Воцарение династии Романовых
методическая разработка

Дарвак Чаяна Сергеевна
О правлении первых Романовых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессионального

образовательного  учреждения Республики Тыва

«Тувинский технологический техникум»

Методическая разработка открытого урока.

по дисциплине «История»

Тема: «Воцарение династии Романовых»

Профессия «Мастер животноводства»

I курс

Срок обучения: 2г.5м

Преподаватель: Дарвак Ч.С.

2019г.

План урока.

Тема: Воцарение династии Романовых

Тип урока: Комбинированный урок

Цель: Создание условий для развития аналитического мышления при работе с текстом учебника и дополнительными источниками.

Познакомить студентов с путём прихода к власти в России династии Романовых и с последствиями этого события для России.

Задачи:

1. Познакомить студентов с новой темой. Повторить предыдущую тему

 “ Смутное время”. Охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых, особенности реформ государственного управления и сословий российского государства.

2. Развивать у студентов устную речь, память, умение анализировать события, использовать для получения знаний дополнительный материал. Развивать у студентов интерес к истории собственной страны, воспитать уважение и гордость за события прошлого и сформировать у студентов активную гражданскую позицию. Обеспечить усвоение знаний студентов о правлении первых Романовых. Развивать навыки работы с документами, учебником для анализа и обобщения исторических событий.

3. Воспитание принадлежности к государству, в котором мы живем, уважения к историческому прошлому.

Оборудование:

- Электронная доска

- Портреты

- Слайд- презентации

Литература: В.В. Фортунатов, С.Ф. Снигирев  «Отечественная история», А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России».

Ход урока

1.Организационная часть. (3 мин.)

- Проверяет контроль явки и готовности учащихся к уроку.

2. Повторение материала:

Триада по теме «Причины, этапы и последствия Смуты» (10 мин)

Выписывайте только номера слов объединяемые вами в триады и дайте название объединенной группы.

1.Экономический кризис

2. Социальный (1605-1610)

3. Страшное разорение и запустение страны

4. Национально-освободительный (1610-1613)

5. Династический кризис

6. Потеря выхода к Балтийскому морю

7. Подъем национального самосознания

8. Экспансия соседних государств

9. Династический (1598-1606)

Эталоны ответов

К триаде по теме «Причины, этапы и последствия Смуты»

  1. 1,5,8- причины Смуты
  2. 9,2,4- этапы Смуты
  3. 3,6,7- последствия Смуты

  1. Изложение нового материала (27 мин)

Основные понятия: Смута,Земский собор, династия Романовых.

Основные даты: 1613г., 1617г.

На прошлых уроках мы изучали Смутное время. Время непростое, сложное для русской государственности время. Смута оставила тяжелые последствия. Разорены города и села, ремесла и хозяйства не процветают, угасла торговля, но в тоже время смута показала силу русского народа.

После освобождения Москвы от польских интервентов, вновь встал вопрос о власти, о выборе нового царя. По этому поводу  в январе 1613 года собирается Земский  собор. В его работе участвовали 700-800 человек. Не только боярская дума, представители дворянства, купечества и городов, но даже выборные от казачества и черносошного крестьянства участвовали в выборе нового царя. В качестве претендентов обсуждались представители от боярских фамилий  – В.В. Голицын, Д.Т. Трубецкой, Д.М. Воротынский, Д.М. Пожарский, В.И. Шуйский. Также были предложены – королевич Владислав польский, сын шведского короля Карл-Филипп и «Воренок  Ивашка»,  сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II.  21 февраля собор определился с выбором: это был Михаил Романов, 16-летний внучатый племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. Вместе с матерью он проживал в Ипатьевском монастыре под Костромой, куда и было направлено посольство. С 1613 года в России начинается правление новой династии — Романовых, которая

находилась на Российском престоле с 1613- 1917 год. Михаил Романов 2 мая 1613 года  прибывает в Москву и 11 июля на Троицком подворье Московского Кремля  венчается на царство. Ему были вручены «животворящий крест», шапка Мономаха, скипетр и держава. Для венчания использовали специально подготовленный «золотой трон». В силу его молодости, все важные государственные дела сосредоточились в руках его отца, уже известного нам патриарха Филарета (Федора Никитича Романова). Была восстановлена самодержавная монархия. Все, кто руководили освобождением от интервентов, получили скромные назначения. В Можайск воеводой был направлен Дмитрий  Пожарский, а Кузьма Минин получил чин думного воеводы.

Окончание интервенции. Перед новым правительством стояли трудные задачи по ликвидации последствий интервенции. Опасность представлял ИванЗаруцкий, под чьим предводительством бродили по стране отряды казаков, не признававшие новую власть, с ними была и Марина Мнишек с «Воренком». С помощью яицких казаков, Иван Заруцкий был схвачен и повешен вместе с «Воренком», Марина Мнишек была отправлена в монастырь в Коломну, где, вероятно, вскоре и умерла.

 Другой опасностью являлись шведы. Имели место еще несколько военных столкновений, после чего в 1617 году был заключен  Столбовский  договор (деревня Столбово, под Тихвином). Согласно этому договору, России возвращалась Новгородская земля, но она отказывалась от Балтийского побережья, выплатив при этом еще и денежную компенсацию Швеции. Король Густав-Адольф довольно говаривал, что теперь Россия не представляет для Швеции опасности, так как отделена болотами, крепостями, и ей трудно будет перейти этот «ручеек» (река Нева).

Также, предприняли ещё одну попытку реванша и поляки.

