А.И.Куприн "Гранатовый браслет" урок литературы
план-конспект урока

Бобрышева Наталья Ивановна

А.И.Куприн "Гранатовый браслет" - урок литературы в старших классах, расчитанный на 2 часа. Учащиеся знакомятся с краткой биографией писателя, получают  представление  о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;, знакомятся  с рассказом «Гранатовый браслет»; учатся проводить  комплексный анализ произведения. Урок сопровождает презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.И. Бобрышева

ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»

Урок по литературе

А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»;
  • провести комплексный анализ произведения;
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения,
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа;
  • развивать навыки исследования художественного текста;
  • на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества

Задачи урока:

  • выявление эпизодов романа, раскрывающих сущность жизненных позиций героев;
  • сопоставление жизненных позиций героев романа;
  • соотнесение представлений о любви Желткова и других героев произведения. 

«Меня влечёт к героическим сюжетам.

 Нужно писать не о том, как люди обнищали

 духом и опошлели, а о торжестве

человека, о силе власти его».

А.И. Куприн

Ход урока 

  1. Постановка темы, цели и задачей урока.

 Учитель. Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству А.И.Куприна.

Библиографическая справка.

Как и И.А.Бунин, в своем творчестве Куприн развивал тему любовь в жизни человека. Русский писатель ,Александр Иванович Куприн , родился в  г. Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и «возвращенец», Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года в Наровчатове. Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых. Кроме Александра в семье росли две дочери. После смерти отца три года в Кудринском вдовьем доме в Москве. В возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион. Учился в Втором Московском кадетском корпусе.

Из Александровского училища выходит через 2 года в чине поручика. Служит в 46-ом пехотном Днепровском полку в Подольской губернии.

И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900). На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905)

Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда.  Отставка с военной службы совершилась в 1894 году.

После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, но полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), повести «Олеся» (1898).

В Москве, писатель входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким. В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903).

Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием повестей о любви «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов. Третьим произведением Куприна на эту тему был самый ранний рассказ» Олеся».

1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме романа «Юнкера», были написаны рассказ

     «Ю-ю» (1927 г.), сказка «Синяя звезда»(1927г.), рассказ «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати произведений.

       В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает.

История создания рассказа «Гранатовый браслет».

Работа над рассказом  “Гранатовый браслет” шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф.

 “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Дома вы прочитали его рассказ «Гранатовый браслет».Это произведение о самом главном в жизни. Но что же является этим главным? Обратимся к опорным конспектам и ответим на поставленные вопросы:

  1. Работа над рассказом «Гранатовый браслет».

Учитель

 Рассказ «Гранатовый браслет» - это произведение о самом главном, - о любви, о том, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить.  К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных  и томительных рассказов о любви». А вы знаете,   что в основе  этого произведении положена  реальная история?

  1. Сообщение учащихся.   «История создания рассказа «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)».

В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине»  писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть: «В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения… 

Вначале эти письма всех забавляли, но потом…моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и  купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

 

Учитель. 

Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни.

Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Давайте подумаем, достиг ли своего замысла писатель? И чем же является любовь: великим даром или проклятьем?

  1. Анализ текста «Гранатовый браслет». 

 Вопросы к учащимся:

  1. Какова общая тональность пейзажных зарисовок в начале рассказа?

(А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепыйураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежалгустой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды дрожали).

