Суд природы над человеком. Мероприятие на экологическую тему
классный час

Попандопуло Любовь Викторовна

Методическая разработка представляет собой сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

МОЗДОКСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Методическая разработка

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

на тему:

«Суд Природы над Человеком»

Выполнила

 Попандопуло Л. В.

           

                                                           

Моздок, 2020-2021 учебный год


Сценарий внеклассного мероприятия «Суд Природы над человеком»

Цели: привлечение внимания к экологическим проблемам современности, формирование экологической грамотности и культуры.

Ход мероприятия

Секретарь: Друзья и уважаемые гости! Сегодня состоится разбор взаимоотношений Природы и Человека. Встать! Суд идет!

Судья: Мы слушаем дело об экологических проблемах нашей планеты, о загрязнении окружающей среды. Природа обвиняет человека, назначение которого как считал Лемарк, в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания. В свою очередь человечество рассматривается как сила, способная «дикую» умирающую природу сделать приятной и живой - осушить болота, оживить мертвые воды, оросить пустыни. Своим трудом человек открывает в природе то, что она таила в лоне своем - неведомые ее сокровища. Я призываю объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь: Приглашается Природа.

Природа: Прошло уже около миллиона лет, как Человек появился на Земле, благодаря научно-техническому прогрессу, достижениям в различных науках, он возомнил себя моим господином. Вольно или невольно он стал применять ко мне давний принцип всех поработителей: «разделяй и властвуй».

Секретарь: Приглашается Человек.

Судья: Установим личность подсудимого. Ваша биография.

Человек: Вот моя история.

 Видеофрагмент «Эволюция человека».

Судья: Есть ли вопросы к обвиняемому у обвинения.

Адвокат природы: Нет.

Судья: У защиты?

Адвокат Человека: У меня есть вопрос к суду: будет ли приниматься во внимание тот факт, что Человек в результате необдуманного вмешательства в Природу сам страдает, особенно это сказывается на его здоровье.

Судья: Суд рассмотрит все факты.

Адвокат Человека: В таком случае будут ли судьи снисходительны к подсудимому, учитывая, что он сам стоит если не на пороге гибели, то очень серьезных потрясений.

Судья: Суд учтет все факты.

Адвокат Человека: У меня все.

Судья: Есть ли вопросы к подсудимому у заседателей?

1-й Заседатель: Как давно Вы вмешиваетесь в Природу?

Человек: Уже около миллиона лет.

2-й Заседатель: Область Вашего вмешательства?

Человек: Повсеместно.

Секретарь: В адрес суда поступили телеграммы. Телеграмма первая от организации «Гринпис»: Человек, каким бы он ни был, как бы он не отгораживался от Природы каменными и бетонными стенами зданий, как бы ни укутывался в хлопок, шкуры зверей, он все равно остается частью природы, ее родным сыном, а Земля его единственным большим домом. Будучи временными владельцами родной Земли, мы обязаны сделать все, чтобы не обеднить, не испоганить ее, не помешать осуществлению грядущего, которое осчастливит всех людей. Успехов, друзья!»

Телеграмма вторая от Красной Книги: «Как красный сигнал на пути необдуманных вредных действий людей создана Красная Книга, куда занесены списки исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов в природе. Скоро Земля лишиться травы, цветов, лес будет представлять собой черные стволы деревьев без единого звука. Это будет картина умирания не только природы, но и человека».

Судья: Теперь заслушаем свидетелей и пострадавших. Приглашается Земля.

Видеофрагмент «Пусть бьется всегда зеленое сердце природы»

Земля: Чтобы прокормиться, одеться Человек пользуется земными ресурсами, строит огромные заводы и фабрики. Все промышленные предприятия дают колоссальное количество отходов, если они находятся на берегах водоемов, то отходы, как правило, сбрасываются в воды. В случае отсутствия мер по использованию вторичного сырья, каким являются отходы, это правило приводит к печальным последствиям: почва разрушается, в водоемах гибнут рыбы и растения, вода загрязняется и становится непригодной для питья и обитания.

1-й свидетель: Человек ежегодно извлекает из недр более 100 млрд тонн руды, горючих и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин, пустот.

2-й свидетель: Антропогенное загрязнение почвы осуществляется за счет выпадения вредных веществ из атмосферы. Загрязненная почва представляет собой опасность не только из-за поступления в организм человека токсинов с продуктами питания, она является источником вторичного загрязнения приземного слоя воздуха. Почва многих городов загрязнена выше установленных норм свинцом, цинком, медью, ртутью, марганцем и т.д. Свинец в атмосферу городов поступает с выбросами от сжигания топлива, в том числе с выхлопными газами автомобилей. В больших городах автотранспорт является основной причиной загрязнения почвы и атмосферы в районах, прилегающих к автомагистралям. Источником ртутного загрязнения являются химические предприятия. Почва обладает способностью к самоочищению, но эта способность не безгранична. Процесс самоочищения нарушается в результате необдуманного вмешательства человека, когда загрязняющие вещества поступают в почву в больших количествах. И тогда Земля-кормилица превращается в недруга, отрицательно влияет на здоровье человека.

