Программа элективного курса «Сценическая речь"
рабочая программа

Бобрышева Наталья Ивановна

Программа  элективного курса «Сценическая речь"  составлена для студентов Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей на основе  типовых и экспериментальных программ по сценической речи, разработанных методическим кабинетом по учебным заведениям искусств Министерства культуры РФ (г. Москвы, 2011 г.) и Воронежской государственной академии искусств.

Введение курса по сценической речи диктуется как общими профессиональными требованиями к учащемуся - музыканту , так и конкретной необходимостью научить будущего профессионала относится к любому тексту, который ему придется «озвучить», как к материалу для работы, чтобы сделать его доступным для понимания и эстетически привлекательным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»

                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                                               « Сценическая речь»

                                                           для 1-2 курсов

                                     (углубленный уровень ГОС СПО)

                                                                                       Автор-разработчик: преподаватель

Воронежского музыкального колледжа

                                                                  им. Ростроповичей  Бобрышева Н.И.

ВОРОНЕЖ

2017

Утверждаю:

заместитель директора по учебной работе

Орлова И.Д.

Программа элективного курса «Сценическая речь» разработана на основе типовых и экспериментальных программ по сценической речи, разработанных методическим кабинетом по учебным заведениям искусств Министерства культуры РФ (г. Москвы, 2011 г.)  и Воронежской государственной академии искусств.

Разработчик:

Бобрышева Н.И., преподаватель  Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей.  

Рецензенты:

Козельская Н.А.,  кандидат филологических наук, доцент      кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета,

Рабочая программа одобрена на заседании ПЦК отделения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин от 7 сентября 2017 года   Протокол № 1


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа  элективного курса «Сценическая речь»  составлена для студентов Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей на основе  типовых и экспериментальных программ по сценической речи, разработанных методическим кабинетом по учебным заведениям искусств Министерства культуры РФ (г. Москвы, 2011 г.) и Воронежской государственной академии искусств.

Введение курса по сценической речи диктуется как общими профессиональными требованиями к учащемуся - музыканту , так и конкретной необходимостью научить будущего профессионала относится к любому тексту, который ему придется «озвучить», как к материалу для работы, чтобы сделать его доступным для понимания и эстетически привлекательным.

В предлагаемом курсе рационально сочетаются лекционные и практические занятия.

Главный упор делается на практические упражнения, формирование практических навыков, связанных с тренировкой в произношении звуков, звукосочетаний и постановкой дыхания.

В программе четко обозначены технические и художественные задачи.

Сценическая речь входит в качестве самостоятельного блока в предмет «Культура речи».

Данная программа является авторской разработкой преподавателя, отразившей опыт её многолетней практической работы по преподаванию культуры речи и сценической речи  по специальности Вокальное искусство.

  1. Цели и задачи элективного курса.

Целью курса является:

  • воспитание использовать многообразные возможности актерского мастерства для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского поэтического и музыкального текста;
  • обучение сознательной самостоятельной работе над художественным образом исполняемого произведения.

Задачами курса являются:

  • изучение основ техники сценической речи, законов орфоэпии, речевой интонации;
  • развитие актерских способностей, освоение элементов актерского мастерства;
  • овладение методами комплексного анализа слова, текста;
  • овладение навыками мышечного контроля.

В результате освоения элективного курса обучающийся должен уметь:

  • исправлять недостатки произношения;
  • координировать дыхание с пением, движение с пением;
  • анализировать авторский поэтический текст с точки зрения общепринятых норм литературного произношения;
  • выразить художественный образ исполняемого произведения в сочетании слова, сценического решения

В результате освоения элективного курса обучающийся должен знать:

  • упражнения для развития речевого аппарата, координации голоса и дыхания;
  • орфоэпические и фонетические  нормы русского языка;
  • основы техники и культуры сценической речи, интонации;

основные элементы актерской техники;

  • законы и приемы театрально-сценического воплощения номера, композиции

1.2. Рекомендуемое количество часов на освоение элективного курса- 18 часов


Содержание элективного курса «Сценическая речь»

Учебно-тематический план

№ п/п

тема

Кол-во часов

Вид занятий

1

Речевой аппарат

1

Лекция

2

Правильное дыхание

1

Лекция

Развитие и укрепление дыхательных мышц, знакомство с дыхательными упражнениями.

