Тренинг написания мини - сочинения по обществознанию
презентация к уроку

Рыбчинская Елена Виталиевна

Рабочая презентация для тренинга 29 задания(мини-сочинение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_blagosklonen_k_nesovershennoletnim.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над эссе. Кейс

Слайд 2

Закон благосклонен к несовершеннолетним В данном высказывании автор поднимает проблему применения закона к несовершеннолетним. Эта проблема актуальна в настоящее время в условиях правового государства, где действует сила закона и высшей ценностью являются права и свободы человека. Смысл данного высказывания состоит в том, что закон по отношению к несовершеннолетним устанавливает менее суровые меры наказания, предусматривает различные льготы в правовом поле.

Слайд 3

29.2 Правовая защита несовершеннолетних осуществляется в различных сферах законодательства. Положение об охране детских интересов и ответственности за них содержится в отраслевых кодексах (семейном, трудовом, административном, уголовном). Дети-это лица, не достигшие совершеннолетия, т.е. граждане в возрасте до 18 лет. Это особая категория лиц, для которых государство устанавливает усиленные меры защиты. Законы-это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, являются основным источником права. В законах разных отраслей права предусмотрены защитные механизмы для соблюдения прав и свобод несовершеннолетних. Несовершеннолетние граждане находятся под защитой государства.

Слайд 4

29.2-29.3-29.4 Государство, через Трудовой кодекс, защищая права несовершеннолетних, запрещает применять к ним испытательный срок, обязует работодателя предоставить ежегодный отпуск в любое удобное время в течении 31 дня, запрещает применять труд несовершеннолетних на тяжелых работах, работах, наносящих вред физическому и нравственному здоровью. За нарушение прав несовершеннолетних предусмотрена юридическая ответственность вплоть до лишения свободы для нарушителя. По уголовному кодексу несовершеннолетие считается смягчающим обстоятельством, учитывается уровень воспитания, психологического развития. Во всех субъектах РФ есть служба уполномоченного по правам ребенка, что подчеркивает ответственность государства и общества по защите прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних. Государство стоит на защите нравственного развития несовершеннолетних. В СМИ появлялась информация о действиях ФАС(федеральной антимонопольной службы) по запрещению рекламы азартных игр. В частности сообщалось о том, что была оштрафована компания Гугл осенью 2014 года. Также СМИ отражает работу прокуратуры по надзору за органами опеки и попечительства, по пресечению жестокого обращения с детьми в некоторых детдомах и отдельных семьях. Из истории известно, что для защиты детей даже в крепостной России создавались приюты, где сироты могли получать воспитание и начальное образование. Такие приюты в 18 веке были в Москве и Петербурге, возглавляемые во второй половине 18 века Марией Федоровной женой императора Павла.

Слайд 5

Закон благосклонен к несовершеннолетним. Рассматривая современное наше законодательство через примеры кодексов в разных отраслях права можно увидеть, что права несовершеннолетних особо защищаются государством, обеспечивая условия для полноценного развития и обучения, учитывая особенности возраста.

Слайд 6

Рассуждение В любом государстве уделяется большое внимание защите тех лиц, которые особенно в этом нуждаются. К их числу, несомненно, относятся и не достигшие совершеннолетия граждане. Правовая защита несовершеннолетних осуществляется в различных сферах законодательства.

Слайд 7

Законы О сновополагающие положения законодательства нашей страны закреплены Конституцией . Д етство находится под охраной государства. Закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (далее ­ Закон № 124-ФЗ ). Положения об охране детских интересов и ответственности за их нарушение содержатся в отраслевых кодексах (гражданский, семейный, трудовой, уголовный).

Слайд 8

законы Федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних устанавливаются нормы, гарантирующие детям хорошую среду для жизни и развития. С облюдение прав, защита от их нарушения, устранение любых негативно влияющих на формирование маленького гражданина факторов . Принимать свои законы в этой области могут и субъекты (регионы) РФ. П ринимаемые нормативные акты не должны противоречить друг другу, допускать дискриминации детей, ущемления их интересов .

