Материалы к литературной викторине по роману И.А. Гончарова "Обломов"
презентация урока для интерактивной доски

Бобрышева Наталья Ивановна

Ученики с интересом готовятся, например, к урокам, проводимым в форме викторины: перечитывают произведения изучаемого писателя, критические статьи, продумывают, какие вопросы возможны по данной теме. Это заставляет увидеть и отобрать главное, интересное, поучительное в творчестве писателя, углубляет знания по изучаемому ими произведению. Предлагаемый материал пригодится при изучении романа Гончарова "Обломов".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Александрович Гончаров «Обломов» Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей Бобрышева Н.И.

Слайд 2

Биография писателя Иван Александрович Гончаров – русский писатель XIX века, член-корреспондент Петербургской АН, статский советник. Родился 18 июня 1812 года в Симбирске в купеческой семье. В 1834 году окончил Московский университет. Литературная слава пришла с романом «Обыкновенная история», напечатанном в 1834 году. В 1852 году был назначен секретарём адмирала Путятина и совершил кругосветное путешествие. В 1859 году опубликовал роман «Обломов». Основные произведения: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история», «Фрегат «Паллада», «Лихая болесть ».

Слайд 3

История создания романа «Обломов» Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть ». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова. Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа ». Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки ». «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало» (Гончаров)

Слайд 4

Прототипы героев Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению . По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова . Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя.

Слайд 5

Литературоведение Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни. Композиция – Композиция романа круговая . Роман делится на четыре части , символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает . Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная : взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца . Жанр – социально-психологический роман Направление – Реализм.

Слайд 6

Образ Обломова Обломов — главный герой одноименного романа И.А. Гончарова. Фамилия персонажа говорящая, поскольку жизнь его сломлена и лишена всяческих стремлений, потому что он не умеет преодолевать трудности. Илья Ильич – дворянин, и с детства был изнежен. Тот Обломов, которого мы видим в основной части романа, – итог родительского воспитания, особенности которого раскрываются через «Сон Обломова». Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок.

Слайд 7

Сказка и или жизнь? «… Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» (И.А.Гончаров «Обломов»). Таким образом, труд и жизнь для него являются сказкой . Илья Ильич Обломов так же, как и Емеля («По щучьему веленью, по моему хотенью») на печи, лежит на диване, ничего не делая. Так же, как и Емеля, думает, что все сделается само («по щучьему веленью» ли по «нянькиному взмаху платком»).

Слайд 8

Литературные параллели Известно , что период 32-33 года называют «возрастом Иисуса Христа». И это неслучайно. Считается, что к этому возрасту человек достигает определенного положения в обществе, в своем личном развитии, в семейных отношениях и т.д. И.А.Гончаров, точно указывая возраст Обломова, тем самым еще раз подчеркивает, что отсутствие цели в жизни, интереса к чему бы то ни было приводит к тому, что в 33 года у Обломова ничего нет: ни положения в обществе, ни желания что-то изменить . Главное отличие «лишнего человека» Обломова от «лишних людей» Онегина и Печорина заключается в том, что последние отрицали общественные пороки в действии – реальных делах и поступках (см. жизнь Онегина в деревне, общение Печорина с «водяным обществом»), тогда как первый «протестовал» на диване, проводя всю свою жизнь в неподвижности и бездействии. Поэтому если Онегин и Печорин – «нравственные калеки» в большей степени по вине общества, то Обломов – преимущественно по вине собственной апатичной натуры.

Слайд 9

Обломовка Село , в котором он воспитывался, называлось Обломовкой. Образ жизни семьи Обломова был типичным для жителей этого места. Складывается ощущение, что время покинуло деревню, людей там волнуют только домашние хлопоты. Отсюда никогда бы и не смог выйти другой Илья Ильич, лень и отвлеченность от суетной жизни здесь передаются генетически и основательно укореняются под воздействием атмосферы праздности и скуки. Так , особенности воспитания и «застывшее время» села сделали героя типичным дворянином 19 века.

Слайд 10

Штольц Штольц – антипод Обломова. Он разночинец, немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур . Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Такой человек привлекал внимание общественности, и многие люди тянулись к нему, однако он был избирательным и хотел видеть рядом с собой только искренних и порядочных натур, каким и оказался его друг Илья Обломов. Андрея манили русская ментальность, простые открытые характеры, которые смогли бы не требовать от него материальной поддержки, а были бы способны вернуть ему эмоциональную гармонию, утерянную в связи с тяжелой работой.