1

Практические занятия

3

Дикция

1

Лекция

4

Орфоэпические нормы произношения

1

Практические занятия

5

Интонация

1

Лекция

Работа с интонацией в тексте.

Практические занятия

6

Паузы в художественном тексте

1

Лекция

Работа с паузами в художественном тексте

Практические занятия

7

Скелетирование

(схематизация) текста

1

Лекция

8

Работа над логикой фразы

1

Практические занятия

9

Знаки препинания в речевом действии.

1

Практические занятия

10

Подтекст

1

Лекция

Выявление подтекста в речи

Практические занятия

11

Стихотворное произведение и особенности работы над ним

1

Лекция

Работа над стихотворными текстами

1

Практические занятия

12

Жанры стихотворных произведений

1

Лекция

Метода работы над баснями

1

Практические занятия

13

Работа над стилями

1

Практические занятия

14

Овладение искусством рассказа

1

Лекция

Практическая работа над речевой стороной текста

Практические занятия

15

Показ режиссёрских работ по художественному чтению

1

Урок-контроль

16

Итого

18

Содержание курса

Тема 1. Речевой аппарат (1 час)

 Речевой аппарат. Устройства и функции основных частей речевого аппарата.

 Органические и неорганические

недостатки речевого аппарата.

Тема 2. Правильное дыхание (2 часа)

Правильное дыхание и его тренировка. Состав дыхательного аппарата. Его основные функции.  Смешанно –диафрагматический тип дыхания (актерский).

Развитие и укрепление дыхательных мышц, знакомство с дыхательныеми упражнениями,  работа с дыхательной гимнастикой.

Тема 3.Дикция. (1 час)

Артикуляция – движение губ, нижней челюсти, языка. Типичные дикционные недостатки – картавость, шепелявость, гнусавость, сюсюканье, комканье слов, проглатывание концов слов.Основные орфоэпические нормы русского языка

Упражнения артикуляционной гимнастики. Артикуляция гласных и подключение их к гимнастике для нижней челюсти, губ и языка.

Постановка каждого согласного русского алфавита.

Тема 4. Орфоэпические нормы произношения (1 час)

Освоить  основные орфоэпические нормы русского литературного языка, установить артикуляционную точность каждого гласного и согласного звука русской речи. Овладение орфоэпическими нормами произношения гласного и сочетаний согласных в русском языке.

Тема 5. Интонация (1 час)

Четыре акустических компонента интонации: тон голоса, интенсивность и сила звучания, его длительность и тембр. Характеристика основных компонентов интонации.

Типы интонаций. Пять интонационных конструкций. Назначение интонации.

Упражнения на устранение недостатков речи. Определение типа ИК. Работа  интонациями в тексте.

Тема 6. Паузы в художественном тексте (1 час)

Пауза в сценической речи. Речевые такты. Виды пауз: интонационно – логические, интонационно – синтаксические, ситуативные, физиологические.

Тема 7. Скелетирование  (схематизация) текста (1 час)

Принципы скелетирования текста и его составляющие.

Паузы фразовые и тактовые. Логическое ударение.

 Логический анализ текста, речевые такты, логические, текстовые, фразовые ударения, интонирование знаков препинания

Тема 8. Работа над логикой фразы(1 час) 

.Работа над логикой фразы на материале пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов и т.д.

Тема 9. Знаки препинания в речевом действии (1 час)

Знаки препинания в тексте как графическое обозначение разного вида пауз: точка с запятой, запятая, двоеточие, тире.

Тема 10. Подтекст (1 час)

Образное видение. Словесное действие.

Выявление подтекста в произведении.

Оовладеть всем комплексом элементов внутренней и внешней техники словесного действия.

Развитие интонационной выразительности речи.  Овладение стилевыми особенностями произведения.Развивать навыки словесного действия на материале народных сказок, былин.

Тема 11. Стихотворное произведение и особенности работы над ним (2 часа)

Исходные правила чтения стихов: четкая рифма, заданный поэтом размер, межстихотворные паузы, соблюдение паузы в конце строки, время произнесения строки.

Чтение произведений, написанных разными стихотворными  размерами, учитывая   творческое     воображение,     логику  в проведении.  Определение основной мысли отрывка.

Тема 12. Жанры стихотворных произведений (2 час)

Теория стихосложения. Приемы технического овладения законами стихосложения. Воспитание музыкально-ритмического слуха. Работа над классическим стихотворным произведением.