Слайд 9

Кто такие дети в нашей стране? Дети – это лица не достигшие совершеннолетия, т. е. граждане в возрасте до восемнадцати лет. Исключениями служат случаи эмансипации, когда ребенок уже с шестнадцати лет приобретает самостоятельный статус и несет ответственность за собственные поступки.

Слайд 10

Закон о защите прав несовершеннолетних Специальные нормы регулируют детские интересы в следующих областях: образовании; медицине ; профессиональном обучении, занятости и труде; семейных взаимоотношений.

Слайд 11

Обязанности родителей по закону Родителям полагается заботиться о своих детях, обеспечивать их нормальное развитие, защищать их интересы . Материальное обеспечение, создание психологически и эмоционально благоприятной сферы для жизни . Дети вправе проживать вместе со своей семьей, общаться со своими родителями и другими родственниками, выражать свое мнение, получать материальное содержание. Если родителями обязательства надлежаще не исполняются, то могут быть приняты меры принудительного воздействия : взыскание алиментных платежей, лишение или ограничение родительских прав. Если в отношении несовершеннолетних совершаются преступления, то применяется уголовное наказание.

Слайд 12

Ответственность За ущемление интересов малолетних (несовершеннолетних) лиц граждане и организации привлекаются к разного рода ответственности . Меры воздействия предусматриваются гражданским, жилищным, трудовым, семейным, административным и уголовным законами. Нарушение прав несовершеннолетних влечет применение серьезных мер к нарушителям вплоть до лишения свободы на длительный срок. Н екоторые виды наказаний применяются только при ущемлении детских прав. Например, лишение или ограничение прав одного или обоих родителей . Лица , не достигшие совершеннолетнего возраста, находятся под особой защитой государства.

Слайд 13

Интересы детей и государство Дети ­ – это особая категория лиц, для которых государством устанавливаются усиленные меры защиты . Родителями , иными лицами, государством должны обеспечиваться интересы детей .

Слайд 14

Термины для теоретической части Закон-основной источник права; Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой; З аконы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума ; Законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности

Слайд 15

Отрасли права Трудовое право Уголовное право Семейное право Административное право Как в данных отраслях прописаны положения о несовершеннолетних?

Слайд 16

Трудовой кодекс РФ (права несовершеннолетних, льготы) 1.К лицам не достигшим 18 лет не может быть применен испытательный срок. 2.Сокращенный рабочий день(для возможности совмещать работу с учебой) -от 14 до 16 лет -2.5 часа -от 16 до 18 лет -3.5 часа 3.Предусмотрен дополнительный отпуск для сдачи экзаменов помимо ежегодного отпуска

Слайд 17

Трудовой кодекс РФ Гл.42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Ст.265.Работы,на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18лет. 1.На работах с вредными или опасными условиями труда; 2.На подземных работах; 3. Р аботах,причиняющих вред здоровью и нравственному развитию(игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, торговля спиртными напитками, табачными изделиями).

Слайд 18

Трудовой кодекс РФ Отпуск для несовершеннолетнего не менее 31 дня Увольнение только по согласованию с КДН Обязательное медицинское обследование. Несовершеннолетние не могут наняты на работу с опасными или вредными условиями труда, а также в организации, где может быть нанесен ущерб их здоровью и нравственности. Это в частности: производства с высокой степенью загрязненности или опасности; должности, связанные с работой под землей или на большой высоте; должности, связанные с переносом грузов, превышающих установленные нормы; работа в ночных клубах или игорных заведениях; работа, связанная с изготовлением и торговлей спиртными напитками, изделиями из табака, а также наркотическими или токсическими веществами.

Слайд 19

Трудовой кодекс Рф Подростки не могут исполнять трудовые обязанности сверхурочно, вахтовым методом или посменно, работать ночью в выходные , а также праздничные дни, ездить в командировки, а также совмещать несколько должностей. Согласно статье 244 ТК РФ с несовершеннолетними не может быть заключен договор о полноценной материальной ответственности, даже если позиция, на которую он принят, это предусматривает. Не достигшие 18 лет сотрудники могут отвечать только за умышленное причинение ущерба (в т . ч . и в состоянии опьянения), а также при совершении преступления или административного нарушения.

