Психологические аспекты устной речи
статья

Очень часто на урок английского языка приходят люди, у которых может быть неплохой уровень грамматики и лексики, но чудовищное неумение их использовать в речи. В данной статье автор попытался проанализировать не методические, а психологические проблемы обучающихся при обучении английсскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty_ustnoy_rechi.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические аспекты устной речи или хочу говорить по-английски… но не могу»

Трофимова Е.А.

Преподаватель английского языка

Зачем учить английский?

21 век-это век технологий, мобильности, все возрастающего темпа жизни. Еще совсем недавно, когда открылся железный занавес и в нашу страну хлынули потоки зарубежных фильмов, одежды, да и культуры в общем, когда появилась массовая возможность ездить за границу, вопрос «зачем нужно изучать английский язык» практически потерял свою актуальность. Даже бизнесмены, которые раньше полагались на помощь переводчиков и могли себе это позволить, потихоньку стали выделять время, чтобы поучить иностранный язык самостоятельно, чтобы работать быстро и без посредников.

На данный момент, самыми частыми причинами изучения английского языка является «для работы» или «для путешествий».

Однако, на мой взгляд, темп все-таки был взят очень высокий. Сейчас люди уже не хотят тратить время и деньги на изучение языка: « долго, неинтересно, учил в школе, университете и не выучил…»  Что же делать? Быть или не быть? Учить или не учить? И вот тут мы подходим к самому интересному.

Ну, конечно же учить. Но, учить с умом и  пониманием того, что вас ждет, и что конкретно вы хотите.

Мотивация.

По словам Зимней И.А. первым условием, при котором человек может научиться говорить, является «мотив, интерес, волевая регуляция». Без мотива невозможно ничему научиться, тем более начать говорить на иностранном языке. И вот тут-то, на мой взгляд, и кроется один из самых сложных аспектов. Потому что он не про методику, он про психологию.

Студенты государственных учебных заведений редко имеют желание изучать английский или любой другой иностранный язык. На вопрос: «Зачем вы изучаете английский язык?» они отвечают: «так надо», или «этот предмет есть в плане». Ну, т.е. внутренней мотивации у них нет, она только внешняя, направленная извне, навязанная. Ситуация может усложняться и тем, что студент осознает невозможность применить свои знания на практике. В таком случае, вся доля ответственности, боюсь, лежит на педагоге, которому придется приложить максимум усилий и применить все знания методики и психологии, учитывать особенности возраста, интересы своих студентов, экспериментировать. Вы переводите с переводчиком, давайте устроим конкурс ручного и машинного перевода, скайп переводит, ок, давайте он нас поучит переводить… А между тем, на данный момент, ничто человека с его мозгами заменить не может

Более мотевированы люди, которые изучают язык частным образом. Они часто путешествуют, имеют родственников за рубежом, используют английский на работе или хотят более высокую должность со знанием английского языка. Но тут тоже возникает вопрос, а мотивация у них внутренняя, т.е. человеку это просто хочется-хочется, или надо? Это и есть первый этап в обучении. Сказать себе: « Мне этого хочется» или «Мне это просто надо». Правильно сформулированная цель-это 50% решения. Когда цель поставлена, преподаватель подберет необходимые упражнения, но важно также поддерживать мотив, тем более, что на данный момент существует огромное количество способов поддержать интерес: приложения для изучения новых слов, тестирования грамматики, аудиокниги  и аудиоучебники, фильмы на английском языке с субтитрами и заданиями, обучающее видео. Надо составить с преподавателем график и уделять английскому языку немного времени каждый день. Все

Мне грамматики не надо, давайте говорить или читать.

Грамматика. Грамматика моя любимая. Обожаю грамматику.

По мнению иностранных методистов советско-русские педагоги очень много времени уделяют грамматике. Любят ее? Ну, я-да. Если делаю сложные упражнения, так чтобы пар из ушей, прямо физически чувствую ,как шевелю мозгами. Для меня-это зарядка для мозгов. Но, это для меня. Большинство слушателей курсов, устав от скучных упражнений, не хотят за них еще и деньги платить. А между тем…. Вторым  речевым механизмом по мнению Зимней И.А. является ориентировочно-исследовательский или аналитико-синтетический. Это не только грамматика, это и лексика. Сюда же еще входит и так называемый «упреждающий синтез». Иными словами, перед те как что-то сказать надо знать как правильно расставить правильные слова. Разговорная практика это не панацея от неспособности говорить, просто говорить или читать-переводить и научиться говорить при этом просто невозможно.

Память

Тренировка памяти при изучении иностранного языка, а английского, с его многозначностью слов, тем более важна. Ее в буквальном смысле надо тренировать намеренно, чтобы научиться говорить на языке. Есть и хорошая новость –в старости будете помнить имена всех своих внуков или все песни Ольги Бузовой.

Я это сказала? Ой, не заметила.

Еще один сложный, загадочный и даже пугающий элемент говорения-самоконтроль. Даже на родном языке мы часто не замечаем того, что сказали что-то не то. Такое бывает, если мы чем-то отвлекаемся или оговариваемся, но опять же на подсознательном уровне. Когда мы говорим на иностранном языке, все значительно сложнее. При говорении на чужом языке задействовано так много сознательных усилий: достать из памяти, скомпоновать, произнести правильно, что контроль за осуществлением сделанного теряется, иными словами, говорящий слышит основную мысль, но не слышит свои ошибки. Не будем рассматривать ситуацию, когда человек просто не помнит правило, сложно, когда человек знает правило, но не слышит себя. Проблема решается практикой и исправлением ошибок. Исправить кого-то другого или записать себя и послушать – записать- исправить ошибки. И самое главное- не ждать, что эти ошибки будет исправлять преподаватель. Он с вами будет не всегда. Про внутреннюю мотивацию помним? Здесь все работает также.

Не смотрите на меня, я стесняюсь.

Не буду смотреть, я даже под стол залезу. Но с кем вы будете говорить?

Хочу говорить… и получается.

В говорении очень много психологии. Мы часто загружены не относящимся к процессу вещами: стесняемся, боимся, что нас не так поймут, что мы опозоримся. Между тем, положительный настрой имеет первостепенное значение. Как уже было сказано выше, чтобы говорить правильно и эффективно надо поддерживать интерес всеми доступными способами; не забывать про лексику-грамматику, но помнить о цели обучения и выделять больше времени на то, что нужно для ее достижения;  слушать себя и тренировать память. Тогда говорить будет легко и уверенно.

Использованная литература:

Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке .-М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные карточки по немецкому языку для развития навыков устной речи (для изучающих язык третий год)

Учебные карточки предназначены для работы с обучающимися учреждений начального и среднего (профессионального) образования, которые изучают дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (третий год...

Формирование самоконтроля фрикативных звуков как средство повышения внятности устной речи

Настоящая работа имеет практическое значение и может быть предложена для коррекционной работы учителям – дефектологам....

Схемы для развития устной речи

Схемы для развития устной речи...

Методическая разработка по практике устной речи английского языка по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» AT A HOTEL

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Ari...

Задачи и методические требования к работе по формированию устной речи слабослышащих обучающихся

Материал содержит основные  задачи и требования к работе по формировнию устной речи слабослышащих обучающихся. Материал может быть полезен для  педагогов начинающих работу с детьми с ОВЗ по ...

Технологическая карта по предмету "Практика устной речи (французский язык)" для студентов 4 курса 8 семестр

Материал представляет собой технологическую карту по предмету "Практика устной речи (французский язык)" для студентов 4 курса (8 семестр) при изучении предмета 6 часов в неделю.В технологиче...