Методика работы над баснями.

Тема 13. Работа над стилями (1 час)

Напевный стиль. Разговорный стиль. Ораторский стиль. Моторный стиль.  Период. Комбинированный стиль.

Порядок работы над текстом при подготовке к выразительному чтению.

Тема 14. Овладение искусством рассказа (1 часа)

Работа над прозаическим художественным произведением.

Литературная композиция.

Овладение искусством рассказа:

  уметь, не играя отдельных персонажей произведения, не перевоплощаясь в них, вести рассказ о героях повествования, передавая через косвенную и через прямую речь авторскую идею произведения, выполняя сверхзадачу, действуя словом в рассказе.

Тема 15. Показ режиссёрских работ по художественному чтению (1 час)

Техники звучащего слова.  

Развитие логико-интонационной выразительности.

Выступление студента в качестве исполнителя литературного произведения.

Наглядные пособия для проведения занятий

  1. Печатные пособия (учебники,  дидактические материалы, рабочие тетради).
  2. Видеофильмы.
  3. Презентации.
  4. Аудиозаписи.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. 1.Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение и ударение: Сл.-справочник / Аванесов Р.И. -М.: Госиздат, 1960. -710 с.
  2. Выразительное чтение. Практикум./ Под ред. Вахтель Н.М., Поповой З.Д., Стернина И.А. Воронеж, 1995.
  3.   Запорожец   Т.И.  Логика  сценической  речи / Запорожец Т.И. - М: Просвещение, 1974, -128 с.
  4. Куракина, К.В. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского / Куракина К.В.-М.: ВТО, 1959.-315 с.

Дополнительные источники:

  1. Артоболевский  Г.В. Как читать Пушкина / Артоболевский Г.В. -М, 1940. -88 с.
  2. Гончаров  Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы / Гончаровт Б.П. -М.: Наука, 1973. -273 с.
  3. Осокин  В.В. Логическое ударение / Осокин В.В. -Томск, 1968.-156 с.
  4. 7.Проблемы сценической речи: Сборник. - М.: Просвещение, 1968. -120 с.

Интернет-ресурсы:

krispen.narod.ruknigi.html

LikeBook.ru

bookarchive.ruliteraturascenicheskaja-rech.html

Вопросы для собеседования по теме  «Стихосложение и работа над стихами»

1.Отличие прозаической речи от стихотворной.

2.Системы стихосложения.

3.Виды стихов: свободный (верлибр), вольный, белый.

4.Ритмические паузы, цезуры.

5.Строчный, строфичный, слоговый перенос.

6.Размеры, принятые русской силлабо-тонической системой.

7.Период. Особенности его прочтения.

8.Звукопись в стихах. Аллитерация, ассонанс.

9.Рифма и её значение. Виды рифмы. Виды строф и астрофичность стихов. Пиррихий и спондей.

12.Инверсия - выразительное средство стихотворной речи.

13.Особенности стихотворной метрики гекзаметра.

14.Былина - жанр русского народного эпоса.

15.Особенности поэтики В.В. Маяковского.

16.Басня - жанр сатирической поэзии.

17.Исполнительская манера актера при чтении стихов.

18.Анализ работы над стихотворными произведениями одного из мастеров художественного слова.

 19.Влияние размера на ритм стиха

 Вопросы для собеседования по темам  «Техника речи», «Орфоэпия»

1.Особенности сценической речи и ее творческая природа.

2.К.С. Станиславский о речевой технике актера.

3.Дикция. К.С. Станиславский о дикции актера.

 4.Анатомия дыхательного аппарата. Дыхательный процесс. Типы дыхания.

5.Анатомия голосового и речевого аппарата. Голосо-речевой процесс.

6.Тембр голоса, роль тембра в сценической речи.

7.Характеристика упражнений, воспитывающих собранность звука.

8.Понятие «диапазон голоса», его значение в сценической речи.

9.Значение речевого слуха в воспитании голоса.

10.Резонаторы и их роль в воспитании голоса.

11.Содержание терминов «опора дыхания», «опора голоса».

12.Голосовые недостатки.

13.Основные задачи дикционного тренинга.

14.Качество  звучания  согласных  звуков  при  зажатой  челюсти, пассивности губ и языка.

