урок по истории Отечества 7 класс Новгородское вече
план-конспект урока

Блаженкова Лариса Борисовна

Конспект урока по истории Отечества в 7 классе по теме"Новгородское вече"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.novgorodskoe_veche_7_kl.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Новгородское вече.

Цель:

- формирование представлений о политической жизни Новгорода.

Задачи:

Образовательные: познакомить с вечевым строением боярско – купеческой республики, разъяснить следующие понятия: «боярская республика», «вече», «посадник», «тысяцкий», «архиепископ».

Коррекционные: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, закреплять умения самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважение к труду простых новгородцев, восхищение их труду и упорству.

Словарная работа:  вече, «чёрные люди», гонец, архиепископ, республика, помост.

Оборудование: карта «Древнерусское государство Киевская Русь», карточки с заданиями, презентация.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

 Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I Организационный момент.

 - Сейчас мы с вами повторим домашнее задание.

- Я думаю, что все будут  активно работать на уроке, будут  дружными, помогать друг другу, внимательно слушать  ответы одноклассников.

И  тогда у нас  всё получится.

II Актуализация знаний.

1.Задания по карте

- Покажите Новгородскую землю на карте.

- С какими русскими княжествами граничила Новгородская земля?

- Назовите и покажите крупные города.

- Какой город был столицей Новгородской земли?

2. Задание «Мозговой штурм»

Ответьте на вопросы, одним словом.

1.Что обозначает слово Новгород? (Новый город)

2. Назовите год основания Новгорода? (859 год)

3. Озеро, находящееся в центре Новгородской земли. (Ильмень).

4. Главный Новгородский храм. (Софийский собор)

5. Река, протекавшая через Новгород. (Волхов).

6. Место, где селились ремесленники и мелкий торговый люд.(Посад).

7. Главная часть Новгорода. (Кремль).

8. Часть города, где располагался торг. (Торговая).

Задание 3. Работа по карточкам( в парах).

- Представьте себе, что вы новгородские купцы.

 Из перечисленных товаров подчеркните, которые вы будете покупать на Родине  и  продавать за границей.

 зерно, вина, ткани, пушнину, стеклянные бусы, мёд, конопля, воск, лён,  рыбий зуб, соль, специи, сало, рыба, ковры.

- Скажите, кто управлял русскими землями и русскими городами? ( Князья)

- А вот в Новгороде горожане свергли власть князя в 1136 году. Какой у вас возникает вопрос?

(Кто правил с тех пор в Новгороде? Как происходило управление? )

 

IV. Сообщение темы урока.

Тема урока «Новгородское вече».

V. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя об управлении в Новгороде.

     Новгородом правил не князь, как это было в других землях. Важные вопросы решали на общем собрании всех жителей Новгорода – вече. Оно обычно собиралось на  «Ярославом дворе».  Все жители Новгорода участвовали в вече - бояре, богатые горожане, купцы и «чёрные люди». Право участвовали в вече имели только мужчины. На вече всех новгородцев собирал вечевой колокол. Торговая площадь вмиг превращалась в собрание. Там стоял  крик, шум. Народное собрание решало вопросы войны и мира, избирало правителей, приглашало князя. Такая форма государственного  правления при которой  выбиралась власть называется  республика.

Словарная работа: «чёрные люди», республика.

  1. Правители Новгорода

(объяснение по схеме «Управление новгородской республикой»)

На вече избирались правители Новгорода: посадник, тысяцкий, архиепископ. Правителей избирали из бояр, знатных горожан.

Словарная работа: посадник, тысяцкий, архиепископ.(слайд –схема)

Посадник. Главным среди правителей был посадникПосадник избирался на 1-2 года и руководил деятельностью всех должностных лиц; вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском; решал различные споры и тяжбы, принимал послов, заключал договора .Посадник созывал вече, но, самые главные вопросы решались на вече.

 Тысяцкий. Помощником посадника был тысяцкий. Тысяцкий управлял всеми чёрными людьми и решал споры между ними, занимался вопросами торговли, возглавлял народное ополчение в случае войны, отвечал за сбор налогов.