  1. Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности —запахов. Подтвердите текстом. ( Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой − наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой… Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотоюгеоргины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый,  грустный запах).
  2. Пейзаж в «Гранатовом браслете» столь же разный, как настроение героев. Находим текст о перемене погоды. (Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже  в июле).
  3. Какова смысловая нагрузка описания природы?  (Смысловая нагрузка, которую несут описания   природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом  предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний   мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и   в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется   скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного   чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие)
  4. Существенная роль отводится сестре Веры – Анне. В чем отличие сестер друг от друга?  (В Анне всё напоминает пламя, огонь, сыплющий вокруг себя жгучие искры.   Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совершенную, но   холодную и недоступную. «Вера Николаевна пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…”
  5. Почему же Желтков полюбил гордую Веру, а не веселую    жизнерадостную Анну? (Куприну нравились, именно величественные, грациозные  женщины. К тому же Вера была романтичной, мечтательной, доброй. Её тонкий   вкус подчеркивает Куприн, когда разговор идет о природе: «Какие мхи! Какие   мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером!» Сравнивая  двух сестер, Куприн хотел показать, что не каждая женщина может быть достойна восхищения, обожания и, конечно же, любви).
  6. В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды,Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения? (Муж подарил прекрасные серьги из   грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном   переплёте, Желтков − гранатовый браслет).
  7. Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне? (Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному,   поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича  прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок   только некоторое количество «презренного металла». А Желтков «препроводил    в своём скромном верноподданническом подношении» самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой).
  8. Можете ли объяснить смысл названия произведения? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя. Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону). 
  9.  В рассказе все герои говорят о любви. Приведите цитаты из текста. (Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”  Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…” Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”
  10.  Чье же мнение можно считать верным? С кем согласен автор? (Куприн считает, что  истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека. По-настоящему   серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. Он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.)
  11. Писатель еще раз доказывает, что простой человек без званий и титулов способен на глубокое искреннее чувство. Его портретная характеристика появляется только в 10-й главе.  (“Он был очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?... Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мёртвого» . Желтков признаёт, что «неудобным клином   врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она  существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек. . Куприн считает Желткова не «маленьким  человеком», а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь).
  12. Все произведение проникнуто музыкой Бетховена. Какова роль этого произведения в рассказе? В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в темеLarqoAppassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью.  Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение" Музыка рассказывает княгине вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывет подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности).

 

III. Обобщение материала.

Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к  идеалу. Это величайшая тайна в мире.

IV, Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение на тему «Почему любовь в изображении И.А. Бунина и Куприна трагична?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Иванович Куприн «Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе власти его». Куприн

Слайд 2

Биография писателя Русский писатель Александр Иванович родился в г . Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и « возвращенец », Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Слайд 3

Родители Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года в Наровчатове . Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых . Кроме Александра в семье росли две дочери . После смерти отца три года в Кудринском вдовьем доме в Москве. В возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион . Учился в Втором Московском кадетском корпусе. Разумовский пансион Дом писателя в Наровчатове Мать писателя

Слайд 4

Служба в армии Из Александровского училища выходит через 2 года в чине поручика. Служит в 46-ом пехотном Днепровском полку в Подольской губернии. И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900). На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905 ) Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда. Отставка с военной службы совершилась в 1894 году. Александровское училище

Слайд 5

Литературная деятельность После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, но полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька » (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), повести «Олеся» (1898). В Москве, писатель входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким . В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903). Куприн В 1894

Слайд 6

О любви Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием повестей о любви « Суламифь » (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов . Третьим произведением Куприна на эту тему был самый ранний рассказ»Олеся».

Слайд 7

История создания рассказа «Гранатовый браслет» Работа над рассказом “Гранатовый браслет” шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “ L. van Beethoven . 2 Son . ( op . 2, № 2). Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Слайд 8

Вывод Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Слайд 9

Характеристика Веры Вера Николаевна пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” иллюстрация

Слайд 10

Характеристика Желткова “Он был очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? Иллюстрация героя

Слайд 11

Символика в рассказе Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя. Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.

Слайд 12

Любовь в рассказе Аносов : “ Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Вера Николаевна : “И что это: любовь или сумасшествие?” Желтков : “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…” Шеин : “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

Слайд 13

Куприн о любви Куприн считает, что истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Слайд 14

Роль музыки в рассказе Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью. Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение ".

Слайд 15

Эмиграция 1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме романа «Юнкера», были написаны рассказ « Ю-ю » (1927 г.), сказка «Синяя звезда»(1927г.), рассказ «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати произведений. В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает.

Слайд 16

Значение творчества Куприна Везде , даже в ограниченном, заблудшем человеке, Куприн раскрывал природные, «вытесненные» порочным миропорядком возможности. Он смотрит на своего героя со стороны и изнутри, постоянно переключаясь с внешних событий на внутреннее состояние личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе. Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха».

Урок – объяснение нового материала. Цель урока: образовательные: дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы, дать п...

Урок литературы в 9 классе "Образ демонического героя в литературе и живописи" ( по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" и творчеству М.Врубеля)

Это интересный урок может быть использован для учащихся старших классов. Урок расширяет кругозор учащихся, знакомя их с творчеством выдающегося художника Врубеля, а также дает более полное представлен...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«русский язык и литература. литература» для профессиональных образовательных организаций...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______________________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (часть 2.ЛИТЕРАТУРА)____________название дисциплины1.1. Область применения программыРабочая пр...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...

Внеаудиторное занятие по литературе "КВН: знатоки литературы"

Разработка КВН можно использовать на уроках литературы...