Методическая разработка на тему: "Метод поведенческой психокоррекции"
методическая разработка
Цель: приобретение ребёнком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения.
Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 426.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
построение новых стереотипов поведения; подавление имеющихся неадекватных стереотипов; осознание условий для проявления новых стереотипов поведения. Задачи поведенческой психокоррекции
- Д . Гельфанд, К. О'Лири , Г. Уилсон считают, что для проведения поведенческой терапии практически нет возрастных границ . Описаны случаи работы с детьми первого года жизни . Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми. Объясняется это следующими факторами: Возможностью контроля социальной среды ребенка. Особенностями дезадаптивного поведения детей. Относительной краткостью воздействия, что особенно важно при работе с детьми. Возрастные рамки поведенческого подхода
Многие авторы отмечают широкий диапазон нарушений, при которых целесообразно проведение поведенческой коррекции. Особенно поддаются ей энурез , страхи, расстройства сна и аппетита, приступы раздражительности . Эффективность поведенческой терапии показана для детей , страдающих гиперактивностью , анолексией и энурезом . Диапазон нарушений
Методика "негативного воздействия ". - От навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. - Согласно павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса . - К . Денлап предложил прием избавления от навязчивых движений, тиков, некоторых форм заикания , который заключался в том, что человеку предлагалось сознательно воспроизводить нежелательные реакции 15-20 раз подряд. Техники
- Если во время беседы психолога с клиентом (тема беседы - свободная) у клиента появляется нежелательная реакция, беседа прерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательно воспроизведет весь комплекс реакций. - Клиенту с заиканием рекомендуют специально заикаться, многократно (15-20 раз) повторяя слово или фразу, которые вызывают затруднение. - Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10- 15 мин специально повторять это движение .
-Направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля . -Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Методика " скилл -терапии"
Программа содержит ряд последовательных этапов: • Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее. • Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения. • Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя ("Я могу это сделать"; "Я справлюсь"...) и оценивает достигнутый результат. • "Скрытое" выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение "про себя" (решает задачу во внутреннем плане).
- Применяется для поэтапного моделирования сложного поведения , которое не было ранее свойственно человеку. - Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели - усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Методика «шейпинг »
- Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит успех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло. - Для облегчения овладения первым элементом желательного стереотипа поведения необходимо создать такие условия, при которых это произойдет быстрее и легче всего. В частности, используется разнообразное подкрепление (как материальное, так и социальное - одобрение, похвала и др .). - Например , при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение внимания к яркой одежде.
- Широко применяется в коррекционной работе со страхами. - Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающие успокоение. - Такое чередование продолжается до тех пор, пока существенно не снизится уровень тревоги, вызываемый появлением пугающего объекта. Методика «фединг» (затухание)
Частные приемы коррекции отклоняющегося поведения у детей, основанные на отрицательном подкреплении : • "Тайм-аут" - удаление из класса или группы, при котором ребенок с отклоняющимся поведением лишается возможности получать положительное подкрепление, связанное с групповой деятельностью. Прием удаления эффективен в коррекции агрессивного деструктивного поведения. • "Гиперкоррекция" - эффективный прием для коррекции поведения детей и взрослых, нарушающих институциональные нормы. Сущность его в том, чтобы индивид вначале и немедленно восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению среды обитания. • "Штраф" - прием, широко используемый в коррекции. Следует только точно оговорить иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за произведенное нарушение.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по методике проведения урока по дисциплине «Маркетинг» Тема «Методы маркетинга»
Тема «Методы маркетинга» в дисциплине «Маркетинг» является одной из основополагающих. Целью методической работы является систематизация учебного материала и разработка учебно-методического комплекса н...

Методическая разработка урока по теме "Методы оценки качества продукции"
Методическая разработка урока по дисциплине Управление качеством с использованием кейс-метода...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве». По специальности: 31.02.01 Лечебное дело
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве» ПМ 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. По специаль...
Методическая разработка по проведению урока по теме:"Методы научного познания"
методическая разработка по научному познанию мира...

Методическая разработка по теме : "Методы поиска работы"
Методическая разработка по теме : "Методы поиска работы"...

Методическая разработка по теме: "Методы обучения иностранному языку обучающихся с низким уровнем мотивации"
Данная методическая разработка посвящена изучению и внедрению современных методов обучения иностранному языку, направленных на повышение мотивации студентов с низким уровнем интереса к изучению ...

Методическая разроботка на тему: " Методы работы над фортепианной техникой в младших классах ДМШ и ДШИ"
В методической разроботке содержатся описания теоретических и практических методов работы над фортепианной техникой с начинающими....
