Европа XII-XV веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников
презентация к уроку

Платонова Юлия Геннадьевна

ТЕМА: Европа XII– XV  веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников.  6 класс. История Средних веков. к учебнику Искровской Л.В.

Конспект урока. Презентация

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Периоды Всеобщей истории 476 г. Древний мир 1500 г. Средние века Новое время V-XI XI-XV Давайте вспомним климат Европы V-XI и отметим периоды потепления и похолодания.

Слайд 2

В 12-15 вв человек продолжил наступление на природу. Усилилась расчистка лесов, осушались болота. Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке?

Слайд 3

Тема: Европа XII-XV веков: природа и человек

Слайд 4

«Нет земли без сеньора» - такое правило существовало в Средние века . Вся земля в 9-10 вв была захвачена феодалами. Поля, леса. Луга, реки и озера стали их собственность. Главное богатство - земля! На земле трудились – зависимые крестьяне

Слайд 5

Натуральное хозяйство? Вспомним! Феодализм? Повинности крестьян? БАРЩИНА ОБРОК

Слайд 6

Натуральное хозяйство - все производится для собственного потребления, а не для продажи.

Слайд 7

К X-XI вв. в хозяйственной жизни Западной Е вропы происходят изменения : Стали использоваться колесный плуг, борона, новая упряжь – хомут, конная тяга, что улучшило качество и скорость обработки земли. Значительным изобретением стала ветряная мельница, заменившая физическую силу человека и животных энергией ветра.

Слайд 8

Тогда же стала использоваться более прогрессивная система землепользования – "трехполье" , повлиявшая на рост урожайности Осваивались новые земли: к концу XV века половина лесных массивов стала пригодна для земледелия. Осушались болота, строились оросительные каналы.

Слайд 9

ЗАПОМИНАЕМ! Трехполье – порядок земледелия, при котором поле делится на три части: озимые, яровые и пар. Полезная площадь вырастает с ½ до 2 /3 земли!

Слайд 10

И зменения в экономической жизни привели к следующим последствиям:

Слайд 11

На смену натуральному хозяйству приходят товарно-денежные отношения! Происходит отделение профессионального ремесла от земледелия!

Слайд 12

Труд ремесленника п.3 Рассмотрите иллюстрации с.128 (Ветряная мельница) и с. 127 (Водяная мельница) Попробуйте объяснить механизм действия ветряной и водяной мельниц. Предположите преимущества и недостатки двух типов мельниц. Прочитайте п.3 стр 128 и ответьте на вопрос: Для каких целей использовались домницы и домны? Чем был вызван переход от домниц к домнам?

Слайд 13

Ремесло в средневековом городе Признаки ремесленного производства: мелкое производство мастер – собственник орудий труда и одновременно работник; ручной труд производство изделий на заказ и продажу

Слайд 14

Ремесленный цех – организация средневековых ремесленников одной специальности. Цели создания: создание равных условий в производстве и продаже изделий; ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности; слежение за качеством; помощь больным и нуждающимся ремесленникам. ЗАПОМИНАЕМ!

Слайд 16

Цехи имели своих святых покровителей, эмблему, цеховую печать и кассу, совместные праздники Гербы цехов портных, бочаров , столяров

Слайд 17

Цехи имели уставы : запись норм, определяющих хозяйственную деятельность и жизнь членов цеха. Устав цеха парижских ткачей «Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на 4 года службы. Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине. Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола»

Слайд 18

Роль цехов Способствовали развитию ремесла Тормозили развитие ремесла

Слайд 19

А1 . Важнейшей ценностью в XII - XV вв. продолжает(ют) оставаться деньги земля родственники богатство ПОВТОРИМ А2. Верны ли суждения о развитии ремесла в Европе в период XII – XV вв. А . К концу XIV в. наблюдаются значительные успехи в металлургии (обработке металлов), домница превращается в домну. Б. В Европе появилось огнестрельное оружие. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения не верны

