Урок в 7 классе «Национальные герои в истории двух братских народов – России и Осетии».
методическая разработка

Елефтериади Ольга Георгиевна

На примере музыки  композиторов А.П.Бородина и Н.Н.Петрова показываются   исторические героические образы двух народов - русского и осетинского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Подготовила учитель музыки

МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское»

Пригородный район РСО-Алания

Елефтериади Ольга Георгиевна

               

Урок музыки  7 класс, 2четверть.

ТЕМА: «Национальные герои  в истории двух братских народов – России и Осетии».

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями русских и осетинских композиторов, написанные в разные моменты истории, занимающие особое место в музыкальной культуре страны, воспевающие ее героев.

 Задачи урока:

 образовательные:

- показать учащимся как современный легкий развлекательный жанр музыки реп взаимодействует с величайшими творениями композиторов серьезной классической музыки, обогащая тем самым духовную жизнь подростков;

- формировать основы музыкального вкуса, умение сопоставлять музыкальные образы, отражающие разные стороны жизни, и выполняющие разную роль в обществе (на примере русского национального героя полководца Князя Игоря и осетинского героя Урузмага).

развивающие:

- развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

- развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

-развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

воспитательные:

- воспитывать уважение к музыке разных эпох и   народов

- воспитание у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к славным страницам ее прошлого.

Методы:

- Словесный

- Наглядный

- Практический

- Объяснительно-иллюстративный

Приемы:

- Слушание

- Исполнение

- Пластическое интонирование

Предварительная подготовка: учащиеся готовят сообщения о РЭПе, о генерале Ибрагиме Дзусове.

Музыкальный ряд: реп в исполнении «Принца Игоря», хор девушек и ария Князя Игоря из оперы А. Бородина, «Старинный сказ» Н. Петрова, песня «Память ветерана»  А.Макоев на стихи  И. Годустова.

Зрительный ряд: на доске тема урока, текст хора девушек из оперы «Князь Игорь А. Бородина», портреты А. Бородина и Н. Петрова, репродукции картин И. Глазунова, В. Васнецова и М. Туганова.

Оборудование урока: фортепиано,  компьютер, экран, проектор, хрестоматия.  

                                                Ход  урока

Вход: Звучит  РЭП в исполнении американского рэпера, выходца из Африки, который известен под псевдонимом «Принц Игорь» (с темой половецких девушек пленниц).

– Вам знакомо это произведение?

 – Какой стиль исполнения? (РЭП)

 – Что вы знаете об этом стиле?

 Ученик: РЭП -        английское жаргонное (rap – стрекотать, болтать), специфический вокально-исполнительский стиль поп-музыки и рок-музыки, возникший в 1970-х годах в США. Ведет происхождение от разговорных вставок в афроамериканской вокальной музыке и скороговорки диск-жокеев. Представляет собой сольную или групповую ритмизованную речитацию (интонируюмую или неинтонируемую) или проговаривание текстов песен (или их отдельных строф).

Слайд №3,4

 Как ни странно, но РЭП живет на планете не десять, как думают многие, и даже не двадцать лет, а намного больше. Рифмованную речь (именно речь, а не пение) еще в сороковых годах использовал при общении со своими слушателями Cab Calloway. Впервые РЭП увидел свет в черных диско-клубах Южного Бронкса (Нью-Йорк) в середине семидесятых. С этого то момента новый стиль и начинает свой музыкальный рост и победоносное шествие по миру… Знаете ли вы, что легло в основу этого произведения?

Слайд №5,6,7,8

– Многие современные музыканты часто обращаются в своем творчестве к музыке известных композиторов-классиков. Так произошло и с этим произведением. Здесь «Принц Игорь» использовал знаменитый хор половецких девушек-пленниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».  Для написания этой оперы Бородин использовал «драгоценный памятник» русской литературы и русской истории «Слово о полку Игореве». Давайте послушаем, как звучит этот хор в опере. (Слушание).

Слайд №9,10

- На экране есть текст этой песни. Давайте разучим отрывок из нее. (Разучивание). 

– Не смотря на принадлежность к седой старине «Слово о полку» и сейчас молодо и современно. Человек наших дней видит в «Слове» прежде всего повесть о самоотверженной любви в родине, о мужестве, пронесенном сквозь ошибки и поражения, о людях умеющих подчинить личное чувству долга перед родиной. Безвестный автор ХII века первым в русской литературе раскрыл тему нравственного подвига во имя интересов народа, показал, как в годины лихолетий раскрывается духовная красота и стойкость русских людей.

Всем сердцем автор болеет за судьбы земли русской, ее народа, переживает за Игоря, за князей, то сочувствуя им, то осуждая и негодуя.

Слайд №11

Особое место в опере занимает ария Князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу!». Она противостоит всему половецкому «окружению». Музыка арии правдиво рисует страдания плененного князя, горечь скорбного поражения и мужественного сердца, его страстную тоску по свободе.  (Слушаем арию).

