Обобщение педагогического опыта Милякиной Е.Д.
материал
Обобщение педагогического опыта Милякиной Е.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта: Воспитательная работа в студенческой группе посредством взаимосвязи личности и коллектива.
Актуальность Студентам колледжа свойственно стремление ускоренной социализации, практически ориентированное обучение способствует их раннему трудоустройству. Еще несовершеннолетних подростков поглощают устремленность в будущее, желание самоутвердиться в жизни. Вместе с тем настораживает меркантильная направленность их профессиональных намерений, погоня за высоким заработком в ущерб своему нравственному и духовному развитию
Именно в таких жизненных реалиях целью воспитания студентов должно быть создание условия для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом из студентов человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.
Основные идеи опыта
Работа куратора в нашем колледже считается составной и весьма значимой частью педагогической деятельности преподавателя.
Содержание работы куратора студенческой группы включает в себя:
постоянное участие в жизни группы в течение учебного года;
- помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
- контроль за успеваемостью студентов;
- с целью оказания наиболее эффективной помощи студентам в учебе и для выстраивания коммуникаций с родителями знать бытовые и семейные условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
- помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;
- приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
- индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.
В плане воспитательной работы одной из приоритетных задач я выделяю для себя это создать из студенческой группы коллектив, сообщество единомышленников. Для решения этой задачи необходимо выбрать те отправные точки, которые и станут постепенно объединяющими факторами. В колледж приходят ребята из разных школ, с различным уровнем подготовки, и конечно же, с различными целями или их полным отсутствием.
Педагогическая задача заключается в том чтобы выстроить работу так чтобы следующие утверждения не пугали подростка, помочь ему понять (а возможно даже) создать свою личностную ценность.
1) Я личность, Я индивидуальность.
От моего успеха зависит успех группы.
2) В чем моя ценность для других, для группы, что я могу?
3) Они интересны мне, чем я могу быть интересен им?
Воспитание посредством коллектива это прием традиционной советской педагогики. Коллектив - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. И здесь противоречие! Как воспитать конкурентоспособную личность посредством коллектива?
Конкурировать — означает сталкиваться не только в противодействии, но и во взаимодействии. Конкуренция занимает большое место и играет важную роль в жизни современного общества.
В реализации воспитательных задач является эффективной методика создания ситуации успеха как решающего условия духовного становления личности. Свободно проявлять себя может лишь личность, уверенная в своих способностях, а для этого ей надо пережить успех собственной деятельности. А это означает для педагога, что, если он хочет, чтобы ребенок любил что-то делать, надо создать ситуацию успеха этого дела К тому же, только успешная деятельность, вызывая удовлетворение, служит основой для формирования конкурентоспособности.
В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, - широк и очерчивается неопределенно.
Формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в студенчестве закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек,
Теоретическая база
Русская педагогическая мысль исторически опиралась на положительные начала в личности . Исходила из идеи полноценного развития ее способностей и дарований. Великие педагоги К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, видели в воспитании великую силу совершенствования личности. Невозможно пройти мимо идей замечательного педагога ХХ столетия Ш.А. Амонашвили, который является разработчиком оригинальной концепции гуманной педагогики. Конечно, здесь можно сказать , что его идеи ориентированы на воспитание личности ребенка. А в данном педагогическом опыте идет речь практически про взрослых людей. Но гуманизм Амонашвили надо применить именно с целью пробудить в подростке сопереживание, сопричастность, уважение к сверстникам, к тем, кто рядом с тобой, в твоей малой группе. Не просто уважать личность подростка, а научить его уважать себя, чтоб его самооценка не позволила ему быть неуспешным. Гуманизировать процесс – значит создать такие условия, в которых студент не может не учиться или учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.
С позиций гуманизма, цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, самодеятельной личностью.
Отличительные признаки гуманистической педагогики:
1. Смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных и нравственных сфер личности;
2. Сосредоточение усилий на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;
3. Обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Новизна. Творческие находки.
Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого преподавателя на протяжении всех лет его работы. Без накопления и совершенствование опыта работа преподавателя не имеет смысла. Это диктуется как богатством самого педагогического искусства, так и изменением требований общества к личности, ,к образованию, а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности образования, в формах и организации учебно-воспитательной работы. Обучая и воспитывая других, преподаватель сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. ч. заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего педагогического опыта.
Говорить о новизне личного педагогического опыта очень не просто. Это часто всего лишь попытка скомпоновать и адаптировать к личности педагога, к специфике данного учебного заведения наиболее актуальные педагогические идеи традиционной русской, советской педагогики и современные инновационные идеи.
Планирую воспитательную работу, нацеливая ее на воспитание конкурентоспособности, легко совершить грубейшую педагогическую ошибку. Как примирить конкуренцию и нравственные ценности? Как через коллектив воспитать индивидуальность? Это сложнейшие педагогические задачи. Свой опыт я пытаюсь выстроить именно на интеграции этих противоречивых установок.
Нужно воспитывать не вообще конкурентоспособную личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у студентов уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как в спорте, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.
Список литературы:
1. Анисимов, П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, А.Л. Коломенская, Л.T. Семушина. – М.: НМЦСПО, 2015.
2. Захаров, Ю.А. Теория и практика формирования профессиона льного самоопределения молодежи в условиях не۠ прерывного образования [Текст] / Ю.А. Захаров, Н.Э. Касаткина , Б.П. Невзоров, Т.М. Чурекова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-447050-1422451770.jpg)
Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)
Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156433-1354463394.jpg)
Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"
Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-660169-1441033385.jpg)
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-744018-1539686638.jpg)
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.
Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-639398-1433181591.jpg)
Обобщение педагогического опыта по теме "Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения
«Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-664283-1462705198.jpg)
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1212433-1580228657.jpg)
Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"
Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...