Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»
план-конспект урока

Разработку данного урока можно использовать при  рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова "Тихий Дон", рассказа "Родинка". Во время проведения урока студенты смогут воссоздать картину противостояния социальных и политических сил в годы гражданской войны, обсудят романы М. Булгакова и М. Шолохова, научатся  сопереживать героям, уважать нравственную стойкость борцов за свои идеалы. на уроке используются различные формы работы, что позволяет задействовать  всю группу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_dlya_sayta_oss.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема интегрированного урока по истории и литературе

«Гражданская война в истории и литературе»

Методическая цель: методика использования инновационных технологий на уроках истории и литературы

Цель: рассмотреть историю гражданской войны и её освещение в литературе.

Личностно значимая проблема: каждое историческое событие, явление имеет

неоднозначные последствия - за новые достижения человечеству приходится платить высокую цену  

Задачи:        1. Воссоздать картину противостояния социальных и политических сил

в годы гражданской войны;

2. Развивать умение работать в микрогруппе, работать с различными

источниками информации, делать выводы, аргументировать свои

рассуждения;

3. Воспитывать чувство соучастия, сопереживания, уважение к

нравственной стойкости, мужеству борцов за свои идеалы.

Тип урока: урок комбинированный

Форма урока: интегрированный

Метод: аналитическая беседа, КСО

Оборудование:        тексты, видеофрагменты, компьютер, экран, процессор,

презентация.

План урока

  1. Вступительное слово.
  2. Повторение изученного материала по истории Гражданской войны.
  3. Обсуждение романа М. Булгакова «Белая гвардия».
  4. Идеалы «белых» и «красных» через роман М. Шолохова «Тихий дон».
  5. Душевная драма героев в рассказе М. Шолохова «Родинка».
  6. Итоги урока, домашнее задание, рефлексия.

Ход урока:

  1. Вступление

Преподаватель литературы

У каждого человека, живущего на большой земле, есть своя точка притяжения, которая называется просто и очень точно – Родина, с ней мы вместе живем. учимся, взрослеем… С каждым годом открываем новые страницы большой жизни – истории своего Отечества – России. Сегодня на уроке мы прочитаем всего одну страницу – Гражданская война.

Эпиграф: «Судьба России бесконечно дороже судьбы классов, партий,

доктрин и учений». Н. Бердяев.

Преподаватель истории

История и литература тесно связаны. Каждое историческое событие находит своё отражение в литературе. Это относится и к гражданской войне. Сегодня мы не только познакомимся с историей гражданской войны, но и попытаемся понять и почувствовать всю трагедию и чудовищность гражданской войны.

Тема нашего урока Гражданская война в истории и литературе.

Цель урока: (говорят студенты) рассмотреть историю гражданской войны и её освещение в литературе и (слова учителя) показать ее безнравственность.

  1. Преподаватель литературы

О войне высказывались великие люди:

Ги де Мопассан: «Война - варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают Родину».

Артур Чемберлен Премьер-министр Великобритании: «В войне не бывает выигравших-только проигравшие».

Николай Второй: «Война вечна и даже полезна, она – полезная встряска»,

К. Клаузевиц: Прусский военачальник, военный теоретик и историк «Война есть продолжение политики другими средствами»

Преподаватель истории

- С каким высказыванием можно, безусловно, согласиться?

- Какие бывают войны? (Захватнические, освободительные, империалистические, отечественные, гражданские и др.)

- Какое высказывание относится к Гражданской войне?

 

  1. Преподаватель литературы

Давайте обратимся к толковому словарю:

Война – это вооружённая борьба между государствами, народами, классами; борьба, враждебные отношения.

Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, наделённое политическими и иными правами и обязанностями; взрослый человек.

Преподаватель истории

 Исходя из толкования этих слов, дайте определение гражданской войне.

Гражданская война – острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть.

2. Повторение изученного материала по истории Гражданской войны.

Преподаватель истории

Ответы на вопросы.

  1. Назовите хронологические рамки войны.
  2. Особенность гражданской войны
  3. Назовите причины войны.
  4. На какие два движения раскололось российское общество?
  5. Назовите лидеров «красного» движения.
  6. Назовите лидеров «белого» движения.

3.Обсуждение романа М. Булгакова «Белая гвардия».

Стихотворение М. Волошина «Гражданская война»:

                        Одни восстали из подполий,

                        Из ссылок, фабрик, рудников.

                        Отравленные тёмной волей

                        И горьким дымом городов.

