Обобщение педагогического опыта Милякиной Е.Д.
материал

Милякина Елена Дмитриевна

Обобщение педагогического опыта Милякиной Е.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_dokument_microsoft_word.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: Воспитательная работа в студенческой группе посредством взаимосвязи личности и коллектива. 

Актуальность   Студентам колледжа свойственно стремление ускоренной социализации, практически ориентированное обучение  способствует их раннему трудоустройству. Еще несовершеннолетних подростков поглощают  устремленность в будущее, желание самоутвердиться в жизни. Вместе с тем настораживает меркантильная направленность их профессиональных намерений, погоня за высоким заработком в ущерб своему нравственному и духовному развитию

Именно  в таких жизненных реалиях целью воспитания студентов должно быть создание условия для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом  из студентов человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.  

Основные идеи опыта

Работа куратора в нашем колледже  считается составной и весьма значимой частью педагогической деятельности преподавателя.

Содержание работы куратора студенческой группы включает в себя:

постоянное участие в жизни группы в течение учебного года;

- помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;

- контроль за успеваемостью студентов;

- с целью оказания наиболее эффективной помощи студентам в учебе и для выстраивания коммуникаций с родителями знать бытовые и семейные условий и состояния здоровья каждого студента в группе;

- помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;

привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;

- приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;

- индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.

    В плане воспитательной работы одной из приоритетных задач я выделяю для себя это создать из студенческой группы коллектив, сообщество единомышленников. Для решения этой задачи необходимо выбрать те отправные точки, которые и станут постепенно объединяющими факторами. В колледж приходят ребята из разных школ, с различным  уровнем подготовки,  и конечно же, с различными целями или их полным отсутствием.

Педагогическая задача заключается в том чтобы  выстроить работу так чтобы следующие  утверждения не пугали подростка, помочь ему понять (а возможно даже) создать свою личностную ценность.

1) Я личность, Я индивидуальность.

От моего успеха зависит успех группы.

2) В чем моя ценность для других, для группы, что я могу?

3) Они интересны мне, чем я могу быть интересен им?

Воспитание посредством коллектива это прием традиционной советской педагогики.  Коллектив - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. И здесь противоречие! Как воспитать конкурентоспособную личность посредством коллектива?

Конкурировать — означает сталкиваться не только в противодействии, но и во взаимодействии. Конкуренция занимает большое место и играет важную роль в жизни современного общества.

В реализации воспитательных задач является эффективной методика создания  ситуации успеха как решающего условия духовного становления личности. Свободно проявлять себя может лишь личность, уверенная в своих способностях, а для этого ей надо пережить успех собственной деятельности. А это означает для педагога, что, если он хочет, чтобы ребенок любил что-то делать, надо создать ситуацию успеха этого дела К тому же, только успешная деятельность, вызывая удовлетворение, служит основой для формирования конкурентоспособности.

      В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, - широк и очерчивается неопределенно.
Формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в студенчестве закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек,

Теоретическая база

    Русская педагогическая  мысль исторически опиралась на положительные начала в личности . Исходила из идеи полноценного развития ее способностей и дарований. Великие педагоги  К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, видели в воспитании великую силу совершенствования личности. Невозможно пройти мимо идей замечательного педагога ХХ столетия Ш.А. Амонашвили, который является разработчиком  оригинальной концепции гуманной педагогики. Конечно, здесь можно сказать , что его идеи ориентированы на воспитание личности ребенка. А в данном педагогическом опыте идет речь практически про   взрослых людей. Но гуманизм Амонашвили надо применить именно с целью пробудить в подростке сопереживание, сопричастность, уважение к сверстникам, к тем, кто рядом с тобой, в твоей малой группе. Не просто уважать личность подростка, а научить его уважать себя, чтоб его самооценка не позволила ему быть неуспешным. Гуманизировать процесс – значит создать такие условия, в которых  студент  не может не учиться или учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.

     С позиций гуманизма, цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, самодеятельной личностью.

Отличительные признаки гуманистической педагогики:

1. Смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных и нравственных сфер личности;

2. Сосредоточение усилий на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;

3. Обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Новизна. Творческие находки.

Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого преподавателя  на протяжении всех лет его работы. Без накопления и совершенствование опыта работа преподавателя не имеет смысла.  Это диктуется как богатством самого педагогического искусства, так и изменением  требований общества к личности, ,к образованию,  а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности  образования, в формах и организации учебно-воспитательной  работы. Обучая и воспитывая других, преподаватель  сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. ч. заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего педагогического опыта.

Говорить о новизне личного педагогического опыта  очень не просто. Это часто всего лишь   попытка  скомпоновать и адаптировать к личности педагога, к специфике данного учебного заведения наиболее актуальные педагогические идеи традиционной русской,  советской педагогики и современные инновационные идеи.

Планирую воспитательную работу,  нацеливая ее на воспитание конкурентоспособности,  легко совершить грубейшую педагогическую  ошибку.  Как примирить конкуренцию и нравственные ценности? Как через коллектив воспитать  индивидуальность? Это сложнейшие педагогические задачи. Свой опыт я пытаюсь выстроить именно  на интеграции этих противоречивых установок.

Нужно   воспитывать  не вообще конкурентоспособную  личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у студентов  уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как в спорте, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Список литературы:

1. Анисимов, П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, А.Л. Коломенская, Л.T. Семушина. – М.: НМЦСПО, 2015.

2. Захаров, Ю.А. Теория и практика формирования профессиона льного самоопределения молодежи в условиях не۠ прерывного образования [Текст] / Ю.А. Захаров, Н.Э. Касаткина , Б.П. Невзоров, Т.М. Чурекова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения

«Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деяте...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...