Слайд 11

Ольга Ильинская Только сила ее любви помогла Обломову измениться, пусть и ненадолго. Эта личность обладает удивительной способностью вдохновлять людей. По ходу произведения мы можем наблюдать взросление главной героини, её превращение из неопытной молодой девушки во взрослую умную женщину и мать . Героиня размышляет о своей принадлежности к этому миру и считает своей миссией – изменить Обломова, сделать из него настоящего человека . " CastaDiva ", Каватина Нормы – ария из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831) – одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины. Обломов увидел в Ольге ту самую непорочную богиню.

Слайд 12

Роль детали Мастер художественной детали, И.А.Гончаров использует ее практически везде: в интерьере, в пейзажной зарисовке, даже цветы являются символами. Халат – символ лени, в нем от зари до зари Обломов, лежа на диване, трапезничает, мечтает и спит. Обстановка в квартире Ильи Ильича апатичная, атмосфера Обломовки перебралась и обосновалась в комнатах Петербурга. По античной легенде, юная нимфа Сиринга вестница утренней зари, испугавшись бога лесов Пана, превратилась в благоухающий куст сирени с нежными цветками. По другой легенде, возник прелестный цветок из лучей солнца и крайних, лиловых, лучей радуги, которые сыпала богиня весны на землю. На Востоке сирень служила эмблемой грустного расставания, поэтому влюбленный вручает ее своей возлюбленной только тогда, когда они расстаются навсегда . Сирень символизирует признание в любви.

Слайд 13

Литературные традиции Известно , что на творчество любого писателя оказывали традиции предыдущих поколений поэтов, писателей. Это заметно в композиции произведения, способах создания образов произведения. И.А.Гончаров , так же, как Н.В.Гоголь, подробно выписывает мир вещей. Интерьер символичен, в нем воплощаются мысли и чувства героя (то же самое относится и к пейзажу). И тут вспоминается Н.В.Гоголь. Можно вспомнить интерьеры домов Манилова и Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» и интерьер в доме Обломова, обратить внимание на «маниловские» (неосуществленные планы, безалаберность), « плюшкинские » (застой, погрязание в домашней стихии, любовь к старым вещам) мотивы в «Обломове».

Слайд 14

Критика Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина ?» пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». Писарев в статье «Роман И. А. Гончарова «Обломов» считает, что « люди , подобные Обломову, суть «…неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключается драматичность их положения». (Д.И. Писарев) Дружинин : «Нежная , любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись …»

Слайд 15

Основная мысль и идея романа «Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени. Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности . Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Слайд 16

Выводы Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины». Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Слайд 17

Вопросы к викторине по роману «Обломов» 1.На первых страницах романа, знакомясь с главным героем, мы узнаем, что живет он в большом доме на одной из центральных улиц Санкт-Петербурга. Как называлась эта улица ? 2.Известно , что Ольга Ильинская хорошо пела. Как называлась ария, которую пела Ольга ? 3.Укажите , к какому сословию принадлежал Штольц ? 4.Назовите возраст Обломова, когда читатель впервые знакомится с ним ? 5.К какому типу литературных героев можно отнести Обломова ? 6. Вслед за Н.В.Гоголем И . А.Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой многозначной деталью является? 7. В фольклоре еще до И.А.Гончарова существовал образы ленивца, подобный образу Обломова. Назовите их. 8. Изначально слово «лень» не содержало негативного значения. Как вы думаете, синонимом какого слова являлось слово «лень» во времена А.С.Пушкина ? 9. Традиции какого писателя наиболее сильно чувствуются в обрисовке психологического облика Обломова ? 10. Какое растение стало символом любви Обломова к Ольге ? 11. За что, по выражению Андрей Штольца , Ольга Ильинская полюбила Обломова?

