Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ»
методическая разработка

Семина Лариса Юрьевна

Методические указания к выполнению практических работ содержат насыщенный практический материал, включающийконтрольные вопросы, тесты, задачи, кейсы; требования к содержанию и оформлению.

Предназначены для студентов СПО, обучающихся специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» очной формы обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Российский государственный политехнический

университет (НПИ) имени М.И. Платова

Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ)

им. М.И. Платова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 к выполнению практических работ

по дисциплине

«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ»

для студентов специальности

38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров»

Новочеркасск 2015

УДК 338.6(076)

Рецензент -  канд. экон. наук Л.А. Цурак

Составитель Семина Л.Ю.

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Основы управления ассортиментом товаров»/ Шахтинский  институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2015. –32 с.

Методические указания к выполнению практических работ содержат насыщенный практический материал, включающийконтрольные вопросы, тесты, задачи, кейсы; требования к содержанию и оформлению.

Предназначены для студентов СПО, обучающихся специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» очной формы обучения.

©УДК338.3(076)

Шахтинский  институт (филиал)

 ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова, 2015


Содержание

Практическая работа №1.

АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ……………………………………….4

Практическая работа №2.

РОЛЬ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………7

Практическая работа №3.

ОХРАНА ТРУДА……………………………………………………9

Практическая работа №4.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ И ПРАВИЛА В ТОРГОВЛЕ……………………………10

Практическая работа №5.

СУЩНОСТЬ АССОРТИМЕНТА…………………………………11

Практическая работа №6.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ТОВАРОВ……………….12

Практическая работа №7.

ТОВАРОДВИЖЕНИЕ…………………………………………….13

Практическая работа №8.

БАЛАНСИРОВКА АССОРТИМЕНТА ПО ШИРИНЕ…………14

Практическая работа №9.

БАЛАНСИРОВКА АССОРТИМЕНТА ПО ГЛУБИНЕ…………21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….29

Практическая работа № 1.

АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ

Цель работы: закрепить имеющиеся теоретические знания, совершенствовать практические умения и навыки распознавания товаров по ассортиментной принадлежности и повысить у студентов мотивацию к профессиональной деятельности.

Порядок выполнения работы

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Записать коротко предложенные задания.

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

План занятия

  1. Сущность ассортимента, его значения для деятельности предприятия.
  2. Ассортимент товаров однородных групп.
  3. Показатели и свойства ассортимента продукции.

Ход занятия

  1. Идентифицируйте товар по ассортиментной принадлежности.
  2. Укажите вид нормативно-технической документации, необходимой для оценки качества поступивших товаров.
  3. Сделайте заключение о качестве.

Теоретические аспекты

Ассортимент товаров согласно ГОСТ Р51303-99 – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг — товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид).

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков.

Фасетный метод классификации — параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны, между собой. Фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании.

Задание 1. В магазин «Хозяйственные товары» поступили фаянсовые десертные тарелки (мелкие) в количестве 400 штук, I сорта.

При контроле качества обнаружено:

- «мушка» на лицевой стороне изделий диаметром 0,3мм в количестве 1 штуки в 3 изделиях;

- в 4 изделиях «сухость глазури» на лицевой стороне по краю шириной 6 мм;

- в 12 изделиях матовость подглазурной краской, не ухудшающая товарного вида изделий.

Задание 2. В продуктовый магазин поступили фасованные макароны группы В в/с в упаковочной единице массой 1,2 кг.

При контроле качества обнаружено:

- 1,25 массовая доля золы в пересчете на сухое вещество, %, не более овощных, яичных;

- 24 г изделий с отклонением от заданной формы.

Задание 3. В магазин поступила партия яблок «анис белый» в количестве 3,6 т в ящиках по 20 кг.

При приемке товара оказалось:

- размер плодов по наибольшему поперечному диаметру 50–55 мм;

- поврежденных плодожоркой 2,2 кг;

- с 1–2 зажившими повреждениями кожицы 4,2 кг.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «ассортимент».
  2. Что является объектом классификации в торговле?
  3. Дайте сравнительную характеристику иерархического и фасетного методов классификации.
  4. По каким признакам классифицируется ассортимент?
  5. Охарактеризуйте ассортимент товаров в зависимости от широты охвата товаров.        
  6. На какие виды подразделяется ассортимент в зависимости от глубины охвата товаров?
  7. Что такое рациональный ассортимент?
  8. Какую роль в деятельности предприятия играет ассортиментная политика?
  9. Расскажите об ассортименте однородных групп.
  10. Перечислите основные свойства ассортимента продукции.
  11. Какими показателями характеризуется широта ассортимента?
  12. Как рассчитываются коэффициенты широты, полноты и глубины ассортимента?
  13. Обоснуйте необходимость обновления ассортимента на предприятиях.
  14. Что подразумевается под гармоничностью ассортимента?
  15. Чем отличается видовой ассортимент товаров от марочного?
  16. Где используется сопутствующий ассортимент товаров?
  17. Как определяется оптимальность ассортимента?
  18. Назовите ассортимент товаров в зависимости от характера потребностей.

