Урок литературы в 9 классе "Образ демонического героя в литературе и живописи" ( по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" и творчеству М.Врубеля)
план-конспект урока на тему

Хайбулова В.А.

Это интересный урок может быть использован для учащихся старших классов. Урок расширяет кругозор учащихся, знакомя их с творчеством выдающегося художника Врубеля, а также дает более полное представление о Лермонтове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе.

Тема урока:

Образ демонического героя в литературе и живописи

(по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» и творчеству М.А. Врубеля)

   

 

Цели урока: 

обучающая

-познакомить учащихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность»,

-выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова и творчестве Врубеля;

-научить анализировать поэтическое произведение

развивающая

-развивать навыки анализа поэтического текста, умение воспринимать, истолковывать, интерпретировать не только литературный текст, но и произведения изобразительного искусства; -развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой;

воспитательная

продолжить формирование «человека культуры».

Тип урока-

Оборудование

Портреты М. Лермонтова и М. Врубеля, репродукции картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме «Демон»,презентация по поэме Лермонтова и картинам Врубеля.

Технологии: индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированное обучение.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Эпиграфы к уроку

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру…

И проклял Демон побеждённый

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон».

На доске записаны варианты именования Демона и названия произведений:

Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона)

Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона)

Мефистофель (трагедия «Фауст» Гёте)

Воланд (роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова)

 

Демонизм – вера в злого духа, свойство демонических натур.

Черты демонического героя (учащиеся заполняют самостоятельно по ходу урока )

Ход урока 

I . Организационный этап.

II . Мотивационный этап.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Лермонтова – образе Демона, выясним влияние этого образа на творчество великого русского художника М.Врубеля и на искусство в целом. Анализируя поэму, слушая выступления исследовательских групп, мы должны будем составить портрет демонического героя в лирике Лермонтова, также внимательно рассмотреть репродукции картин.

III . 1. Слово учителя. Обратили ли вы внимание на дату написания поэмы, о чём она говорит? (1829-1841)

С отрочества и до конца жизни работал Лермонтов над поэмой «Демон». Он рос духовно вместе с ней. Начало ей было положено, когда поэту было 15 лет. Известно 8 редакций поэмы. Опубликована она была впервые в Германии в 1856 году (через 15 лет после смерти поэта), в России в 1860г. У поэмы глубокие культурно-исторические корни.

2. Выступление 1 группы (реализация опережающего домашнего задания).

Ответы на вопросы:

– Что означает слово «демон»?

– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?

– Что отличает Демона Лермонтова от «предшественников»?

Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий».

Демон Лермонтова совмещает мефистофельское и человеческое, это скиталец, отвергнутый небом и землёй, и в   то же время внутреннее сознание человека. Демон Лермонтова отличается многосторонностью, совмещает в своей природе человеческое, ангельское, сатанинское. 

– Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.

Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?

Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

3. Выступление 2 группы.

– Какие определения даны Демону в поэме? Какой образ создается в 1 части? Назовите основные черты.

Противоречивость, пугающее равнодушие, мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля представляется «ничтожной», весь Божий мир он окидывает презрительным оком. Демон безразличен и к цели, сущности бытия:

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья-

И зло наскучило ему…

4. Эвристическая беседа.

– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)

– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Эпизод гибели жениха Тамары)

– О чем поёт Демон Тамаре, к чему её призывает?

(Забыть всё земное, быть беспечной, ничего не чувствовать, он опьяняет её «сладкой песней», «золотыми снами»)

– Каков же Демон во 2 части поэмы?

– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?

– Что значит для Тамары уход в монастырь?

– Что чувствует Демон там?

5.Выступление 3 группы.

– В чем смысл противостояния Демона и Бога?

– Какую роль в поэме играет Ангел?

– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.

Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей. От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает в «сердце, полном гордыни» ненависть. Очевидно, что в любви Демона происходит фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

– Кто побеждает в этом поединке?

– Можно ли сказать, что Демон повержен?

6. Выступление 4 группы (анализ эпизода клятвы Демона).

Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. (Ученик выразительно читает наизусть отрывок) Какие интонации вы слышите? Выпишите ключевые слова.

(«Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, новый ангел в блеске новом, раб твой, кого никто не любит)

– Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?

Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

– Какой приём используется? (А нтитеза, анафора)

– Почему поцелуй Демона оказался смертельным для Тамары? Почему её душа отправляется в рай? В чём внутренний конфликт героя?

Промежуточные выводы.

– Итак, какие черты Демона вы можете назвать?

Противоречивость, гордость, возвышение себя, одиночество, равнодушие как к добру, так и к злу, разочарованность, знание тайн человеческой души и умение воздействовать на души людей .

– Есть ли в творчестве Лермонтова ещё один такой герой? (Печорин)

– Назовите схожие черты этих героев. Можно ли сказать, что Печорин – это Демон, сошедший на землю?

7. Слово учителя.

Мотив демонизма, демонической личности доминирует в творчестве Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными людьми, играющий «демоническую»роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

– Почему образ Демона привлекателен для людей? Существуют ли такие люди в действительности, в современной жизни?

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.

8. Выступление 5 группы.

Образ Демона в творчестве М. Врубеля. Влияние этого образа на судьбу художника

IV . Работа с репродукциями картин.

1.      «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной .

2.      «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля не подходит к образу Лермонтова, почему?

V .   Выводы. 

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова и живописи Врубеля. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

Выставление и обоснование оценок.

Попробуйте сами оценить свой вклад в урок и проделанную работу дома. Каждая группа получает лист самооценки, где ставятся оценки руководителем группы и каждым её участником (по 10-балльной шкале).

VI . Домашнее задание (на выбор). 

А) Напишите сочинение на тему: «В чём внутренний конфликт Демона?»

Б) Рассмотрите репродукции и ответьте на вопрос: «Какой из «Демонов» М. Врубеля наиболее полно воплощает лермонтовский образ?»

В) Нарисуйте свою иллюстрацию к поэме «Демон», подберите к ней строки из произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы".

Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы"....

Урок в 7 классе «Национальные герои в истории двух братских народов – России и Осетии».

На примере музыки  композиторов А.П.Бородина и Н.Н.Петрова показываются   исторические героические образы двух народов - русского и осетинского....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дисциплина: «Литература» Тема: «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием»

Методическая разработка урока по творчеству А.А.Ахматовой.  Урок разработан с использованием технологии РКМЧП  и информационной технологии....

Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: «Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ «Хæрзбон»-ы»

Конспект открытого урока по теме "Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ "Хæрзбон"-ы"...

Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»

Разработку данного урока можно использовать при  рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова &q...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по литературе " в рамках предметной недели ОД.Литература

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по литературе " в рамках предметной недели ОД.ЛитератураМетодическая разработка предназначена для проведения олимпиады по ОД. &l...