                        Другие из рядов военных,

                        Дворянских разорённых гнёзд,

                        Где проводили на покой

                        Отцов и братьев убиенных…

                                  Одни идут освобождать

                        Москву и вновь ковать стихию.

                        Другие, разнуздав стихию,

                        Хотят весь мир пересоздать.

Преподаватель литературы

Многие писатели и поэты, выступающие на стороне и белых, и красных освещали в своих произведениях гражданскую войну.

В своём романе «Белая гвардия» М. Булгаков обратился к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918-1919 гг. Основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – Белой гвардии. В центре романа - семья Турбиных.

О чем этот роман? (сообщение студента)

Вопросы к роману

  1. Охарактеризуйте главных героев: Алексея, Елену, Николая Турбиных.

 Алексей Васильевич Турбин —28 лет, доктор, который вступает в схватку с петлюровцами, когда его часть распустили, так как борьба уже была бессмысленна, но получает серьёзное ранение и вынужден спасаться. Заболевает тифом, находится на грани жизни и смерти, но в итоге выживает. Черты характера: спокойное мужество, вера до последнего в старую Россию, но больше всего- мечта о мирной жизни.

Николай Васильевич Турбин (Николка) — 17 лет, унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до последнего сражаться с петлюровцами за отечество. Он убегает, срывая с себя знаки отличия, потому что бой уже не имеет смысла (петлюровцы захватили Город, а гетман сбежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем.

Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена рыжая) —24 года, сестра,которую оставил муж. Переживает и молится за обоих братьев, которые  участвуют  в военных действиях, ждёт мужа и втайне надеется, что тот вернётся.

  1. Какую цель преследует автор, создавая свой роман? (На примере одной семьи он показывает субъективное восприятие гражданской войны, этот роман во многом автобиографичен).
  2. Кто является истинным героем романа? (представители белого движения - русская интеллигенция)

Чью сторону в романе принимает автор? (ничью, защищает вечные ценности – дом, родину, семью) 

Отрывки из фильма «Белая гвардия».

  1. Какую основную мысль хочет донести до читателей автор?(ужас братоубийственной войны) Вывод.

  1. Позиция «белых» и «красных» через роман М. Шолохова «Тихий Дон».

Преподаватель литературы

Переходим к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

М. Шолохов прошёл гражданскую войну в рядах Красной Армии. В своих произведениях «Тихий Дон» и  «Донские рассказы» он показал трагедию гражданской войны, когда брат идёт против брата, сын - против отца.

Сообщение студента

Гражданская война - самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
    В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая раньше проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Никакая революция не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца».
(Фрагмент фильма- убийство Петра).

 Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Но не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает. (Фрагмент фильма-Дарья)

 А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», - говорит главный герой.
    Главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему. (
Фрагмент фильма «Тихий Дон»- расстрел большевиков.)

Преподаватель истории

Почему Г.Мелехов, главный герой романа, назвал и белых, и красных ярмом на шее казачества. Ведь и  те, и другие сражались за правду. Но каждый понимал ее по – своему. Давайте определим, в чем отличие этих движений.

Группа делится на две части (красные и белые).

Каждая группа должна выбрать правильную точку зрения.

Сравнение

Красные

Белые

Лозунги

Состав

Цели и особенности

Лозунги:

  1. «Умрём за Родину»,
  2. «Отечество или смерть»,
  3. «Лучше смерть, чем гибель России».
  4. «Да здравствует мировая революция»
  5. «Смерть мировому капиталу»
  6. «Мир хижинам, война дворцам»

Состав:

  1. представители офицерства
  2. казачество
  3. буржуазия
  4. дворянства
  5. интеллигенция
  6. зажиточное крестьянство
  7. Пролетариат
  8. бедное крестьянство
  9. солдаты
  10. часть интеллигенции
  11. часть офицерства.

Цели и особенности:

  1. Спасение России.
  2. Отсутствие единого лидера
  3. Сотрудничество с западными странами
  4. Отсутствие чёткой программы действий                    
  5. Россия- единая и неделимая
  6. Мировая революция
  7. Установление диктатуры пролетариата.
  8. Наличие программы ориентированной на интересы простого народа
  9. Террор, насилие
  10. Равенство, самоопределение наций и народностей

Преподаватель литературы

Время примирило «красных» и «белых».

У М. Цветаевой есть такие строки:

Все рядком лежат,-

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой?

Белым был – красным стал

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал;

Смерть побелила.

5.Душевная драма героев в рассказе М. Шолохова «Родинка».