Практическая работа №2.

РОЛЬ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Цель работы:закрепить имеющиеся теоретические знания, совершенствовать практические умения и навыки заполнения бланков договоров с контрагентами, повысить мотивацию к профессиональной деятельности.

Порядок выполнения работы

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Записать коротко предложенные задания.

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

План занятия

  1. Особенности договорной работы
  2. Виды, назначения и структура договоров с поставщиками и потребителями
  3. Претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств.

Ход занятия

  1. Прочитайте внимательно содержание задания.
  2. Выполните поочередно предложенные задания.
  3. Сделайте вывод и оформите практическую работу.
  4. Для выполнения заданий используйте приложение 1, 2, 3, образцы договора поставки и купли продажи.

Теоретические аспекты

Договор — это соглашение двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ч. 1 ГК РФ).

С помощью договора осуществляется материально-техническое снабжение, реализация готовой продукции, капитальное строительство, перевозка грузов, бытовое обслуживание граждан, розничная торговля и др. Вся коммерческая работа предприятий совершается на основании договоров.

Договор, по которому обе стороны выступают и кредитором, и должником, называют двусторонним (например, договор купли-продажи), а там, где одна сторона только должник, а другая только кредитор — односторонним (например, договор займа).

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В договоре, как правило, должны быть отражены: предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность); порядок расчетов и цена товара; порядок поставки товара; транспорт, требования к таре и упаковке; страхование; имущественная ответственность сторон; срок действия договора; порядок изменения и расторжения договора; иные, не противоречащие законодательству РФ условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.

Приведенный перечень охватывает наиболее значимые условия договора поставки.

Задание 1. Заполнить договор купли-продажи (приложение 1)

Задание 2. Заполнить договор бартера (приложение 2)

Задание 3. Заполнить акт приемки продукции по количеству и качеству (приложение 3)

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятию «договор».
  2. Дайте определение одностороннего и двустороннего договоров.
  3. Перечислите договоры с контрагентами.
  4. Какие виды договоров заключаются с поставщиками и потребителями? Дайте их краткую характеристику.
  5. Какие действия вправе предпринять покупатель, если требования договора по поставке товара нарушены?
  6. Какие основные элементы входят в структуру договора?
  7. Что собой представляют объект и предмет договора?
  8. Как осуществляется контроль за выполнением договоров с контрагентами?
  9. Какую информацию должна содержать претензия?
  10. Какие действия должна осуществлять организация, работая с претензиями?
  11. Как сформировать ответ на претензию покупателя?

Практическая работа №3.

ОХРАНА ТРУДА

Цель работы:закрепить имеющиеся теоретические знания по охране труда.

Порядок выполнения работы

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Ответить на контрольные вопросы (на усмотрение преподавателя).

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

План занятия

  1. Законы и нормативные правовые акты
  2. Причины возникновения и профилактика производственного травматизма
  3. Фактические и потенциальные последствия собственно деятельности (или без действия)
  4. Возможные последствия несоблюдения персоналом технологических процессов и производственных инструкций.

Контрольные вопросы

  1. Какие законы и нормативные правовые акты содержат нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации?
  2. Какие обязанности работников по обеспечению охраны труда в организации предусмотрены законодательными актами РФ?
  3. Какие обязанности возлагаются на работников в области охраны труда?
  4. По каким причинам возникают производственные травмы?
  5. Расскажите о мерах профилактики производственного травматизма.
  6. Какие опасные действия наиболее часто совершают работники организации?
  7. Какие причины опасных действий наиболее распространены?
  8. Какие действия работника можно охарактеризовать как безопасные?
  9. Какие виды взысканий можно налагать на работника за совершение дисциплинарного проступка и на основании, каких документов?
  10. В каких случаях возможно наложение взыскания на работников организации?

Практическая работа №4.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ И ПРАВИЛА В ТОРГОВЛЕ

Цель работы: закрепить имеющиеся теоретические знания по санитарно-эпидемиологическим требованиям нормам и правилам в торговле.

Порядок выполнения работы

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Письменно ответить на контрольные вопросы (на усмотрение преподавателя).

