Активизация творческого потенциала обучающихся с помощью современных педагогических и информационных технологий на уроках музыки
статья

Сипатов Сергей Александрович

Современное общество требует от человека способности к непрерывному обучению, самостоятельности, креативности и умения работать с информацией. Особую роль в развитии этих качеств играет музыкальное образование, которое не только формирует эстетический вкус, но и стимулирует познавательную активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_tvorcheskogo_potentsiala.docx19.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активизация творческого потенциала обучающихся с помощью современных педагогических и информационных технологий на уроках музыки

Введение

Современное общество требует от человека способности к непрерывному обучению, самостоятельности, креативности и умения работать с информацией. Особую роль в развитии этих качеств играет музыкальное образование, которое не только формирует эстетический вкус, но и стимулирует познавательную активность. 

Как отмечает Г. П. Сергеева, интеграция искусства в образовательный процесс способствует «развитию эмоционального интеллекта и творческого мышления учащихся» [1, с. 56]. В условиях цифровизации педагогические технологии претерпевают значительные изменения, что открывает новые возможности для активизации творческого потенциала обучающихся. 

1. Современные педагогические технологии в музыкальном образовании 

1.1. Технология развития восприятия музыки 

Основой музыкального воспитания является развитие способности анализировать и интерпретировать музыкальные произведения. По мнению Е. Д. Критской, «формирование восприятия музыки происходит через интонационно-образный анализ, включающий определение жанра, стиля и драматургии произведения» [2, с. 34]. 

На уроках применяются следующие методы: 

- Сравнительный анализ (сопоставление народной и академической музыки). 

- Ассоциативное мышление (связь музыки с живописью, литературой). 

- Импровизация (вокальная, ритмическая, пластическая). 

1.2. Технологии развития вокально-хоровых навыков 

Эффективность обучения пению зависит от методик, применяемых педагогом. Д. Б. Кабалевский подчёркивал, что «вокально-хоровая работа должна строиться на тщательном подборе репертуара и разнообразии форм исполнения» [3, с. 78]. 

Ключевые подходы: 

- Дифференцированный подбор репертуара (учёт возрастных и индивидуальных особенностей). 

- Использование цифровых технологий (программы для коррекции вокала, запись исполнений). 

2. Информационные технологии в обучении музыке

2.1. Использование мультимедийных ресурсов

Современный урок музыки немыслим без: 

- Интерактивных досок (визуализация нотного текста, анализ формы произведения). 

- Видеофрагментов (просмотр опер, балетов, выступлений мировых исполнителей). 

- Цифровых аудиоресурсов (высококачественное воспроизведение классических записей). 

Как отмечает Л. В. Горюнова, «использование ИКТ на уроках музыки повышает мотивацию учащихся и расширяет их культурный кругозор» [4, с. 112]. 

2.2. Проектная деятельность и создание видеоклипов

Одним из эффективных методов является разработка творческих проектов, например: 

1. Создание музыкальных клипов (подбор аудио и видео, монтаж в программах Adobe Premiere Pro, CapCut). 

2. Исследовательские работы (анализ творчества композиторов с использованием онлайн-архивов). 

2.3. Дистанционное обучение и электронные ресурсы 

-  Он-лайн платформы (Яндекс.Учебник, Музыкальная академия). 

- Электронные учебники (возможность многократного прослушивания фрагментов). 

3. Интеграция искусств и межпредметные связи

Программа Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской активно использует взаимосвязь музыки с другими видами искусства: 

- 5 класс: «Картинки с выставки» Мусоргского и живопись В. Гартмана. 

- 6 класс: «Времена года» Вивальди и пейзажная живопись. 

- 8 класс: музыка в кино («Властелин колец»). 

Подобный подход, по мнению А. А. Мелик-Пашаева, «способствует целостному восприятию культуры» [5, с. 91]. 

  1. Проблемы и перспективы использования ИКТ

Несмотря на преимущества, существует риск: 

- Снижение живого общения (избыток цифровых ресурсов может уменьшить взаимодействие «учитель–ученик»). 

- Поверхностное восприятие информации (недостаток критического анализа). 

Для баланса необходимо сочетать ИКТ с традиционными методами: дискуссиями, ансамблевым музицированием. 

Заключение 

Современные технологии предоставляют учителю музыки мощный инструментарий для развития творческих способностей учащихся. Однако их применение требует методической грамотности и сбалансированного подхода, чтобы сохранить ценность живого музыкального опыта. 

Литература

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5–9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2021. – 128 с. 

2. Критская Е. Д. Методика преподавания музыки в школе / Е. Д. Критская. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 204 с. 

3. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984. – 190 с. 

4. Горюнова Л. В. Информационные технологии в музыкальном образовании / Л. В. Горюнова // Педагогика искусства. – 2020. – № 3. – С. 110–118. 

5. Мелик-Пашаев А. А. Психология художественного творчества / А. А. Мелик-Пашаев. – М.: Академия, 2018. – 256 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГАРМОНИИ

В организации учебно-воспитательного процесса особое внимание обращается на профессиональное самоутверждение студента. Этому способствуют многие факторы, в том числе, различные виды самостоятельной ра...

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки.В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти...

Использование современных педагогических и информационных технологий в обучении естествознанию.

Использование современных педагогических технологий в обучении ествествознанию....

Метод проектов как средство активизации творческого потенциала студентов

Метод проектов является одним из методов, который позволяет улучшить каачество обучения,активизировать творческий потенциал студентов, дает возможность применять полученные знания на практике,развивае...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...