Использование современных педагогических и информационных технологий в обучении естествознания.
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических и информационных технологий в обучении естествознания.

      В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”. Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий. Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным “педагогическим производством”, ставил проблемы разработки “педагогической техники”

       Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).

      В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

       Технология - это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

       Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им    педагогических приемов и способов    воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.

       Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании);   во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость.

В современных условиях образования студент должен:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,  применяя их на практике для решения  возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

       Модернизация содержания образования на современном этапе развития общества  связана с инновационными процессами.

       Приоритетным направлением развития современного образования стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося.

       Сегодня в центре внимания - студент, его личность, неповторимый внутренний мир.       Поэтому основная цель современного преподавателя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

При выборе методов, средств и приемов обучения я использую:

  • Кембриджская технология;
  • технологию БиС;
  • элементы  технологии проблемного обучения;
  • элементы технологии критического мышления;
  • элементы технологии проектного обучения;
  • интегрированные уроки.

Задачи:

  • Повышение уровня социальной адаптации обучающихся.
  • Создание условий для личностного самоопределения.
  • Повышение мотивации к изучению предмета.
  • Развитие коммуникативных качеств личности, творческих способностей.

Технологии развивающего обучения.

      Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

      В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют  и ускоряют развитие наследственных данных личности. В развивающем обучении ребёнок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие  всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение  происходит в зоне ближайшего развития студента.

Проблемное обучение.

      Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

       Основной метод  проблемного обучения – деятельностный (студенты не получают знания в готовом виде, а совместно с учителем открывают их).

Использование продуктивных заданий  (формулирование темы и вопросов, составление опорного сигнала, схемы и т.д.).

      Результат  проблемного обучения:

  • творческое овладение знаниями, навыками, умениями
  • развитие мыслительных способностей.

«Критическое мышление» это…

          Р. Пол считает, что критическое мышление – это организованное, рациональное самонаправленное мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека.

          Д. Клустер: «Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые можно решить».

Принцип технологии.

Формирование среды, в которой комфортно и студенту, и преподавателю.

Методика технологии критического мышления.

Вызов    → Осмысление   →  Рефлексия

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

побудить студента к активной работе на занятии и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны.

         Содержатся в методических приемах, которые ориентируются на содержание условий для свободного развития каждой личности.

         Кембриджская технология – новый подход в преподавании и обучении. В основу Программы, несмотря на множество в ней научных подходов, заложена конструктивная теория обучения. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления обучающихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными на занятии из различных источников: от преподавателя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися. Важным аспектом деятельности преподавателя является стремление понять, как отдельными студентами постигается тема, осознать необходимость работы со студентами в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

        «Школа – это мастерская,  где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.» (Барбюс А.)

Работа по данной технологии:

Результаты обучающихся:

       Научились мыслить критически, научились выражать свои мысли, работать сообща, оценивать работы друг друга; проявлять лидерские качества; применять информационные технологии объективно воспринимать критику обсуждали и приходили к единому мнению, научились проявлять толерантность.

Проектная деятельность.

       формирование мотивации - реализуются принципы личностно- ориентированного обучения.

самостоятельный поиск и анализ информации,  интеграция и актуализация полученных ранее знаний -  развитие творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности, ответственности, умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность.

решает задачу подготовки к будущей трудовой деятельности.

сочетание метода проекта и ИКТ  позволяет выйти на продуктивно-творческий уровень образования.

происходит освоение информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностей, формируется мировоззрение и личностная позиция для успешной самореализации.

позволяет реализовывать индивидуальную работу сучащимися, а также работу в группах на основе сотрудничества, сотворчества.

Типы проектов:

Информационные, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, творческие.

Технология БиС.

     Биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды.

     Синергетический подход связан с исследованными П.К. Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения.

     Ученый-практик Вассерман Ф.Я. в результате проведенных исследований, а также экспериментально-практической работы установил нормативный показатель качества обучения – не ниже 63%. Такого же нормативного показателя (т.е. 63%) необходимо добиться и в воспитании, и в развитии.

     Качество обучения в социальном значении может выступать как некий исторически-временной эталон научно обоснованного опыта жизнедеятельности людей, максимальное усвоение которого субъектами обучения в процессе взаимодействия обеспечивает требуемый результат.

    Управление качеством обучения – это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средств и форм управления обучением, разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения.

Интегрированные уроки

Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения.

Интеграция в школе может осуществляться в трех уровнях.   

Межпредметные связи. Он предполагает привлечение на уроки по данному предмету понятий, образов, представлений из других предметов, т.е принцип «Вторжение в другую область» - это необходимо отражать в календарно-тематическом планировании. 

Преимущества интегрированных  уроков:

      Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;

      На занятиях можно научить применению теоретических знаний в практической жизни:

Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни;

На занятиях студенты начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

     Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для обучающихся. Студенты более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Использование современных педагогических и информационных технологий в обучении естествознанию.

Использование современных педагогических технологий в обучении ествествознанию....

«Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникационных в образовательном процессе»

Основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является: формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социальн...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К.Е.КозловаСанкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» На современном этапе развития ...

Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"

Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...