Рабочая программа СПО Организация бухгалтерского учета в банках
рабочая программа

Коротков Александр Борисович

Рабочая программа СПО Организация бухгалтерского учета в банках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_organizatsiya_buhgalterskogo_ucheta_v_bankah.docx134.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

Директор колледжа

учебно-методического управления

________________ С.В. Попова

_______________ Ю.Ю. Каганер

«____» _____________ 20____г.

«____» _____________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 Организация бухгалтерского учета в банках

38.02.07 Банковское дело

Москва, 2015 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) Комиссией Дисциплин математического общего естественного цикла; общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальностей технического профиля, права   и сервиса

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

Протокол №___от «__»_______20__г

38.02.07 «Банковское дело»

Председатель предметной

( цикловой) комиссии колледжа:

______________ /Жукова М.А./

Разработчик (составитель):

 Коротков А.Б.– преподаватель колледжа Московского университета имени С.Ю. Витте.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация бухгалтерского учета в банках

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 38.02.07 «Банковское дело».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Организация бухгалтерского учета в банках» входит в профессиональный цикл  как общеобразовательная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель курса «Организация бухгалтерского учета в банках» - формирование у будущих специалистов комплексных знаний в области организации и ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках и кредитных организациях.

 Задачи курса:

получение теоретических знаний по ведению бухгалтерского учета в банках;

изучение правил ведения бухгалтерского учета банковских и хозяйственных операций на различных направлениях деятельности банков;

изучение основных форм и порядка банковской отчетности;

изучение документооборота банков;

получение практических навыков учета банковских и хозяйственных операций в банках.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;
  • присваивать номера лицевым счетам;
  • составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  • методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  • принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;
  • основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;
  • характеристику документов синтетического и аналитического учета;
  • краткую характеристику основных элементов учетной политики организаций;
  • функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у выпускника специальности 38.02.07 Банковское дело.

  1. Общие компетенции (ОК1, ОК4, ОК8), включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.   Использовать   информационно-коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Б) Профессиональные компетенции (ПК 1.1, 1.4, 2.1-2.5), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1 Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2 Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3 Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4 Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5 Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6 Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2 Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3 Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4 Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5 Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Курс «Организация бухгалтерского учета в банках» является ключевым при изучении предметов по специализации «Банковское дело».

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 139 часа, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часов;

        самостоятельной работы обучающегося 107 часа.

        

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем, час

Максимальная нагрузка (всего)

216

Самостоятельная работа

72

Обязательная аудиторная нагрузка,

144

в том числе:

Модуль 1. Методологические и законодательные аспекты бухгалтерского учета в кредитных организациях

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 2. Бухгалтерский учет в кредитных организациях: принципы, структуры и содержания

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 3.План счетов бухгалтерского учета кредитной организации

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 4. Организация документооборота в банке; документы синтетического и аналитического учета

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 5.  Учетная политика кредитной организации

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 6.  Подразделения бухгалтерской службы в кредитных организациях и их функции

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Курсовое проектирование

-

Итоговая форма контроля

Экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА  В БАНКАХ

                         

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Модуль 1

36

Тема 1.1.

Методологические и законодательные аспекты бухгалтерского учета в кредитных организациях

Содержание учебного материала

12

1

Законодательная основа бухгалтерского учета в банках.

2

2

Методологические основы организации ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Задачи и объекты бухгалтерского учета в кредитной организации. Принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях

2

3

План счетов кредитной организации. Принципы построения, структура, о содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях. Группировка счетов баланса по активу и пассиву. Порядок нумерации лицевых счетов.

2

4

Аналитический и синтетический учет. Составление документов аналитического учета. Анализ содержания документов синтетического учета.

2

Практические занятия: тест по теме «Введение в бухгалтерский учет в кредитной организации», решение задач на составление лицевых счетов, баланса банка, на определение исходящего остатка по депозитному счету.

12

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств",

Положения Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П « Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

2.Составление кроссворда по теме «Введение в бухгалтерский учет в кредитной организации»

3.Подготовка сообщений на темы: «История бухгалтерского учета в банках», «Крупнейшие банки в России», «Банки в Алтайском крае»

Тестовое задание

10

2

Модуль 2

36

Тема 2.1

Бухгалтерский учет в кредитных организациях: принципы, структуры и содержания

Содержание учебного материала

12

Документация и документооборот по операциям в кредитной организации. Основные принципы организации документооборота. Виды банковских документов, требования к их оформлению, порядок их хранения.

2

Учетная политика банка. Характеристика основных элементов учетной политики банка.

2

Внутрибанковский контроль. Функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях.

