Олимпиада по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)
олимпиадные задания

Наталья Ивановна Филатова

Успешное написание олимпиадной работы по обществознанию требует от студентов глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в олимпиадную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед олимпиадной работой, связанный с незнанием большинства студентов, как им следует оформить результат выполненного задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»

Материалы для проведения ОЛИМПИАДЫ

по дисциплине «Обществознание

(включая экономику и право)»

Преподаватель:

Филатова Н.И.

Алексеевка, 2019г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успешное написание олимпиадной работы по обществознанию требует от студентов глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в олимпиадную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед олимпиадной работой, связанный с незнанием большинства студентов, как им следует оформить результат выполненного задания.

В основу проведения олимпиады положены следующие принципы:

системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;

практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для студента особенно значимо;

деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.

В предлагаемых к выполнению заданиях олимпиады определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:

общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;

политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;

социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;

духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.

Предполагаемые результаты

В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:

работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

анализ современных общественных явлений и событий;

аргументированная защита своей позиции.

Обучающиеся получают задания. Задание состоит из 3-х частей и выполняется в письменном виде.

Со студентами проводится инструктаж по выполняемой работе. Затем все участники одновременно приступают к выполнению работы. Проверка выполненных заданий проводится по разработанным критериям.


Каждый участник олимпиады выполняет 3 задания:

1) ответьте на тесты;

2) приведите в соответствие понятие и определение

3) найдите лишнее понятие в перечне

Критерии судейства

1 задание - ответить на тесты

За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Максимум – 17 баллов.

2 задание - приведите в соответствие понятие и определение

За каждый правильный ответ – 2 балл. Максимум - 10 баллов.

3 задание - найдите лишнее понятие в перечне.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум - 10 баллов.

Максимальное количество баллов за все задания – 37 баллов.

Критерии оценивания

32-37 баллов – оценка 5 (отлично)

27-31 баллов – оценка 4 (хорошо)

12-26 баллов – оценка 3 (удовлетворительно)

Меньше 11 баллов – оценка 2 (неудовлетворительно)


Задания

для проведения олимпиады  

по дисциплине:

Обществознание (включая экономику и право)

I ВАРИАНТ


1. Понятие «общество» включает: (1Балл)

  1. природную среду обитания 
  2. формы объединения людей 
  1. принцип неизменности элементов 
  2. окружающий мир 

2. В отличие от животного человек способен (1Балл)
1. проявлять эмоции 

2. вырабатывать условные рефлексы

3. удовлетворять потребности 

4. прогнозировать результаты действий 

3. Личность – это: (1Балл)

  1. любой представитель человеческого общества 
  2. социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества 
  3. всякий человеческий индивид 
  4. совокупность биологических и социальных характеристик человека 

4. Индивидуальность – это: (1Балл)
1. специфические черты, присущие человеку как биологическому организму 
2. темперамент человека, его характер 

3. неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке 

4. совокупность человеческих потребностей и способностей 

5. К видам деятельности, характерным только для человека, относится: (1Балл)
1. организация питания 

2. обучение потомства 

3. изменение условий своего существования 

4. групповое взаимодействие 

6. К потребностям человека, порождённым обществом, относится потребность в (1Балл)

1. трудовой деятельности

2. нормальном теплообмене

3. сохранении здоровья 

4. физической активности 

7. В познавательной деятельности в отличие от трудовой: (1Балл)

1. средства должны соответствовать целям 

2. результатом является создание нового продукта 

3. цель состоит в получении достоверного знания 

4. субъектом выступает отдельная личность 

8. Какой признак характеризует общение: (1Балл)

  1. обмен информацией 
  2. обмен веществ 
  1. обмен предметами обихода 
  2. обмен учащимися между странами 

9 .Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются (1Балл)

1. социальным статусом

2. социальной стабильностью

3. социальной нормой 

4. общественным порядком. 

10. Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения (1Балл)

  1. не имеющий осознанных мотивов и продуманных целей 
  2. противоречащий принятым в обществе социальным нормам 
  3. несоответствующий социальному статусу человека 
  4. всегда приводящий к отрицательным последствиям 

11. Установленные государством, общеобязательные, формально определённые правила поведения называются (1Балл)

1. нормами морали

2. нормами права

3. корпоративными нормами 

4. традиционными нормами 

12. Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что она (1Балл)

  1. является единственным правовым актом государства 
  2. принимается высшим органом власти в государстве 
  3. не допускает законы, противоречащие ей 
  4. содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы 

13. Проступок отличается от преступления (1Балл)

  1. противоправностью 
  2. виновностью 
  1. степенью социальной опасности 
  2. наступлением юридической ответственности 

14. И чувственное, и рациональное познание (1Балл)

1. формирует знания и представления о предмете 

2. использует логические умозаключения 

3. начинается с ощущения 

4. даёт наглядный образ предмета

15. И абсолютная, и относительная истина (1Балл)

1. всегда находят своё подтверждение на практике 

2. носят объективный характер 

3. дают полное, исчерпывающее знание о предмете 

4. могут быть со временем опровергнуты 

16.Какое из приведённых утверждений является научным (1Балл)

1. время течёт повсюду одинаково 

2. делая добро другим, человек нравственно возвышается 

3. электрический ток течёт по проводам так же, как вода по трубам 

4. существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям 

17.Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с помощью норм, называется (1Балл)
1. массовой культурой

2. моралью

3. элитарной культурой 

4. благородством 

В1 Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слово, полученное путём его буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.  (2 Балла)

Любомудрие - ФИЛОСОФИЯ

В2 Вставьте пропущенное слово. (2Балла)

«В обществе возникает борьба за ВЛАСТЬ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ и её использование для проведения той или иной политики».


В3 Вставьте пропущенное слово. (2Балла)

«Основанием для наступления юридической ответственности является ПРАВОНАРУШЕНИЕ».

В4 Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме (2 Балла)

Что производить  - Для кого производить  - КАК производить

В5 Верны ли следующие суждения? (2Балла)

1. верно только А 

2. верно только Б 

3. верно и А и Б

4. оба суждения неверны

А. Свобода человека – это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.

Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.

C . Найдите лишнее понятие в перечне. Запишите его, объясните ваше решение (10Баллов), за каждый неправильный ответ снимается один балл.

1) владение, пользование, производство

2) брокер, дилер, акционер, арендатор

3) министерство финансов, министерство образования, комитет Государственной Думы по образованию, Государственный комитет по рыболовству

4) конфуцианство, ислам, христианство

5) мажоритарная система, двухпартийная система, пропорциональная система

6) Н.Я.Данилевский, К.Маркс, О.Шпенглер

7) государственная собственность, частная собственность, муниципальная собственность, совместная собственность

8) социализация, модернизация, воспитание,

9) рождение, детство, отрочество, юность, зрелость,

10) вексель, акция, облигация, акцизная марка, приватизационный чек. 


Задания

для проведения олимпиады  

по дисциплине:

Обществознание (включая экономику и право)

II ВАРИАНТ

1. Общество в отличие от природы:(1Балл)

1) подчиняется объективным законам развития 

2) находится в постоянном изменении 

3) является формой совместной деятельности людей 

4) образует среду обитания человека. 

2. Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как (1Балл)

1) динамичную систему 

2) часть природы 

3) весь окружающий человека материальный мир 

4) не подверженную изменениям систему 

3. Человека от животного отличает способность к (1Балл)

1) обмену информацией с себе подобными 

2) оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию 

3) усвоению форм поведения других 

4) совместному изготовлению орудий труда 

4. Какой признак характеризует человека как личность(1Балл)

1) активная жизненная позиция 

2) физическое и психическое здоровье 

3) принадлежность к виду homo sapiens 

4) особенности внешности 

5. Социализация личности – это (1Балл)