 – Как звучит вступление к арии?

 – Он может соврать себе самому?

 – Так о чем же князь Игорь говорит самому себе, о чем его самые сокровенные мысли?( О Родине!)

– А на каких словах звучит самая яркая, часто повторяющаяся мысль арии?

 («О, дайте, дайте мне свободу!»)

– К кому он обращается? (Пою «О, дайте, дайте мне свободу!») (К Богу и другим святым.)

– Вы не слышали такое выражение: «силы небесные»? (Это и есть Бог и другие святые. Он обращается к ним за помощью – больше-то не к кому.)

– Давайте подведем первый итог. Итак, Игорь сам с собой наедине, звучат самые сокровенные его мысли… О чем они?  (О себе, о жене и о Родине)

Слайд №12

– Посмотрите на картину И. Глазунова «Князь Игорь». Какие символы вы видите? (Крест с черным кругом – затмение. «Божье знамение». Там на знамени – Божья Матерь. Они шли в бой с именем Божьей Матери. Она охраняла их. Красный плащ Игоря – как кровь)

– А лицо у Игоря? ( Как у Христа)

– Оно объемное или плоское? Где встречаются такие изображения? (Плоское, такие изображения встречаются на иконах)

– Так это лицо или лик? (Это лик, как на иконе)

– Но Игорь – грешник! Как можно его так изображать, ведь из-за него погибло столько русичей! (Он много страдал, мучился, а в России многие мученики становились святыми.)

– Сколько частей в арии? (Три)

– К кому он обращается во второй части со словами «Ты одна голубка-лада»? (К Ярославне, это тема их любви, она звучит, ширится и растет. когда, кажется, что слов уже не хватает, в безраздельное господство вступает лишь музыка, - она словно захлестывает, заглушает певца тем половодьем чувств, которые он уже не может выразить.)

Слайд №13

– Что происходит в третьей части? (К нему возвращается осознание своего положения… «Ни сна, ни отдыха измученной душе»… - таков удел пленника.)

 – Мы уже знакомы с художником  Васнецовым, который написал картину «Богатыри». А вот еще одна его картина «Баян». Кто такой Баян?  

Слайд №14

– Вы не поняли мой вопрос. Я спросила ни, что        такое баян, а кто такой Баян? Внимательно посмотрите на картину. Кто там изображен? (Воины, дети и старик с гуслями.)

- В старину так называли певца-сказителя, аккомпанирующего себе на гуслях. Он слагал всевозможные сказания  о подвигах былинных героев. Сегодня я хочу познакомить вас с произведением композитора Николая Петрова «Старинный сказ». В богатом и разнообразном поэтическо-музыкальном творчестве осетин особое место занимает – кадаг (былинный сказ).

Осетинский народный эпос, отразивший историческую судьбу народа, его труд и быт, является одним из излюбленных жанров народного творчества. В целом ряде эпических сказаний даны красочные описания нартовских пиршеств, которые сопровождались массовыми и сольными плясками и пением песен. 

Слайд №15

Оркестровая пьеса «Старинный сказ» была написана Н. Петровым под впечатлением от встречи с одним из старейшин, который исполнил ему на гармонике старинный наигрыш. Произведение это обрамляется одноголосным вступлением и заключением (соло гобоя). Это своеобразный мелодический эпиграф и эпилог.

Слайд №16

Во вступлении показан образ старейшего из нартов – Урузмага, погруженного в свои мысли. Он свидетель многих событий героического прошлого своего народа. Величавая, сосредоточенная, размеренная, задумчивая музыка запечатлела единый художественный образ – волевой, мужественный. Мелодия напевно-речитативного склада, основанная на суровых, мужественных интонациях. Она придает напеву особый героический характер. (Слушание).

- Сколько частей в этом произведении? (Три)

– Что изобразил композитор во второй части? (Скачку лошадей, ведь осетины, а точнее Аланы были воины-всадники.)

Слайд №17

– Каким средством музыкальной выразительности он этого достигает?

– С помощью ритма.

Слайд №18, 19

Н. Петров – композитор русский по национальности, но так как он уже с 14-ти лет работал в оркестре Северо-Осетинского радио и телевидения, то его очень увлекала осетинская народная музыка, и в своем творчестве он опирался на национальную песенную традицию. Ни в одном своем произведении он не цитировал подлинно народные мелодии, а изучив основные стилистические особенности и своеобразие образного интонационно мелодического и ритмического строя осетинской песенности, глубоко претворял в музыке своих произведений  характерные особенности фольклора. И то, что композитор писал в основном для диатонической гармошки, популярного и любимого инструмента в народе, тоже говорит о его любви к осетинской национальной музыке.  