Слайд 20

Трудовой кодекс РФ Для сотрудников в возрасте до восемнадцати лет устанавливаются сокращенные нормы рабочего времени. Работники до 16 лет, совмещающие очное обучение с работой, не могут быть заняты более 2,5 ч. в течение одной дневной смены. Те, кто учится заочно, окончил или прервал обучение, не должны работать более 5 часов в течение одной дневной смены (не более 24 ч. в неделю). Сотрудники в возрасте 16-18 лет, которые совмещают очное обучение и работу не могут быть заняты более 4 часов в течение одной дневной смены. Обучающиеся заочно и те, кто по тем или иным причинам уже не учится, должны работать в пределах 7-часовой дневной смены (не более 35 ч. в неделю).

Слайд 21

Трудовой кодекс РФ Статья 269 Трудового кодекса России предусматривает защитные меры от неправомерного увольнения несовершеннолетних работников. Р аботодатель может уволить такого сотрудника по своей инициативе , только получив согласие государственной инспекции труда и спецкомиссии по делам несовершеннолетних . Исключение составляют только предприятия, находящиеся на стадии ликвидации и ИП, прекращающие свою деятельность.

Слайд 22

Уголовно-правовой режим для несовершеннолетних Уголовно -правовой режим несовершеннолетних ( особенности уголовной ответственности несовершеннолетних , ювенальное уголовное право ) — специфический уголовно -правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в отношении лиц подросткового возраста вследствие их психофизиологичекой и социальной незрелости, несформировавшейся у них системы социальных ориентиров, значительной подверженности влиянию со стороны взрослых преступников.

Слайд 23

Уголовно-правовой режим для несовершеннолетних в международных документах Запрет на применение смертной казни к лицам моложе 18 лет установлен п. 2 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а также п. «а» ст. 37 Конвенции ООН о правах ребёнка. П . «а» ст. 37 Конвенции ООН о правах ребёнка запрещает применение пожизненного лишения свободы без возможности освобождения.

Слайд 24

УК РФ Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет . Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Слайд 25

УК РФ Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему 1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. 2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Слайд 28

Семейный кодекс РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками Статья 56. Право ребенка на защиту Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов 2 . Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих )

Слайд 29

Семейный кодекс РФ При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним их них) обязанностей по воспитанию , образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Слайд 30

Семейный кодекс РФ Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Слайд 31

КоАП РФ Административная ответственность 5.35 КоАП РФ Статья 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) является универсальной, и включает в себя несколько составов (частей, нарушений) за которое определенное лицо (субъект) может понести соответствующее наказание. Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Слайд 32

Фактические примеры Об общественном призрении в России. СПб., 1918. С. 41-42. Ж ена Павла Первого - императрица Мария Федоровна. Став в 1797 г. попечительницей воспитательных домов, уделяла большое внимание образованию детей. Для этого в обоих Воспитательных домах (Петербургском и Московском) были созданы специальные классы, в которых дети-сироты получали не только начальные знания, но и специальность (это были специальности, присущие их социальному происхождению - нянечки, прислуги и т.п .). Вот как описывает современник Воспитательный дом в Москве: «Не надменному наследнику, не богатому вельможе, не царскому министру отдано красивейшее здание города - незаконнорожденным, брошенным гулящими матерями младенцам. Детей отдают привратнику без всяких допросов и рекомендаций, переодевают во все казенное и препоручают кормилице. Не только зачатые в грехе, но и дети замужних крепостных баб нередко попадают в Воспитательный дом. И причина расставания навеки с любимым дитятей бывает удивительной - желание, чтобы ребенок не повторил в неволе несчастной жизни своих родителей, чтобы рос свободным человеком. Ведь устав Воспитательного дома гласит: «Все воспитанные в сем доме обоего пола и дети их и потомки в вечные роды останутся вольными и никем закабалены или укреплены быть не могут» Источник: http://naukarus.com/istoriya-formirovaniya-pravovoy-gosudarstvennoy-politiki-po-zaschite-prav-nesovershennoletnih-v-rossii

