.

5. Участие в олимпиадах и других творческих конкурсах, организуемых как в колледже, так и вне его.

Любой успех создается - постепенно, по кирпичикам. Этот процесс неразрывно связан с активностью обучающегося. Обучающийся должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основным источником является мотивация и желание. Именно на этом основании построена программа КЛИЯ. Именно это является необходимым основанием для появления ростков личной инициативы и творчества, именно тогда появляется желание выразить себя в какой-либо работе. Особо следует отметить, что для проявления и развития креативности важна поддержка окружения. Во-первых, родителей, а во-вторых, учителей, преподавателей.

При работе клуба я использую технологию коллективных творческих дел. Одной из целей художественного коллективного  творческого дела является:

  • пробуждать желание испробовать себя в творчестве,
  • обогащать внутренний мир человека.

Также при работе над различными мероприятиями я опираюсь на структуру коллективного творческого дела, предложенную И.П. Ивановым. Особое внимание мы уделяем рефлексии. Это позволяет раскрыться каждому, сделать выводы, выдвинуть идеи и предложения по дальнейшей совместной работе. И.П. Иванов[Селевко с. 434] предлагает обсудить три вопроса:

  1. Что было хорошо, что удалось и почему?
  2. Что не получилось и почему?
  3. Что предлагаем на будущее?

Мы их обсуждаем с небольшими вариациями, добавляя в обсуждение личные переживания, эмоции и ощущения.

И в тоже время необходимо помнить, что существуют факторы, затрудняющие творческий процесс. А. Маслоу[Петровский с.201]выделил ряд барьеров, блокирующих творчество в личностном плане:

  • комформизм,
  • внешняя и внутренняя цензура,
  • ригидность мышления,
  • импульсивность мысли,
  • познавательный эгоцентризм.  

Я, как преподаватель, не могу изменить генетику или социальное положение студента, но я могу постараться создать обстановку в которой ему захочется, и он сможет выйти за рамки привычного, «выход за рамки требуемого» (Д.Б.Богоявленская) [Ильин с.12] предоставить некоторую самостоятельность, свободу, в том числе свободу самовыражения, радости от нового вида деятельности, веры в свои возможности.

Особую роль при подготовке и постановке спектаклей на английском языке должна сыграть эмоциональная активность. Интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, ситуаций.

Коммуникативная (речевая) активность стимулирует инициативность речевого поведения, умение комбинировать речевые единицы по-новому, ситуативность. Спектакли позволяют поработать и над распределением внимания, так необходимы в преподавательской деятельности.

Если группа подобралась стеснительная и ограниченна в знаниях грамматических структур, рекомендуется начать именно с кукольного спектакля, т.к. это снимает психологический стресс и стимулирует речевую активность. В группах активных, артистичных, с высоким уровнем коммуникативной активности рекомендуется, ставить спектакли, включающие в себя песни, танцы, большую двигательную активность, имеющих выход на зрителя: выступление на концерте, конкурсе.

Но и кукольный спектакль требует выхода своей деятельности (мы посещали базовую начальную школу, показываем их на «дне открытых дверей» в колледже). Если идея поставить спектакль на иностранном языке вам нравится и привлекает, следует помнить, что этому предшествует большая предварительная работа (подготовка декораций, афиши, пригласительных билетов, репетиций).  Но главное - снятие психологических «зажимов» перед публикой, работа над чистой, грамотной речью, дикцией, выразительностью и эмоциональностью. Особое внимание на сцене, поддерживать зрительный контакт.

На предварительном этапе рекомендуется использовать:

  • психотехнические игры,
  •  мини - диалоги с использованием театральных кукол,
  •  разыгрывание миниатюр (очень хорошо использовать «Винни - Пуха» Милна),
  • пантомима помогает выделить главное, рисует образ, мимика - чувства, настроение героев, дыхание - энергетический образ речи.

Внеклассные мероприятия, такие как - викторина, дискуссия, аукцион, деловая игра и круглый стол придает обучению конкретно - функциональный характер, повышая мотивацию студентов.

Все хотят изучить английский язык, и желательно как можно быстрее. За один месяц! За одну неделю! За три дня! Можно ли немного побегав вокруг дома, выйти на стадион и поставить рекорд»? Все согласятся: нельзя, не получится. Можно ли развить творческие способности за тот короткий промежуток времени, который студенты обучаются у вас? Думаю, что творчество – это процесс длиною в жизнь.

Библиографический список:

  1. Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика технология. Словарь – справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере.  СПб – 2008.
  2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М., 1981 с.7
  3. Ильин Е.П. Психология творчества креативности одаренности П., 2008 с.11, с. 12, с. 284
  4. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М. 2003 с. 34
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Словарь по психологии - 2-е изд., исправленное и дополненное М.: Политиздат 1985 с.393, с. 201
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий М. 2005 с. 434


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка...

Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»

Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...