2

2

Практические занятия: тест по учетной политике банка

12

Самостоятельная работа обучающихся: составление проекта учетной политики банка

Тестовое задание

Модуль 3

10

2

36

Тема 3.1

План счетов бухгалтерского учета кредитной организации

Содержание учебного материала

2

1

План счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках

2

2

Баланс банка и принципы его построения. Балансовые счета: активные, пассивные

2

3

Внебалансовые счета. Построение номенклатуры счетов баланса.

2

4

Характеристика основных разделов плана счетов коммерческих банков.

2

Практические занятия: решение задач по отражению кассовых операций, составление бухгалтерских записей по кассовым операциям, на определение остатка кассы, на определение остатка средств на расчетном счете клиента, на составление бухгалтерских записей по расчетным операциям

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств", Положения от 3 октября 2002 г.№ 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», Положения от 26 мая 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

2.Изображение схем расчетов платежными требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, инкассовыми поручениями.

2

Тема 3.2

Учет межбанковских расчетов

Содержание учебного материала

2

1

Организация межбанковских расчетов

2

2

Формирование и учет операций кредитных организаций по корреспондентскому счету в РКЦ

2

3

Организация расчетов по прямым корреспондентским счетам

2

4

Учет средств небанковских кредитных организаций

2

5

Учет межбанковских расчетов с использованием филиальной сети коммерческих банков и по счетам межфилиальных расчетов

2

6

Бухгалтерские записи по учету операций по межбанковским расчетам

2

Практические занятия: решение задач на оформление бухгалтерских записей по учету межбанковских расчетов, на определение остатка средств по корреспондентскому счету.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств"

2. Изображение схем межбанковских расчетов.

2

Тема 3.3

Учет депозитов физических и юридических лиц

Содержание учебного материала

1

1

Оформление депозитных операций в банках

2

2

Учет депозитарных операций юридических лиц

2

3

Учет депозитарных операций физических лиц

2

4

   Страхование вкладов

1

5

Резервируемые обязательства банка

2

6

  Бухгалтерские записи по учету депозитных операций

2

Практические занятия:  решение задач на  оформление бухгалтерских записей по учету депозитов, по начислению процентов и их выплате, на определение размера отчислений в фонд обязательного резервирования.

1

Контрольная работа по  ранее изученным темам

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств"

3. Анализ процентных ставок по вкладам и депозитам по Алтайскому краю

4.Решение задач

1

Тема 3.4

Учет предоставленных кредитов

Содержание учебного материала

1

1

Бухгалтерский учет кредитных операций

2

2

Учет резервов на возможные потери по ссудам

2

3

Учет межбанковских кредитов

2

4

Бухгалтерские записи по учету предоставленных кредитов

2

Практические занятия: решение задач на оформление бухгалтерскими записями кредитной сделки: выдачи кредита, оформления залога, вычисление процентов по кредиту, оформление погашения кредита и процентов, на определение величины резерва на возможные потери по ссудам.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Изучение Гражданского кодекса РФ, Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств", Положения от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», Положение от 20 марта 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»

2. Анализ процентных ставок по кредитам по Алтайскому краю

3. Решение задач

1

Тема 3.5

Учет лизинговых операций и вложений в приобретенные права требования банка

Содержание учебного материала

1

1

Учет лизинговых операций

2

2

Законодательные основы ведения бухгалтерского уступки права требования

2

3

Особенности учета вложений в приобретенные права требования банка

1

4

Бухгалтерские записи по учету лизинга, вложений в приобретенные права требования

2

Практические занятия: решение задач на составление бухгалтерских записей по учету лизинга

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Изучение Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств", Положения от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

2. Составление докладов по темам «Лизинг на Алтае», «Факторинг в России».

1

Тема 3.6

Учет операций с ценными бумагами

Содержание учебного материала

1

1

Основы учета вложений в ценные бумаги

1

2

Бухгалтерский учет операций банка с долговыми обязательствами, удерживаемыми до погашения

2

3

Порядок ведения бухгалтерского учета операций с учтенными векселями

1

4

  Бухгалтерские записи по учету операций с ценными бумагами

2

Практические занятия: решение задач на вычисление процентных платежей  по облигации, на учет векселей, на оформление бухгалтерских записей по учету ценных бумаг

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение Федерального закона от 22 апреля 1996 г № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств"

2. Составление теста и кроссворда по теме «Учет операций с ценными бумагами».

1

Тема 3.7

Учет операций в иностранной валюте

Содержание учебного материала

1

1

Общий порядок учета операций в иностранной валюте

1

2

Основные бухгалтерские записи по учету расчетов с клиентами

2

3

Установление корреспондентских отношений с иностранными банками

2

4

Бухгалтерский учет неторговых валютных операций

2

5

   Бухгалтерские записи по учету операций в иностранной валюте

2

Практические занятия: решение задач на определение курса рубля, кросс-курса, курса покупки и продажи валюты, на составление бухгалтерских записей  по приобретению инвалюты, продаже, доходу.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение Федерального закона от 10 декабря 2003 г № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

2. Решение задач

1

Тема 3.89

Учет операций доверительного управления и депозитарных операций

Содержание учебного материала

3

1

Бухгалтерский учет операций доверительного управления

2

2

Общие принципы организации учета депозитарных операций .