Слайд 20

В1. Запишите о каком понятии идет речь: система земледелия, при которой одно поле засевалось озимыми, другое – яровыми, а третье оставалось под паром. Ответ:_______________________ В2. Ниже приведен перечень сельско-хозяйственных культур. Все они за исключением в Европе в XII - XV вв. 1 ) рожь; 2) просо; 3) картофель; 4) ячмень. Найдите и запишите порядковый номер понятия «выпадающего» из данного ряда. Ответ:_______________________

Слайд 21

Открытие, изобретение Значение Домашнее задание: 1. § 17 Заполнить таблицу. Технические изобретения и открытия в 13-15 вв



Предварительный просмотр:

УРОК  15.  

ТЕМА: Европа XII– XV  веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников.

Тип урок

Изучения нового материала

Планируемые результаты освоения темы урока

Цели урока, направленные на достижение результатов

Личностные

Формирование знаний  истории основ культурного наследия народов человечества.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической  науки.

Создание условий для формирования основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные

Создание условий для формирования осознанного выбора  наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач при выполнении тестовых заданий.

Формирование умения  определять понятия и использовать его в дальнейшем в историческом контексте.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (под руководством учителя), делать выводы.

Развитие умения представлять аргументированный ответ по обозначенной теме.

развитие умения осознанно использовать речевые средства в письменной форме при ответе на задания открытой формы.  

Формирование представлений о неоднозначности достижений общественного прогресса на примере знакомства учащихся с корнями экологическим проблем.

Предметные

Проиллюстрировать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств.

Раскрыть причины, вызвавшие рост населения Европы в XII-XV вв.

Сформировать понятие «трехполье». Продолжить формировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, роли в обществе крестьянина и ремесленника.

Сформировать представления учащихся о технических открытиях и изобретениях, сделанных к концу Средневековья.

Формировать и развивать следующие  виды познавательной деятельности:

  • Сравнивать климатические условия Европы VII-XI и XII-XV вв. Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств.
  • Называть причины, вызвавшие рост населения в XII-XV вв.
  • Объяснять особенности трехпольной системы земледелия. *Применять знания для анализа современной действительности на примере выяснения вопроса об использовании трехполья в современном сельском хозяйстве.
  • Самостоятельно/под руководством учителя извлекать историческую информацию из изобразительного и текстового источника. Под руководством учителя определять информационную ценность исторического источника.
  • Объяснять сущность и значения технических открытий и изобретений, сделанных к концу Средневековья.

План урока

1. Природа, население и деятельность человека. 2.  Труд крестьянина. 3. Труд ремесленника.

Основные вопросы темы урока

Изменение климатических условий в Европе. Предпосылки для хозяйственного подъема. Система трехполья. Значение использования мельниц в хозяйстве. Успехи в ремесленном производстве. Появление новых видов оружия.

Основные понятия и термины урока

Трехполье. Домна. Алебарда. Мортира. Аркебуза.

Основные и дополнительные даты урока

XII – XV вв. – рост численности населения в Европе, увеличение продолжительности жизни.

XIV в. – появление и распространение огнестрельного оружия в Европе.

Средства обучения

Учебник (§ 17), рабочая тетрадь

Литература и Интернет-источники к уроку

Блок М. Феодальное общество. М., 2003

Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400-1500 годы. М., 2001.

Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск., 1994.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть  II. Европейский мир X-XV вв.; Часть  III. Средневековый человек и его мир. М., 1995.

М.Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М., 2001.

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.mid-ages.ru- лекции по истории Средних веков.

http://historic.ru - исторический проект «Всемирная история».

http://historydoc.edu.ru - коллекция исторических документов.

http://www.vostlit.info - средневековые исторические источники.

Модуль актуализации/повторения раннее изученного

Вопросы и задания: Вспомните из раннее изученного, почему можно считать, что Европа располагается в сравнительно благоприятных для жизни людей географических условиях. Несмотря на эти условия население Европы в этот период было невелико, объясните, с чем это было связано.

Модуль мотивации изучения нового материала

Учащимся предлагается сравнить особенности развития сельского хозяйства и ремесла в Европе V-XI  вв. и в Европе  более позднего периода.

