Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"
статья

Очеретова Оксана Александровна

Очеретова Оксана Александровна

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий».

Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формированию у них устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, а также достижению высокого творческого результата на своих занятиях, я стараюсь использовать различные педагогические технологии, где особое значение придается взаимодействию традиционных и инновационных педагогических подходов в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Очеретова Оксана Александровна

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий».

Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формированию у них устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, а также достижению высокого творческого результата на своих занятиях, я стараюсь использовать различные педагогические технологии, где особое значение придается взаимодействию традиционных и инновационных педагогических подходов в обучении.

Педагогические технологии – средства обучения и воспитания, системно используемые в образовательном процессе, применяемые для достижения образовательного результата.

Исходя из своего опыта работы, подробнее хочу остановиться на нескольких педагогических технологиях, используемых на занятиях хореографией, которые, как показывает практика, являются наиболее эффективными.

  1. Безусловно, первостепенное значение я отдаю – технологии здоровьесберегающего обучения.

Для занятий хореографией ко мне приходят дети с разными физическими возможностями и танцевальными данными. Поэтому возникает необходимость не только заниматься общим физическим развитием  и развитием данных необходимых для результативности занятий (гибкость, пластика, выворотность, растяжка), но и исправлением (коррекцией) физических недостатков (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, Х-совое или О-образное формирование нижних конечностей).

В процессе обучения поддаются коррекции физические нарушения, а также формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, поскольку формирование правильной  техники исполнения движений и систематические тренировки помогают создавать и совершенную форму тела, что способствует общему оздоровлению ребенка. Дети учатся использовать полученные знания в области хореографии в повседневной жизни и применять их на практике: например – как правильно приземлиться после прыжка или правила группировки при исполнении кувырка и др.

Хочется отметить, что в условиях стремительного темпа развития хореографического искусства, в погоне за качественной техникой исполнения и выполнением сложных танцевальных, гимнастических, акробатических или трюковых элементов, не нужно забывать о самом главном: не навредить, а приумножить здоровье маленького человека!

Свою задачу в реализации здоровьесберегающей технологии вижу:

– в воспитании у обучающихся культуры здоровья как физического, так и психо-эмоционального, а также в формировании личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни.

Поэтому для меня, как педагога по хореографии в реализации данной технологии на первый план выходит задача помочь свести к минимуму травматизм, создать положительные эмоциональные ситуации, на основе осознания выполняемых упражнений, поскольку девиз каждого нашего занятия: «думай о том что ты делаешь, для чего и как ты это делаешь!»), а также путем включения в основные этапы занятия минуток релаксации и эмоциональной разрядки, чтобы каждое занятие проходило в атмосфере радости от достигнутого результата, и чтобы в процессе занятия не звучал вопрос: «А когда мы пойдем домой?», а в конце каждого занятия всегда звучали слова: «Что уже все? Так быстро? Скорей бы уже наступило завтра, чтобы снова прийти на танцы…».

  1. Следующая технология, на которую я хотела бы обратить внимание – технология сотрудничества в условиях развивающего и проблемного обучения.

Технология обучения в сотрудничестве применяется для изучения танцевальной техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучения истории становления и развития хореографического искусства, общего эстетического развития, развития культурных ценностей и совершенствования обучающихся, позволяет организовать обучение в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией:

– групповая работа, которая направлена на решение определенной учебной задачи, где задания подбираются в зависимости от конкретной цели занятия, например: обучающиеся  разбиваются на микро группы в  несколько человек, и им дается определенное задание, например, самостоятельно повторить и отработать разученные танцевальные элементы.

– коллективная работа, т.е.  в данном случае, после отработки в микро группах отдельных танцевальных элементов ставится задача соединиться в одну группу и собрать танцевальную комбинацию  воедино синхронно, ритмично и музыкально. Такая форма работы применяется для проведения сводных репетиций или постановок танцев.

– индивидуальная работа, которая применяется в 2-х разных случаях и преследует разные цели:

  1. работа с солистами, т.е. с наиболее одаренными детьми, такая форма работы применяется для достижения наиболее высокого творческого результата,
  2. индивидуальная работа с детьми по разным причинам не усвоившими пройденный материал или отстающими детьми, такая форма работы применяется для эффективной работы хореографического коллектива.