Аналитический учет депозитарных операций.

2

4

Синтетический учет депозитарных операций

2

5

Бухгалтерские записи по операциям депозитария

2

Практические занятия: решение задач на оформление бухгалтерских записей по учету операций доверительного управления и депозитарных операций.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств"

Тестовое задание

1

2

Тема 4.1

Организация документооборота в банке; документы синтетического и аналитического учета

Модуль 4

Содержание учебного материала

36

12

1

Документы синтетического учета

2

2

Документы аналитического учета

2

3

  Забалансовые позиции банковского бухгалтерского учета

2

Практические занятия: решение задач на определение финансового результата деятельности кредитной организации, на оформление бухгалтерских записей по учету финансового результата.

12

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение  Налогового кодекса РФ, Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств"

2.Решение задач

3. Анализ баланса и отчета о прибылях и убытках (на примере одного банка)

10

Тема 5.1

Учетная политика кредитной организации

Тестовое задание

Модуль 5

Содержание учебного материала

2

36

12

1

Рабочий план счетов банка Формы первичных учетных документов

2

2

Порядок расчетов банка со своими филиалами и отделениями

2

3

Правила проведения учета отдельных банковских и хозяйственных операций

2

4

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки отдельных видов имущества и обязательств банка

2

5

Правила проведения контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями

2

6

Способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов.

2

Практические занятия:

12

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение  Положения № 302-П

2.Решение задач

Тестовое задание

10

2

Модуль 6

          36

Тема 6.1

Подразделения бухгалтерской службы в кредитных организациях и их функции

Содержание учебного материала

12

1

Функции бухгалтерской службы банка, классификация банковской отчетности

2

2

Баланс банка, Отчет о прибылях и убытках банка

2

3

  Ответственность банка за своевременное предоставление отчетности

2

Практические занятия: расчет относительных и абсолютных показателей по балансу банка. Контрольная работа по изученным темам

12

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств", Указания Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»

2.Анализ отчета о прибылях и убытках, баланса, расчета собственного капитала банка, выполнения обязательных нормативов (на примере одного банка)

Тестовое задание

10

2

Всего

192

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. –  продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия лекционного учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: компьютер с программным обеспечением, комплекты документов учетной документации.

Технические средства обучения:

     - АБС «Управление кредитной организацией»;

- Справочно-правовая система «Консультант Плюс», включающая в себя следующие разделы: Законодательство, Судебная практика, Финансовые и кадровые консультации, Консультации для бюджетных организаций, Комментарии законодательства, Формы документов, Законопроекты, Международные правовые суды, Правовые акты по здравоохранению, Технические нормы и правила;

- Мобильный класс (21 ноутбук) с таким же набором программного обеспечения;

- 2 аудитории оборудованы проекторами (одна из них с интерактивной доской);

- Мобильный класс (10 ноутбуков) с предустановленной системой Unix;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Герасимова Е.Б., Тишина Л.С., Унанян И.Р., Учет в банках. – М.: Форум, 2009.
  2. Кондратов Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2009

Дополнительные источники:

  1. Банковское дело / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  2. Банковское дело / под ред. О.Л. Лаврушина, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева. – М.:  КНОРУС, 2008
  3. Бухгалтерский учет в кредитных организациях: ежемес. журн. / М.С. Финас. – М., 2011
  4. Банковское дело: ежемес. журн. / ООО «Агентство «Информбанк». – М., 2010 - 2011
  5. Финансы: ежемес. журн. / Министерство финансов РФ; ООО «Книжная редакция «Финансы». – М., 2005 – 2011
  6. Вопросы экономики: ежемес. журн. / Институт экономики РАН;  НП «Редакция журнала «Вопросы экономики». – М., 2005 – 2011

Нормативные источники:

1.Гражданский кодекс РФ[1]

2. Бюджетный кодекс РФ

3. Налоговый кодекс РФ

4. Таможенный кодекс РФ

5. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

6. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

7. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

8. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

9. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

10. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

       11. Положения Банка России от 19 июня 2012г. №383-П «О правилах осуществления перевода   денежных средств"

12. Положение от 3 октября 2002 г. « 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»

13. Положение от 26 мая 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»

14. Положение от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

15. Положение от 20 марта 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»

16. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П « Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

17. Указание Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, написания курсовых работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;

  • присваивать номера лицевым счетам;

  •  составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёт  

знать:

  • задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;

  • методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;

  • принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;

  • основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;

  • характеристику документов синтетического и аналитического учета;

  • краткую характеристику основных элементов учетной политики организаций;

  • функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях.