Модуль изучения нового материала

1. Природа, население и деятельность человека. На основе материала учебника (§ 3 и § 17) учащимся предлагается сравнить климат Европы V-XI и  XII-XV вв. Учитель обращает внимание учащихся на схему «Периоды Всеобщей истории» на с.3 учебника и просит перенести ее в тетрадь, самостоятельно отметив периоды потепления и похолодания. Схема поможет ответить на вопрос: В каком периоде «Всеобщей истории» заканчивается полоса неблагоприятных погодных условий.

    Чтобы обратить внимание учащихся на карту Европы, можно использовать следующий материал: Изменение погодных условий приводит к тому, что в Европе формируются несколько зон, которые наиболее активно начинают осваиваться человеком. Наиболее благоприятными для человека остаются территории, примыкавшие к Средиземному морю. Летом там было тепло и сухо, а зимой дождливо. На западе погода держалась круглый год относительно теплой. В Восточной Европе постепенно формировалась зона с континентальным климатом, для которого характерно значительное колебание температуры, уменьшение влажности, облачности и осадков. На севере зима была суровой, а лето — достаточно теплым.

С целью экологического воспитания можно познакомить учащихся со следующими данными: В XII–XV веках человек продолжил свое наступление на природу. Усилилась массовая расчистка лесов, по-прежнему активно осушались болота. Разраставшиеся города также влияли на прилегавшие к ним территории. Считается, что к XIII веку значительная часть Европы уже с трудом напоминала ту, которую знал человек в начале Средневековья. Особенно от вырубки лесов и осушения болот пострадали Англия, Испания, Франция, Италия и Нидерланды.

Известно, что бурное развитие сельского хозяйства с начала XIII в. привело к уменьшению лесного покрова, а значит к увеличению углекислого газа в атмосфере, который поглощается растениями. Однако наступление на леса после 1347 года резко сокращается, (бубонная чума унесла третью часть населения Европы) и наблюдается обратная картина: из-за разрастания лесов количество углекислого газа в атмосфере резко упало, а это повлияло в свою очередь на европейских климат — наступило похолодание. На основании этого открытия можно сделать вывод, что человек начал влиять на климат еще в Средневековье.

          Сведения могут быть проиллюстрированы схемой лесного покрова Европы:

03

В раннее средневековье

В эпоху развитого феодализма

К XVIII веку (до настоящего времени)

        По тексту § 17 учащиеся выделяют условия, повлиявшие на увеличение численности населения к середине XIV в.  и подводятся к выводу, что не только климат влиял на качество жизни средневекового населения.

      Учащимся предлагается познакомиться с материалом в конце пункта 1, найти указанные объекты на карте Атласа и ответить на вопросы, почему именно в городах, расположенных в прибрежных районах и в долинах рек, значительно увеличивается плотность населения, о чем могут говорить приводимые статистические данные.

2.  Труд крестьянина.Учитель объясняет учащимся понятие «трехполье», пониманию понятия может способствовать заполнение пропусков в схеме трехпольного севооборота в РТ №4.

         Учащимся предлагается на уровне домашнего задания выяснить, используется ли в современном сельском хозяйстве данная система.

     Учитель обращает  внимание школьников на иллюстрацию учебника на с. 127 («Март. Пахота. Средневековая книжная иллюстрация»), знакомит учащихся с данным изобразительным источником (необходимо дублирование изображение с помощью ТСО).