Королевич Владислав организовал в 1617-1618 годах новый поход на Москву, но был отбит от Арбатских ворот. Близ Троице-Сергиева монастыря (в селе Деулино),  было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой в 1618 году. Россия теряла Смоленские и Черниговские земли. Решено было обменяться пленными, при этом, Владислав не отказался от претензий на русский престол.

Теперь можно сказать, что Смута на Руси была преодолена. Конечно, цена оказалась высокой: территориальные потери в пользу Польши и Швеции (Столбовский договор, Деулинское перемирие). Главная же задача была выполнена – восстановлено территориальное единство России, регионы и центр осознали необходимость сильной государственности.

Отметить надо и то, что в ходе этих событий произошло национальное самосознание русского народа, в трудную минуту оказавшегося  способным отдать все личное ради общего блага.  Возросла роль дворянства и верхушки посада.

Дальнейшее развитие России пойдет по следующему пути: форма политического правления – самодержавие, основа экономики – крепостничество, социальная структура- сословия, господствующая идеология – православие.

Михаил Романов является первым представителем династии Романовых, которая воцарится до 1917 года.Сколько лет правила в России династия Романовых? (304 года).

  1. Закрепление материала (15 мин)

Слайд.

Тестовое задание

  1. Соотнесите событие с годом, в котором оно произошло.

а) 1612

1. Начала правления Алексея Михайловича

б) 1613

2. Освобождение России от иноземных захватчиков

в) 1645

3. Начала правления царской династии Романовых

Найдите правильный ответ:

2. Основателем династии Романовых был:

а) Алексей Михайлович

б) Михаил Федорович

в) царевич Дмитрий

г) Петр Алексеевич

3.Царствование Михаила Федоровича:

а) 1605-1606

б) 1606-1610

в) 1613-1645

г) 1645-1676

4. В каком возрасте взошел на престол Михаил Романов:

а) 15 лет

б) 16 лет

в) 17 лет

г) 18 лет

5.Царствование Алексея Михайловича:

а) 1613-1645

б) 1645-1676

в) 1605-1606

г) 1606-1610

Эталон ответов:

1.

а)

2

б)

3

в)

1

2.Основателем династии Романовых был:

б) Михаил Федорович

3.Царствование Михаила Федоровича:

в) 1613-1645

4. В каком возрасте взошел на престол Михаил Романов:

б) 16 лет

5.Царствование Алексея Михайловича:

б) 1645-1676

  1. Подведение итога занятия. (3 мин)

- анализ выполненных работ

- выставление оценок

7. Домашнее задание: (2 мин)

Повторить пройденные материалы и готовиться к самостоятельному заданию,   написать основные события во время правления Михаила Федоровича Романова.

Триада

 по теме «Причины, этапы и последствия Смуты»

Выписывайте только номера слов объединяемые вами в триады и дайте название объединенной группы.

1.Экономический кризис

2. Социальный (1605-1610)

3. Страшное разорение и запустение страны

4. Национально-освободительный (1610-1613)

5. Династический кризис

6. Потеря выхода к Балтийскому морю

7. Подъем национального самосознания

8. Экспансия соседних государств

9. Династический (1598-1606)

        Триада

 по теме «Причины, этапы и последствия Смуты»

Выписывайте только номера слов объединяемые вами в триады и дайте название объединенной группы.

1.Экономический кризис

2. Социальный (1605-1610)

3. Страшное разорение и запустение страны

4. Национально-освободительный (1610-1613)

5. Династический кризис

6. Потеря выхода к Балтийскому морю

7. Подъем национального самосознания

8. Экспансия соседних государств

9. Династический (1598-1606)

Тестовое задание

  1. Соотнесите событие с годом, в котором оно произошло.

а) 1612

1. Начала правления Алексея Михайловича

б) 1613

2. Освобождение России от иноземных захватчиков

в) 1645

3. Начала правления царской династии Романовых

Найдите правильный ответ:

2. Основателем династии Романовых был:

а) Алексей Михайлович

 б) Михаил Федорович

 в) царевич Дмитрий

 г) Петр Алексеевич

3.Царствование Михаила Федоровича:

 а) 1605-1606

б) 1606-1610

в) 1613-1645

г) 1645-1676

4. В каком возрасте взошел на престол Михаил Романов:

а) 15 лет

б) 16 лет

в) 17 лет

г) 18 лет

5.Царствование Алексея Михайловича:

а) 1613-1645

б) 1645-1676

в) 1605-1606

г) 1606-1610


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые Романовы

Прекрасная викторина станет замечательным элементом на уроке в рамках Повторительно-обобщающего урока по теме "Правление первых Романовых" - Михаила Федоровича и Алексея Михафловича Романовых...

Презентация: "Династия Триполитовых"

Презентация на тему: Династия Триполитовых.Профессия: Пожарный...

Методическая разработка классного часа на тему: Династия Романовых

Знакомство с личностными характеристиками представителей династии Романовых и отличительными чертами их государственной деятельности способствует созданию у обучающихся более целостной картины отечест...

Презентация к классному часу на тему: "Династия Романовых"

Презентация к классному часу на тему: "Династия Романовых"...

Характеристика династии

Характеристика династии...

СПОРТИВНАЯ ДИНАСТИЯ ПОЛИТОВЫХ (ОБЩИЙ СТАЖ 173 ГОДА)

21  октября  в рамках  республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни»  Казенова И.П. и Иванова Л.А провели  встречу с интересными людьми на тему Спорт ...

Династия лесоводов-педагогов как сохранение преемственности поколений

От правильного выбора жизненного пути зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье. Су...