Преподаватель литературы

В «Донских рассказах» Шолохов пытается понять человека, принявшего новый мир с наивной верой в будущее. Его герои не лишены человеческого отношения друг к другу, несмотря на идеологическое противостояние. За внешними событиями скрывается чувствительная, широкая, открытая душа русского человека. Внутренний душевный драматизм иногда вытесняет внешнее действие.

В рассказе «Родинка» М. Шолохов правдиво изобразил ужас и хаос, смерть и разрушения, в том числе человеческой личности, охватившие Россию в годы Гражданской войны.

В произведении два очень разных главных героя, сражающихся каждый за свою правду. Первый герой – красный командир Николка Кошевой, а второй – видавший виды атаман казачьей банды.

Преподаватель литературы

Переходим к анализу рассказа и параллельно заполняем сравнительную таблицу, лежащую перед вами.

        1.Давайте рассмотрим биографии отца и сына в рассказе. Есть ли что-то общее в этих биографиях?

Ответ учащихся

Неизмеримая отвага, любовь к лошадям и родинка с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки.

2. Обратимся к тексту. Какие чувства испытывают главные герои и каковы их убеждения?

Учащийся: Молодому командиру красных конников всего восемнадцать лет. У него было обычное хуторское детство, но он рано узнал горечь утраты, потеряв мать и отца. И сам Николка уже не первый год воюет за новую власть, мечтая о ее скорейшем окончании. (текст)

 Учащийся: Другой герой – старый казачий атаман. М. Шолохов в деталях показывает его нелегкую судьбу. Более семи лет он не был в родных местах, не знал о судьбах своих близких.(текст)

Учитель: Зачитайте кульминационный эпизод рассказа, тот самый смертельный бой, в котором встречаются отец и сын, не узнав друг друга. («Атаман выстрелил в нараставшую бурку…выстрелил себе в рот).

Учитель: Как видим, роковое противостояние красных и белых оборачивается страшной трагедией: отец убивает родного сына. Узнав в убитом им красноармейце родного сына, атаман обращается к уже мертвому телу: «Сынок!.. Николушка!.. Кровинушка моя…». Это главные слова шолоховского рассказа. Не имея смысла больше жить, атаман стреляет в себя.

Заполнить таблицу на столах

Категории сравнения

Рассказ М. Шолохова «Родинка»

Николай

(сын)

Атаман

(отец)

Чувства

Усталость, злоба

Усталость, злоба, боль

Убеждения

Защищать Советскую Россию от банд

Защищать своё отечество от Советской власти

Итог жизни

Смерть героя

Смерть героя

Прочитать в подтверждение каждой позиции строки из произведения.

Преподаватель литературы

Какой же итог? Нелепая бессмыслица войны рушит самое святое - семейные узы.

Преподаватель истории

Таких примеров много и в истории – штаб Фрунзе возглавлял Николай Семёнович Махров, а начальником штаба у генерала Врангеля был его брат – Пётр Семёнович Махров, в штабе у Тухачевского работал генерал Николай Владимирович Соллогуб, а в штабе у Пилсудского – его двоюродный брат, Владимир Александрович Соллогуб.

6.Итоги урока, домашнее задание, рефлексия.

Преподаватель литературы

Современный писатель Б.Васильев в статье «Покаянные дни» пишет: « В Гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет и победителей. В ней есть только побежденные – все мы, вся Россия. Нельзя торжествовать победу, убив собственного брата».

Гражданская война безнравственна по ряду причин: она санкционирует убийство без суда и следствия, присвоение чужой собственности, ликвидирует свободу, разрушает душу человека, где поселяются злоба, нетерпимость, ненависть.

Стихотворение М. Волошина «Гражданская война»:

                        

И там, и здесь между рядами

                        Звучит один и тот же глас:

                        «Кто не за нас – тот против нас.

Нет безразличных: правда – с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме.

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других…

Выставлениие отметок

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Моя позиция в гражданской войне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и ПМ "Бутерброды"

Данный урок является интегрированным по учебным дисциплинам история, обществознаие и ПМ "Бутерброды"....

План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».

План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801)  Ветеринария. ...

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....

Интегрированный урок по истории и математике "Исторические задачи"

Важное место в обучении занимают задачи исторического содержания. При решении таких задач появляется возможность усвоить текущий материал и расширяют свой кругозор...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Цели урокаобучающие:  повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; познакомить их с произведениями разных жанров на тему ВОВ и отметить роль литератур...