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

План занятия

  1. Санитарно-эпидемиологические требования
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к персоналу организаций торговли
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли

Контрольные вопросы

1.Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к товару?

2.Из каких разделов состоит Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза?

3.Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к персоналу торговой организации?

4. Какие условия деятельности организации торговли должен обеспечивать ее руководитель?

5.Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к торговой организации?

Практическая работа №5.

СУЩНОСТЬ АССОРТИМЕНТА

Цель работы: освоить базовые экономические понятия: предмет экономической теории и его структуру, эволюцию предмета и его содержания; суть и особенности экономических законов, методы экономической теории.

Порядок выполнения работы

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Записать коротко предложенные задания.

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

План практической работы

1. Сущность ассортимента, его значение для деятельности предприятия.

2. Ассортимент товаров однородных групп.

3. Показатели и свойства ассортимента продукции.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия "ассортимент".

2. По каким признакам классифицируется ассортимент?

3. Охарактеризуйте ассортимент товаров в зависимости от широты охвата товаров.

4. На какие виды подразделяется ассортимент в зависимости от глубины охвата товаров?

5. Что такое рациональный ассортимент?

6. Какую роль в деятельности предприятия играет ассортиментная политика?

7. Расскажите об ассортименте однородных групп.

8. Перечислите основные свойства ассортимента продукции.

9. Какими показателями характеризуется широта ассортимента?

10. Как рассчитываются коэффициенты широты, полноты и глубины ассортимента?

Практическая работа №6.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ТОВАРОВ

Цель работы: приобрести практические навыки по характеристикам и свойствам товаров.

План практической работы

  1. Товароведные характеристики товаров.
  2. Свойства и показатели товаров.

Контрольные вопросы

1. Какими товароведными характеристиками обладает товар?

2. Какая товароведная характеристика определяет конкурентоспособность товара?

3. Какие потребительские свойства отражают современные требования к товарам?

4. Какие количественные градации существуют внутри количественной характеристики?

5. Как стоимостная характеристика взаимосвязана с остальными тремя товароведными характеристиками?

6. Дайте определение потребительских свойств товаров.

7. Какие функциональные свойства товаров существуют?

8. Какие свойства характеризуют удобство использования товара?

9. Как классифицируют показатели качества?

10. На какие группы делятся значения показателей качества?

Практическая работа №7.

ТОВАРОДВИЖЕНИЕ

        Цель работы:приобрести практические навыки по товародвижению.

Порядок выполнения работы

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Записать коротко предложенные задания.

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

План практической работы

  1. Понятие «товародвижение»
  2. Технологические процессы товародвижения
  3. Транспортирование товаров
  4. Формы документального сопровождения товародвижения
  5. Приёмка товаров: основные правила
  6. Способы размещения товаров на складах
  7. Условия и сроки транспортирования и хранения товаров однородных групп
  8. Товарные потери.

Контрольные вопросы

  1. Как классифицируются каналы распределения товаров?
  2. Что предполагает работа с клиентами в технологическом процессе товародвижения?
  3. Какие виды упаковки товаров существуют?
  4. В чем различие срока хранения и срока годности товаров?
  5. Перечислите основные правила перевозки грузов железнодорожным транспортом.
  6. Какие особенности характерны для перевозки грузов водными видами транспорта?
  7. Какое значение имеют оферта и акцепт для заключения договора поставки товаров?
  8. По каким основным правилам осуществляется приемка товаров по количеству и качеству?
  9. Какие виды штабельной укладки товаров используются на складах?
  10. В чем заключается особенность хранения зерномучных товаров?

Практическая работа №8.

БАЛАНСИРОВКА АССОРТИМЕНТА ПО ШИРИНЕ

Цель работы: приобрести практические навыки по определению балансировки ассортимента товарапо ширине.

Порядок выполнения работы

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Записать коротко предложенные задания.

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

Теоретические положения

Роли категорий

Как правильно «настроить» ассортимент, чтобы он мог называться сбалансированным? Для этого все категории должны быть соотнесены с определенной ролью, которую они играют в данном магазине.

На первом уровне анализа выделяем все категории, имеющиеся в ассортименте.  Важно работать именно с категорией, а не с группой или подкатегорией. Это один из ключевых моментов баланса ассортимента.

Выделяют всего пять ролей, которые все категории играют в ассортименте магазина. Их правильное соотношение и покажет, насколько ассортимент «настроен», «сбалансирован» по ширине (рис. 8.1).

