Технологичекая карта урока
учебно-методический материал

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_tehnologicheskoy_karty_uroka_istorii_po_teme.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока истории  по теме «Россия на рубеже ХIХ – ХХ в.»

Группа:11ТК

Разработал: Оробей Оксана Николаевна

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок смешанный

Цели урока:

1). Обучающая: сформировать представление о территориальной структуре Российской империи начала XX в. и многонациональном составе её населения; об особенностях российского варианта модернизации; о политическом строе и социальной структуре российского общества в начале XX в.

2). Развивающая -  развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал;

3). Воспитательная - воспитывать уважение к истории своей страны.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор,  настенная карта, документы.

Литература:  

1. Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. – М.: Издательство Мастерство, 2014г.

2. Карта «Российская империя в начале XX в.».

3. Данилов А. А. История России. XX — начало XXI в.: учеб.:  А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М., 2016.


                                 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

1.  Организационный момент.

Подготовить обучающихся к усвоению нового материала.

Приветствует, организует внимание обучающихся. Направляет на взимодействие в формулировке темы и целей урока.

Приветствуют. Слушают и обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно формулировать цели.

 

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем.

2. Актуализация

знаний.

Обеспечить учебную мотивацию  обучающихся.

Записывает на доске план урока.

1. Территория и население Российской империи.

2. Особенности российской модернизации.

3. Политический строй. Государственные символы.

4. Российское общество и его структура.

5. Образ жизни. Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории? Действительно ли Россия в начале ХХ века стояла на пороге создания индустриального общества

Записывают план урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы, отмечают на карте территории России, определяют народы, проживающие на данной территории.

Пытаются спрогнозировать ответ на поставленную проблему.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции.

Познавательные: самостоятельное формулирование  познавательной цели.

3. Изучение    нового

материала.

 

Создать проблемную ситуацию. Зафиксировать учебную задачу.

Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Территория и население Российской империи».

 Изучение второго вопроса можно организовать путём самостоятельного чтения учебника и выполнения помещённых в нём заданий. Затем учитель предлагает ответить на вопрос 3 в конце параграфа.

3. Рассказ преподавателя. «Центральное управление Российской империей до 1906 г.».

Преподаватель предлагает прочитать документ из «Свода основных Государственных законов Российской империи 1892 г.» и ответить на вопросы к нему.

Затем учитель предлагает дать характеристику политической системы Российской империи начала XX в.

Рассказ об особенностях политического строя России учитель дополняет следующими документами: «Самодержавная власть Царя весьма подходит России (Из передовой статьи английской газеты «Times». 30/18 января 1895 г.)».

4. Приступая к изучению вопроса, учитель просит учащихся дать определение понятия «социальная структура». Обучающиеся должны также вспомнить определения понятий «сословия» и «классы», назвать основные классы феодального (традиционного) и капиталистического общества.

Меценатская деятельность как своеобразный психологический феномен.

Обучающиеся отвечают на вопросы: что такое

меценатство? Что вам известно о меценатской и благотворительной деятельности русского купечества? Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.?

В процессе работы можно использовать отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»).

Положение пролетариата. Начать с обсуждения: что вы знаете об условиях жизни российского пролетариата в начале XX в.? Из каких произведений литературы и искусства можно узнать о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России? Изучение вопроса о положении дворянства проводится путём выполнения задания. Учащиеся отвечают на вопрос: в каких произведениях русской литературы показана судьба разоряющегося дворянства?

Изучение вопроса о положении крестьянства рекомендуем провести в форме беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике соответствующий материал, а также отрывок из мемуаров В. А. Оболенского.

Кого в русских деревнях называли кулаками?

 Пятый вопрос обучающиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел  учебника.

Обсуждают территории и население Российской империи, заполняют таблицу, помещённую в рабочей тетради.

Самостоятельно читают пункт учебника (раздел параграфа «Особенности российской модернизации»). Отвечают на вопрос 3.

Слушают рассказ преподавателя и заполняют схему «Центральное управление Российской империей до 1906 г.».

Читают документ, отвечают на вопросы к нему

Дают характеристику политической системы Российской империи начала XX в.

Работают с документом. Анализируют его и делают устные выводы.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задание  в рабочей тетради.

Социальная структура (в пер. с лат. — общественное строение) — совокупность классов и социальных групп общества.

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы.

 Работают с документом «отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»), помещённый в хрестоматии на с. 8—9.»: анализируют. В заключение делают вывод о внутренней разобщённости и слабой организации российской буржуазии.

Обучающиеся отвечают на вопросы, выполняют задания  в рабочей тетради.

 В дополнение материала учебника читают отрывок из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 6—8 («Большинство помещиков дичало в глуши…»).

Читают материал учебника о положении крестьян и отрывок из мемуаров В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 5—6 («Крестьяне жили по-разному…»). Отвечают на вопросы.

Читают материал параграфа и записывают в тетрадь основные моменты образа жизни.

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации.

4.  Закрепление изученного материала.

Создать условия для поиска пути к решению учебной задачи.

Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.?

- расскажите о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России?

- Какие процессы происходили в крестьянской среде?

- Кого в русских деревнях называли кулаками?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

5. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводит беседу по вопросам:

– Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными?

- Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века?

- Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

6. Домашнее задание.

Обеспечить осмысленное понимание домашнего задания.

§ 71, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания. Сообщение «Меценатская и благотворительная деятельность русского купечества».

Записывают задание.

Регулятивные:

Умение сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1...