Так же как и на других занятиях, на занятия по хореографии технология сотрудничества в условиях развивающего обучения на первое место ставит – задачу обучения на высоком уровне трудности, где развитие личности проходит ряд этапов, каждый из которых тесно связан с предыдущим, а ранее достигнутый  результат органично  включается в образование более высокого и вся работа строится по принципу – от простого к сложному, последовательно и систематично.

Например: развивая у детей на первом году обучения, посредством партерной гимнастики и танцевально-тренировочных упражнений, чувство ритма и общую музыкальность, правильную постановку корпуса, выворотность ног и силу подъема, гибкость и силу мышц тела, одновременно с этим дети приобретают элементарные навыки танцевального  движения (танцевальный шаг,  танцевальный бег,  галопы, подскоки и др.), а на основе выученных отдельных движений и элементов строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей в свою очередь развивает мышечную память, работоспособность, выносливость и т.д.

Таким образом, на протяжении всех лет обучения хореографии, дети продолжают развивать и совершенствовать свои танцевальные способности, навыки и умения, полученные ранее, проходя путь от простого к сложному, где большое значение придается развитию музыкальности и ритмичности исполнения, качественному выполнению каждого элемента, а так же качественному музыкальному сопровождению, которое развивает эстетический вкус и общую музыкальную культуру, что дает возможность развивающее обучение сделать эффективным.

Технология сотрудничества в условиях проблемного обучения реализует идею «обучение через открытие»: ребенок должен сам найти ответ на неизвестный ему вопрос, открыть способ решения поставленной задачи, закономерность, характерные особенности, алгоритм действия в той или иной ситуации. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению на основе принципов проблемного обучения: самостоятельность обучающихся, развивающий характер обучения, интеграция и вариативность в применении различных областей знаний, использование дидактических алгоритмизированных задач.

Технология проблемного обучения, в отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность, в которую дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке педагога, активно включаются в творческую работу, активизируя  проявление креативного мышления и творческих задатков и способностей, например:

– при выполнении заданий на различные типы импровизации, в процессе занятия можно предложить детям – дополнить танцевальную комбинацию, каким либо движением или сочинить ее полностью,

– при изучении нового материала, дать детям попробовать исполнить какое-то движение, которое на занятии еще не изучалось только по словесному объяснению.

Дети сначала робко, а потом и активно, при поддержке педагога, включаются в творческую работу, активизируя  проявление креативного мышления и творческих задатков и способностей.

Увлекаясь хореографией, более старшие воспитанники уже начинают собирать, просматривать, сопоставлять  танцевальный и музыкальный материал и здесь уместно привлечь их к аналитической работе, организуя различные беседы и дискуссии, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону музыкального и хореографического искусства, привлекать их к созданию электронных образовательных продуктов: презентаций, докладов и др.

Таким образом, активно включаясь  в процесс аналитической и творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются обще-учебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские), навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

Технология развивающего обучения в сотрудничестве и  проявляется в том, чтобы направлять и все трудности преодолевать вместе со своими учениками в ходе учебной деятельности.

И здесь, очень важно, чтобы ребенок смог применить свои знания и умения, накопленные им в процессе обучения на практике в аналогичных жизненных ситуациях, поскольку формирование, так называемого рефлексивного компонента,  позволяет оценивать поведение и деятельность обучающихся в процессе творческого развития, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, развивает умение истинно оценивать себя: научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, а также научиться конструктивно критиковать и адекватно воспринимать конструктивную критику от других, а также развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи.

Необходимо поощрять творческую инициативу обучающихся, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими  детьми и возможно в будущем выберут  профессию хореографа.

  1. И еще одна педагогическая технология, на которой я хотела бы акцентировать внимание, которая на моих занятиях занимает ведущее место это – технология игрового обучения.

Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Все это работа по развитию и формированию творческого мышления. Катализатором формирования воображения является музыка, она направляет творческую активность. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить его, побудить развитие творческого потенциала, грамотно подобранное музыкальное сопровождение благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация. Приобретенные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.