Архиепископ. Глава новгородской церкви – архиепископ, так же избирался на вече. Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Монастыри с их землями, храмы, приходские священники- все подчинялись архиепископу. При его дворе велась новгородская летопись.

 Князь, призываемый вечем, занимал в Новгороде второстепенное место, был в роли  наемного слуги, с точно ограниченной сферой деятельности .Князь  находился под постоянным контролем выборного посадника. Он выполнял функции главнокомандующего и  по мере необходимости  занимался защитой города; военную и судебную деятельность разделял с посадником. Князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. В случае нарушения вышеперечисленных требований князь мог быть изгнан.

Работа по группам с текстом учебника.

Задание.

Работая с текстом учебника, выберите правильные утверждения.

1 группа: работа с текстом учебника, стр. 214, 2 абзац.

2 группа: работа с текстом учебника, стр. 214, 3 абзац.

3 группа: работа с текстом учебника, стр. 214, 4 абзац.

4 группа: работа с текстом учебника, стр. 217, 1,2 абзац.

  1. Работа по картине «Новгородское вече».

Как же проходило вече?

На городской площади находился большой колокол. Звонили в него, когда хотели созвать вече. Вечевой колокол – символ народовластия.

На вечевой площади было возвышение вроде трибуны: на него взбирались выступающие, чтобы все остальные могли их видеть. Первым к народу обращался посадник. Он громко перечислял вопросы, которые надо было решить на вече.

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих.

Кто был согласен с решением, те кричали «ЛЮБО», кто не согласен – «НЕ ЛЮБО».

При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не было  достигнуто соглашения.  Когда наконец вече принимало решение, писали грамоту(закон). В этой грамоте записывали принятое решение, а посадник ставил свою подпись и печать.

Беседа по вопросам.

- Как новгородцы узнавали, что нужно идти на вече?

- Как проходило вече?

- Как принимали решение на вече?

  1. Физкультминутка.

Новгородский люд проснулся,

Встал, умылся, потянулся,

Осмотрел свои владенья,

Принял верное решенье:

Богатырским шагом дружно

Выйти в поле, если нужно,

Поклониться земле низко,

Предстоит нам путь неблизкий.

Маршируем строем в ногу,

Отправляемся в дорогу.

  1. Ролевая игра «Выборы князя».

(Звон вечевого колокола). Я вам предлагаю отправиться в древний Новгород и стать участниками новгородского вече. На вече надо выбрать князя. Будут рассмотрены 3 кандидата это Илья Муромец, Московский князь и Варяжский князь.

Сейчас перед новгородцами выступят сторонники от каждого князя.

Прошу сделать сообщение от Ильи Муромца  

 Илья Муромец. Илья Иванович Муромец родился в крестьянской семье, в селе Карачарово, что в Муромском районе Владимирской области. Основательность, спокойная сила, боевой опыт сочетаются в нем с великодушием и человеколюбием. Прославился Илья Муромец своими подвигами — победами над чудовищем Соловьем разбойником и Идолищем поганым. По силе ему не было равных, он был  грозой разбойников и освободителем русской земли от татарского ига. Ему доверяют войны и готовы пойти с ним в любую битву. Может не только защитить Новгород, но желает пойти войной на соседние Земли. Считает, что с Москвой дружить не стоит, а следует создавать свое собственное государство.

  

 Для представления Московского князя приглашается его сторонник.    

Московский князь. Богатый князь, обещает не брать больших налогов.  Хотя, если честно, то рассчитывает наоборот получить побольше денег. Свое состояние заработал, будучи сборщиком дани. Утаивая часть дани от Золотой Орды, он стал очень богатым человеком. Гарантирует полное покровительство Москвы, защиту

от литовцев. Он опытный политик, его авторитет среди русских князей непререкаем. Покупает земли в соседних княжествах и отдает их во владение своим людям в качестве платы за службу, тем самым создавая московские опорные пункты в чужих землях. Не нравятся Новгородские вольности, рассчитывает в дальнейшем упразднить Новгородское вече.