Устный и письменный опрос.

Тестирование. Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.

Устный и письменный опрос.

Анализ решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.

Работа с учебником при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Устный и письменный опрос.

Устный и письменный опрос.

Устный и письменный опрос.

Наблюдение на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы за решением задач

Устный и письменный опрос. Тестирование.

Работа с учебником при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Устный и письменный опрос

Работа с учебником при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Критерии оценки:

«Зачтено» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации.

«Не зачтено», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.

Вопросы к зачету

по предмету «Организация бухгалтерского учета в банках»

  • Задачи и объекты бухгалтерского учета в кредитных организациях.
  • Принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.
  • План счетов кредитной организации, принципы построения лицевых счетов.
  • Аналитический учет в кредитных организациях. Основные регистры аналитического учета
  • Синтетический учет в кредитных организациях. Основные регистры синтетического учета.
  • Документация и документооборот по операциям в кредитной организации. Основные виды документов, их классификация. Реквизиты документов.
  • Учетная политика банка. Принципы построения учетной политики кредитной организации
  • Внутрибанковский контроль. Виды и этапы осуществления внутрибанковского контроля. Основные документы, определяющие мероприятия внутрибанковского контроля.
  •   Формирование уставного капитала. Бухгалтерские записи по взносам в уставный капитал кредитной организации
  • Увеличение уставного капитала кредитной организации. Основные бухгалтерские записи по увеличению уставного капитала кредитной организации.
  • Уменьшение уставного капитала кредитной организации. Основные бухгалтерские записи по уменьшению уставного капитала кредитной  организации. Бухгалтерские записи по капитализации уставного капитала.
  • Учет средств добавочного капитала кредитной организации. Бухгалтерские записи.
  • Учет кассовых операций. Особенности осуществления кассовых операций. Виды кассовых документов.
  • Учет кассовых операций. Виды касс в кредитной организации, порядок организации работы. Учет ценностей  и документов, находящихся в хранилище кредитной организации.
  • Бухгалтерские записи по кассовому обслуживанию клиентов в кредитной организации.
  • Безналичные расчеты в кредитных организациях. Принципы построения безналичных расчетов. Порядок открытия расчетных счетов клиентам.
  • Бухгалтерские записи  по осуществлению операций с платежными поручениями, платежными требованиями.
  • Расчеты чеками.
  • Расчеты аккредитивами.
  • Расчеты с использованием банковских карт.
  •  Организация межбанковских расчетов. Основные записи по учету межбанковских операций.
  • Оформление депозитных операций в банках. Бухгалтерские записи по учету депозитных операций.
  • Порядок учета депозитных операций юридических лиц.
  • Порядок учета депозитных операций физических лиц.
  • Бухгалтерский учет кредитных операций. Способы выдачи кредита. Отражение кредитов, выданных юридическим лицам на счетах первого порядка.
  • Бухгалтерский учет кредитных операций. Способы выдачи кредита. Отражение кредитов, выданных физическим лицам на счетах первого порядка.
  • Бухгалтерские записи по выдачи и погашению кредитов. Учет просроченной задолженности.
  • Бухгалтерские записи по выдачи и погашению кредитов в форме «овердрафт».
  • Отражение процентов по ссудной задолженности. Отражение процентов по ссудной задолженности, отнесенной в 3-5 –ю категории качества.
  • Учет резервов на возможные потери по ссудам. Порядок формирования резерва.
  • Учет резервов на возможные потери по ссудам. Записи по учету резервов , созданные на возможные потери по ссудам.
  • Учет межбанковских кредитов. Начисление процентов по кредитному договору.
  • Учет просроченных межбанковских кредитов.
  • Учет лизинговых операций. Предмет договора финансовой аренды. Обязательства лизингодателя и лизингополучателя.
  • Бухгалтерские записи по учету лизинговых операций.
  • Бухгалтерские записи по приобретению прав требования.
  • Отражение операций по реализации кредитной организацией прав требования
  • Бухгалтерский учет операций банка с долговыми обязательствами.
  • Начисление купонного дохода.
  • Погашение долговых обязательств.
  • Учет стоимости приобретенных банком векселей.
  •  Общий порядок учета операций в иностранной валюте.
  • Бухгалтерские записи по учету покупки-продажи наличной иностранной валюты.
  • Учет имущества банка. Учет основных средств и нематериальных активов.
  • Начисление амортизации. Способа начисления. Отражение амортизации основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском учете.
  • Бухгалтерские записи по учету доходов и расходов, полученных банком.
  • Порядок бухгалтерского учета начисления и уплаты налогов.
  • Начисление налога на прибыль.
  • Законодательная основа бухгалтерского учета в банках.


[1]         Здесь и далее ссылаться на нормативно-правовые акты с учетом внесенных в них впоследствии изменений и дополнений