 

Рис. 8.1

У каждой категории своя «работа», задача, которую она должна выполнить. Рассмотрим их по порядку:

1. Уникальные категории. Основная задача категории — создать имидж и увеличить запоминаемость магазина. Создает имидж магазина, обеспечивает запоминаемость у посетителей, работает на привлечение новых покупателей и удерживает старых.

Категория может быть неприбыльной, то есть не приносить постоянного дохода и не обладать высокими темпами продаж.

Уникальность может проявляться не только в самом товаре (редкая или новая категория), но и в том, что товар сам по себе может быть обычным, но в данном магазине этот товар — уникален.

Рекомендуемое соотношение - 1-3 % от общего количества категорий.

Таблица 8.1

Примеры уникальных категорий

Магазин продуктов

Выпечка, салаты собственного производства, горячий хлеб

Магазин модной одежды

Новая коллекция известного (неизвестного) дизайнера

Магазин детских игрушек

Игрушки в натуральную величину (слоны, медведи), коллекционные куклы ручной работы

2. Приоритетные категории. Основная задача таких категорий — прибыльность.

Приоритетные категории — это самые важные категории в ассортименте. Они определяют общую специализацию магазина. За товарами именно этих категорий покупатели приходят в магазин и именно их хотят видеть в максимально представленном количестве. Они нужны покупателям, за них готовы платить. Поэтому при высоком спросе на эти товары магазин может на них хорошо заработать, т. е. установить высокие наценки. В результате имеем и высокий оборот, и высокую доходность.

Рекомендуемое соотношение — около 20 % от общего числа категорий.

Таблица 8.2

Примеры приоритетных категорий

Магазин продуктов

Сырокопченые колбасы, водка, сигареты, кура-гриль, салаты

Магазин модной одежды

Джинсы, костюмы, новые коллекции

Магазин детских игрушек

Конструкторы, товары для новорожденных, наборы «Лего», «МегаБлок», говорящие куклы

  1. Базовые категории. Основная задача таких категорий — высокая оборачиваемость и привлечение потока покупателей.

Базовые категории составляют основу ассортимента магазина. Это товары, которые присутствуют и должны присутствовать в ассортименте любого магазина определенного формата. Это изделия, пользующиеся наибольшим и устойчивым спросом и имеющие высокие показатели оборота. Но из-за того, что выбор таких изделий велик и они есть в любом магазине, наценка на них невысока (например, хлеб, молоко, йогурты).

Рекомендуемое соотношение — 40–50 % от общего числа категорий.

Таблица 8.3

Примеры базовых категорий

Магазин продуктов

Хлеб, молоко, сыр, соки, лимонад и кола, рыба, мясо, макароны, йогурты, овощи, яйца, сахар

Магазин модной одежды

Юбки, джемпера, блузки, рубашки, топики, платья, брюки

Магазин косметики и парфюмерии

Кремы для лица, макияж для лица, для глаз, для губ, для ногтей, парфюмерия селектив, краска для волос

4. Периодические и сезонные категории. Основная задача таких категорий — обновление ассортимента и удержание покупателя.

Периодические категории — это категории товаров, продающиеся нерегулярно. Обороты и соответственно доходы имеют непостоянный характер.

Товары этой категории представлены в двух вариантах.

4.1. Сезонные товары — те, что имеют ярко выраженную зависимость продаж от сезона (например, мороженое летом, санки и коньки — зимой, купальники — летом). Сезонные категории обладают импульсным спросом, наличие таких категорий позволяет:

а) стимулировать покупателя приобретать не только сезонные товары, но и многие другие;

б) повышать лояльность и удовлетворение клиентов от посещения магазина;

в) выгодно отстроиться от конкурентов, предлагая то, чего нет у них.

Рис. 8.2.Сезонный «пирог» в России

(доли возрастания спроса в праздники)

4.2. Периодические товары — те, спрос на которые ограничен узким кругом потребителей. Это также категория, покупаемая большинством покупателей не часто, но периодически (раз в 1–3 месяца).

Рекомендуемое соотношение периодических категорий  — до 20 % от общего числа категорий.

Таблица 8.4

Примеры периодических категорий

Магазин продуктов

Мороженое, консервы, корм для животных, детское питание, диетическое питание, шампанское, дорогие конфеты

Магазин модной одежды

Вечерние платья, шорты, свитера, купальники, пончо, парео, головные уборы (бейсболки, кепи, шапки), куртки и ветровки

Магазин детских игрушек

Санки, велосипеды, все новогодние игрушки, обувь детская, комбинезоны и куртки, песочницы, бассейны

5. Удобные категории. Основная задача таких категорий — обеспечение постоянного покупательского потока, дополнение к покупке, удобство для покупателя.