Судья (обращается к адвокату Природы): Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье Человека?

Адвокат Природы: Повышенное содержание нитратов и нитритов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям. Кроме того в нашем сельском хозяйстве в больших количествах применяются вредные для Человека пестициды, которые используются для борьбы с вредителями. По данным этого исследования, в 2010 г. в России сохранилась тенденция увеличения объема применения пестицидов. Площадь однократной обработки по итогам года достигла 73,2 млн. га. Это на 5,2 млн. га больше, чем в 2009 г.

Секретарь: Приглашается свидетель Атмосфера.

Атмосфера: Источниками загрязнения атмосферы являются, прежде всего, продукты сгорания топлива в транспортных средствах. Сейчас в мире более 500 млн. автомобилей. На них приходится примерно 60% всех вредных выбросов в атмосферу, а ведь в выхлопных газах содержится более 200 пагубных для здоровья компонентов. При сгорании 1 т. бензина образуется 60 кг оксида углерода, который вреден для Человека и животных, т.к. активно реагирует с гемоглобином в крови и связывает его. Поглощение оксида углерода в больших количествах вызывает быстрое отравление, отек легких, удушье.

В растениях же подавляется способность к фотосинтезу, нарушается водообмен. За 1-1,5 тыс. км пробега автомобиль потребляет столько кислорода, сколько человек потребляет для дыхания за год. Реактивный самолет за час полета сжигает от 6 до 10 т. кислорода. В результате сжигания минерального топлива  каждый год в атмосферу попадает более 20 млрд. т углерода и сернистого газа, а это главные источники кислотных дождей, которые губительно действуют на все живые организмы. Например, при остром поражении сернистым газом через 1-2 часа у большинства растений буреют и гибнут листья. Наиболее яркие примеры негативного воздействия человека на климат Земли в целом – это возникновение озоновых дыр над Антарктидой, Арктикой и Восточной Сибирью, а также парниковый эффект.

Секретарь: Приглашается следующий свидетель.

3-й свидетель: В докладе, подготовленном под эгидой ООН Международной группой по проблемам климатических изменений, 1500 ведущих специалистов из 60 стран утверждают: к 2100 г. температура на Земле повысится на 4°. Казалось бы, не так уж много, но вот что нас ждет. Уровень воды в морях и океанах поднимется на 1 м. Под водой окажутся огромные территории на атлантическом побережье США, Западной Европы, значительная часть Китая. Более 100 млн. человек вынуждены будут перебраться в другие регионы. Летняя жара станет сильнее. Там, где дожди вызывают потопы, они станут еще обильнее, а там где осадки - большая редкость, о них вообще забудут. Примерно треть растительного мира планеты окажется в несвойственных ему условиях обитания и погибнет. Естественной экосистеме будет нанесен сокрушительный удар.

Чтобы этого не случилось, скорее всего, придется от угля и нефти отказаться и полностью перейти на природный газ, атомную и солнечную энергии, уменьшить вырубку леса, изменить правила землепользования, ужесточить требования, предъявляемые к автотранспорту. Быстро сделать мы этого не сможем, так что потепление климата неизбежно, если природа не припасла противоядия.

Секретарь: Слушаем следующего свидетеля.

4-й свидетель: Человек опутал всю Землю линиями электропередач, а высоковольтные линии образуют сильные магнитные поля, которые, по крайней мере, в 100 раз сильнее естественного поля Земли. Нахождение под высоковольтной линией  в течение 30 минут нарушает работу нервной системы человека, у него может повыситься температура, могут образоваться очаги тканевого распада. Даже слабые электромагнитные поля действуют на сердце, на кровяное давление. Особенно вредны эти поля для маленьких детей, они нарушают дыхание, саморегуляцию организма. Все виды излучений влияют на функции размножения, т.е. может наступить бесплодие, может родиться мутант. Источниками электромагнитных волн также являются телевизоры, микроволновки, видеоаппаратура. Все это создано человеком.

Секретарь: Слушаем следующего свидетеля.