Слайд 33

примеры В Москве, например, опекунский совет детских приютов возглавила княгиня Наталья Сергеевна Трубецкая. Первоначально московские детские приюты создавались с целью приютить и дать начальное образование бедным детям, оставшимся без присмотра во время дневной работы их родителей. С 1878 г. по решению опекунского совета особое внимание стали уделять созданию сиротских отделений при приютах . Это дало возможность облегчить в какой-то мере положение детей-сирот, дать им не только постоянный приют и уход, но и начальное школьное обучение. Источник: http://naukarus.com/istoriya-formirovaniya-pravovoy-gosudarstvennoy-politiki-po-zaschite-prav-nesovershennoletnih-v-rossii

Слайд 34

Уполномоченный по защите прав ребенка( современная история) УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЕТИЛА МНОГОДЕТНУЮ МАТЬ, НАХОДЯЩУЮСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В 2018 году в одной из семей г . Красного Кута случилось несчастье. Скоропостижно умер глава семейства, в декабре сломался котел, без которого невозможно осуществить отопление дома, где проживает 9 детей. При активном включении Уполномоченного, содействии администрации Краснокутского муниципального района теплоснабжение в доме было восстановлено, семья, проживающая в стесненных условиях поставлена на очередь в министерство строительства и ЖКХ. Все вопросы, регулирующие меры социальной поддержки многодетной семьи, находятся на контроле Уполномоченного по правам ребенка. В январе 2019 года Татьяна Загородняя посетила данную семью, поинтересовалась состоянием здоровья деток, условиями их проживания, поздравила с новогодними праздниками, вручила ребятам подарки.

Слайд 35

Защита детей от рекламы П римеры судебной практики: Федеральная антимонопольная служба России оштрафовала Google за рекламу азартных игр, сумма штрафа составила 100 тысяч рублей. Реклама была признана ненадлежащей 10 декабря 2014 года . Само разбирательство началось осенью 2014 года, тогда в ФАС поступило обращение от гражданина, который пожаловался на то, что в поисковике можно увидеть рекламу азартных игр.

Слайд 36

Полномочия прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних Защиту прав ребенка осуществляет, в том числе прокурор . Определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: -пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних ; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства

Слайд 37

Темы эссе Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.(Цицерон) Сущность права состоит в равновесии двух интересов: личной свободы и общего блага. ( В.С.Соловьев ) Законы обязаны своей силой нравам ( К.Гельвеций )

Слайд 38

Тренинг написания эссе. Критерии к заданию 29 Кейс (термины, теоретические положения, социальные факты) Разбор эссе по критериям

Слайд 39

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» С.Паркинсон Социология, социальная психология. Термины: Толпа Закон толпы Каменный век Теоретические рассуждения: Влияние толпы на человека Особенности поведения в толпе

Слайд 40

Разбор терминов Толпа — это временное скопление большого числа людей. Когда высокий уровень социального возбуждения объединяется с размыванием ответственности , люди могут отбросить свои обычные ограничения и потерять чувство индивидуальности . Результатом могут быть действия, которые варьируют от легкого нарушения запретов (проклятия по адресу арбитра, выкрики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и даже до разрушающих социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные бесчинства, линчевание).

Слайд 41

Психическое состояние в толпе Повышенная эмоциональность восприятия; Усиленная внушаемость; Снижение критического отношения к себе; Подавление чувства ответственности за свое поведение; Ощущение анонимности; Появление чувства силы Деиндивидуализация - потеря самоосознания Диффузия ответственности — явление субъективного распределения ответственности за какой-либо поступок между несколькими членами группы, в результате чего уровень ответственности каждого члена становится значительно ниже исходного.

Слайд 42

Стихийное поведение в толпе Базовыми механизмами стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание», приводящее субъект в такое состояние, при котором он теряет способность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов .

Слайд 43

З акон «духовного единства толпы», сформулированный Г. Лебоном В толпе индивид способен на такие акты жестокости и насилия, которые никогда не совершил бы будучи одним . Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние «коллективной души» толпы . И стория дикого Запада знаменита «судами линча », в которых разгневанная толпа вешала пойманного преступника. И часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Невиновный человек попадался под «горячую руку» толпы, совершив неадекватные действия, направленные не на подражание толпе. Когда же тем, кто линчевал человека предлагали совершить аналогичные действия, но уже в одиночку, они упорно отказывались и не представляли, что могут сделать это .