     Может быть использован следующий материал: Около шестисот лет назад была создана одна из самых прекрасных книг в истории человечества — "Великолепный часослов герцога Беррийского." Часослов — это молитвенная книга, которая включала календарь с именами святых на каждый день, отрывками из Священного писания, молитвы для определенного часа церковной службы (отсюда — часослов). Этот источник сейчас хранится во Франции в городе Шантийи.       Над миниатюрами для этого Календаря трудились три брата Лимбург (выходцы их Голландии). Их пригласил к себе брат французского короля герцог Жан Беррийский, который покровительствовал искусствам. В миниатюрах представлены разные стороны жизни средневекового человека. Для нас особенно интересны те миниатюры, которые посвященны трудам и занятиям в различные времена года. Мы видим жизнь и крестьян в сценах пахоты — в "Марте" и "Октябре", в "Июне" — косят траву и сгребают сено, в "Июле" — жнут.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что братьям Лимбург удалось познакомить зрителя с повседневными заботами средневековых людей, так на миниатюре “Март”, художники изображают сев, обработку виноградника. Место действия — это замок Лузиньян в Пуату (Франция). На перекрестке дорог стоит памятник, над башней летает фея Мелюзина в виде дракона  - это покровительница владельцев замка. Учащимся предлагается ответить на вопрос, чем может быть полезен этот источник для исследователей Средневековья.

          Учащимся предлагается самостоятельно описать иллюстрацию на с. 126 (Февраль. Средневековая книжная иллюстрация). Учитель подводит описания учащихся к эталонному ответу: “На миниатюре изображена небольшая крестьянская ферма, обнесенная аккуратным плетнем. В доме у очага греются крестьяне. Сидящая женщина (очевидно, хозяйка) одета в изящное голубое платье. Из плетеной трубы в небо поднимаются струйки дыма; возле дома сложены различные припасы: бочки и вязанки хвороста. Замерзшие птицы клюют снег, в овчарне сгрудились овцы, а около забора на помосте стоят четыре вязанки хвороста. По дороге движется крестьянин, погоняя ослика. Другой крестьянин рубит в лесу сучья и вяжет их в вязанки. Художникам удалось не только познакомить зрителя с повседневными заботами крестьян, но и показать образ зимы — с ее заботами, холодами, с ее поэзией и красотой”. (См.http://www.5arts.info/brothers-limburg)

      Познакомившись с материалом в конце пункта 2, учащиеся могут ответить на вопросы, для каких целей разводились те или иные породы домашних животных, о чем может говорить возникновение моды на гончих.

    Учащимся предлагается вспомнить из раннее изученного (§3), какие продукты питания могли находиться на столе крестьян.

    На основе дополнительной информации учитель знакомит учащихся с изменением в рационе средневекового человека.

Дополнительная информация:“…в конце XII века улучшение условий жизни и относительное повышение благосостояния позволили крестьянину питаться не только хлебом, лепешками и кашами. В меню крестьянина появилось много нового. Ценная домашняя птица снабжала его яйцами (употреблявшимися в большом количестве), мясной пищей (цыплята, каплуны, гуси), а также позволяла выплачивать некоторые оброки натуральными продуктами. Твердые и мягкие сыры изготовляли из овечьего или коровьего молока, иногда с добавлением различных трав. Рыбу покупали — соленую или копченую (обычно селедку) — или ловили (частенько тайком) в соседней реке или пруду. Некоторые овощи выращивали в небольшом садике за хижиной …, это чечевица, фасоль, чеснок, репа, лук-порей и лук репчатый... Многочисленные фрукты зрели в саду, на кустах, в лугах или в лесах: конечно же, яблоки, груши, а также тутовник, терн, мушмула, боярышник, рябина, орехи, брусника, черника и другие. Интересно, что когда в тексте упоминается неопределенный фрукт, то во Франции под ним подразумевается яблоко, а в Англии — груша. Наконец, этот список дополняет мелкая дичь, добытая, как правило, незаконно, а также свиное мясо; свинью обычно закалывали в декабре и старались подольше питаться солониной.

Будь то злаки, мясо или рыба, на кухне всегда использовали множество приправ и специй (чеснок, горчица, мята, петрушка, тимьян и др). Жареные блюда практически отсутствовали. В основном на стол подавали нечто среднее между рагу и супом с острой приправой и соусом на основе хлебного мякиша, кислого вина, лука, орехов, иногда с небольшим количеством перца или корицы, купленных буквально на вес золота у торговца пряностями».(Мишель Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М., 2001). Учащимся предлагается самостоятельно определить у каждого ли крестьянина могла быть такая разнообразная пища, отчего это зависило.