5-й свидетель: (выход сопровождается звуками живой природы): Я звук, я - шум. Созданный природой, я по-доброму воздействовал на людей, но посмотрите, что сделал человек! (звуки большого города) Заводы, автомобили, самолеты, громкая музыка производят такой шум, что человек начинает глохнуть! У него появляются головные боли, затрудняется дыхание. Человек нормально переносит звуки громкостью 20-30 децибел. Этой громкости соответствует шум листвы, тихая музыка. Проводился опыт с мышами, на которых воздействовали звуками различной громкости. При уровне громкости 80-90 децибел мыши забывали свои навыки, при 100 децибел сходили с ума и съедали своих мышат, а при 120 децибелах погибали. У человека при громкости звука 135 децибел наступают вибрации тела, расстройство кровообращения, нарушения обмена веществ.

Чтобы уменьшить громкость звука, летчики всегда надевают наушники, тем не менее, им приходится очень рано уходить на пенсию.

Долго работая в шумном цехе, рабочие глохнут. А кто у нас не слушает громко музыку в наушниках при громкости 60-120 децибел? Такая музыка вызывает психическое раздражение и головную боль. Сильный шум приводит к старению организма и укорачивает жизнь на 5-10 лет.

Секретарь: Приглашается следующий свидетель.

6-й свидетель: Войны - вот главная проблема человечества! Особенно вопросы войны и мира обострились сегодня. Около 3% нашей (кстати, пригодной для хозяйственной деятельности) территории отведено для военных нужд. При многих военных операциях специально наносят вред природе с целью ухудшения условий деятельности противника (вырубка лесов, затопление земель, минирование). Смертоносным для всего живого является ядерное и химическое оружие. В 1971 году во Вьетнаме было рассыпано около 22 млн. м3 дефолиантов, в результате погибли тысячи жителей, животные, а леса были превращены в пустыни с голыми деревьями. Снова выросли они только через 12 лет. Глобальные последствия может вызвать ядерная война. Если обменяться только одним ядерным ударом, то погибнет сразу от 300 млн. до 1 млрд. человек, многие получат тяжелые увечья, большие дозы облучения радиоактивными изотопами приведут к лучевой болезни. Любая ядерная война – это конец всему живому. Если даже кто-то выживет, то впоследствии погибнет от болезней, а его потомство, если сможет появиться, окажется искалеченным.

С этим мы столкнулись после аварии на Чернобыльской АЭС и видим последствия до сих пор. Один подводный ядерный взрыв образует 1800 кг высокорадиоактивных и долгоживущих продуктов, а также вызывает катастрофические последствия: образование цунами, наводнения, землетрясения под водой.

Ни один день на нашей планете не был мирным. До сих пор каждый день в различных войнах гибнут люди. После 1945 года в войнах уже погибло 16 млн. человек, общая сумма военных расходов в 2,5 раза превышает расходы на здравоохранение и в 1,5 раза расходы на образование. Для того чтобы покончить с голодом и болезнями, достаточна сумма, равная 10% военных доходов. На средства, затраченные на строительство одного авианосца, можно прокормить в течение года 400 тысяч человек.

Секретарь: Приглашается Биосфера.

Биосфера: Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2%, по вине человека многие животные и растения стали редкими или исчезли совсем. По данным Международного союза охраны природы в период с 1600 года на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находится около 1000 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить невозможно.

Монолог царя зверей

В катакомбах музея пылится

пастушья свирель,

бивень мамонта, зуб кашалота

И прочие цацки.

Человек! Ты послушай

царя терпеливых зверей

И прости, что слова мои

будут звучать не по-царски.

Я - последний из львов,

Но пускай за меня говорят:

Лань в объятьях капкана,

ползучего смога громадность,

и дельфинья семья, за которой

неделю подряд с вертолета охотишься ты,

чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь

хлебнувший отрав.

Муравейник сожженный

разрытые норы барсучьи

оглушенная семга

дрожащий от страха жираф

и подстреленный лебедь

и чайки по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век

Пусть они стороною обходят любую машину.

Ты – бесспорно вершина природы, мой друг человек!

Только где и когда ты встречал без подножья вершину?

Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля,

Ты - хозяин,

Мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас, ты представь, разве будет Землею Земля?

Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безмолвии одни слизняки,

Океан разольется протухшею лужей.

Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки,

И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

Все твоё на планете, а нашего нет ничего.

Так устроена жизнь, мы лишь на чучела гожи.

Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:

Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи.

Так устроена жизнь, мы поладить с тобой не смогли

Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.

Мы уходим в историю этой печальной земли.

Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут.

Мы пушистые глыбы тепла, мы живое зверье

Может правда, что день ото дня мир становится злее?

Вот глядит на меня поредевшее царство мое,

Не мигая, глядит, и почти не о чем не жалеет.

И совсем ничего не прося, ни за что не коря.

Видно в хоботы, ласты и когти судьба не дается.

Я с седеющей гривы срываю корону царя.

И реву от бессилья. А что мне еще остается?

Секретарь: Есть еще свидетельские показания? Тогда слово предоставляется Адвокату Человека.