Слайд 44

Теоретическое рассуждение В толпе люди могут отбросить свои обычные ограничения и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, которые варьируют от легкого нарушения запретов до разрушающих социальных взрывов (уличные бесчинства, линчевание).

Слайд 45

Взаимосвязь теории и примеров По степени активности толпу разделяют на пассивную, активную и агрессивную. Пассивная толпа. Характерным признаком является отсутствие эмоционального возбуждения . Л юди слабо связаны между собой информацией, поэтому не могут совместно действовать . Они спокойно ожидают чего-либо и относительно независимо друг от друга передвигаются (толпа людей на вокзале).

Слайд 46

Фактические примеры Приведем пример, определенной особенности поведения пассивной толпы . Женщина случайно упала в магазине и сломала ногу. Страдая, она просила о помощи. На протяжении 40 минут мимо нее проходили потоки покупателей, пока, наконец, один человек помог ей добраться до больницы. Шокирует, что ни один человек в указанных случаях не попробовал оказать помощь . Проявилась диффузия ответственности. Если субъект наблюдает за событием один, то вся ответственность за пострадавшего лежит на нем. Присутствие же рядом других людей, ослабляет чувство ответственности.

Слайд 47

Диффузия ответственности диффузия ответственности : «…ой, зачем я буду подходить, вон сколько вокруг еще прекрасных людей, кто-нибудь из них обязательно вызовет скорую, полицию или кого там еще надо».

Слайд 48

Распределенная ответственность Мы все фактически беззащитны . Что делать ? .

Слайд 49

Феномен распределенной ответственности Нужно обращаться за помощью к конкретному человеку, то есть адресно. Если вы кричите «люди помогите», вам никто не поможет. Если вы говорите, например, «эй ты в синей майке, иди сюда», или «девушка с красной сумочкой, позвони в полицию», или «мужчина с усами, срочно вызови скорую», то люди тут же начинают делать то, что вы им «приказываете». Срабатывает обратная сторона феномена распределенной ответственности. Если человек, у которого попросили помощи, не отреагирует на эту просьбу, то все остальные на него посмотрят с осуждением: « что это такое, тебе сказали делать, а ты не делаешь, нехорошо». Есть феномен распределенной ответственности для элементарной техники безопасности. И помните, если вы попали в беду в людном месте, то делайте только адресные просьбы и только к конкретным людям.

Слайд 50

Взаимосвязь теории и примеров Агрессивная толпа. В ысокий уровень эмоционального возбуждения, внутренней и внешней активности. Н акопление психического напряжения людей, чувства отчаянья, гнева и т.д. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное, разрушительное поведение в отношении предметов или людей. Примером могут служить спортивные болельщики-фанаты.

Слайд 51

Пример из истории 18 мая 1896 года, в день коронации Николая II, на Ходынском поле (в районе нынешнего Ленинградского проспекта Москвы) собралось более 500000 человек, что значительно превысило вместимость площади. Устроители же народного гуляния не удосужились принять подобающих мер по предотвращению давки. Чей-то крик : «Подарков всем не хватит !» привел к давке. Обезумевшие от страха люди топтали попадавших под ноги, теряли сознание и гибли в тесноте. В марте 1953 года, в день похорон И.В. Сталина, пряников не раздавали. На сей раз мотивом смертоносной давки послужило страстное стремление лицезреть скончавшегося кумира. Однако схема развития событий оказалась аналогичной, и мы, вероятно, никогда уже не узнаем, сколько тысяч москвичей погибли в той давке...

Слайд 52

21 августа 1991 На площади Дзержинского (нынешняя Лубянка) сосредоточились тысячи людей, среди которых усиливались призывы к штурму здания КГБ. Если бы такие призывы воплотились в действие, следовало ожидать очень тяжелых последствий и человеческих жертв. В решающий момент удалось переориентировать внимание толпы с охраняемого здания на памятник Ф.Э. Дзержинскому, возвышавшийся в центре площади и многие годы казавшийся ее абсолютно незыблемым символом. Памятник свалили с пьедестала. Т олпа получила незабываемое зрелище. И то, что доминирующее эмоциональное состояние удалось своевременно переключить с ярости на любопытство, спасло не одну человеческую жизнь

Слайд 53

Пример из литературы В романе А.Н. Толстого «Хождение по мукам» есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин вызвал яростное возмущение бойцов своими сомнительными действиями. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: «Вот враг!» – и толпа набросилась на другую жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы...