– Итак, с образами, каких национальных героев в искусстве мы сегодня познакомились? (С образами князя Игоря и Урузмага)

– Ребята, мы с вами являемся потомками двух великих народов - русского и осетинского, которые храбро сражались во славу отечества, а нашему городу   было присвоено почетное звание «Город Воинской Славы». Из какой песни следующие слова: «Соколы мои, братья вы мои, были здесь неравные бои…» (Из песни «Память ветерана» Ацамаза Макоева на стихи  Игоря Годустова)

-  Кому посвящена эта песня? (Сотому гвардейскому полку, которым командовал  Ибрагим Магометович Дзусов)

Слайд № 20

Исполнение песни. Оценка учащихся. Музыкальное прощание.

– Спасибо за урок.  

                                                

                                                Источники

   1. Музыка. Программа общеобразовательных учреждений 1-8 классов. Под руководством Д.Б. Кабалевского. –М.: Просвещение 2012 г.

   2. Рассказы о музыке для школьников. Т. Рзянкина. «Князь Игорь». Опера. А. Бородин. –М.:«Музыка»  1975 г.

   3. Региональная программа «Музыка». Т. Еманова. - Владикавказ 2010 г.

   4. Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833—1887). - М., Музыка, 1987

   5. http://images.yandex.ru

   6. http://ru.wikipedia.org/wiki 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальные герои в истории двух братских народов – России и Осетии

Слайд 2

Художественно-педагогическая идея урока показать учащимся как современный легкий развлекательный жанр музыки реп взаимодействует с величайшими творениями композиторов серьезной классической музыки, обогащая тем самым духовную жизнь подростков; формировать основы музыкального вкуса, умение сопоставлять музыкальные образы, отражающие разные стороны жизни, и выполняющие разную роль в обществе (на примере русского национального героя полководца Князя Игоря и осетинского героя Урузмага).

Слайд 3

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс , куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи . В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc . Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Слайд 4

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979) Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу

Слайд 5

Александр Бородин Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли , чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе.

Слайд 6

По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Слайд 7

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов .

Слайд 8

Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

Слайд 9

Сцена из оперы «Князь Игорь»

Слайд 10

Хор половецких девушек Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон, Там под говор моря Дремлют горы в облаках; Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых, И сладкий виноград растет. Там тебе привольней, песня, Ты туда и улетай

Слайд 11

Ария Князя Игоря О, дайте, дайте мне свободу, Я мой позор сумею искупить. Спасу я честь свою и славу, Я Русь от недругов спасу. Ты одна голубка-лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймешь ты, Всё ты мне простишь.

Слайд 12

Князь Игорь. Илья Глазунов

Слайд 13

Сцена из оперы «Князь Игорь». Ярославна

Слайд 14

Баян. Виктор Васнецов

Слайд 15

Пир натров. Махарбек Туганов

Слайд 16

Урузмаг Махарбек Туганов Туганов

Слайд 17

Аланы в походе. Азанбек Джанаев

Слайд 18

Николай Петров – композитор, русский по национальности ,с 14-ти лет работал в оркестре Северо-Осетинского радио и телевидения. Его очень увлекала осетинская народная музыка, и в своем творчестве он опирался на национальную песенную традицию. Николай Петров

Слайд 19

Ни в одном своем произведении он не цитировал подлинно народные мелодии, а изучив основные стилистические особенности и своеобразие ритмического строя осетинской песенности, глубоко претворял в музыке своих произведений характерные особенности фольклора. И то, что композитор писал в основном для диатонической гармошки, тоже говорит о его любви к осетинской национальной музыке.

Слайд 20

Ибрагим Магометович Дзусов

Слайд 21

Источники Музыка. Программа общеобразовательных учреждений 1-8 классов. Под руководством Д.Б. Кабалевского. –М.: Просвещение 2006 Рассказы о музыке для школьников. Т. Рзянкина. «Князь Игорь». Опера. А. Бородин. –М.«Музыка». Москва 1975 Региональная программа «Музыка». Т. Еманова. -Владикавказ 2010 Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833—1887). - М., Музыка, 1987 http://images.yandex.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/.

Слайд 22

Презентацию подготовила учитель музыки «МБОУ СОШ №1 с. Октябрьское» Пригородный район РСО-Алания Елефтериади Ольга Георгиевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества, посвященный Дню героев Отечества "Перекличка героев"

9 ноября в России отмечается День героев Отечества. Данное мероприятие посвящается этому событию....

Аналитическая статья по итогам обобщающего урока "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

В декабре 1917 года в 5-х классах проведен итоговый урок по теме "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Дети писали ра...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство ознакомления с культурой народов России".

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем,...

Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"

Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...

Иллюстративный материал к уроку "Традиционные костюмы народов России"учебной программы СПО "История костюма" для специальности "Закройщик"

В представленном материале  отражены основные черты традиционного мордовского костюма костюма....

Методическая разработка урока по английскому языку по теме «Обычаи, традиции, поверья народов России и англоговорящих стран. Изучение лексических единиц и устойчивых выражений»

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку для 1 курса  по программа  подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по теме "Обычаи, традиции, поверья народов России...