Удобные категории — это товары, являющиеся вспомогательными, или сопутствующими. Они присутствуют в ассортименте для удобства, чтобы покупатель мог купить в одном месте все необходимое, сопровождающее основные товары. Особого оборота и доходности, естественно, от таких товаров ожидать не стоит. Но наличие этих категорий поддерживает посещаемость магазина.

Рекомендуемое соотношение — 10–15 % от общего числа категорий.

Таблица 8.5

Примеры удобных категорий

Магазин продуктов

Пластиковая посуда, салфетки, жвачка, пакеты

Магазин модной одежды

Сумочки, заколки, шейные платки, галстуки, носки, колготки

Магазин бытовой техники

Аудиокассеты, аксессуары, переходники, батарейки

Практическая часть

  1. Используя задание «Ассортиментная матрица» практической работы № 1 «Структурирование ассортимента», составить таблицу, выделяя роль категории используемых товаров в группе.
  2. Таблица

Группа

Категория

Роль категории

3.  Используя предложенную таблицу.

4. Распределить роли категории для обувного магазина.

Таблица 8.6

Распределение ролей категорий

Группа

Категория

Роль категории

Женская обувь

Сапоги и ботинки зимние

Ботфорты

Туфли повседневные

Туфли вечерние

Босоножки

Сабо

Пляжная обувь

Домашняя обувь

Мужская обувь

Сапоги и ботинки зимние

Полуботинки демисезонные

Ботинки и п/ботинки повседневные

Сандалии

Домашняя обувь

Пляжная обувь

Детская обувь

Сапожки, дев.

Сапоги, мальч.

Ботинки демисезонные

Туфли и полуботинки

Сандалии

Домашняя обувь

Резиновая обувь

Пинетки и обувь для самых маленьких

Спортивная обувь

Кроссовки женские

Кроссовки мужские

Обувь Nike

Кеды

3. Заполнить таблицу, как изменяются роли категорий от формата магазина.

Вариант 1 – Магазины «Магнит».

Вариант 2 - Два разных магазина Женская одежда.

Вариант 3 - Магазины средств по уходу за собой и средств по уходу за домом.

Таблица 8.7

Изменение роли категорий от формата магазина

Роль

Магазин «Магнит»

Магазин

«Гипермагнит»

Уникальные

Приоритетная

Базовая

Периодическая

Удобная

Контрольные вопросы

  1. Какими показателями характеризуется широта ассортимента?
  2. Как рассчитываются коэффициенты широты, полноты и глубины ассортимента?
  3. Где используется сопутствующий ассортимент товаров?
  4. Как определяется оптимальность ассортимента?
  5. Назовите ассортимент товаров в зависимости от характера потребностей.

Практическая работа №9.

БАЛАНСИРОВКА АССОРТИМЕНТА ПО ГЛУБИНЕ

Цель работы: приобрести практические навыки по определению балансировки ассортимента товара по глубине.

Порядок выполнения работы:

1. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, необходимо подготовиться по плану занятия.

2. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

3. Записать коротко предложенные задания.

4. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки.

Теоретические положения

Переходим на второй уровень анализа и рассматриваем товары внутри каждой категории. Что именно, какие именно товары позволяют каждой категории достигать нужных целей?

Выделяется несколько основных целей, которые может достигать магазин путем тщательного подбора товаров в каждой категории (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Цели магазина

Цели магазина

Товары внутри категории, достигающие этих целей

Привлечь покупателей, обеспечить поток покупателей

Популярные, актуальные, рекламируемые новинки, известные бренды, модные цвета или модели, яркие и привлекательные упаковки, сезонные товары в сезон

Создать оборот

Недорогие (средние и ниже среднего по цене), массовые, актуальные в сезон, самые стандартные модели и классические цвета и решения, наиболее востребованные свойства (вкусы, цвета, объемы)

Принести прибыль

Дорогие товары, высокомаржинальные товары, бренды с высоким позиционированием, статусные, новинки, особенные и редкие свойства (вкусы, цвета, упаковки), модные товары — все, за что покупатель готов переплачивать

Удержать покупателей

Самые особенные товары, сезонные в сезон, самые дорогие или наоборот, самые дешевые товары, самые редкие товары, то, что выбирают не все покупатели (особые расцветки, объемы, вкусы, упаковки)

Товары категории должны быть подобраны так, чтобы они могли помочь всей категории достичь запланированных целей. Это означает, что товары внутри базовой категории, например «молоко», должны:

  1. быть недорогими, высокооборотными, нужными всем, чтобы гарантированно продаваться и создавать поток (молоко отечественных производителей в банках/бутылках по 25–60 руб.);
  2. иметь или известные бренды, или торговые марки, или названия, чтобы привлекать покупателей (молоко «Простаквашино», «Вкуснотеево» «Домик в деревне», «Кубанская буренка» и т. д.);
  3. иметь возможность увеличивать средний чек, то есть продаваться комплексно или большим объемом (упаковка 2- или 1,5-литровая бутылка);
  4. иметь приличную торговую наценку (на некоторые товары), чтобы магазин мог зарабатывать на такой категории (молоко с вкусом фруктов, по цене от 70 руб. за бутылку);
  5. удерживать постоянных покупателей, чтобы иметь гарантированные продажи (топленое молоко, молоко со вкусом фруктов и т. д.);
  6. вызвать желание покупать больше или купить более дорогой товар (новый вкус, необычная упаковка, дегустация и т. п.).

Товары внутри категорий

Рассмотрим товары, достигающие заданных целей, подробно.

1.Привлечь покупателей, обеспечить поток покупателей (см таблица 9.2). Обеспечивается рекламируемыми известными товарами, брендами. Сюда относятся популярные товары, торговые марки и бренды, известные новинки. То, что рекламируется, и то, что знают большинство покупателей.

Таблица 9.2

Примеры товаров для привлечения покупателей

Категория

Товаров для привлечения покупателей

Шампуни (базовая категория магазина косметики и парфюмерии)

L`Oreal, GarnierFructis, Pantene-Pro-V, Head &Shouders, Shauma, Dove

Полиграфия (удобная категория гипермаркета)

Популярные журналы с программой на неделю («7 дней», «Афиша»)

Сок (базовая категория магазина продуктов в спальном районе)

«Добрый», «Моя семья», «Я», J7, сок местного производителя, который активно рекламируется

2. Создать оборот (см.табл.9.3.). Достигается наличием недорогих товаров, товаров массового спроса, товаров для ежедневного использования. Это повседневные товары, необязательно имеющие популярный бренд. Возможно, это самые дешевые товары во всей категории. Они нужны большинству покупателей для того, чтобы удовлетворять самые основные потребности, — можно сказать, что при их выборе важнее всего цена, а не известность марки. Это самые высокооборачиваемые товары в категории.

Таблица 9.3

Примеры товаров для создания оборота

Категория

Товары для создания оборота

Шампуни (базовая категория магазина косметики и парфюмерии)

Шампуни для нормальных волос, для жирных волос, от перхоти, для окрашенных волос, марки недорогого шампуня «Секреты бабушки Агафьи», «Линда»

Сок (базовая категория магазина продуктов в спальном районе)

Апельсиновый, яблочный, томатный вкусы, марки «Добрый», «Моя семья», 1 литр. В сезон — сезонные вкусы (яблоко с корицей зимой, арбузный — летом).

Полиграфия (удобная категория гипермаркета)

Недорогие женские и развлекательные журналы («Лиза», «Зятек», «Сканворды»)

3. Принести прибыль(см.табл.9.4). Обеспечивается наличием дорогих известных товаров и брендов, новинок. Это самые дорогие товары в категории — как правило, брендированные (бренд известен как качественный и недешевый), популярные (что облегчает продажу таких товаров), имеющие имидж надежных и статусных товаров. Среди них могут быть новинки ассортимента, с высокой наценкой, — здесь это свойство рекламируемой новинки также достигает цели привлечения покупателей.

Таблица 9.4

Примеры товаров для создания прибыли

Категория

Товары для создания прибыли

Шампуни (базовая категория магазина косметики и парфюмерии)

Pantene-pro-V для разных типов волос, GlissCure(шампунь и уход), Dove«2 в 1», новые виды «шелк с протеинами» и т. п.

Полиграфия (удобная категория гипермаркета)

Глянцевые «мужские» и «женские» журналы — «Авторевю», «За рулем», «Домашний очаг», «Караван историй», «Космополитен»

Сок (базовая категория магазина продуктов в спальном районе)

Rich, J7, «Тропикана», красный сицилийский апельсин, гранат, грейпфрут, мультифрукт, ананас

4. Удержать покупателей (см. табл.9.5) Цель удержания обеспечивается наличием товаров, отвечающих самым глубинным потребностям покупателей (например, самые дорогие товары в категории или самые дешевые — и те и другие покупают далеко не все покупатели). Такие товары нужны для того, чтобы предложить выбор тем, кто желает разнообразия, или тем, кто отличается от основной массы. Помимо удовлетворения разных потребностей они служат также цели поддержания имиджа магазина («вот какой магазин — есть даже нестандартные размеры») и позволяют покупателям совершать импульсные покупки (с целью попробовать что-то новое).

