ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
статья

Особенности телесно-ориентированной терапии, значение, роль в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tot.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

по дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

на тему: ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Выполнила:

 Зотова В.С.                               (ФИО)

Проблема души нынешнего человека постоянно притягивала внимание ученых и практиков психологии, экспертов по концепции нынешней психотерапии, психоаналитиков.

Телесная психотерапия (телесно-ориентированная, соматическая терапевтика) — относительно молодое и многообещающее направление психологии, направленное на понимание и «освобождение» тела, изучение его биологических и общественно обусловленных реакций, возвращение к собственному туловищу и открытие в себе основных импульсов, работу через перемены туловища с состояниями сознания, результат целостности в реагировании и проживании нынешнего момента.

На текущий период телесно-ориентированная терапия (ТОT) приобрела весьма обширную известность среди психотерапевтов и специалистов по психологии, таким образом как понимание языка туловища может предоставить более надёжную информацию о человеке, нежели слова. Тело больного может «изложить» вам о его проблемах и характере значительно стремительнее и больше, нежели это сделает он сам. Превосходство телесно-ориентированной психотерапии в том, что она дает возможность, изящно обходя сопротивление клиента, весьма аккуратно приблизиться к его внутренним переживаниям. А основное, тело - это короткая дорога к неосознанному и следовательно к истокам проблем. Совместно с этим деятельность с телом ориентирована не только лишь на разрешение психологических трудностей и лечение психических патологий, однако и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания больного, а следовательно, функционирует стремительнее и успешнее ”вербальных” техник.

Актуальность изучения разъясняется, с одной стороны, тем неуклонно возрастающим интересом к образующейся в концепции нынешней психотерапии телесно - ориентированного подхода, осматриваемого с точки зрения принципа целостности личности и организма в концепции человеческого существа, исследование которых значимо с точки зрения поиска методов их примирения и коадаптации, а, с иной стороны, он сопряжен с потребностью увеличения производительности психотерапии.

Анализ весьма действующего для психологии телесно - нацеленного подхода значимым образом восполняет психологическую картину человеческого создания, и без нее нереально целостное понимание о таком парадоксе как индивид на фоне антропологической проекции субъективности.

1.1 Особенности телесно-ориентированной терапии в психологии развития

Эта терапия появилась на базе практического навыка и долголетних исследований связи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем прочие тенденции психотерапии, руководствуется холистического подхода.

Техники телесно - нацеленного подхода соответствуют абсолютно всем условиям целостного подхода: для них индивид - единое функционирующее целое, соединение туловища и психики, в коем перемены в одной сфере сопутствуют перемены в иной. Для того чтобы индивид сумел ощущать себе единым, возвратить себе чувство целостности, нужно не только лишь умственное понимание, толкование либо осмысление вытесненной информации, однако и переживание в данный период взаимного единства тела и нервной системы, единства всего организма.

Телесно-ориентированная психотерапия расширяет способности психотерапевтического влияния в связи с тем, что анализирует человека в согласье его психосоциального и биологического функционирования, помогая клиенту с поддержкой двигательных психотехник можно наиболее четко определить и вербализовать личные чувства, перенести вновь собственный прошедший эмоциональный опыт, тем самым содействуя расширению области самосознания и развитию более эмоционально подходящего отношения к себе.

На формирование телесно-ориентированной терапии весьма значительное воздействие проявила аналитическая психология К. Юнга . «Тело без души нам ни о чем не свидетельствует, так же как — разрешим себе встать на точку зрения души — душа ровным счетом ничего не может означать без тела...» К. Юнг полагал, что артистические переживания, какие он именовал «активным воображением», проявленные, к примеру, в танце, могут извлечь бессознательные влечения и необходимости из бессознательного и совершить их легкодоступными для катарсического освобождения и рассмотрения. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же жизнь» . Юнг первым стал находить в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и в то же время знакомить с ним людей Запада.

Телесно-ориентированной психотерапией именуется группа психотерапевтических методов, направленных на исследование тела, понимание пациентом телесных чувств, на изучение того, как необходимости, стремления и чувства выражаются в разных телесных состояниях, и в обучение реалистическим методам разрешения трудностей в данной сфере.

Прежде всего, необходимо отметить, что предметом телесно - ориентированного подхода и считается исследование вопроса о взаимоотношении телесного, психического и духовного в человеке. Взаимосвязь данных частей любой индивид испытывает на себе почти каждый день. Таким образом, в случае если он чем-то рассержен, огорчен, либо напротив, переживает удовольствие, перемена эмоционального состояния приведут к мгновенному изменению физиологического состояния, т.е. примут материальную форму. Это преобразование случится без стремления человека.

Каждая переживаемая эмоция сопутствуется определёнными физиологическими действиями, к примеру, таким как сокращение либо расслабление мышц. Таким образом, в случае если индивид переживает какие-то чувства (к примеру, боязнь, раздраженность, гнев) в течении нескольких месяцев либо года, это, безусловно, спровоцирует структурные и физические перемены в организме.