Слайд 54

Сообщения из сми В 1982 году в «Лужниках» популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был очень важен, но игра протекала вяло. Зрители теряли интерес и, главное, надежду на то, что решающий гол их любимцами будет забит. Уже за 15–20 минут до конца люди начали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, на последней минуте матча, долгожданный гол был-таки забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто под давлением задних рядов по инерции продолжал двигаться к выходу. Это обернулось трагедией: десятки людей были задавлены насмерть..

Слайд 55

Примеры В 1974 год. Шел товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, один сектор на трибуне был полностью предоставлен канадским туристам. Советские и канадские болельщики реагировали дружелюбно, обменивались между собой веселыми и громкими комментариями . Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки жвачки. Ж вачка , в то время считавшаяся атрибутом «буржуазного образа жизни», в нашей стране не производилась и не продавалась. Канадцы наверняка знали о высокой ценности дешевой жвачки для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или провокацией, осталось неясным . Но последовавшие события оказались позорными и страшными. Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу в отчаянной борьбе за каждый долетевший до них брикет. Тут же над головами канадцев засверкали фотовспышки (снимки русских дикарей «за железным занавесом», отчаянно сражающихся за упаковки жвачки, обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона, в ужасе от происходящего, не нашли ничего лучшего, как полностью отключить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья...

Слайд 56

Критерий 1 № Критерии оценивания мини-сочинения баллы 29.1 Раскрытие смысла высказывания 1 Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. 1 балл Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера(«домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. целом. 0 баллов Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется - 0 баллов.

Слайд 57

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» С.Паркинсон К29.1. Автор затрагивает проблему поведения человека в толпе. Находясь в толпе, человек не может контролировать свои поступки и нести за них ответственность . Н а протяжении всей человеческой истории есть много примеров того, как человек находясь в толпе, не думает о личной ответственности, что приводит к негативным последствиям. Находясь в толпе, общество регрессирует. Все люди индивидуальны, что характерно для одного, для другого - нет . Поэтому «подчинившись закону толпы» общество не развивается, а деградирует, то есть образно выражаясь возвращается в каменный век.

Слайд 58

Критерий 29.2 № Критерии баллы 29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого (-ых) понятия (- ий ), наличие и корректность теоретических положений 2 В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых)понятия(- ий ) и теоретические положения. 2 В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок ) объяснения ключевого (-ых) понятия (- ий ), теоретические положения не представлены . 1 Приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения , смысл ключевого(-ых) понятия(- ий ) не раскрыт . 1

Слайд 59

Критерий 29.2 З аконы толпы – это неконтролируемые действия, которых предугадать невозможно. Человек, находясь в толпе, превращается в дикое существо, который полагается на свои инстинкты и не думает о последствиях своих действий, он не прислушивается к своей совести и забывает о нравственных нормах . Толпа — это временное скопление большого числа людей. В толпе проявляется повышенная эмоциональность восприятия, усиленная внушаемость, снижение критического отношения к себе, подавление чувства ответственности за свое поведение, ощущение анонимности, появление чувства силы, деиндивидуализация - потеря самоосознания .

Слайд 60

Критерий 29.2 Когда высокий уровень социального возбуждения объединяется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, которые варьируют от легкого нарушения запретов (проклятия по адресу арбитра, выкрики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и даже до разрушающих социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные бесчинства, линчевание).

Слайд 61

Критерий 29.3 № Критерии баллы 29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов. 1 В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(- ые ) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения , на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод . 1 Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания. 0

Слайд 62

Критерий 29.3 Т олпа превращает человека в варвара, который полагается только на свои инстинкты и готов отказаться от всех нравственных и моральных норм . Толпу ничего не объединяет . Толпа безлика . Она без целей, единых интересов . Это группа случайных людей . Поведение человека в толпе бессознательно, работают только инстинкты выживания . Поведение толпы это чаще всего давка , паника .