1) общение с окружающими 

2) изменение социального статуса 

3) усвоение социального опыта, накопленного человечеством 

4) переход из одной социальной группы в другую 

6. Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является(1Балл)

1) проявление активности

2) целеполагание

3) приспособление к окружающему миру 

4) взаимодействие с природой 

7. К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относится потребность в (1Балл)

1) самореализации

2) самосохранении

3) самопознании 

4) самообразовании 

8. Познание в отличие от труда (1Балл)

1) предполагает наличие цели 

2) требует от субъекта специальной подготовки 

3) направлено на непознанный предмет 

4) имеет полезный характер 

9. Какой признак не свойствен общению(1Балл)

1) обмен книгами

2) обмен информацией

3) обмен впечатлениями 

4) обратная связь 

10. Любая социальная норма(1Балл)

1) является обязательным правилом поведения 

2) обеспечивается силой государства 

3) регулирует общественные отношения 

4) выражается в официальной форме 

11. Отклоняющееся поведение всегда нарушает (1Балл)

1) правовые нормы

2) моральные нормы

3) социальные нормы 

4) обычаи и традиции 

12. Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется(1Балл)

1) нормой морали

2) партийной нормой

3) правовой нормой 

4) традиционной нормой 

13. Конституция – это(1Балл)

1) идеологическая программа государства

2) кодекс законов

3) основной закон государства 

4) программа общественного развития 

14. Заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте нарушает(1Балл)

1) Уголовный кодекс 

2) Кодекс об административных правонарушениях 

3) Гражданский кодекс 

4) Уголовно-процессуальный кодекс 

15. Рациональное познание в отличие от чувственного (1Балл)

1) присуще только образованным людям 

2) формирует понятие о предмете 

3) является критерием истины 

4) приводит к полезным результатам 

16. Истинное знание в отличие от ложного (1Балл)

1) добывается в ходе познавательной деятельности 

2) требует усилий для своего понимания 

3) соответствует самому предмету познания 

4) излагается с использованием научных терминов 

17. Только в состав научного знания входя(1Балл)

1) установленные факты

2) экспериментально обоснованные выводы

3) логические умозаключения 

4) результаты наблюдений 

В1 Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путём его буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.  (2 Балла)

Ведение домашнего хозяйства - ЭКОНОМИКА 

В2 Какому понятию соответствует следующее определение?(2 Балла)

Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения - ПРАВО.


В3 Запишите слово, пропущенное в следующей фразе (2 Балла)

«Совершение преступления влечёт за собой применение к виновному мер УГОЛОВНОЙ ИЛИ ПРАВОВОЙ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ответственности».


В4 Запишите слово, пропущенное в приведённой схеме. (2Балла)
Структура деятельности

Мотив

Цель

Средство

Действия

РЕЗУЛЬТАТ

В5 Верны ли следующие суждения?(2 Балла)

1. верно только А 

2. верно только Б 

3. верно и А и Б

4. оба суждения неверны

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу его воли.

Б. Моральная ответственность доступна только свободной личности.


C . Найдите лишнее понятие в перечне. Запишите его, объясните ваше решение (10Баллов), за каждый неправильный ответ снимается один балл.

1) владение, пользование, производство

2) министерство финансов, министерство образования, комитет Государственной Думы по образованию, Государственный комитет по рыболовству

3) конфуцианство, ислам, христианство

4) мажоритарная система, двухпартийная система, пропорциональная система

5) Н.Я.Данилевский, К.Маркс, О.Шпенглер

6) государственная собственность, частная собственность, муниципальная собственность, совместная собственность

7) вексель, акция, облигация, акцизная марка, приватизационный чек

8) социализация, модернизация, воспитание

9) рождение, детство, отрочество, юность, зрелость. 

10) брокер, дилер, акционер, арендатор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего обра...

Варианты тестовых заданий по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"

Мною были разработаны варианты контрольного тестирования по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" для проведения итоговой аттестации за 1 курс в группе подготовки квалифицированных р...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.01.09 Машинист локомотива)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...