 Вопрос о региональной специализации  разбирается на основе работы с картой «Сельское хозяйство и промыслы» (например, История средних веков. 6 класс: атлас. М.: Дрофа, 2012, с. 16). На основе легенды карты учащимся предлагается выделить районы специализации и предположить с чем это  было связано.

3. Труд ремесленника.

Перед началом изучения данного пункта плана учащимся предлагается выполнить задание: «На этом этапе урока речь пойдет о великих изобретениях Средневековья, некоторые из которых используются и по сей день. Однако пункт плана урока назван не в честь этих изобретений, он называется «Труд ремесленника». Вам необходимо определить, справедливо ли такое название, если да, то почему».

Учащимся предлагается познакомиться с началом пункта 3, рассмотреть иллюстрациина с. 128 (Ветряная мельница) и с. 127 (Водяная мельница), на основе рисунков требуется объяснить механизм действия ветряной и водяной мельниц, предположить преимущества и недостатки двух типов мельниц.  Далее учащимся предлагается «оживить» иллюстрацию на с. 128, составив мини-диалог изображенных  на рисунке героев.

Дополнительная информация. Данная информация может быть использована, если учащиеся затрудняются объяснить принцип действия водяного колеса.

       Водяная мельница нуждалось в достаточном количестве проточной воды в любое время года. Наиболее простой вид водяной мельницы состоял из нижнебойного колеса. Такая мельница не требовала для себя строительства каналов или плотин, но ее работа основывалась на силе воды, которая подтекала под колеса, ударяла в лопатки, прикрепленные на колесе и заставляла их вращаться. Водяное колесо насаживалось на вал, который вращался вместе с колесом, а от него вращение передавалось дальше к той машине, которую хотели привести в действие. В Средневековье такие двигатели широко использовались в самых разных отраслях производства, с их помощью приводили в движение молоты, воздуходувные мехи, насосы, ткацкие машины и другие механизмы.

    Далее учащиеся знакомятся с совершенствованием приемов обработки металлов.

Им предлагается изучить соответствующий материал параграфа (с. 128) и ответить на вопросы: Для каких целей использовались домницы и домны? Чем был вызван переход от домниц к домнам? Учитель поясняет, в чем особенность высококачественной стали.

    На основе работы с иллюстрацией на с. 127 (Кузнецы. Средневековая книжная миниатюра) учащиеся вспоминают, какие орудия и приспособления использовали средневековые кузнецы в своих мастерских. Предлагается ответить на вопрос, что могло производиться в этих мастерских?

     Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что совершенствование техники обработки металлов привело к появлению новых видов вооружения. Далее учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию на с.129 (Алебарда. Мортира. Бомбарда. Современный рисунок) и соответствующий материал параграфа. Ученикам предлагается задание: «Во многих музеях Европы хранятся разные виды вооружения, в том числе средневекового. Давайте представим себе, что нам выпала честь оформить одну из экспозиций музея, на ней выставлены экспонаты, изображенные на иллюстрации (с.127). Познакомившись с материалом учебника и внимательно рассмотрев рисунок, сделайте подпись для каждого из представленных экспонатов». Требуемые записи заносятся в тетрадь. Учащимся предлагается оценить данные достижения Средневековья для развития человечества.

    Далее учитель акцентирует внимание учащихся на непротиворечивых достижениях Средневековья, а именно совершенствованиях технологий строительства и развития декоративного искусства, демонстрируя соответствующий иллюстративный материал (например, средневековые кирпичные строения, печные изразцы, изготовляемые в Германии, здания, декорируемые в технике азулежу  (Португалия) и др.)

    В конце изучения данного пункта плана учащиеся отвечают на поставленное в его начале задание.