Таблица 9.5

Товары для удержания покупателей

Категория

Товары для удержания покупателей

Шампуни (базовая категория магазина косметики и парфюмерии)

Для различных типов волос — для тонких и ослабленных, ломких, кудрявых, светлых, секущихся на концах и жирных у корней. Мужской шампунь. Шампунь с особенным запахом (меда, дыни, огурца и т. п.)

Полиграфия (удобная категория гипермаркета)

Деловые издания, журналы для беременных, журналы для геймеров, специалистов по IT-технологиям и т. п. Специальные каталоги по оформлению дома, сада

Сок (базовая категория магазина продуктов в спальном районе)

Овощной, морковный сок, узвары, морсы (шиповник, брусника). Сок в 3-литровых банках

5. Увеличить объем покупки, средний чек. Обеспечивается наличием различных упаковок, товарами, составляющими комплексную покупку, а также актуальными для данного сезона товарами. В качестве средства для увеличения объема покупки могут служить не только сами товары в категории, но и выкладка. Это также специальная цена на покупку комплекта (такое свойство хорошо применимо для товаров творческих категорий).

Таблица 9.6

Примеры товаров для увеличения объема

покупки и среднего чека

Категория

Товары для увеличения объема покупки и среднего чека

Шампуни (базовая категория магазина косметики и парфюмерии)

Большой объем, или спецпредложение (три по цене двух), или мини-флаконы. Серия ухода за волосами (шампунь, ополаскиватель, маска, и бальзам — все одной серии «Для светлых и окрашенных волос»)

Полиграфия (удобная категория гипермаркета)

Специальные выпуски глянцевых журналов (дайджест, юбилейный, лучшие статьи за прошедший год и т. п.)

Сок (базовая категория магазина продуктов в спальном районе)

Упаковка по 2 л или 0,2 л

6. Воздействовать на импульс, запустить желание совершить покупку (см.табл 9.7). Обеспечивается наличием новинок, рекламируемых или сезонных товаров, а также специальной выкладкой, представлением на витрине, манекене и т. п. Это товары с высокой долей импульсных продаж, необычные, новые товары, то-вары в особой или новой упаковке, товары для сезона, актуальные — к празднику или социальному событию.

Таблица 9.7

Примеры создания условий для импульсной покупки

Категория

Создание условий для импульсной покупки

Шампуни (базовая категория магазина косметики и парфюмерии)

Пробники, мини-дозы, специальная блочная выкладка по цветам и оформление рекламными материалами

Полиграфия (удобная категория гипермаркета)

Глянцевые журналы, выложенные определенным образом, возможность полистать образец

Сок (базовая категория магазина продуктов в спальном районе)

Выкладка по цветам

7. Поддержать имидж магазина. Обеспечивается наличием качественных товаров, работой обслуживающего персонала, грамотными консультациями, наличием товарного запаса и т. п. средствами, то есть так же, как и в предыдущем случае. Впрочем, это могут быть самые дорогие товары в категории, представленные в магазине эксклюзивно.

Таблица 9.8

Примеры поддержания имиджа магазина

Категория

Поддержание имиджа магазина за счет:

Шампуни (базовая категория магазина косметики и парфюмерии)

Наличия шампуня эксклюзивной марки (или особенного плацентарного шампуня и т. п.)

Полиграфия (удобная категория гипермаркета)

Наличия этой категории в ассортименте магазина

Сок (базовая категория магазина продуктов в спальном районе)

Наличия экзотических видов сока — кактусовых, сока из личи, кокосового и т. п. Дорогой сок «Гранини»

Основное свойство ассортимента — сбалансированность.

Перед каждой категорией ставится своя задача в ассортименте. При анализе товаров в категории становится ясно, товаров с какими характеристиками не хватает для того, чтобы достигнуть поставленных задач, исходя из роли категории.

В этом анализе глубины ассортимента нет математических расчетов, поэтому потребуется максимум знания товара, его свойств и возможностей. Чтобы понять, как именно товар формирует категорию, необходимо обратиться к брендам, размерам, ценовым сегментам, упаковке, емкости, цветам, вкусам и прочим свойствам товара — к тому, на основании чего  делили категорию на подкатегории и другие уровни (практич. работа № 3 «Определение структуры категории»).

Соединив цели категории и товары, помогающие достичь этих целей, можно увидеть, какими именно товарами и насколько глубоко должна быть наполнена каждая из категорий (табл. 9.9).

