Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности студентов на уроках.
статья

Остроухова Татьяна Владимировна

Интегрированный урок - это урок, цель которого может быть достигнута только при объединении разных предметов. Для них характерно вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, использование различных видов работы, высокий уровень мотивации студентов в связи с неординарностью ситуации на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmar2017.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности студентов на уроках.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

  1. повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;
  2. рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  3. организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  4. показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Актуальность, значимость проблемы

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. 

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у студентов возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современном образовании. Задачи интегрированных занятий – способствовать активному и осознанному усвоению студентами учебного материала, развитию логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения обучающихся.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков.

Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса.

Преподаватель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить студентов думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь обучающимся:

  • научиться познавать
  • научиться делать
  • научиться работать в коллективе.

Такие цели приводят к тому, что у студентов формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

В настоящее время перед профессиональными организациями поставлена задача включения в инновационную деятельность по освоению нетрадиционных способов и технологий реализации ФГОС. Одним из необходимых элементов успешной реализации стандартов является введение в процесс образования интерактивных методов обучения, информационно-коммуникативных технологий, организация исследовательской и проектной работы.

Важнейшей задачей при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов является освоение студентами внутрипредметных и междисциплинарных связей. Связь между дисциплинами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал обучающимся усвоить другой, а также для того, чтобы общие логические операции, методы и приёмы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов. Одной из эффективных форм объединения знаний студентами из разных областей является интегрированный урок.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий обучающихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих студентов, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

 В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать со школы.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения других педметов, для развивающей деятельности студентов, а также дополнительных уроков практической направленности.

В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Интегрированный урок – это урок, цель которого может быть достигнута только при объединении разных предметов. Урок такого типа имеет практическую направленность и нацелен на рассмотрение или решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного восприятия исследуемого вопроса. Для этих уроков характерно вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, использование различных видов работы, высокий уровень мотивации студентов в связи с неординарностью ситуации на занятии.

При подготовке и проведении таких уроков активизируется творчество обучающихся, материал усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость, развиваются исследовательские навыки. Студенты учатся самостоятельно ставить цели и задачи, творчески подходить к решению проблем.

Следует отметить, что проектная деятельность значительно повышает интерес и мотивацию студентов к интегрированным урокам. Метод проектов, являясь исследовательским, одновременно органично интегрирует знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы. Он дает возможность применять полученные знания на практике. В современных условиях это очень важно. Во многом, поэтому выполнение проектного задания представляет значительный интерес для студентов, а значит, способствует повышению мотивации к изучению тех предметов, где используется работа над проектами.

Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия: правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; творческое сотрудничество преподавателей и студентов при подготовке урока; использование методов проблемного обучения; продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся. Следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества и самостоятельности студентов, перехода от репродуктивной к творческой деятельности.

На этих уроках формируются следующие компетенции:

  • Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
  • Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
  • Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез. Большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому. Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.

Результат интегрированного обучения

Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

Интегрированное обучение:

  • способствует развитию научного стиля мышления студентов;
  • даёт возможность широкого применения обучающимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний студентов;
  • повышает и развивает интерес к предметам;
  • формирует убеждение студентов, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • приобщает к научно-исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование теста как одной из форм контроля знаний студентов на уроках английского языка

Основной целью дисциплины "Иностранный язык" является формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивает способность учащихся вести равноправный диалог с носителями языка, умение формулиро...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ Батырова Н.Ш., БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы человеческой де

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХБатырова Н.Ш.,БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы  чело...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С целью повышения познавательной деятельности у обучающихся на своих уроках мною используются ИТК технологии...

Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка

В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей....

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С целью повышения у обучающихся мотивации к изучению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», на уроках мною систематически используются  информационные компьютерные технол...