Модуль закрепления изученного материала

  • Вопросы и задания в конце §17.
  • Учащимся может быть предложено задание, ориентированное на систематизацию раннее изученного материала: В одном из французских монастырей была построена водяная мельница.  Для каких целей ее построили? Выберите правильный ответ, если известно, что мельница была построена а) в раннее средневековье; б) в пору расцвета средневековья; в) в позднее средневековье:
  • для облегчения труда монахов, чтобы они меньше отвлекались от молитв;
  • для увеличения продукции, изготовляемой монахами;
  • для получения наживы с крестьян, которые должны были пользоваться только этой мельницей.

Объясните ваш выбор. Почему современный трудящийся человек ни у кого не может вызвать осуждения?

  • Какие новые продукты появились на столах европейцев к концу Средневековья?

Модуль домашнего задания

Проверяем и размышляем:

  • Повторите § 17. Выполните задания в РТ № 1-3
  • Любопытно, что человек сеял овес для каши на яровом поле, а для фуража использовали пар. О чем может говорить этот факт?
  • Фольклорные и литературные источники полны рассказов о похищении еды, различных пирушках или чудесных превращениях разных предметов в прекрасные яства. Так, в «Романе о Лисе» основная причина проделок Лиса — это голод, ведь большинство его приключений начинаются с констатации полного отсутствия пищи: «Было то время, когда заканчивается лето и начинается зима. С печальным разочарованием Ренар отметил, что все запасы истощены: дома больше не было никакой еды, ни одного су, чтобы купить что-нибудь съестное, не было ничего, что могло бы оживить силы. Тогда, подтачиваемый нуждой, он пустился в путь...» Как вы думаете, какие настроения средневековых людей относительно еды отразились в таких источниках? Чем могут быть полезны историкам фольклорные источники?

Исследуем и творим: Выясните, используется ли в современном сельском хозяйстве система трехполья.

Используя дополнительный материал заполните таблицу «Технические открытия и изобретения в XII-XV вв.» в РТ №5.

Диагностические материалы к уроку

Вариант 1.

При выполнении заданий А1-А3 из предложенных трех вариантов выберите один верный.

А1. Важнейшей ценностью в XII-XV вв. продолжает(ют) оставаться

  1. деньги
  2. земля
  3. родственники
  4. богатство

А2.Верны ли суждения о развитии сельского хозяйства в Европе в период.

А. Улучшение климата, усовершенствование орудий труда и системы земледелия привели к росту урожаев.

Б.  В XII –XV вв. не произошло существенных изменений в развитии сельского хозяйства.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения не верны

А3. Верны ли суждения о развитии ремесла в Европе в период XII – XV вв.

А. К концу XIV в. наблюдаются значительные успехи в металлургии (обработке металлов), домница превращается в домну.

Б. В Европе появилось огнестрельное оружие.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения не верны

В2. Запишите о каком понятии идет речь: система земледелия, при которой одно поле засевалось озимыми, другое – яровыми, а третье оставалось под паром.

Ответ:_______________________

В3. Ниже приведен перечень сельско-хозяйственных культур. Все они за исключением однойвыращивались в Европе в XII-XV вв.

1) рожь; 2) просо; 3) картофель; 4) ячмень.

Найдите и запишите порядковый номер понятия «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:_______________________

Прочитайте фрагменты из книг историков, выполните задание С1-С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

«...Значение имел рост региональной специализации. Бургундия и Рейнская область славились винами, которые вывозились как для повседневного личного употребления, так и для церковных надобностей. Юго-Западная Франция нашла выгодного партнера в лице Англии…  Столь же распространенной была специализация в промышленном производстве. Лен и растительные красители для всевозможных тканей, конопля для веревок производились везде, где позволяли почва и климат. Но в первую очередь это касалось разведения овец на шерсть, которая была самым распространенным сырьем для ткацкого производства. Овец держали везде, и очень многие занимались выделкой грубой шерсти, которую пряли и ткали на местах. Однако богатым людям нужна была одежда более высокого качества: ее производили квалифицированные фландрские и северо-итальянские суконщики, использовавшие только самую лучшую шерсть, преимущественно из Англии.

(Из книги Г.Кенингсбергера «Средневековая Европа, 400-1500 годы»)

С1. Как вы понимаете, что такое региональная специализация?