Можно отметить, что все проблемы, ограничивающие убеждения, заболевания, психотравмы «записаны» в туловище человека в варианте мышечных зажимов, напряженных поз, болезненных точек и зон (Минченков А.В). Тело может почти все изложить о том пути, который прошёл индивид, о том, с каковыми препятствиями он столкнулся, о тех «войнах» в коих выиграл либо потерпел поражение, о приобретённом опыте, о разногласиях и вызовах судьбы, какие его создавали, а кроме того о сделанных выводах.

При физиологическом освобождении (расслаблении) зажимов и блоков выявляются потенциалы соответствующих нефизических уровней. Данное делается допустимым только вследствие осмыслению того, какие физиологические функции осуществляет любая часть туловища, а так же вследствие точному обнаружению месторасположения блока (Минченков А.В.).

Телесно-ориентированные психотехники имеют последующие цели:

1. Увеличение области осознания своего тела и применения его способностей. Данное делает лучше физиологическое и эмоциональное состояние здоровья.

2. Увеличение самооценки путем формирования наиболее позитивного образа тела, который непосредственно сопряжен с более позитивным и привлекательным образом «Я».

3. Усовершенствование посредством группового опыта общественных умений тех, кто имеет необходимость в тренинге элементарных социальных умений. Телесно-ориентированное направленные психотехнологии предоставляют вероятность человеку определить творческую взаимосвязь с иными людьми, одолевая барьеры условности слов.

4. Приведение человека в контакт с его чувствами путем определения взаимосвязи чувств с перемещениями. Нацеленные либо спонтанные перемещения дают возможность избавить подавленные эмоции и изучить тайные конфликты, какие могут быть основой психического напряжения.

5.Приобретение глубокого группового навыка, действующего на неосознанном уровне.

Существенной характерной чертой телесно-направленной терапии считается то, что деятельность с телом формирует оригинальные возможности терапевтического влияния «за пределами цензуры сознания», что дает возможность выявить настоящие истоки наболевших трудностей, приобрести доступ к глубинным степеням неосознанного, показанным в теле. В процессе психотерапевтической работы станут осознаваемы и легкодоступны с целью изменения отрицательные состояния и эмоции — гнев, злость, враждебность, боязнь, беспокойство, сверхконтроль и др. Данная отличительная черта определяет значительную результативность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи больным, мучающимся депрессией, в формировании обстоятельств разрешения трудностей, заполняющих человеческую жизнедеятельность.

Общие основы работы с клиентом, используемые в ключевых направлений психотерапии, могут быть использованы и к ТОП:

1) психотерапия ориентирована на формирование доверительных терапевтических взаимоотношений;

2) присутствие своей теории личности;

3) применение как вербальных, таким образом и невербальных психологических способов;

4) присутствие конкретной структуры занятия;

5) целями работы считается усовершенствование объективных когнитивных и поведенческих свойств психологических патологий, как аспекты эффективности проводимой терапии .

Разработано огромное количество техник телесной терапии, в каковых применяется связь с телом: перемещения, прикосновения, дыхание. Она применяется как оригинальный метод либо как метод, восполняющий вербально направленные групповые подходы. Группы телесной терапии применяют дыхательные упражнения для одобрения течения энергии и освобождения эмоций. Проблемы подвижности имеют все шансы быть диагностированы с поддержкой использования напряженных поз, таких, к примеру, как арка Лоуэна. Двигательные упражнения поощряют освобождение примитивных эмоций.

 Многочисленные телесные терапевты применяют физический контакт, такого рода, как массаж, для снятия напряжения. К примеру, метод Фельденкрайса концентрируется на позе туловища и имеет целью развитие наилучших физических привычек, увеличение самосознания и установление образа «Я». Метод Александера ориентирован на изучение привычных телесных поз и осанки и их перемена путем одобрения адекватных психологических установок. Структурная интеграция применяет прямое манипулирование для перемены мышечных фасций и перестройки физических функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов арт – терапии в деятельности педагога - психолога"

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Арт-терапия  в профессиональном ...

психология развития

полный курс лекций...

Педагогическая конференция на тему: "Снятие агрессивного поведения у детей с помощью телесно - ориентированных практик (ТОП)".

Современное поколение - это дети, которые практически не играют вместе - группами. Они часто увлечены своими гаджетами: планшетами либо мобильными телефонами, пропадают в интернете. Эти реалии формиру...

Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования

Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования ИСЛ.Педагог дополнительного образования Крымова Алена Евге...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...

Тренинговое занятие с элементами арт-терапии для студентов выпускных групп «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Возможностями данного тренингового занятия являются:вооружение знаниями о специфике этики деловых отношений;подготовка к самостоятельной профессиональной жизни;формирование и развитие коммуникативной ...