Адвокат Человека: Передо мной сложная задача – оправдать деятельность человека на планете. Начну с того, что открытия физиков позволили облегчить труд и жизнь людей. Давайте представим, что на один день исчезли все электростанции, и у нас дома нет света, не работают электроплиты, компьютер, телевизор, вся бытовая техника.

При этом остановились бы все предприятия, поезда метро, троллейбусы, трамваи, электрички. Вывод ясен: жить без электричества мы не сможем.

Даже грозный атом приносит много пользы, экономит природное горючее, лечит людей. Электрические и магнитные поля используются также в медицине. Все это говорит о том, что наука нам нужна, просто мы должны создавать экономичные, щадящие Природу машины, соблюдать правила их эксплуатации. Сейчас это  уже делается.

Например, использование магнитных фильтров для улавливания пыли, позволяет избавиться от смога, усовершенствование автомобильных карбюраторов намного снизит токсичность отработанных газов, звукопоглощающие материалы помогают уменьшить шум и т.д. Люди нашли способ получения электроэнергии, который позволяет меньше загрязнять атмосферу. Это ветровые, тепловые и солнечные электростанции и т.д.

Человек высаживает лесополосы, останавливает наступление пустынь, прокладывая каналы и возвращая к жизни бесплодные земли. Более трети населения Нидерландов проживает на буквально отвоеванных у моря территориях. В заключение приведу очень точные поэтические строчки А. Мицкевича:

Как наша  прожила б планета,

Как люди жили бы на ней,

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей.

Сам человек из-за необходимой деятельности сильно страдает. Возможны различные последствия, уродства.

Секретарь: Суду представляются вещественные доказательства.  Презентация

Судья: У Вас всё? Слово предоставляется главному обвинителю.

Главный обвинитель: Уважаемый суд. Зачем мы здесь собрались? Ведь вина подсудимого очевидна. Я не могу понять, как здравомыслящий, при всем моем уважении к Адвокату Человека, может защищать этого закоренелого преступника после всего сказанного.

Видеофрагмент «Топ-10 самых опасных экологических катастроф»

Секретарь: Суд удаляется на совещание.

Звучит стихотворение М. Дудина «Заклинание с полюса».

Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

Чудо песен  

Городов и весей,

Мрак глубин  и волю поднебесий

Старости последнюю отраду

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье,

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу,

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити,

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства  живые свойства,
дерево надежд и беспокойства,

Откровения земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от Вас приемлю!

Только

Берегите

Эту

Землю!

 Судья: Наш суд был скорым и правым. Внимательно выслушав обе стороны, суд пришел к следующему решению: Высокий суд признал, что сегодня человечество столкнулось  со взаимосвязанными проблемами: экологическими, демографическими,  продовольственными. Если эти проблемы не решить, то человечество ожидает если не гибель, то очень серьезные потрясения, которые ведут к снижению его численности, качества жизни и уровня потребления. Во избежание катастрофы необходимо:

  1. строить очистные сооружения, использовать малосернистое топливо, перерабатывать мусор,
  2. переходить к безотходным технологиям производства,
  3. рационально размещать предприятия черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности,
  4. принимать срочные меры по предотвращению исчезновения редких видов животных.

Студенты тоже могут внести свой вклад, если будут бережно относиться к природе, не рвать попусту цветы, охранять муравейники, не ломать ветки, строить скворечники, помогать бездомным животным.

У человека есть победы и поражения. «Одни поражения несут гибель, другие побуждают к жизни» - сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за здоровье и благополучие нынешнего и грядущих поколений.

Секретарь: Заседание суда объявляется закрытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕСА"

Сценарий -сказка может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе "Биологии" или во время месячника по Экологии. В сценарий можно добавить игры - викторины со зрителями  по различным ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Большая экологическая игра»

Внеклассное мероприятие «Большая экологическая игра» может проводиться со студентами 2 или 3 курсов всех специальностей, реализуемых в колледже, изучающими дисциплину «Экологические основы природополь...

Занятие на экологическую тему «В гости к гному Эконому и фее Экологии»

Занятие, направленное на формирование экономического сознания детей, экономического мышления и воспитания бережного отношения к природе....

Европа XII-XV веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников

ТЕМА: Европа XII– XV  веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников.  6 класс. История Средних веков. к учебнику Искровской Л.В.Конспект урока. Презентация...

Проект "Книжная полка". "Природа, земля, человек"

Пандемия COVID 19 - напоминание о том, что здоровье человека связано со здоровьем планеты. Коронавирусы являются зоонозами, т.е. передаются от животных к человеку, и исследования свидетельствуют об их...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...

План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека» для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».Класс: 3К.Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период....