Огромный интерес у детей вызывает сюжетный танец, имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей, что в свою очередь является главной формой проявления творчества, воображения, фантазии и сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.

Применение технологии игрового обучения является наиболее эффективным, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игровые технологии являются  средством, активизирующим деятельность обучающихся, в их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение учебного материала в соответствии  с поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Необходимо отметить, что игровые технологии предоставляют бескрайние возможности для их использования на занятиях хореографией. Игра является неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка. Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, приобретают совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

Мною разработано несколько комплексов упражнений в игровой форме: на развитие чувства ритма, музыкальности, эмоциональной передачи образного характера музыкального сопровождения, на развитие  координации движений и ориентации в пространстве и т.д., с включением в них логоритмических упражнений и заданий (дыхательно-голосовые упражнения, упражнения на произношение согласных или пение гласных звуков и небольших песен-попевок на выделение голосом динамических оттенков, темпа музыки, в соответствии с подобранными по смыслу движениями, а также упражнения на сочетание ритма движений и речи).

Благодаря выполнению таких упражнений в организме ребенка появляется положительная тенденция, влияющая на различные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную и др.).

На начальных этапах обучения хореографии игры имеют характер как свободной музыкально-ритмической деятельности (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внешние и внутренние зажимы, получить заряд положительных эмоций.

Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные в процессе игры, особенно им нравится, когда упражнение или движение имеет свое название, например: «лошадки», «цапля» и др., а также очень любят, когда я предлагаю дать название новому упражнению им самим.

Игра обогащает знания, способствует проявлению танцевально-творческих способностей и совершенствует их. Ребенок раскрывается в игре, т.е. воспринимая задание как игру, чувствует заинтересованность в получении верного результата и стремится к лучшему из возможных решений, например:

 – различные коммуникативные игры и игровые задания выполняемые парами, тройками небольшими группами или с делением ребят на команды, позволяют сплотить детский коллектив в единое целое, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую даже более сложные.

– игры-соревнования создают у обучающихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее других, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться хорошего результата с другой.

– обучение детей отдельным танцевальным движениям и танцам в процессе создания игровых ситуаций дарят ребенку радость движения, поскольку познание ребёнком техники танцевального движения играя, является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, что в свою очередь является подготовкой к творчеству, а формирование творческой личности в целом и развитие танцевального творчества – это одна из главных задач детского хореографического объединения.

Таким образом, игра, казалось бы, являясь развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение, в терапию, в творчество. А для меня, как педагога, применение на своих занятиях игровых технологий – это еще и дополнительное средство диагностики, т.к. в процессе занятий через игру можно отследить физическое, творческое и личностное развитие ребенка. 

И в заключении хочу сказать, что использование в обучении различных педагогических технологий способствует достижению обучающимися высокого результата, развитию и совершенствованию танцевально-творческих способностей, а также формированию всесторонне развитой творческой личности в целом, что является одной из основных задач детского хореографического объединения.

Литература:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста  2-е изд., испр. и доп. // СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учебное пособие // СПб.: Музыкальная палитра, 2004.
  3. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. // М.: Новое слово, 2009.
  4. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. // М.: Феникс, 2003.
  5. Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика. Учебно-методическое пособие. // М.: Глобус, 2009.
  6. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А., Мишин Б. И. Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры. Методическое пособие. // М.: Перспектива, 2012.
  7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Учебное пособие.  // М.: Владос, 2003.
  8. Овчинникова Т. А. Музыка для здоровья. Музыкально-ритмические минутки и логоритмическая гимнастика. // СПб.: Союз художников, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГАРМОНИИ

В организации учебно-воспитательного процесса особое внимание обращается на профессиональное самоутверждение студента. Этому способствуют многие факторы, в том числе, различные виды самостоятельной ра...

Применение метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся "в сборнике материалов зональной НПК учителей технологии

Статья о применении метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся на урках технологии...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»

Проектная работа«Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»...

Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»

Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...

ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...

"Развитие творческого потенциала обучающихся, их нравственных качеств средствами театрализованной деятельности".

Театр - игра, чувства, ответственность, сплоченность, нравственность, воспитание....