                Для представления Варяжского князя приглашается его сторонник.  

Варяжский князь.  Отважный, но коварный правитель. Планирует заменить русских князей на престолах на своих родственников. Обещает союз с западными соседями шведами и литовцами. Хочет совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам как с запада, так и с востока. Он ближайший родственник германского императора, что дает возможность заключить торговый союз с немецкими городами и свободно торговать с Европой. Обещает прекратить все притязания со стороны Москвы и в тайне мечтает присоединить Новгород к землям Левонского ордена. Желает занять новгородский престол, но не желает принимать православную веру.

 

   Итак, прошу народ выразить свое мнение криками «ЛЮБО», если устраивает этот кандидат или «НЕ ЛЮБО», если по каким-то причинам кандидат вас не устраивает.

Итак,  народ, как вы относитесь к кандидатуре:

— Ильи Муромца;

— Московского князя;

— Варяжского князя.

Выборы новгородского князя состоялись. Единогласно был выбран Илья Муромец.

Теперь можно посылать и гонца за князем и его дружиной.

Зачем новгородцы приглашали к себе князей?

- Почему управление в Новгороде называют республикой?

- Почему новгородскую республику называют боярской?

- Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?

  1. Вывод по теме.

 VI. Закрепление нового  материала.

   Задание на карточке. Работа в группе. Отгадайте кто это.

 1) Он глава церкви, распоряжался казной.

 2) Ведал городским ополчением, управлял черными людьми, отвечал за сбор налогов.

 3) У него была своя дружина, во время войны подчинялись ему все бояре, знатные люди.

 4) Он был главным среди правителей. Он управлял всеми государственными делами, решал различные споры, принимал послов, заключал договора.

 

 Тест  «Новгородское вече».
№ 1. Как называлось народное собрание Новгорода?
 новгородское вече;
 новгородский кремль;
 новгородская республика.
 № 2. Как назывался глава города Новгорода?
 посадник;
 тысяцкий;
 архиепископ.
№ 3. Что  входило в полномочия тысяцкого?
 управлять всеми «чёрными людьми» и решать споры между ними;
 ведать всеми церковными делами;
 руководить городским ополчением в случае войны.
№ 4.Что входило в полномочия архиепископа?
 ведать всеми церковными делами;
 руководить городским ополчением в случае войны;
 отвечать за сбор налогов.
№ 5. Как назывался колокол, который находился на башне городской площади?
 церковный колокол;
 вечевой колокол;
 большой колокол.
 №6.Кто не имел права жить в Новгороде?
 посадник;
 князь;
 тысяцкий.
№ 7. Как назывался человек, получающий срочное поручение?
 гонец;
 гусляр;
 купец.
№ 8. Как называлась та форма управления, которая была в Новгороде?
 пошлина;
 междоусобица;
 республика.

V. Рефлексия.

Вам урок понравился?

Вам было скучно?

Интересно?

А теперь оценим работу на уроке

VI. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника с. 214-217, ответить  на вопросы параграфа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по всем темам истории Отечества в 9 классе.

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по истории Отечества в 9 классе составлены в соответствии с материалом учебника для 9 класса специальных (корре...

Олимпиада по истории Отечества

Министерство образования Республики МордовияГБУ ПО РМ   «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум  им. А.П. Байкузова»  СогласованоНа заседании цикловой коми...

Адаптированные рабочие программы по истории Отечества

Данные программы составлены на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью В основу адаптации легли данные "Программы для специальных коррекционных ...

Международная акция Тест по истории Отечества, 2016г

Международная акция Тест по истории Отечества, 2016г...

Международная акция Тест по истории Отечества, 2016г

Международная акция Тест по истории Отечества, 2016г...

Методическая разработка викторины по общеобразовательной дисциплине ОУД.07 история «Историей Отечества горжусь!»

Викторина включает в себя вопросы исторического характера, служит для формирования интереса обучающихся к учебной дисциплине и истории Отечества....

История отечества 9 класс

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Человек и о...