Слайд 18

12. Как называется самый известный российский фильм по роману «Обломов»? 13. Что считал Обломов синонимом слова «труд»? 14. К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»? 15. С каким персонажем русской народной сказки соотносится образ главного героя романа И.А.Гончарова в главе «Сон Обломова»? 16. В романе персонажам дана характеристика не только автором, но и другими персонажами. Кто и о ком говорит следующие строки: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки, как перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо»? 17 Кто из героев романа «Обломов» наиболее приближен к авторскому идеалу? 18 Вставьте попущенное слово в рассуждения Штольца : «…Он ( Щтольц ) не предвидел, что он вносит…» (в жизнь Обломова)

Слайд 19

19 . Назовите персонаж, о котором писал А.П.Чехов в 1889г.: «… не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»? 20. Роман И.А.Гончарова «Обломов» – историко-философский роман. Интересно, что композиция романа – тоже своего рода отражение философии. Сколько частей включает в себя роман «Обломов»? 21. Как вы понимаете следующую фразу? «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». 22.Перед вами три суждения о романе «Обломов». Объясните смысл каждого из них. С какими из них вы согласны, какие кажутся вам спорными? Почему? Аргументируйте свое мнение. Люди , подобные Обломову, суть «…неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключается драматичность их положения». (Д.И. Писарев ) 23. Пользуясь любым толковым словарем (укажите, каким именно) или Интернетом (укажите сайт), объясните значение следующих слов, встречающихся в романе И.А. Гончарова «Обломов»: будуар, ливрея, мажордом –палевый , панегирик , пресс-папье , сентенция , филистер , шлафрок , сибарит , ферула , скаредный.



Предварительный просмотр:

Н.И. Бобрышева

ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»

Материал  литературной викторине по роману Гончарова  «Обломов»

1.На первых страницах романа, знакомясь с главным героем, мы узнаем, что живет он в большом доме на одной из центральных улиц Санкт-Петербурга. Как называлась эта улица? На первых страницах романа, знакомясь с главным героем, мы узнаем, что живет он в большом доме на одной из центральных улиц Санкт-Петербурга. Как называлась эта улица?

Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице.

2. Известно, что Ольга Ильинская хорошо пела. Слушая ее, Обломов вспоминает свое детство в деревне и считает эту арию идеальным сопровождением деревенского ужина с грибами (ч.2, гл.4). Вероятно, исполненная ею партия арии окончательно покорила Обломова. Как называлась ария, которую пела Ольга?

"CastaDiva", Каватина Нормы – ария из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831) – одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины. Обломов увидел в Ольге ту самую непорочную богиню.

3. Обломов и Штольц дружили с детства, хотя принадлежали к разным сословиям. Обломов был «дворянин родом, коллежский секретарь чином». Укажите, к какому сословию принадлежал Штольц?

Разночинцы («люди разного чина и звания») – межсословная, юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII-XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана. Семья Штольца принадлежала именно к этому сословию.

4. Возраст – «продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени». В романе И.А.Гончарова «Обломов» много конкретных дат, имен, неслучайно указывается и конкретный возраст персонажей. Назовите возраст Обломова, когда читатель впервые знакомится с ним?

Известно, что период 32-33 года называют «возрастом Иисуса Христа». И это неслучайно. Считается, что к этому возрасту человек достигает определенного положения в обществе, в своем личном развитии, в семейных отношениях и т.д. И.А.Гончаров, точно указывая возраст Обломова, тем самым еще раз подчеркивает, что отсутствие цели в жизни, интереса к чему бы то ни было приводит к тому, что в 33 года у Обломова ничего нет: ни положения в обществе, ни желания что-то изменить.

5. Обобщенные образы художественных произведений принято относить к определенному типу по совокупности общих типичных черт. К какому типу литературных героев можно отнести  Обломова?

Образ «лишнего человека» – особый литературный тип – герой, не нашедший своего места в обществе, не понятого и отвергнутого окружением. Илья Ильич Обломов – натура безвольная, вялая, апатичная, оторванная от реальной жизни: «Лежание… было его нормальным состоянием». И эта особенность – первое, что отличает его от пушкинского и, особенно, лермонтовского героев.

Жизнь персонажа Гончарова – розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат – неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Как и Онегин, и Печорин, герой Гончарова в молодости был романтиком, жаждущим идеала, сгоравшим от стремления к деятельности, но, подобно им же, «цвет жизни» Обломова «распустился и не дал плодов». Обломов разочаровался в жизни, охладел к знаниям, осознал всю никчемность своего существования и в прямом и переносном смыслах «улегся на диван», полагая, что таким образом сможет сохранить цельность своей личности.