Слайд 63

Критерий 29.4 29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2балла Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. 2 Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. 1

Слайд 64

Критерий 29.4 Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. 1 балл Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. 0

Слайд 65

Указания по оцениванию В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Максимальный балл – 6

Слайд 66

29.4 Примером тому можно привести поведение толпы народа на Ходынском поле в честь коронации Николая II, которая вошла в историю как "Ходынская катастрофа ". Больше тысячи людей были раздавлены разъяренной толпой . Другим примером поведения толпы была похороны Сталина . Скопление народа было столь велико, что в нескольких местах на улицах Москвы возникали ужасные давки, унесшие немало человеческих жизней ".

Слайд 67

29.4 На многих улицах разыгрывались настоящие трагедии. Давка была такой сильной, что людей просто вжимали в стены домов. Обрушивались заборы, ломались ворота, разбивались витрины магазинов. Люди забирались на железные фонарные столбы и, не удержавшись, падали оттуда, чтобы уже никогда не подняться. Некоторые поднимались над толпой и ползли по головам, как это делали во время Ходынской давки.

Слайд 68

29.4 Можно также привести пример поведения пассажиров "Титаника", которые во время катастрофы превратились в толпу, стремящуюся выжить любой ценой, даже за счет другого . Вот здесь и есть пример поведения человека как в каменном веке , в борьбе за выживание, без всяких ценностных установок, гуманности.

Слайд 69

приложение

Слайд 71

Три фактора толпы по Лебону Лебон выделяет три основных фактора, благодаря которым формируются указанные свойства толпы. Первый – анонимность: Личность в толпе растворяется. Здесь нет имен и социальных статусов, есть только «гражданин в пальто», «женщина в шляпе» и т.д. «Толпа, - как писал Лебон , - становится анонимной и в силу этого - безответственной, чувство ответственности, которое вечно сдерживает индивида, тут исчезает полностью». С одной стороны, участие в скоплении значительного числа людей создает у отдельного человека чувство силы, могущества, непобедимости; с другой - безликость и « безадресность » толпы делает отдельного человека анонимным, а это приводит к возникновению чувства личной безответственности: каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично .

Слайд 72

Факторы толпы Второй фактор, по определению Лебона , - это «заражение»: Под заражением здесь понимается распространение психического состояния одних людей на других. Согласно теории, общее настроение и воображение распространяются, подобно инфекции, в результате воздействия трех механизмов: - имитации - стремления одного человека подражать большинству, делать то, что делают остальные; - внушаемости - состояния, в котором отдельный человек становится более восприимчивыми к образам, целям и предположениям, исходящим от других; - цепной реакции - процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у отдельного человека такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной связи. Внушаемость Лебон выделяет в отдельный, влияющий на свойства толпы, фактор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мое мини-сочинение

размышления преподавателя фортепиано о своих учениках...

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в 11 классе

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят  к написанию сочинения-рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных...

рекомендации по написанию сочинения

материал для тех, кто поэтапно может отследить ход написания творческой работы...

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Цель:- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.Задачи:- обратить внимание на...

Помощь студентам в написании сочинений (памятка)

Памятка для написания сочинений...

Методические рекомендации по выполнению части «С» (написание сочинения) на экзамене по русскому языку для студентов I курса СПК

Методические рекомендации, адресованные студентам 1 курса СПК , посвящены проблеме подготовки обучающихся к написанию сочинения – рассуждения.Настоящая работа отличается практикоориентированной ...

Использование ИКТ в процессе обучения написанию сочинения

В презентации представлены некоторые приемы работы над сочинением-рассуждением с использованием ИКТ, способствующие предупреждению возникновения типичных ошибок....


 

Комментарии

Федорова Елена Львовна

Елена Виталиевна,большое спасибо за прекрасный материал. Тренинг по написанию мини-сочинения по обществознанию очень грамотно разработан, все тщательно продумано и отобрано. Использовала этот кейс на своих уроках в 11 классе не один раз, так как материала много. Видно, что вы просмотрели очень много литературы, серьезно готовились. Несомненно, ваша разработка будет очень полезна учителям обществознания при подготовке учащихся к 29 заданию ЕГЭ.Спасибо еще раз.