С2. Что позволяло регионам специализироваться на производстве того или иного продукта?*Как вы считаете, существует ли сейчас специализация регионов? Свой ответ обоснуйте примерами.

С3. Что заставляло фландрских и северо-итальянских суконщиков совершенствовать свое мастерство?

С4. Историки утверждают, что к концу XIV в. население средневековой Европы удвоилось. Приведите не менее двух возможных причин увеличения численности населения.

Вариант 2.

При выполнении заданий А1-А3 из предложенных трех вариантов выберите один верный.

A1. Важнейшей ценностью в в XII-XV вв. продолжает(ют) оставаться

  1. скот
  2. богатство
  3. деньги
  4. земля

А2. Верны ли суждения о населении Европы в период XII – XV вв.

А.  В XII –XV вв. продолжился рост населения.

Б. Продолжительность жизни средневекового человека возросла до 45 лет.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения не верны

А3. Верны ли суждения о развитии ремесла в Европе  в период XII-XV вв.

А. До конца XV в. железную руду плавили в по-прежнему в муфелях.

Б. В качестве топлива широко стали использовать каменный уголь.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения не верны

В2. Запишите понятие, о котором идет речь:

Введенное церковью правило, запрещающее нападать на тех людей, которые не носят оружия, т.е. священников6 паломников, женщин, детей, хлебопашцев.

Ответ: _______________________

В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного связаны с особенностями обработки земли в XII – XV вв .

  1. пашенное земледелие; 2) удобрения; 3) трехполье; 4) мотыжно-огневое земледелие

Найдите и запишите порядковый номер понятия «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:______________________

Прочитайте фрагмент из книги историка, выполните задание С1-С3. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

«…Рост населения зависел от увеличения производства продуктов питания, достаточного, чтобы прокормить больше людей. Такого результата можно было достичь путем повышения эффективности сельского хозяйства, что отчасти и происходило. Трехпольная система получила более широкое распространение, что, по крайней мере в первое время, вело к повышению продуктивности сельского хозяйства. Однако она истощала землю быстрее, чем прежняя двухпольная. Поэтому не удивительно, что резкого прироста урожаев не произошло. Историки сельского хозяйства утверждают, что рост начался с середины XIII в., но средние урожаивсе равно не превышал сам-четыре вплоть до XVI-XV вв. Правда, в некоторых областях с очень плодородными почвами положение было гораздо лучше. Не случайно большинство крупных городов возникло в долинах рек По, Рейна, Сены и Темзы. В свою очередь города стимулировали развитие сельского хозяйства в округе».

(Из книги Г.Кенингсбергера «Средневековая Европа, 400-1500 годы»)

С1. Автор говорит о неоднозначности новой системы земледелия, в чем ее положительные и отрицательные стороны?

С2. Что значит урожай сам-четыре? К каким последствиям привело получение таких урожаев?

С3. Каким образом города могли стимулировать развитие сельского хозяйства в округе? *На территориях каких государств были расположены города, о которых говорится в тексте?

С4. В XII-XV вв. в Западной Европе ремесло и техника достигли необыкновенных успехов. Назовите два важнейших достижения  в этих областях производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианская Европа в средние века

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Христианская Европа в средние века » в соответствии с рабочей программой для специальности 060501 «Сес...

Поэзия 19 века о родной природе

Урок по литературе для 7 класса...

Проект "Книжная полка". "Природа, земля, человек"

Пандемия COVID 19 - напоминание о том, что здоровье человека связано со здоровьем планеты. Коронавирусы являются зоонозами, т.е. передаются от животных к человеку, и исследования свидетельствуют об их...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...

План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека» для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».Класс: 3К.Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период....

Суд природы над человеком. Мероприятие на экологическую тему

Методическая разработка представляет собой сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему экологии....

Весна: пробуждение природы технологическая карта урока Окружающий мир, 1 класс Школа 21 века

Данный материал позволяет учителю провести урок Окружающего мира по теме "Весна. Пробуждение природы" в 1 классе. Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; научить ...