Герой и «пролежал» жизнь, не принеся никакой видимой пользы обществу; «проспал» любовь, которая прошла мимо него. Можно согласиться со словами его друга Штольца, образно подметившего, что обломовские «беды начались с неумения надевать чулки и кончились неумением жить».

Таким образом, главное отличие «лишнего человека» Обломова от «лишних людей» Онегина и Печорина заключается в том, что последние отрицали общественные пороки в действии – реальных делах и поступках (см. жизнь Онегина в деревне, общение Печорина с «водяным обществом»), тогда как первый «протестовал» на диване, проводя всю свою жизнь в неподвижности и бездействии. Поэтому если Онегин и Печорин – «нравственные калеки» в большей степени по вине общества, то Обломов – преимущественно по вине собственной апатичной натуры.

6. Художественная деталь в тексте произведения помогает понять образ, раскрывает душу персонажа. Вслед за Н.В.ГоголемИ.А.Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой многозначной деталью является:

Халат Обломову “достался по наследству” от его литературного прототипа, “коптителя неба” Тентетникова, героя второго тома «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя. “Наконец поднимался он с постели, умывался, надевал халат и выходил в гостиную затем, чтобы пить чай, кофий, какао...”, – пишет Н.В.Гоголь, перед этим нарисовав нам сцену протиранья глаз своего героя явно в сатирическом стиле, по которому и узнаётся Н.В.Гоголь. С халатом мы “знакомимся” уже во втором абзаце первой части романа, и автор называет его на европейский лад “шлафроком”. “Это не шлафрок, а халат”, – отвечает Илья Ильич своему гостю Волкову, тем самым споря со своим создателем. То есть родиной обломовского халата не является Европа и, представьте себе, даже не Россия. Это доказывает нам следующие слова: “На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу...”. В романе же халат является символом ленности, праздности, отсутствия цели в жизни.

7.В фольклоре еще до И.А.Гончарова существовал образ ленивца, подобный образу Обломова. Им являлся герой былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника, Илья Муромец (неслучайно и Обломов назван Ильей Ильичем), пролежавший на печи 33 года. Назовите художественные произведения, в которых также используется мотив лени, бездеятельности.

В романе «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунинописывает жизнь молодого человека, похожую на жизнь Илюши Обломова. Алексей Арсеньев родился в 70-х гг. XIX в. в средней полосе России, в отцовской усадьбе, на хуторе Каменка. Детские годы его прошли в тишине неброской русской природы. Бескрайние поля с ароматами трав и цветов летом, необозримые снежные просторы зимой рождали обостренное чувство красоты, формировавшее его внутренний мир и сохранившееся на всю жизнь.Часами он мог наблюдать за движением облаков в высоком небе,за работой жука,запутавшегося в хлебных колосьях,за игрой солнечных лучей на паркете гостиной. Вместе с братьями и сестрой Алеша обследовал тайные уголки сада, огород, усадебные постройки, однако никакими трудами он не был обременен.

8.Слово «лень» в толковом словаре С.И.Ожегова определяется как «отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду». В «славянской мифологии» Лень и Отеть – духи, развращающие человека и мешающие ему нормально жить и трудиться. Лень – первая степень падения. Более высокая вторая степень – Отеть. Человек становится толстым и неповоротливым, в критической ситуации не предпринимает ничего для спасения себя и своих близких. Дальнейшая степень разложения ведёт к невозможности двигаться и к смерти через обжорство. Однако изначально слово «лень» не содержало негативного значения. Как вы думаете, синонимом какого слова являлось слово «лень» во времена А.С.Пушкина?

В XVIII веке «лень», «покой» в эстетическом плане стали символами свободного творчества.

Для А.С.Пушкина слово «ленивец» обозначает поэтическую натуру, отказавшуюся от соблазнов богатства и карьеры ради мирных утех дружбы и любви. Лень воспринимается как состояние, родственное вдохновению и помогающее отрешиться от житейской суеты. Именно такое понимание лени можно найти во всех стихах А.С.Пушкина, где встречается лексема «лень»: «Городок» (1815); «Мечтатель» (1815); «Моя эпитафия» (1815); «Моему Аристарху» (1815); «Послание Юдину» (1815); «Послание к Галичу» (1815); «К Дельвигу» (1815); «Сон» (1816); «Дельвигу» (1817); «Тургеневу» (1818); «Уединение» (1819); «Всё призрак, суета...» (1819); «К моей чернильнице»" (1821); «В часы забав иль праздной скуки...» (1830); «Дельвигу» (1830).

«Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надёжной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт»  

9.Известно, что на творчество любого писателя оказывали традиции предыдущих поколений поэтов, писателей. Это заметно в композиции произведения, способах создания образов произведения. Традиции какого писателя наиболее сильно чувствуются в обрисовке психологического облика Обломова?

И.А.Гончаров, так же, как Н.В.Гоголь, подробно выписывает мир вещей. Интерьер символичен, в нем воплощаются мысли и чувства героя (то же самое относится и к пейзажу). И тут вспоминается Н.В.Гоголь. Можно вспомнить интерьеры домов Манилова и Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» и интерьер в доме Обломова, обратить внимание на «маниловские» (неосуществленные планы, безалаберность), «плюшкинские» (застой, погрязание в домашней стихии, любовь к старым вещам) мотивы в «Обломове».

10. Мастер художественной детали, И.А.Гончаров использует ее практически везде: в интерьере, в пейзажной зарисовке, даже цветы являются символами. Какое растение стало символом любви Обломова к Ольге?

По античной легенде, юная нимфа Сиринга вестница утренней зари, испугавшись бога лесов Пана, превратилась в благоухающий куст сирени с нежными цветками. По другой легенде, возник прелестный цветок из лучей солнца и крайних, лиловых, лучей радуги, которые сыпала богиня весны на землю. На Востоке сирень служила эмблемой грустного расставания, поэтому влюбленный вручает ее своей возлюбленной только тогда, когда они расстаются навсегда.Сирень символизирует признание в любви.

11. Многие классические произведения русской литературы были экранизированы. По роману «Обломов» создано тоже несколько фильмов. Как называется самый известный российский фильм по роману «Обломов»?

Самым известным российским фильмом по роману И.А.Гончарова стал фильм под названием «Несколько дней из жизни Обломова» (реж.Н.Михалков), в котором режиссер попытался представить развитие основных сюжетных линий в течение 3 дней. Вторая часть романа дана закадровым голосом в качестве эпилога.

12. Илья Ильич Обломов по-своему представлял окружающую его действительность. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?

Обломов, с детства ориентированный на сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни  базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествлял себя с героями сказок и легенд. «…Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» (И.А.Гончаров «Обломов»). Таким образом, труд и жизнь для него являются сказкой.

13. Практически каждое художественное произведение можно отнести к какому-либо литературному направлению. К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»?

Роман И.А.Гончарова «Обломов» относится к реализму. Это роман критического реализма, то есть изображает типический характер в типических обстоятельствах при верности деталей. Эти принципы критического реализма каждый талантливый писатель выражает по-своему, создавая оригинальное литературное произведение, не похожее ни на какое другое. В «Обломове» Гончаров представил своё понимание не отдельной стороны, а всей русской жизни в переломный исторический момент – накануне отмены крепостного права, когда и общественные, и нравственные противоречия особенно обострились. Чтобы раскрыть выбранную тему, Гончаров описывает в романе жизнь одного героя – Обломова, помещика и отставного чиновника, в жизни которого не происходит ничего особенного: он почти всё время спит или мечтает, лёжа на диване сначала в квартире на Гороховой улице, потом на Выборгской стороне, а когда не спит, то ест.

14.Связь Ильи Обломова с традиционными образами былинных богатырей (Ильи Муромца) уже подчеркивалась (это не только выбор имени, но и лежание на печи). С каким персонажем русской народной сказки соотносится образ главного героя романа И.А.Гончарова в главе «Сон Обломова»?

Илья Ильич Обломов так же, как и Емеля («По щучьему веленью, по моему хотенью») на печи, лежит на диване, ничего не делая. Так же, как и Емеля, думает, что все сделается само («по щучьему веленью» ли по «нянькиному взмаху платком»).

15. В романе персонажам дана характеристика не только автором, но и другими персонажами. Кто и о ком говорит следующие строки:

«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки, как перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо»?