Таблица 9.9

Категория

(ширина ассортимента)

Товар внутри категории (глубина ассортимента)

поток покупателей

оборот

прибыль и имидж магазина

удержание покупателей

объем покупки (средний чек)

Уникальная

Дорогие, статусные, новинки

Особенные

Коплексные - дополняющие покупку или тянущие за собой покупку других

Приоритетная

Популярные, известные, актуальные, рекламируемые новинки

Массовые, актуальные в сезоне

Дорогие, статусные, новинки

Особенные

Комплексные или объемные

Базовая

Популярные, известные, актуальные

Недорогие, массовые, повседневного спроса

Рекламируемые новинки

Особенные, недорогие

Комплексные или объемные

Периодическая (сезонная)

Актуальные, рекламируемые новинки

Недорогие, массовые, актуальные в сезоне

Дорогие, статусные, новинки, особенные

Особенные, сезонные

Комплексные

Удобная

Недорогие, массовые, актуальные в сезоне

Комплексные или объемные

Контрольные вопросы

  1. На какие виды подразделяется ассортимент в зависимости от глубины охвата товаров?
  2. Какую роль в деятельности предприятия играет ассортиментная политика?
  3. Обоснуйте необходимость обновления ассортимента на предприятиях.
  4. Расскажите об ассортименте однородных групп.
  5. Что подразумевается под гармоничностью ассортимента?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Куликова Н.Р. Управление ассортиментом товаров: учебное пособие / Н.Р. Куликова, Т.А. Трыкова, Н.С. Борзунова. – М.: Альфа. – М: ИНФРА – М, 2015. – 240с. – (ПРОФИль)
  2. Аверин А.В. Товароведение, экспертиза, стандартизация: учебный курс  (учебно-методический комплекс). -М.: Московский институт экономики, менеджмента и права. Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП.М., 2010.
  3. Васюкова А.П., Пивоваров В.И., Пивоваров К.В. Организация в общественном питании: учеб.пособие. -М.: Дашков и К, 2007.
  4. Златин П.А., Соколянский В.В., Крекова М.М. Социология и психология труда. -М.: МГИУ, 2007.
  5. Кабаченко Т.С.  Методы воздействия и психология безопасности личности, общества, государства. -М.: Аспект-Пресс, 2003.
  6. Безопасность жизнедеятельности / Н.Н. Карнаух, И.В. Бабайцев, Н.А. Виноградов [и др]. -М.: АТиСО, 2004.
  7. Карпов А.В. Психология труда. -М.: Владос, 2004.
  8. Котик М.И. Психология и безопасность: монография по психологии труда. СПб: Питер, 2006.
  9. Мусаев В.К., Мусаев А.В., Шиянов С.М., Тахо-Годи Г.А.  Основные причины производственного травматизма в условиях рыночной экономики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ростовкая обл.,  п. Персиановский, 2007. -С. 231-233.
  10. Носкова О.Г. Психология труда. -М.: Academia, 2008.
  11. Огнев И.Н. Психологический безопасность. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  12. Санитарные правила и нормы СанПин 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 24 октября 1996 г. №27.
  13. Щенников Н.И., Курагина Т.И., Пачурин Г.В. Охрана труда на предприятиях Нижегородской области и совершенствование работы по профилактике травматизма // Сборник статей VIМеждународной научно-практической конференции. Пенза, 2006. - С. 200-203.
  14. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М.: Academia, 2005.
  15. Толочек В.А. Психология труда. СПб.: Питер, 2005.
  16. Толочек В.А. Современая психология труда. СПб.: Питер, 2005.
  17. www.arbitr – hmao.ru
  18. www. bestreferat. ru.
  19. www.bre. ru.
  20. www.ceut. ru
  21. www. evrika. info
  22. www. e – xecutive. ru
  23. www. tsouz. ru
  24. www. moskas. ru
  25. www. vipvending. Ru
  26. www. polbu. ru

Учебно-методическое издание

Методические указания

к выполнению практических работ

по дисциплине

«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ»

Составитель Семина Лариса Юрьевна

____________________________________________________

Отв. за выпуск И.И. Кузнецова

Темплан 2015 г. Подписано в печать 21.12.2015 г.

Формат 60х84 1/16. Бумага офисная. Ризография.

Усл. – печ. л. 1,86  Уч. – изд. л. 2,0 Тираж 50 экз.

_________________________________________________________

Южно – Российский государственный политехнический

институт (НПИ) имени М.И. Платова

Адрес ун-та: 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132

Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова

Адрес ин - та: 346500, г. Шахты, пл. Ленина, 1