15.Роль дыхания, резонаторов в образовании согласных звуков.

16.Основные признаки отработанных согласных звуков: точные по артикуляции, чёткие по произношению, энергичные по звучанию, выровненные между собой.

17.Сочетание согласных и гласных. Необходимость их тренинга.

18.Взаимосвязь дикции с интонационными особенностями речи.

19.Роль согласных в сценической речи.

20.Причины возникновения  «тсяканья» и «дзяканья».  Способы устранения этого недостатка.

21.Типы скороговорок, тренировки с их помощью.

22.Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы.

23.Необходимость владения литературными нормами произношения в разговорной речи и, особенно, в сценической.

33.Понятие «транскрипция». Знаки      обозначения     звуков, применяемые для транскрибирования текста.

34.Характеристика ударного и безударного слогов в слове.

35.Правило произношения гласных звуков А и О.

36.Правило произношения гласных звуков Е и Я.

37.Изменение гласного И, стоящего в начале слова, если ему предшествует слово,  оканчивающееся на твердый согласный,  или предлог,    выраженный    согласным    звуком,    при    слитности    их произношения.

38.Правило произношения предлогов.

39.Произношение прилагательных множественного числа, оканчивающихся на ИЕ, ЫЕ.

40.Закон произношения звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными.

41.Закон озвончения согласных.

42.Звучание согласных звуков Ж, Ш, Ц в сочетаниях с гласными А, Е.

43.Правила произношения сочетания ЧН.

44.Смягчение согласных звуков перед мягкими согласными.

Вопросы для собеседования по разделу «Логика речи»

1.Роль логики речи в искусстве словесного действия.

2.Логическая пауза, её роль в звучащем в тексте.

3.Понятие и значение речевых тактов.

4.Принцип группировки слов в речевые такты.

5.Роль знаков препинания в процессе деления текста на речевые такты.

6.Соединительная и разъединительная роль логических пауз.

1.Отличие    искусства    художественного    слова    от    искусства драматического.

2.Основные принципы отбора литературных произведений для художественного чтения.

3.Характеристика идейно-художественного анализа произведения.

4.Анализ формы произведения.

5.Тема, идея, сверхзадача произведения.

6.Логический анализ текста.

7.Жанр и стилевые особенности произведения.

8.Конфликт произведения.

9.Характеристика действующих лиц и образы действующих лиц.

10.Образ рассказчика и лирический герой.

11.Воображение, видение, фантазия.

12.Режиссерский замысел произведения,

7.Мелодика выражения развивающейся в речевых тактах мысли.

8.Интонирование знаков препинания.

9.Градация логических ударений.

10.Путь логического анализа текста.

11.Способы выделения противопоставляемых понятий.

12.Закон выделения нового понятия.

13.Произношение многословных выражений единого понятия.

14.Закон выделения повторяющихся слов.

15.Логическая интонация перечисления.

16.Виды логических перечислений.

17.Интонационное выделение вводных предложений.

18.Логическая интонация фраз, выражающих вопрос.

19.Работа над логической перспективой связанного текста.

20.Период. Его построение и чтение.

Вопросы для собеседования по разделу  «Художественное чтение»

1.Действенный   анализ  текста,  исходное  событие,  исходные предлагаемые обстоятельства.

2.Отношение .Подтекст.

3.Выразительные средства звучащей речи.

4.Поиски исполнительского стиля автора.

5.Словесное действие.

6.Общение. Типы общения.

7.Творческая биография одного из мастеров художественного слова.

Зачетные требования

  1. Знание методики работы над литературными  композициями, эстрадными произведениями.
  2. Владение художественной перспективой, музыкальностью и ритмической структурой стиха.
  3. Уметь читать стихи: действовать словом, не разрушая форму стиха.

4.  При чтении басни показать характеры действующих лиц, найти простоту интонаций, не разрушая форму стиха.

     5. Знать   теорию       стихосложения   и   методику   работы   над стихотворным произведением.

     6 .Умение владеть словом в спектакле.

«Анкета» оценки работы исполнителя

1. Интонационно-логическая выразительность.

2. Культура произношения.

3. Видение и отношение.

4. Образ рассказчика.

5. Логическая и художественная перспектива.

6. Чувство жанра и стиля произведения.

7. Удержание внимания слушателей на протяжении всего выступления.