Штольц, друживший с детства с Обломовым и дорожившим его дружбой, тепло относится к нему. Это еще раз подтверждают слова, сказанные им Ольге об Обломове: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки, как перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо».

16. В художественном произведении каждый автор стремится донести до читателя свои мысли, взгляды на определенные проблемы, показывает положительных, отрицательных героев, свой идеал. Кто из героев романа «Обломов» наиболее приближен к авторскому идеалу?

Ольга Ильинская – воплощение авторского идеала женщины. «Ольга в строгом смысле не была красавица…Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии», «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Автор подчеркивает быстрое духовное развитие своей героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам». Героиня уверена в себе, ее ум требует постоянной работы. «Глубокая бездна ее души» не дает Ольге покоя. Она обречена вечно стремится к развитию, к более насыщенной, духовно богатой жизни. По мысли автора, именно в развитии, в стремлении познать себя и окружающих – смысл жизни.

17.В романе мастера художественного образа И.А.Гончарова каждое слово несет смысловую нагрузку, становится символом. Вставьте попущенное слово в рассуждения Штольца: «…Он (Щтольц) не предвидел, что он вносит…» (в жизнь Обломова)

Знакомство Ольги Ильинской с Обломовым автор сравнивает с фейерверком. Их любовь внушила уверенность Обломова в себя, мысли о нужности и целесообразности своей жизни, желание делать что-то не столько во имя себя, сколько во имя другого человека.

18.Критики оценили роман И.А.Гончарова «Обломов» (А.В.Дужинин, Н.И.Добролюбов), однако указывали на то, что один образ удался, а другой - нет. Назовите персонаж, о котором писал А.П.Чехов в 1889г.: «… не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»?

Штольц обладает привлекательными чертами (работоспособность, предприимчивость, уверенность в себе и в своей цели, сила, спокойствие) и имеет свои слабости (в нем нет поэзии, мечты, нет программы общественного служения). Этот образ – отражение определенной тенденции русской жизни – стремление к личной независимости, Штольц – буржуазный делец. Именно эти черты, слабости были неприемлемы для А.П.Чехова.

19.Роман И.А.Гончарова «Обломов» – историко-философский роман. Интересно, что композиция романа – тоже своего рода отражение философии. Сколько частей включает в себя роман «Обломов»?

Четыре части романа – это четыре времени года (зима, весна, лето, осень), это жизнь Обломова в этих четырех временах года, это четыре периода жизни человека (детство, юность, зрелость, старость).

20. Как известно, чувство любви к другому человеку вызывает что-то определенное, определенная черта человека: общие взгляды на мир, отзывчивость и т.д.. За что, по выражению Андрей Штольца, Ольга Ильинская полюбила Обломова?

Ольга Ильинская полюбила Обломова, по словам Штольца, за «голубиную нежность». Неповоротливый, ленивый Обломов мог, оказывается, испытывать и такие нежные чувства, как кротость, нежность, любовь. Тронутая «голубиной нежностью» Обломова, Ольга не могла не влюбиться в него.

21Перед вами три суждения о романе «Обломов». Объясните смысл каждого из них. С какими из них вы согласны, какие кажутся вам спорными? Почему? Аргументируйте свое мнение.

Люди, подобные Обломову, суть «…неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключается драматичность их положения». (Д.И. Писарев)
22.Как вы понимаете следующую фразу?


«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по сказкам Пушкина 3 класс

Дети в игровой форме повторяют сказки Пушкина. Викторина проходит в виде соревнования между командами....

Литературная викторина "Думай, вспоминай, отвечай" - 7 класс.

Викторина выполнена в форме презентации....

Сценарий литературного бала, посвященного роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир» для работников образования, подготовила Мурзиненко Е.С.

Сценарий литературного бала, посвященного роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир» для работников образования, подготовила Мурзиненко Е.С....

литературная викторина " В мире сказок"

применяется на уроках литературного чтения или как внеклассный материал на кружке в начальной школеhttp://LearningApps.org/display?v=p8tuysd2t16...

Литературная игра по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Урок литературы  проводится в виде командной игры. Целями урока являются:·         Проверка знания текста романа;·...

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

1.         В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор....

Литературная викторина

Предназначена для учеников 10-11 классов....